Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание




Скачать 252.01 Kb.
НазваниеУчибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание
страница1/2
Дата публикации07.06.2014
Размер252.01 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2
Учибно- методический комплекс по дисциплине « Актуальные проблемы практической службы специальной психологии»

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Рабочая программа дисциплины « Актуальные проблемы практической службы специальной психологии»

  3. Дидактические материалы по дисциплине

    1. Методические рекомендации по написанию проекта, тематике практических занятий

    2. Материалы для организации самостоятельной работы

    3. Перечень источников для подготовки к практическим занятиям

  4. Методические рекомендации

    1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

  5. Материалы для проведения текущего и итогового контроля

    1. Тест самоконтроля

    2. Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену)

  6. Дополнительный материал учебно-методического комплекса



  1. Пояснительная записка.

В настоящие время накоплен определенный опыт работы психологических служб в системе специального образования, требующий обобщения, анализа, специального изучения, что предполагает опору на твердый теоретический фундамент.

У истоков становления практической психологической службы в системе образования стоял крупнейший теоретик и практик в области психологии Л. С. Выготский. Поэтому чрезвычайно своевременными является обращения к классическому наследию Л. С. Выготского осмысление и оценка с позицией современности разработанных им методических и организационно-методических принципов организации практической помощи детям с нарушением в развитии.

Курс предполагает так же расширение и углубление знаний студентов по вопросам организации дифференцированной и индивидуализированной помощи детям с проблемами в развитии.

Задачи курса:

Помощь будущему специальному психологу осмыслить методологию, цели и задачи моделей деятельности специального психолога в образовании, требования к реализации различных направлений деятельности психолога, приобрести практические навыки и умения реализации психологического сопровождения детей с ОВЗ на различных этапах детства.


  1. Рабочая программа.


Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденного 18 января 2010г., № 49.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профилю подготовки «Специальная психология», утвержденного «24» марта 2011 г.



Рабочая программа по дисциплине «Логопедическая коррекция» принята на заседании кафедры специальной педагогики и психологии, протокол № 1 от «02» сентября 2013 г.

Разработчик: к. психол. н., доцент Н.В. Карпушкина
СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой специальной

педагогики и психологии

_________________/ С.Н. Каштанова /

«____»_______________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

специальной педагогики и психологии

_________________/ С.Н.Каштанова /

«____»_______________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/_______________/

«____»_______________201__г.



  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» является:

1. Ознакомление с современными теоретическими и прикладными исследованиями в области специальной психологии и коррекционной педагогики.

Задачи дисциплины:

  • Расширение представлений студентов о новейших исследованиях в области специальной практической психологии.

  • Ознакомление с современным состоянием и актуальными направлениями развития практической службы специальной психологии.

  • Ознакомление студентов с актуальными задачами и содержанием специальной психологической помощи детям и подросткам с ОВЗ в зависимости от структуры дефекта.

  • Создание условий для формирования навыков и умений, необходимых для решения актуальных проблем психолого- педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ.

  • Формирование умений и навыков самостоятельного пополнения знаний по актуальным проблемам сопровождения детей и подростков с ОВЗ.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: профессиональный цикл.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Введение в профессию».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии», «Современные методы диагностики отклоняющегося развития».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ПК-1 способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;

ПК-2 готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

ПК-4 готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В результате освоения курса обучающийся должен

знать:

- современное состояние и актуальные проблемы и перспективы развития специальной психолого- педагогической помощи в системе образования;

- инновационные теоретические и практические подходы к построению индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками с ОВЗ.

уметь:

- применять полученные знания для организации психолого- педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ в зависимости от вида образовательного учреждения (общего вида, компенсирующего, комбинированного);

- проектировать целостный процесс психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ в условиях различных звеньев психологической службы образования;

владеть навыками:

- отбора, проектирования и реализации современных методов, технологий в области специальной практической психологии.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зач. ед.

Всего часов

Семестр

4

Общая трудоёмкость дисциплины

4

144

144

Аудиторные занятия, в т.ч. занятия в активной и интерактивной формах

68

17

68

17

Лекции

34

34

Практические занятия, семинары

34

34

КСР







Самостоятельная работа

76

76

Вид итогового контроля

зачет





5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1. Актуальные направления и содержание практической службы специальной психологии

24

24

48

96

1.1. Актуальные проблемы сопровождения детей с сенсорными нарушениями

4

4

8

16

1.2.Актуальные проблемы и содержание сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью

4

4

8

16

1.3. Актуальные проблемы психолого- педагогического сопровождения детей с ЗПР

4

4

8

16

1.4. Актуальные проблемы психолого- педагогического сопровождения детей с РДА

4

4

8

16

1.5.Организация и содержание психолого- педагогического сопровождения детей и подростков с ДЦП

4

4

8

16

1.6. Современные подходы к организации и содержанию работы с родителями детей с отклонениями в развитии

4

4

8

16

Раздел 2. Актуальные проблемы служб сопровождения детей и подростков с ОВЗ

10

10

28

48

2.1. Интеграция и инклюзия в современном образовании: проблемы профессионального сопровождения и пути их решения

4

4

14

22

2.2. Ранняя помощь детям и подросткам с ОВЗ: современные тенденции психолого- педагогического сопровождения

6

6

14

26

ЗАЧЕТ













Итого:

34

34

76

108


5. 2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Актуальные направления и содержание практической службы специальной психологии

1.1. Актуальные проблемы сопровождения детей с сенсорными нарушениями. Задачи и организация деятельности тифлопсихолога в ОУ (общего вида, компенсирующего, комбинированного). Развитие предметно- практической деятельности и восприятия как актуальная задача в работе с детьми с нарушениями зрения и слуха. Развитие личности и социальной компетенции как актуальное направление сопровождения детей и подростков с сенсорным дефектом.

1.2. Актуальные проблемы и содержание сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью. Задачи и организация психологического сопровождения детей с психическим недоразвитием в ОУ. Психолого- педагогическое сопровождение детей с умеренной и глубокой ИН. Развитие социальной компетентности детей и подростков с ин как актуальная задача психолого- педагогического сопровождения. Организация и содержание профориентационной работы с детьми с ИН.

1.3. Актуальные проблемы психолого- педагогического сопровождения детей с ЗПР. Вклад ведущих психологов и педагогов в разработку теоретических и практических аспектов помощи детям с ЗПР.

1.4. Актуальные проблемы психолого- педагогического сопровождения детей с РДА. Задачи и организация специальной психологической помощи детям с РДА. Организация и методология диагностики детей с РДА как актуальная проблема их сопровождения. Новые технологии в работе с детьми с РДА: холдинг- терапия.

1.5.Организация и содержание психолого- педагогического сопровождения детей и подростков с ДЦП.

Задачи и основные направления психолого- педагогического сопровождения детей с ДЦП. Актуальные проблемы диагностики детей и подростков с ДЦП. Новые технологии коррекционно- развивающей работы с детьми с ДЦП (арт- терапия, ипотерапия и др).
1.6. Современные подходы к организации и содержанию работы с родителями детей с отклонениями в развитии. Содержание и этапы психолого- педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ. Актуальные вопросы психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Проблемы психологической диагностики в работе с семьей ребенка с ОВЗ. Современные технологии психокоррекционной, развивающей, просветительской работы с семьёй ребенка с ОВЗ.

Раздел 2. Актуальные проблемы служб сопровождения детей и подростков с ОВЗ.

2.1. Интеграция и инклюзия в современном образовании: проблемы профессионального сопровождения и пути их решения. Современные представления о содержании и тенденциях развития процессов интеграции и инклюзии в образовании. Психолого- педагогические проблемы инклюзии детей с различными вариантами дизонтогенеза. Условия эффективной инклюзии и интеграции в образовании.Нормативно- правовая база интеграции и инклюзии детей и подростков с ОВЗ.

2.2. Ранняя помощь детям и подросткам с ОВЗ: современные тенденции психолого- педагогического сопровождения. История и современное состояние проблемы ранней психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Актуальные вопросы диагностики, коррекционно- развивающей работы в организации психолого- педагогического сопровождения на ранних этапах онтогенеза. Взаимодействие специалистов как проблема ранней помощи детям и подросткам с ОВЗ.

5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

ПК- 1

+

+

ПК- 2

+

+

ПК- 4

+

+


6. Образовательные технологии

На практических занятиях организуется активная деятельность студентов. Для этого используются активные формы и методы проведения занятий: показ и обсуждение видеоматериалов, включение элементов тренинга, разработку и защиту проектов, проведение научных исследований.

Темы занятий в активной и интерактивной формах

  1. Актуальные проблемы сопровождения детей с сенсорными нарушениями. (2 часа)

  2. Актуальные проблемы психолого- педагогического сопровождения детей с ЗПР. (2 часа)

  3. Актуальные проблемы психолого- педагогического сопровождения детей с ЗПР. (4 часа)

  4. Ранняя помощь детям и подросткам с ОВЗ: современные тенденции психолого- педагогического сопровождения (4 часа)

7. Учебно- методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

  1. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008. — 336с.

  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога- М.:Академия, 2009.- 446 с.

7.2. Дополнительная литература:

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.

  2. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии.- СПб.: Речь, 2006.

  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2009.- 400 с.

  4. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 407с.

  5. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 200 с.

  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога- М.:Академия, 2008.- 446 с.

  7. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского.- М.: Изд. центр «Академия», 2009.- 557 с.

  8. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.- М., 2004.- 192 с.

  9. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание психологической помощи детям с отклонениями в развитии. М., 2004.

  10. Хаидов С.К. Организация и содержание специальной психологической помощи: Учеб- методич. пособие.- Тула: Изд- во ТГПУ, 2012.- 153 с.

7.3. Базы данных, информационно- справочные и поисковые системы:

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

8. Материально- техническое обеспечение дисциплины.

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: раздаточный дидактический материал в форме таблиц, наглядные опоры; материалы для занятий, видеозаписи занятий с детьми.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук.
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование

Компетенции

Показатель оценки сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1


2

ПК-1 способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;

Знает:

современное состояние и актуальные проблемы и перспективы развития специальной психолого- педагогической помощи в системе образования;

Умеет:

применять полученные знания для организации психолого- педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ в зависимости от вида образовательного учреждения (общего вида, компенсирующего, комбинированного);

Практическое задание

Тест, творческое задание


ПК-2 готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

Знает:

инновационные теоретические и практические подходы к построению индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками с ОВЗ.

Умеет:

проектировать целостный процесс психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ в условиях различных звеньев психологической службы образования;




Тест, творческое задание


ПК-4 готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Владеет:

отбора, проектирования и реализации современных методов, технологий в области специальной практической психологии.







Контрольные вопросы к зачету

  1. Задачи и организация деятельности тифлопсихолога в ОУ (общего вида, компенсирующего, комбинированного).

  2. Развитие предметно- практической деятельности и восприятия как актуальная задача в работе с детьми с нарушениями зрения и слуха.

  3. Развитие личности и социальной компетенции как актуальное направление сопровождения детей и подростков с сенсорным дефектом.

  4. Задачи и организация психологического сопровождения детей с психическим недоразвитием в ОУ.

  5. Психолого- педагогическое сопровождение детей с умеренной и глубокой ИН.

  6. Развитие социальной компетентности детей и подростков с ин как актуальная задача психолого- педагогического сопровождения.

  7. Организация и содержание профориентационной работы с детьми с ИН.

  8. Актуальные проблемы психолого- педагогического сопровождения детей с ЗПР.

  9. Задачи и организация специальной психологической помощи детям с РДА.

  10. Организация и методология диагностики детей с РДА как актуальная проблема их сопровождения.

  11. Задачи и основные направления психолого- педагогического сопровождения детей с ДЦП.

  12. Актуальные проблемы диагностики детей и подростков с ДЦП.

  13. Новые технологии коррекционно- развивающей работы с детьми с ДЦП (арт- терапия, ипотерапия и др).

  14. Содержание и этапы психолого- педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ.

  15. Актуальные вопросы психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

  16. Проблемы психологической диагностики в работе с семьей ребенка с ОВЗ.

  17. Современные технологии психокоррекционной, развивающей, просветительской работы с семьёй ребенка с ОВЗ.

  18. Современные представления о содержании и тенденциях развития процессов интеграции и инклюзии в образовании.

  19. Психолого- педагогические проблемы инклюзии детей с различными вариантами дизонтогенеза.

  20. Условия эффективной инклюзии и интеграции в образовании.

  21. Нормативно- правовая база интеграции и инклюзии детей и подростков с ОВЗ.

  22. История и современное состояние проблемы ранней психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

  23. Актуальные вопросы диагностики, коррекционно- развивающей работы в организации психолого- педагогического сопровождения на ранних этапах онтогенеза.

  24. Взаимодействие специалистов как проблема ранней помощи детям и подросткам с ОВЗ.



  1. Дидактические материалы по дисциплине.

    1. Методические рекомендации по написанию проекта.

Цель проектной деятельности – представить теоретические подходы к изучению детей с ОВЗ (вариант дизонтогенеза выбирает студент) и обосновать вариант необходимой психологической помощи (подобрать, разработать диагностические, коррекционно-развивающие, консультативные программы и т.п.)

  1. Структура проекта:

  2. • Титульный лист;

  3. • Введение;

  4. • Теоретические подходы к разработке проблемы;

  5. • Практический материал, отражающий содержание и формы организации психологической помощи;

  6. • Список использованной литературы;

  7. • Приложение.

  8. Критерии оценки:

  9. • соответствие содержания, обозначенной проблемы;

  10. • глубина проработки научной информации по проблеме;

  11. • обоснованность предложений по организации психологической помощи;

  12. • вариабельность предложенной студентом психологической помощи;

  13. • способность к анализу, обобщению изучаемого материала и представлению собственной точки зрения;

  14. • орфографическая и стилистическая грамотность оформления работы.

Цель проекта: Описание деятельности психолога по решению какой-то проблемы, конкретной категории детей с ОВЗ (проблема и категория детей выбирается студентом).

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconУчебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание
Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии»

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы современности и журналистики»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии программирования»
Техническое задание по разработке дизайнерского проекта приложения «умк – учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии...

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность» подготовлен кандидатом исторических наук, профессором...

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconАктуальные проблемы литературоведения
Дисциплина «Актуальные проблемы литературоведения» относится к блоку М. 1 Общенаучного цикла (Базовая часть) дисциплин учебного плана...

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело»
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии» Содержание iconПрограмма по дисциплине гсэ. В 11
Составитель: Н. Н. Вольский, доцент кафедры специальной психологии ифмип, к мед н

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции