Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология»




Скачать 294.51 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология»
страница1/2
Дата публикации23.09.2014
Размер294.51 Kb.
ТипСамостоятельная работа
literature-edu.ru > Литература > Самостоятельная работа
  1   2
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры: лингвистический и методический  аспекты


Для специальности «Филология»



Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»
Квалификация (степень) «магистр»


Аннотация

Предметом данной дисциплины является русская художественная культура как особая область духовной жизни общества. Мы исходим из положения, что представления о прекрасном в человеке и в окружающем его мире историчны и глубоко национальны, они находят отражение как в текстах художественной культуры в целом, так и в словесных художественных текстах, а также – закрепляются в языке.

Основным концептуальным стержнем, вокруг которого сконцентрирован материал курса, является проблема художественного видения человека в русской литературе и искусстве.

Цель освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры (лингвистический и методический  аспекты) » – познакомить учащихся с наиболее важными, сущностными явлениями русской художественной культуры, систематизировать уже имеющиеся у учащихся знания, помочь понять своеобразие русского национального самосознания в контексте художественной культуры; дать лингвометодический инструментарий представления русской художественной культуры на занятиях по русскому языку как иностранному.

Особое внимание в курсе уделяется проблемам интерпретации и комментирования артефактов на занятиях по русскому языку как иностранному, принципам выявления культуроведческой значимости биографии, факта, события.

В ходе занятий слушатели познакомятся с классическими и современными концепциями изучения русской культуры в курсах практического русского языка для иностранных учащихся.

Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, чтение и анализ отрывков из художественных текстов, подготовку докладов и творческих работ.

Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ:

  • Герой и время в русском кино (на материале одного или более фильмов).

  • Жития святых и «житийные» иконы: слово и образ в древнерусской культуре.

  • История создания кириллической азбуки.

  • Звуковой символизм в русской поэзии.

  • Образ двух столиц в русской литературе.

  • Образ Ивана-дурака, его национальные русские и интернациональные черты.


III. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры: лингвистический и методический  аспекты:

    • познакомить учащихся с наиболее важными, сущностными явлениями русской художественной культуры, традиционным национальным бытом, семейным укладом, системой ценностей русского человека на разных этапах истории;

    • систематизировать уже имеющиеся у учащихся знания, помочь понять своеобразие русского национального самосознания в контексте русской и зарубежной художественной культуры;

    • дать лингвометодический инструментарий представления русской культуры на занятиях по русскому языку как иностранному.

Особое внимание в курсе уделяется проблемам интерпретации и комментирования артефактов на занятиях по русскому языку как иностранному, принципам выявления культуроведческой значимости биографии, факта, события.

В ходе занятий слушатели познакомятся с классическими и современными концепциями изучения русской культуры в курсах практического русского языка для иностранных учащихся.

IV. Место дисциплины в структуре ООП:

А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:

— ММ – магистр МГУ

— направление подготовки «Филология»

— профиль подготовки: магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»

Квалификация (степень) «магистр»

Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:

Вариативная часть. Профессиональный цикл.

Курс по выбору.

Актуальные проблемы изучения русского языка и культуры.

Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты

Первый курс

Первый и второй семестр

Курс «Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры: лингвистический и методический  аспекты» входит в вариативную часть ООП магистра по специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы); расширяет культуроведческую и языковую компетенцию учащихся; обеспечивает практическое владение русским языком в объёме, достаточном для усвоения базовых литературоведческих и культуроведческих курсов по указанной специализации и последующей работы в области изучения и преподавания русского языка, литературы и культуры, прежде всего в зарубежной аудитории.

Курс «Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры (лингвистический и методический  аспекты)» соотнесён с основными курсами специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы): «Русская литература XIX века» (ч. 1, ч. 2, ч. 3), «Русская классика в контексте мировой литературы»; а также тесно связан с циклом историко-лингвистических дисциплин: «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка» – и практическим курсом русского языка как иностранного: в частности, с занятиями по звучащей речи (учащиеся работают с аудиозаписями художественных текстов, просматривают видеоматериалы, посвящённые артефактам русской культуры), по лексике и практической стилистике.

Общая трудоемкость: 144 ч., 4 зач. ед.;

Форма промежуточная аттестации: Первый семестр – зачет; второй семестр – экзамен.

V. Формы проведения:

1 семестр: лекции – 18, семинары – 18. самостоятельная работа – 18+18 ч. 72 ч

2 семестр: лекции – 16, семинары – 16, самостоятельная работа – 16+24 ч. 72 ч.

Итого: Лекции – 34 ч.
Семинары – 34 ч.

Самостоятельная работа -- 76 ч. (36+40)

Экзамен – 36 ч.

— формы текущего контроля: устный опрос, коллоквиумы, творческая работа (написание рефератов), работа со словарем.

4. Структура и содержание дисциплины «Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры (лингвистический и методический  аспекты)»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 ак.ч., 4 зачетных единиц.






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекция

с.р.с.

семинар

с.р.с.




1

Вводная лекция. Цель и задачи курса. История и методология изучения культуры в рамках обучения РКИ

1

1

1

1

1

1




2

Древняя Русь. Восточнославянские племена. Язычество в Древней Руси и его отражение в языке, в фольклоре. Киевская Русь как древнерусская цивилизация. Династия Рюриковичей. Удельные княжества. Язык, диалекты Древней Руси.

1

2

1

1

1

1




3

Крещение Руси. Христианство восточного обряда – предтеча Русского Православия (богословский, цивилизационный, культурологический аспекты). Библия в России.



3

1

1

1

1




4

Древнерусская письменность, литература. Значение старославянского / церковнославянского языка. История русской азбуки.




4

1

1

1

1




5

Концепт «слово» в истории русской культуры.




5

1

1

1

1




6

Звучащая речь в контексте русской национальной культуры




6

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

1 разделу курса



7

Особенности традиционного русского быта в системе культуры. Фольклор, русская литература и искусство




7

1

1

1

1




8

Древнерусское искусство. Смеховая культура древней Руси. Монголо-татарское нашествие, его последствия для развития русской цивилизации.




8

1

1

1

1




9

Московское княжество / Московское царство, его значение в становлении русской цивилизации и духовной культуры. Концепция Москвы как «Третьего Рима». Духовные основания российского Самодержавия.

Святость как явление Древней Руси. Преподобный Сергий Радонежский. Своеобразие архитектуры Московской Руси. Соборы Московского Кремля. Иконопись. Андрей Рублёв. Дионисий. Музыка Древней Руси.




9

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

2 разделу курса


10

XVII век. Преодоление смуты рубежа XVI–XVII веков и восстановление российской государственности. Начало династии Романовых. Воссоединение Украины с Россией. Сущность церковного раскола и пути его преодоления в истории России.

Русская художественная культура XVII века.




10

1

1

1

1




11

Российская Империя. Пётр I. Значение петровских реформ. Екатерина II. Влияние Запада: языковой, культурный, цивилизационный аспекты.

Петербург как новая столица России и как символ новой российской цивилизации. Москва и Петербург. Российское Просвещение. Петербургская Императорская Академия Наук. М. В. Ломоносов. Императорский Московский университет.




11

1

1

1

1




12

XVIII век в истории русской художественной культуры. Живопись. Архитектура. Литература. Театр.




12

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

3 разделу курса


13

XIX век в истории русской цивилизации. Победа над Наполеоном, её цивилизационное значение. Россия и Запад: первое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева и ответ на него А. С. Пушкина; западничество и славянофильство как две концепции развития российской цивилизации.




13

1

1

1

1




14

Расцвет литературы и искусства в Российской Империи XIX века.

Архитектура. Живопись.




14

1

1

1

1




15

Музыкальная культура России в ХIХ веке. Русский романс.




15

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

4 разделу курса


16

А. С. Пушкин, его роль в формировании русского литературного языка и новой русской литературы. Великие русские поэты XIX века: М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет.




16

1

1

1

1




17

Театр: Н. В. Гоголь, А. Н. Островский. Малый театр как образец произносительной нормы в ХIX век.





17

1

1

1

1




18

«Русский период» мировой литературы: Ф. М. Достоевский.




18

1

1

1

1
















18

18

18

18

зачет

19

«Русский период» мировой литературы: Л. Н. Толстой.

2

1

1

1

1

1




20

«Русский период» мировой литературы: А. П. Чехов.




2

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

5 разделу курса


21

Сословность российской культуры. Дворянская культура. Культурный быт дворянской усадьбы.




3

1

1

1

1




22

Традиционный русский быт: крестьянский, купеческий. Русское купечество и меценатство. Прикладное искусство, народное творчество.




4

1

1

1







23

Русский речевой этикет в историко-культурном аспекте.




5

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

6 разделу курса


24

Россия на рубеже XIXXX веков. Предреволюционная эпоха. «Серебряный век» в русской культуре: архитектура (русский модерн), живопись, музыка, литература. Балет.




6

1

1

1

1




25

Русский художественный авангард начала XX века.




7

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

7 разделу курса


26

Россия в XX веке. Идеи русской революции. Большевизм и его идеологи: В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин. Революция и Гражданская война в России и раскол Русского Мира на Отечество и Зарубежье. СССР как новый тип российской цивилизации.




8

1

1

1

1




27

Реформа русского правописания. Новые явления в русском языке советской эпохи. Литература и искусство советского периода.




9

1

1

1

1




28

Выдающиеся писатели XX века: М. А. Шолохов, М. А. Булгаков и др. Русская поэзия XX века. Русский конструктивизм и другие направления в архитектуре. Живопись. Музыка: С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.




10

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

8 разделу курса


29

Великая Отечественная война и её отражение в литературе и искусстве.

Кризис советской цивилизации и его отражение в литературе 1960-х–1980-х годов.

Театр в русской духовной культуре XX века.




11

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

9 разделу курса

30

Киноискусство советской эпохи. Авторская песня как феномен русской культуры второй половины XX века.




12

1

1

1

1




31

Русское Зарубежье XX века как историко-культурный и духовный феномен. Литература и искусство Русского Зарубежья. И. И. Бунин, И. И. Шмелёв и др. Своеобразие языка литературы Русского Зарубежья.




13

1

1

1

1

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

10 разделу курса

32

РФ (постсоветский период). Русский Мир в его современном бытии. Распад СССР. Новые формы исторического бытия Русского Мира. Русский Мир как тип «надгосударственной» цивилизации, его языковая и духовная составляющие. Роль русского языка и русской культуры как объединяющих начал Русского Мира. «Второе Крещение» Руси, возрождение Православия в России. Прославление новомучеников. Акт о евхаристическом общении 2007 года и духовное воссоединение Отечества и Зарубежья – двух цивилизационных ветвей Русского Мира. Духовные ценности Русского Мира в их соотношении с ценностями Запада и Востока.




14

1

1

1

1




33

Тенденции в развитии современного русского языка. Влияние англоязычной компьютерной терминологии. Влияние на язык молодёжных субкультур. Возрождение церковнославянского как живого языка в духовной практике православных христиан России, его новое влияние на стиль современных богословских, философских, культурологических и публицистических текстов.




15

1

1

1

1




34

Русская звучащая речь в аспекте межкультурной коммуникации. Основные парадигмы социокультурного развития России на рубеже ХХI века

Современная русская литература в Отечестве, в Ближнем и Дальнем Зарубежье, отражение в ней современного бытия Русского Мира. Русский рок: особенности жанра и языка.

Современный русский театр (Театр.doc;

Театр «Школа драматического искусства»).

Современное русское кино.

Интернет-культура на русском языке.




16

1

1

1

!

Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

11 разделу курса

























экзамен













16

20

16

20










































34

38

34

38




  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской...
«Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа xix–xx веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока»

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconУчебной дисциплины «Актуальные проблемы специализированной области...
«Сравнительное литературоведение»; вторая часть – «Литературы Востока и их связи с русской литературой», которую читают ученые из...

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconУчебной дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов»»...
Целями освоения дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов» являются

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconАктуальные проблемы литературоведения
Дисциплина «Актуальные проблемы литературоведения» относится к блоку М. 1 Общенаучного цикла (Базовая часть) дисциплин учебного плана...

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconУчебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...

Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты Для специальности «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура...
Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции