Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание




НазваниеУчебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание
страница1/3
Дата публикации07.06.2014
Размер314 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3
Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии».

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Рабочая программа

  3. Дидактические материалы по дисциплине

    1. Планы проведения семинарских (практических, лабораторных) занятий

    2. Материалы для организации самостоятельной работы студентов

    3. Перечень источников для подготовки к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям

    4. Дополнительные дидактические материалы

  4. Методические рекомендации

    1. Методические рекомендации организации самостоятельной работы.

  5. Материалы для проведения текущего и итогового контроля

5.1 Тест самоконтроля

5.2 примерный перечень вопросов к зачёту

6. Дополнительный материал учебно- методического комплекса


  1. Пояснительная записка.

Содержание дисциплины. Практикум по специальной психологии соответствует требованиям ФГОС по направлению подготовки и согласования с курсом «специальная психология!, по которому студенты получают базовые теоретические знания. Практикум нацелен на формирование у студентов умений и навыков по изучению психологических особенностей аномальных детей, овладении процедурой психологического исследования детей с отклонениями в развитии.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями:

- Современными подходами к организации изучения детей с отклонениями в развитии;

- Базовыми психодиагностическими методиками и путями анализа;

Студенты должны уметь:

- Изучать нарушения психического развития детей разных возрастов, от младшего до подросткового;

- Проводить психологические изучение различных видов психологической деятельности детей с нарушением психологического развития;

- Дифференцировать сходные состояния дизонтогенеза.

  1. Рабочая программа.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.ДВ.5. Практикум по специальной психологии




Направление подготовки: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Специальная психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года


Н. Новгород

2013

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденного 18 января 2010г., номер государственной регистрации 49.

  1. Учебного плана по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профилю подготовки «Специальная психология», утвержденного «24» марта 2011г.

Рабочая программа по дисциплине «Практикум по специальной психологии» принята на заседании кафедры специальной педагогики и психологии, протокол № 1 от «02» сентября 2013 г.


Разработчик: канд. психол. наук, доцент В.В. Кисова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой специальной

педагогики и психологии

_________________/ С.Н. Каштанова /

«____»_______________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

специальной педагогики и психологии

_________________/ С.Н.Каштанова /

«____»_______________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/_______________/

«____»_______________201__г.



  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Практикум по специальной психологии» является овладение студентами практическими умениями и навыками целесообразного построения профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств.

Задачи дисциплины:

- формирование и развитие прочных знаний, навыков и умений использования методик подготовки и проведения психолого-педагогических процедур с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья;

- приобретение теоретических и практических основ системного анализа, моделирования и конструирования разрешения профессионально-значимых ситуаций;

- овладение содержанием и методикой развития профессиональной компетентности специального психолога: проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности относительно детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

- активизация мотивационно-профессионального, интеллектуально-творческого, коммуникационного потенциала будущего специального психолога.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: профессиональный. Для изучения данной дисциплины требуются знания, полученные в ходе изучения следующих курсов: «Общая психология», «Методы психологических исследований», «Общие основы дефектологии». Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Специальная психология», «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии», «Патопсихология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОП-1 Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ПК-2 Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

  • особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в практической профессиональной деятельности специального психолога;

  • классификацию психолого-педагогических задач, решаемых в системе специального образования;

  • технологии подготовки и проведения психологической консультации;

  • содержание и методику коррекционно-развивающей работы с детьми подростками с ограниченными возможностями здоровья;

  • особенности профилактической работы в контексте решения психолого-педагогических задач по работе с детьми подростками с ограниченными возможностями здоровья;

уметь:

  • практически осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации с использованием методов психодиагностики;

  • планировать и проводить индивидуальную и коллективную форму психолого-педагогической деятельности с детьми подростками с ограниченными возможностями здоровья;

  • осуществлять контроль эффективности проводимых психолого-педагогических мероприятий.

владеть:

  • навыками применения основных форм и методов психолого-педагогической деятельности с детьми подростками с ограниченными возможностями здоровья;

  • навыками целесообразного построения профессиональной деятельности.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 2

Общая трудоемкость дисциплины

6

216

216

Аудиторные занятия

90

90

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

23

23

Лекции

36

36

Практические занятия

54

54

Самостоятельная работа

90

90

Вид итогового контроля

Экзамен 36


5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план


Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

Раздел 1. Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности специального психолога

4

4

8

16

1.1. Специальный психолог в педагогическом коллективе образовательного учреждения

2

2

4

8

1.2. Личностный и профессиональный потенциал специального психолога

2

2

4

8

Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности специального психолога

8

16

24

48

2.1. Цели и задачи психологической диагностики в профессиональной деятельности специального психолога

2

2

4

8

2.2. Методы и методики психологической диагностики нарушений развития в профессиональной деятельности специального психолога

4

8

12

24

2.3. Диагностика профессиональной деятельности педагогов специальных коррекционных учреждений

2

6

8

16

Раздел 3. Формы психологической помощи в профессиональной деятельности специального психолога

8

16

24

48

3.1. Консультирование как форма психологической помощи субъектам коррекционно-образовательного процесса в специальном образовательном учреждении

4

8

12

24

3.2. Коррекционно-развивающие формы работы с субъектами коррекционно-образовательного процесса в специальном образовательном учреждении

4

8

12

24

Раздел 4. Психологическое просвещение и психологическая профилактика в профессиональ-ной деятельности специального психолога

8

8

16

32

4.1. Формы и содержание психологической профилактики

4

4

8

16

4.2. Формы и содержание психологического просвещения

4

4

8

16

Раздел 5. Моделирование и прогнозирование образовательного процесса

8

10

18

36

5.1. Прогнозирование результатов взаимодействия субъектов образовательного процесса

4

4

8

16

5.2. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций

4

6

10

20

Экзамен










36

    1. Итого:

36

54

90

144


5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности специального психолога

1.1. Специальный психолог в педагогическом коллективе образовательного учреждения.

Требования к деятельности специального психолога. Общая цель совместной деятельности специального психолога и других специалистов в специальном образовательном учреждении. Различия в профессиональной ментальности педагогов и психологов. Функционально-ролевые ожидания педагогов специального образовательного учреждения и понятие запроса на психологическую помощь.

1.2. Личностный и профессиональный потенциал специального психолога.

Составление профессиограммы специального психолога. Особенности развития интеллектуально-творческого потенциала личности. Способы развития мотивационно-профессионального потенциала личности.
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности специального психолога

2.1. Цели и задачи психологической диагностики в профессиональной деятельности специального психолога.

Цели и задачи психологической диагностики детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Цели и задачи психологической диагностики профессионального развития педагогов специального образовательного учреждения.

2.2. Методы и методики психологической диагностики нарушений развития в профессиональной деятельности специального психолога.

Методы психологической диагностики. Диагностика познавательных процессов у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

(подбор и адаптация методик). Диагностика типологических особенностей личности у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (подбор и адаптация методик). Диагностика межличностных отношений у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (подбор и адаптация методик).

2.3. Диагностика профессиональной деятельности педагогов специальных коррекционных учреждений.

Психологическая диагностика качества профессиональной деятельности педагогов специального образовательного учреждения.

Психологическая диагностика в профессиональном консультировании педагогов специального образовательного учреждения.
Раздел 3. Формы психологической помощи в профессиональной деятельности специального психолога

3.1. Консультирование как форма психологической помощи субъектам коррекционно-образовательного процесса в специальном образовательном учреждении.

Формы проведения консультирования. Основные этапы консультирования. Методы и приемы психологического консультирования.

3.2. Коррекционно-развивающие формы работы с субъектами коррекционно-образовательного процесса в специальном образовательном учреждении.

Особенности проведения коррекционной и развивающих форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. Основные направления и формы коррекционно-развивающей работы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 4. Психологическое просвещение и психологическая профилактика в профессиональной деятельности специального психолога

4.1. Формы и содержание психологической профилактики.

Содержание понятия «психопрофилактика». Формы психопрофилактической работы в специальном образовательном учреждении.

4.2. Формы и содержание психологического просвещения.

Формы психологического просвещения в специальном образовательном учреждении. Специфика просветительской работы психолога в учреждениях системы специального образования.
Раздел 5. Моделирование и прогнозирование образовательного процесса

5.1. Прогнозирование результатов взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Анализ и оценка психолого-педагогических ситуаций. Прогностические умения специального психолога в прогнозирование результатов своей профессиональной деятельности.

5.2. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций.

Формы психологического просвещения в специальных образовательных учреждениях. Специфика просветительской работы специального психолога в учреждениях системы специального образования.
5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

ОП-1

+

+

+

+

ПК-2

+

+

+

+





6. Образовательные технологии
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы...
Учибно- методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы практической службы специальной психологии»

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии программирования»
Техническое задание по разработке дизайнерского проекта приложения «умк – учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность» подготовлен кандидатом исторических наук, профессором...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления
Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчебно-методический комплекс Санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Базы данных: учебно-методический комплекс /сост.: М. В. Копейкин, В. В. Спиридонов, Е. О. Шумова. Спб.: Изд-во сзту, 2010. – 175...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции