Российская Федерация
МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2
243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2- 31-82
Рассмотрено Утверждена
на заседании методического приказом директора
Совета школы МБОУ ССОШ №2
Протокол № №_____ от_________
От «___» _____________2013 _____________ / Бурая Е. М./
Рабочая учебная программа
по истории
8 класс
для базового уровня
Составлена на основе программ
по истории для классов с базовым уровнем ( Н. В. Загладин,Х. Т. Загладина, А. Н. Боханов)(68 ч., 2 ч. в неделю)
( наименование программы, автор программы)
Срок реализации программы: 2013-2014 г.
Данилкина Л. М.
(ФИО педагога, составившего рабочую программу)
Пояснительная записка.
Программа по всеобщей истории предназначена для 8 класса основной школы. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Программыкурса «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс» Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной. Программа конкретизирует содержание предметных тем. Даёт распределение учебных часов по темам курса «Новая история 19 век- начало 20 века». Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 24 часа. В основу программы положены новые подходы к изучению всеобщей истории. В них отражены цели обучения истории в основной школе:
ознакомление уч-ся с событиями всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современности, основными процессами развития человеческого общества;
развитие у уч-ся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний полученных в ходе изучения курса истории при анализе и Оценке современного состояния общества;
формирование у уч-ся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.
Общеучебные умения и навыки:
называть даты важнейших событий, хронологические рамки;
читать историческую карту, сравнивать данные разных источников, выявлять сходства и различия;
рассказывать об исторических событиях и их участниках;
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
объяснять в чём состоят мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей в истории;
объяснять смысл важнейших исторических понятий, группировать исторические события по указанному признаку.
Основные понятия курса:
Промышленная революция, экономические кризисы, капитализм, пролетариат, организованное рабочее движение, средний класс, капиталисты, урбанизация, консерватизм, либерализм, социализм, радикализм, национализм, гражданская война, монополия, модернизация, милитаризация, национально-освободительное движение, мировая война, научная революция, массовая культура.
Содержание программы.
ТЕМА 1. Наполеоновские войны и пробуждение национального самосознания в Европе.(3ч.)
Франция: от республики к империи. Переворот 18 брюмера. Политика консульства. Формирование черт монархической власти. Принятие титула императора Наполеоном и провозглашение империи. Завоевательные войны. Континентальная блокада Англии, Складывание антифранцузской коалиции. Поход Наполеона в Россию. Война за освобождение Европы. Крушение империи. Отречение Наполеона и реставрация Бурбонов. «Сто дней» Наполеона и битва при Ватерлоо. Венский конгресс и «Священный союз» как гарантия безопасности в Европе.
Тема 2. Реакция и революции: народы против монархов. ( 3 часа)
Революционно-освободительное движение в 1830 г. Усиление реакции в Европе. Революции 20-30 г. 19 века во Франции, Бельгии, восстание в Польше и Греции. Основные события и итоги.
Революции 1848-1849г. во Франции, Германии и Австрийской империи. Итоги революций в Центральной Европе.
Тема 3. Европа на пути промышленного развития. (4 часа)
Промышленная революция. Черты индустриального развития европейских стран. Экономические кризисы. Утверждение капитализма в развитых странах (Англия, США, Франция). Создание условий для установления господства развитых стран. Изменения в социальной структуре общества. Возникновение промышленного пролетариата и рост его организованности. Изменение образа жизни людей в условиях промышленной революции.
Объединение Германии и Италии. Деятельность К. Кавура. Поход Дж. Гарибальди. Роль Пруссии в объединении Германии. Австро-прусская война. Франко- прусская война её итоги. Завершение объединения Германии и Италии.
Политические течения. Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм. Видные идеологи и их идеи (С. Сисмоноди, Т. Карлейль, А. Смит, Сен-Симон, Р. Оуэн, Фурье, Прудон, К. Маркс).
ТЕМА 5. Восток в орбите влияния Запада.(4ч.)
Япония в середине 19 века. « Открытие» Японии. Система неравноправных договоров и её влияние на политическую жизнь страны. Реформы Мейдзи, Особенности японской модернизации.
Китай под властью маньчжуров. Опиумные войны и превращение Китая в полуколонию. Антиевропейское движение в Китае. Возникновение демократического движения. Сунь Ятсен. Китайская революция 1911-1913 гг. и её итоги.
Индия. Расширение английского господства в Индии. Антиколониальное восстание в Индии. Рост национального самосознания и формирования национального движения за освобождение от власти английских колонизаторов.
Тема 4. Становление национальных государств. (3часа)
«Восточный вопрос» в к. 19-нач. 20 века. Социально- экономический и политический строй Османской империи. Реформы первой трети 19 века. Реформы Танзимата. Противники и сторонники реформ. Ухудшение внешнеполитического положения в конце 19 века. Движение младотурок и революция 1908 г.
Противоречия экономического и социально-политического положения Ирана в конце 19- начале 20 века.
Тема 6. Становление мировой индустриальной цивилизации.(5 часов)
Колониализм. Последствия для метрополий и колоний. Традиционализм в колониальных и зависимых странах. Предпосылки модернизации в странах Азии.
Международные отношения на рубеже веков. Баланс сил в Европе. Образование военно-политических блоков. Нарастание противоречий между великими державами и создание условий для возникновения мирового конфликта. Первая Мировая война. Причины, повод, страны участницы, основные события, итоги.
Итоговое повторение(1ч.) Итоги мирового развития в 19 веке- начале 20 века.
Тематическое планирование
по всеобщей истории - 8 класс
№
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
1.
|
Наполеоновские войны и пробуждение национального самосознания в Европе.
|
3часа
|
1.1.
|
Франция: от республики к империи. Переворот 18 брюмера. Принятие титула императора.
|
1
|
1.2.
|
Завоевательные войны. Континентальная блокада Англии. Складывание антифранцузской коалиции.
|
1
|
1.3.
|
Поход Наполеона в Россию и крушение Французской империи. Венский конгресс и «Сто дней Наполеона»
|
1
|
2.
|
Реакция и революции: народы против монархов.
|
3 часа
|
2.1
|
«Священный союз» как гарантия безопасности в Европе.
|
1
|
2.2.
|
Революционное движение в Европе в 1820-1830 годах. Основные события и итоги.
|
1
|
2.3.
|
Революции 1848-1849 годов во Франции, Германии, Австрийской империи. Их итоги.
|
1
|
3.
|
Европа на пути промышленного развития.
|
4часа
|
3.1
|
Европа на пути промышленного развития.
|
1
|
3.2.
|
Объединение Германии и Италии.
|
1
|
3.3
|
Политические течения. Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм.
|
1
|
3.4.
|
Повторение-обобщение по теме: «Европа в первой половине 19 века».
|
1
|
4
|
Становление национальных государств.
|
3 часа
|
4.1.
|
Особенности политического и социально-экономического развития Великобритании и её доминионов.
|
1
|
4.2
|
США: причины и итоги Гражданской войны.
|
1
|
4.3.
|
Страны Западной и Центральной Европы. Франция, Германия, Австро-Венгрия.
|
1
|
5.
|
Восток в орбите влияния Запада.
|
4 часа
|
5.1
|
Государства Южной и Юго-Восточной Европы. Италия, Испания, Балканские страны.
|
1
|
5.2.
|
Япония в середине 19 века. Особенности японской модернизации.
|
1
|
5.3.
|
Китай и отношения с европейскими странами. Возникновение демократического движения. Китайская революция 1911-1913 гг.
|
1
|
5.4
|
Индия. Расширение английского господства и рост индийского самосознания. Формирование национального движения.
|
1
|
6.
|
Становление мировой индустриальной цивилизации.
|
5 часов
|
6.1
|
«Восточный вопрос» в конце 19-начале 20 века.
|
1
|
6.2
|
Колониализм
|
1
|
6.3.
|
Международные отношения на рубеже веков. Образование военно-политических блоков в Европе.
|
1
|
6.4-6.5.
|
Первая Мировая война.
|
2
|
7
|
Повторение-обобщение по курсу: «Итоги мирового развития в 19- начале 20 века
|
1
|
Пояснительная записка.
Программа по истории России в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы курса «История России XIX век. 8 класс» А. Н. Боханова. В программе представлен курс истории России 19 века. Предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у уч-ся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении Отечественной истории и лучшей организации познавательной деятельности школьника. Программа предусматривает объединение тем Iи II, так как внешняя политика рассматривается в контексте внутренней.
Программа составлена исходя из следующих целей:
ознакомление уч-ся с событиями отечественной истории, фактами биографиями исторических деятелей прошлого, основными процессами развития российского общества в 19 веке;
развитие у уч-ся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ анализа; развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, использование знаний полученных в ходе изучения истории, при анализе и оценке современного состояния общества;
формирование у уч-ся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.
Общеучебные умения и навыки:
называть даты применяемые для периодизации истории России 19 века, политической и социальной истории, важнейших военных компаний;
называть место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей России 19 века, основные течения и организации и участников общественного движения, выдающихся представителей и достижения российской науки и культуры, полководцев и участников компаний;
работать с исторической картой;
описывать условия и образ жизни различных слоев российского общества и народов Российской империи.
соотносить факты и общие процессы, явления;
называть характерные и существенные черты, классифицировать события и явления по их принадлежности, объяснять значение понятий, в чём состояли результаты деятельности государственных и общественных деятелей, сравнивать, излагать суждения о причинах и последствиях;
высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Образовательная программа по истории России(19век) 8 класс(44 ч.)
Введение(1ч.)
Российская империя в начале 19 века. Территория, административное деление и управление. Численность населения, его конфессиональный и многонациональный состав. Особенности процесса модернизации в России. Особенности расширения территории России.
Тема 1. Российская империя вначале 19 века (12ч.).
Заговор 11 марта 1801 года. Свержение Павла I. Воцарение АлександраI. Курс государственной политики и проект государственных реформ М. Сперанского. Дворянское сословие, вольные хлебопашцы и военные поселения. Проект Аракчеева по отмене крепостного права и проект Конституции Н.Н. Новосильцева.
Внешняя политика Александра I. Русско-турецкая война, война с Ираном, война со Швецией. Взаимоотношения России и Франции в начале 19 века.
Отечественная война 1812 года. Причины войны. Планы сторон и соотношение сил накануне войны. Отступление русской армии. Оборона Смоленска. М.И. Кутузов. Бородинская битва и её значение. Вступление Наполеона в Москву, пожар Москвы. Значение Тарутинского манёвра. Народный характер войны. Партизанское движение. Изгнание армии Наполеона из России. Заграничный поход русской армии. Победы над Наполеоном. Россия на Венском конгрессе. Превращение России в мировую державу.
Положение в России после Отечественной войны 1812 г. Тайные общества. «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Северное и Южное общества. «Конституция» Н.М. Муравьёва и «Русская правда» П. Пестеля. Выступление на Сенатской площади. Значение выступления декабристов и их влияние на русское общество.
Повторение по теме: «Российская империя в начале 19 века».
Тема 2. Российская империя в годы правления Николая I(10ч.)
Личность императора. Преобразования в системе управления страной. Кодификация законов, финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Комитеты по разработке крестьянской реформы и отсутствие реальных результатов их деятельности. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселёва.
Противоречивость реформаторской деятельности. Развитие бюрократической системы. Третье отделение и усиление политического контроля над обществом. Теория официальной народности.
Внешняя политика Николая I. Польское восстание и Кавказская война. Политика России на Кавказе. Основные этапы войны. Государство Шамиля. Мюридизм. Итоги и последствия войны.
«Восточный вопрос» и Крымская война. Причины и основные этапы. Синопское сражение. Крымская кампания. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В.А. Корнилов. Парижский мир. Причины поражения России. Кризис империи Николая I. Нарастающее отставание России от ведущих западно-европейских стран.
Развитие промышленности и технической мысли. Начало промышленного переворота в России.
Общественная мысль в России. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин) и славянофилы (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, братья Киреевские).
Русская православная церковь. Русские православные деятели и русские святые. Серафим Саровский. Амвросий Оптинский.
Русский утопический социализм. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
Культура в России в первой половине 19 века. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Масонство. Русская литература. Творчество А.С. Пушкина, А.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова. Архитектура, живопись, театр, музыка. Повторение по теме «Россия в годы правления Николая I».
Тема 3. Россия в годы правления Александра II.(6 ч.)
Личность императора Александра. Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 года. Положение о крестьянах, вышедших из-под крепостной зависимости. Личное освобождение крестьян, Сельские общества и мировые посредники. «Временнообязанные» отношения. Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на Манифест, крестьянские волнения. Значение реформы.
Реформы 60-70 годов. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа, введение суда присяжных. Военная реформа, введение всеобщей воинской повинности. Д. А. Милютин. Изменения в системе образования. Новый университетский устав.
Экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Российский путь модернизации. Экономическая политика страны в области финансов и промышленности.
Внешняя политика. Основные направления. А. М. Горчаков. Российско-германский союз. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война. Балканский кризис. Причины и основные Этапы войны. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир. Берлинский конгресс.
Оппозиция в обществе. Народничество. «Земля и воля». «Народная воля» и «Чёрный передел». Выстрел Каракозова. Деятельность Лорис-Меликова. С. Перовская и Желябов. Убийство Александра II.
Тема 4. Россия в эпоху Александра III.(5ч.)
Личность императора. Консервативный характер внутренней политики нового царя. «Положение об усиленной охране». Русская православная церковь и деятельность Победоносцева.
Экономическое развитие России в 1880-1890 годах. Поддержка помещичьих хозяйств. Учреждение Крестьянского и Дворянского банков. Ускоренное промышленное развитие. Завершение промышленного переворота и его последствия. Государственная поддержка военной и тяжёлой промышленности. Н.Х. Бунге.
Политическое и административное состояние России. Социальная структура российского населения.
Роль России в мировой политике. Приоритеты и основные направления российской дипломатии. Образование русско-французского союза. Отношения с Англией.
Повторение по теме: « Россия во второй половине 19 века».
Тема 5. Начало эпохи Николая II.(8ч.)
Личность императора. Промышленный подъём 90-х и деятельность С.Ю. Витте: протекционизм, налоговая политика и денежная реформа.
Внешняя политика России. Мирные инициативы России. Гаагская конференция. Дальневосточная политика.
Рабочее движение в России. Революционно-демократическая идеология. Социалистические теории: Лавров, Бакунин. Ткачёв. Появление марксизма. Ленин.
Культура России во второй половине 19 века. Наука и образование. Система образования в России. Научные изобретения мирового масштаба. Научные общества. Развитие исторической и общественной мысли. Географические экспедиции. Достижения художественной культуры.
Повторение-обобщение по теме: «Начало царствования Николая II.»
Итоговое повторение по курсу: «История России в 19 веке»(2ч.)
Тематическое планирование по истории России XIX век
№
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
|
Введение.
|
1
|
1.
|
Российская империя в начале XIX века.
|
12
|
1.1.
|
Заговор 11 марта 1801 года
|
1
|
1.2.
|
Курс государственной политики.
|
1
|
1.3.
|
Проект политических реформ Сперанского
|
1
|
1.4.
|
Дворянское сословие, вольные хлебопашцы и военные поселения.
|
1
|
1.5.
|
Проект Аракчеева по отмене крепостного права и проект Конституции Новосильцева.
|
1
|
1.6.
|
Русско-турецкая война, война со Швецией.
|
1
|
1.7.
|
Взаимоотношения России и Франции в начале XIX века.
|
1
|
1.8.
|
Отечественная война 1812 года.
|
2
|
1.9.
|
Тайные общества
|
1
|
1.10.
|
Выступление на Сенатской площади.
|
1
|
1.11.
|
Повторение по теме: «Внутренняя и внешняя политика Александра I»
|
1
|
2
|
Российская империя в годы правления Николая I.
|
10
|
2.1.
|
Личность императора. Преобразования в системе управления страной
|
1
|
2.2.
|
К решению крестьянского вопроса. Теория официальной народности.
|
1
|
2.3.
|
Внешняя политика Николая I. Польское восстание и Кавказская война.
|
1
|
2.4.
|
«Восточный вопрос» и Крымская война.
|
1
|
2.5.
|
Развитие промышленности и технической мысли.
|
1
|
2.6.
|
Славянофилы и западники. Общественная мысль в России в начале XIX века.
|
1
|
2.7.
|
Русская православная церковь
|
1
|
2.8.
|
Русский утопический социализм.
|
1
|
2.9.
|
Культура России в начале XIX века.
|
1
|
2.10.
|
Повторение-обобщение: «Российская империя в годы правления Николая I»
|
1
|
3
|
Россия в годы правления Александра II.
|
6
|
3.1.
|
Отмена крепостного права.
|
1
|
3.2.
|
Реформы Александра II.
|
1
|
3.3.
|
Экономическая политика страны после отмены крепостного права.
|
2
|
3.4.
|
Внешняя политика России. Русско-турецкая война.
|
2
|
4.
|
Россия в эпоху Александра III.
|
5
|
4.1.
|
Личность императора. Русская православная церковь
|
1
|
4.2.
|
Экономическое состояние России в 1880-1890 годах
|
1
|
4.3.
|
Политическое состояние России
|
1
|
4.4.
|
Роль России в мировой политике
|
1
|
4.5.
|
Повторение-обобщение по темам: «Правление императоров Александра II и АлександраIII»
|
1
|
5.
|
Начало эпохи Николая II
|
8
|
5.1.
|
Витте и реформа денежного обращения
|
1
|
5.2
|
Внешняя политика России
|
1
|
5.3.
|
Рабочее движение в России
|
3
|
5.4.
|
Культура России во второй половинеXIX века.
|
2
|
5.5.
|
Повторение-обобщение по теме: «Начало Царствования Николая II»
|
1
|
|
Повторение по курсу: «История России в XIX веке».
|
2
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
по истории
В результате изучения истории наученик должен знать/понимать:
факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса: принципы и способы периодизации всемирной истории:
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу:
особенности исторического. историко-социологического, историко- политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
• уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа:
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
классифицировать исторические источники по типу информации; различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
использовать принципы причинно-следственного, структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
формировать собственный алгоритм решения историко- познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Нормы оценки знаний учащихся по истории.
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.
В развёрнутых и кратких устных ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения школьников по пятибалльной системе. При этом учитывается: глубина знаний; полнота знаний и владение необходимыми умениями (в объёме программы); осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи.
Оценка «пять»- материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное исправление и дополнение ответа другого ученика;
«четыре»- в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«три»- в усвоении материала имеются существенные пробелы; изложение недостаточно систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены; речь бедная;
«два»- главное содержание материала не раскрыто;
«единица»- материал не усвоен, ученик отказывается ответить по теме или обнаруживает незнание её основных положений.
Материально-техническое обеспечение
Сахаров А. Н., Боханов А.Н. История России XIX в. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
Загладин Н. В. Всеобщая история 8 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2010 г.
Зверев Б.И. Страниц военно-морской летописи России. М., 2005.
Агафонов С. В. Программа курса к учебнику Сахарова А. Н., Боханова А. Н. «История России» для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Загладин Н. В. Программа курса к учебнику Загладина Н. В. Всеобщая история. Новая история. 8 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
Учебные фильмы: «Бородино и его герои», «Александр II», «Русские императорские дворцы», «Император Александр I», «Император Николай I», «Архитектура XII-XIXвв», «Истории морских сражений», «Царицыно. Императрица и зодчий», « Александр III».
Учебные карты по истории России 8 класс
Учебные таблицы по истории России XIX в.
9. http://www.uchportal.ru./load/54
10. http://www.proshkolu.ru/
11. http://www.istorik.ukoz com/
|