Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело»




НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело»
страница1/12
Дата публикации12.06.2014
Размер1.02 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал


Кафедра философии и культурологии


Нагой Ф.Н.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

Философия

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки
036401 «Таможенное дело»

(код специальности) (наименование направления подготовки ).


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № 2 от «23» сентября 2011 г.

Подпись заведующего кафедрой

…………………… /Д.Р. Яворский/




Волгоград 2011
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине «Философия»

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. ДЕ 1.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. ДЕ 2.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. ДЕ 4.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. ДЕ 5.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. ДЕ 3.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. ДЕ 5.

1.2. Целью учебной дисциплины «Философия» является формирование у студентов целостного представления о бытии природы, общества и человека, о формах и границах познания природно-материальных, идеальных и социальных явлений и процессов. Курс философии предполагает знакомство с основными концепциями человека и общества, взятыми в историческом развитии социально-политической и культурной жизни.

Целью является также формирование уровня теоретического мышления, освоения интеллектуального и духовного опыта человечества, использование этого опыта в профессиональной деятельности. Важным аспектом философской подготовки специалиста является также обучение умению ориентироваться в сложных проблемах современности, формирование гуманитарной гуманистической культуры мышления и поведения.

Основными задачами данного учебного курса являются:

  • Формирование представления о предмете философского знания, его структуре, мировоззренческих и социальных функциях, практическом значении философии, ее методологических и культурных основаниях как в истории, так и в современном обществе.

  • Демонстрация методологических, методических, и практических возможностей философии в решении научных, социальных и экзистенциальных проблем человека и общества. Использование методологического арсенала классической и современной философии для решения практических и научных задач.

  • Выработка навыков самостоятельного мышления, формируемого на знакомстве с мировыми философскими традициями.

  • Развитие способностей к исследовательской деятельности.

  • Передача студентам комплекса знаний и умений по практическому применению философского знания.

Изучение дисциплины «Философия» предусматривает включение следующих вопросов.

  • Специфика философского знания. Основные этапы становления философии, ее исторические типы. Особенности восточной и западной философских традиций.

  • Связь философии и других форм духовной деятельности: науки, религии, искусства, политики и т.д.

  • Основные проблемы, направления и школы классической и современной философии.

  • Философская онтология и метафизика как учение о природе и сущности бытия и его первоосновах.

  • Гносеологические проблемы классической и современной философии. Становление научного метода в истории философии. Классические и современные методы научного и философского исследования: гипотетико-дедуктивный, аналитико-синтетический, диалектический, герменевтический, феноменологический, структуральный.

  • Методологические и теоретические проблемы современной философии. Философия как методология частных наук.

  • Природа человека. Классические и современные концепции человеческой природы. Сущность и существование человека. Человек в современном мире. Смысл человеческого бытия.

  • Социальная философия. Основные социальные оппозиции в интеллектуальной и политической истории. Глобальные проблемы современного мира, подходы к их решению.

  • Динамика исторического процесса. Целостность и единство истории, перспективы развития человечества.

  • Роль, задачи и функции философии в современном обществе.


1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Философия» студент должен знать:

  1. Основные философские подходы к проблемам природы и общества в их отношении к человеку. Особенности западной, восточной и русской философских традиций.

  2. Основные философские категории и термины.

  3. Основные философские направления и школы

  4. Основные типы и стили мышления.

  5. Особенности и специфику современного этапа развития философии.

  6. Методологические программы классической и современной философии, особенности философского анализа проблем.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

  1. Выявлять основные проблемы, которые подлежат философскому анализу и выделять в них философские аспекты

  2. Увидеть проблемы взаимодействия личности и общества в различных типах социальных систем.

  3. Рассматривать любую проблему конкретно. То ест во взаимосвязи всех ее сторон.

  4. Использовать методы философского анализа для решения частных задач.

Студент должен приобрести следующие навыки (владеть):

  1. Разработки программ философского и социально-философского исследования.

  2. Работы с текстами, использования методов герменевтики для чтения научных и философских текстов.

  3. Поиска нужной информации в печатных текстах, Интернете, обработки информации, содержащейся в текстах.

  4. Обобщения, анализа и представления философского знания.

  5. Самостоятельного мышления в соответствии с правилами логики и техники мыслительной деятельности.

Дисциплина «Философия» находится на стыке гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин, опирается на знания студентов по истории, математике, истории естественных наук, экономике, информатике, лингвистике.

Междисциплинарные связи курса философии осуществляются при анализе исходных принципов, форм и методов научных исследований природы и общественных отношений, их преломлении и конкретизации в социальной практике.
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ» (116ч.)

на 2011 – 2012 уч. год для студентов Т-100.
Тематический план

(общая трудоемкость дисциплины по учебному плану - 144 часов, из них 54 аудиторных часов)



Тема занятия


Лекции


Семи-нары

Самостоя-тельная работа




Раздел 1. Философская онтология и метафизика










1.

Предмет и истоки философии. Проблема бытия в философии досократиков.

1

2




2.

Бытие вещей и бытие идей. Онтология и космология Платона и Аристотеля

2

2




3.

Проблемы бытия в эллинистической и средневековой философии

1







4.

Онтологическая проблематика в философии Возрождения и Нового времени

2

2




5.

Учение о бытии и материи в немецкой классической философии. Тождество бытия и мышления.

2

2

2

6.

Онтологическая проблематика в современной философии

2

2

2




Раздел 2. классическая и современная гносеология









1.

Открытие человеческой субъективности. Истоки проблемы истинного знания.







2

2.

Античная гносеология (Платон и Аристотель) Первые принципы теоретического знания.




2

2

3.

Изменение понятия истины от Аристотеля до современности







2

4.

Учение о методе истинного познания в философии Нового времени.

2

2

2

5.

Критическая философия Канта




2

2

6.

Диалектическая логика Гегеля и Маркса как теория познания.

2




2

7.

Позитивизм и неопозитивизм 19-20 века.

2

2

2

8.

Феноменология и герменевтика: история и современность







2

9.

Современные проблемы теории познания и науки




2

2

10.

Методологические функции философии







2




Раздел 3. Философская антропология










1.

Истоки философского учения о человеке. Добродетель и истина







2

2.

Человек античности: философский анализ




2

2

3.

Учение о человеке в христианской философии







2

4.

Учение о человеке в философии Нового времени:




2

2




Проблема человека в философии Просвещения и немецкой классике.

2




2

5.

Проблема человека в современной философии




2

2




Раздел 4. Социальная философия










1.

Теории общества и государства в античной философии (Платон и Аристотель)




2

2

2.

Теории общества и государства в средневековой философии и философии Возрождения







2

3.

Теории общества и государства в философии Нового времени




2

2

4.

Теория общественного прогресса в философии Просвещения







2

5.

Философия истории, государства и права Канта и Гегеля




2

2

6.

Социальная философия марксизма и Франкфуртской школы

2




2

7.

Структура и формы социального бытия в современных социально-философских теориях




2

2

8.

Перспективы развития человечества







2

9.

Функции социальной философии в современном мире







2





Форма контроля

Итого по курсу: 4 ЗЕТ

20

экзамен

34

54


1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

ЧАСТЬ 1

Тема 1. Предмет и истоки философии. Философия досократиков

Роль и место философии в обществе. Социокультурная детерминация и собственная традиция в философии. Основные философские традиции. Восточная и западная философия.

Определение предмета философии и его проблемы. Структура философского знания и язык философии. Зарождение философского знания. Переход от мифологической к логической структуре мира. Первые философы. Милетская школа. Учение о бытии в философии досократиков. Устройство вселенной и преобразование вещей. Учение о бытии и структуре космоса в учении атомистов. Философия Гераклита Эфесского. Числовой космос пифагорейцев. Учение о бытии в философии элейцев. Логическая аргументация элейцев в пользу единства бытия.

Основные понятия: социокультурная детерминация, философская традиция, логическая структура мифа, бытие, онтология, досократики, элейцы, огонь- логос, апейрон, аэр, небытие, милетцы, Космос и хаос, первоначало.

Тема 2. Бытие вещей и бытие идей. Онтология и космология Платона и Аристотеля


Учение Платона об идеях (2-я кн. «Государства»). Разграничение и отношения мира идей и мира вещей. Имя, идея, Эйдос как предметно-смысловое целое. Мифологическое и логическое в платоновской картине мира. Иерархия идей. Эйдологическая картина космоса. Гармония и мера как смысл платоновского космоса. Космология Платона.( диалог «Тимей»).

Критика платоновской теории идей Аристотелем ( «Метафизика») Отношения идей и вещей в философии Аристотеля. Учение о сущностях. Многопорядковость сущностей. Вещь как самотождественная сущность. Учение о причинах изменения и движения сущего. Идея перводвигателя, ее значение в философии Аристотеля. Физика и космология Аристотеля. Учение об элементах мира. Система мироздания.

Основные понятия: перводвигатель, эйдос, элементы мира, Гиперурания, Демиург, мир идей, форма и материя, сущность и явление, метафизика.

Тема 3. Проблемы бытия в эллинистической и средневековой философии

Основные философские школы после Аристотеля. Развитие Эпикуром атомистических идей. Онтология и космология стоиков. Учение о всеобщем детерминизме и понятие Бога в ранней, средней и новой Стое. Неоплатонические школы. Онтология неоплатонизма. Иерархия бытия в метафизике Плотина и Прокла. Представление о мире в раннесредневековой философии.( « Исповедь» св. Августина, кн. 11-13) Возникновение и развитие схоластики. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.. Проблема универсалий. Рационализм и натурализм в философии Средневековья. Средневековая космология и учение и природе. Философская онтология Фомы Аквинского.( «Сумма против язычников») Доказательства бытия Бога в метафизике Ф. Аквинского. Платонизм и аристотелизм в философии Средневековья. Позднее Средневековье и контуры новой картины мира и человека.( Р. Бэкон, У. Оккам, Д. Скот)

Основные понятия: неоплатонизм, Единое, Благо, детерминизм и индетерминизм, патристика, апологетика, схоластика, стоицизм, эпикуреизм, реализм и номинализм, универсалии, рационализм, эмпиризм, натурализм, платонизм и аристотелизм

Тема 4. Онтологическая проблематика в философии Возрождения и Нового времени


Борьба со схоластикой и появление науки. От Возрождения к Новому времени. Новая натурфилософия, новая картина мира. Английский эмпиризм. Материалистический и идеалистический сенсуализм.(Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) Категория материи и споры вокруг нее. Материя как совокупность вещей и материя как субстанция. Пространственно - временные характеристики материи. Учение Локка о первичных и вторичных качествах. Онтология Декарта. Онтологический дуализм Декарта. Онтология Спинозы. Природа как причина самой себя. Тождество Природы, Бога и Субстанции. Атрибуты и модусы субстанции. Монадология Лейбница. Характеристика и иерархия монад. Верховная монада. Материя и движение. Соотношение материи и сознания в философии Нового времени.

Основные понятия: натурфилософия, сенсуализм, идеализм. Материализм, субстанция, дуализм, монада, модус, атрибут, материя и движение, картина мира.

Тема 5. Учение о бытии и материи в немецкой классической философии. Тождество бытия и мышления.


Естественные науки и философия на рубеже 18 и 19 веков. «Докритический» Кант. Понятие «вещи в себе» в философии Канта. Антиномии Канта.. «Вещь в себе» и материальная субстанция. «В - себе - бытие» и «для - нас бытие». Учение о Природе в философии Шеллинга и Фихте. Диалектика Я и не -Я. Философия природы, тождества и Абсолюта. Онтология Гегеля как феноменология Духа. Бытие духа как самостоятельной субстанции. Понятие субъективного, объективного и абстрактного духа. Бытие Абсолютного Духа. Тождество бытия и мышления в философии Гегеля. Онтологизация логики. Система и диалектический метод Гегеля.(«Наука логики» как грамматика разума). Понятие Абсолютной Идеи. Место природы в гегелевской системе. Философская онтология после Гегеля. Философия воли Шопенгауэра. Разрушение систематической философии. Кризис философии и пути выхода из него.

Основные понятия: Вещь-в-себе, явление, антиномии, категории, идеи, «Я», «не-Я», Абсолют, Абсолютная Идея, диалектика и метафизика, субъективный дух, объективный дух, абстрактный дух, Абсолютная Воля, Трансцендентальный Субъект, трансцендентализм, феноменология.

Тема 6. Онтологическая проблематика в современной философии


Кризис систематической философии. Основоположения онтологии Н. Гартмана. Многослойность бытия. . Онтологизация личного и социального бытия. Онтологизация языка. Феноменология и структурализм.(Э. Гуссерль,) Категории структуры и практики. Принцип независимости рационального объекта. Структурное бытие: физические структуры, биологические структуры, социальные структуры. Экзистенциалистская онтология. Поиск новых оснований бытия. Антропологизация бытия. Бытийные сферы мира и духа. Время как метафизическая проблема. Диалектика Бытия и Ничто.( Ж.П. Сартр) Философская онтология Хайдеггера. Язык - дом бытия. Установки сознания в его отношении к миру. «Захваченность бытием». Понятие и проблема трансценденции. ( К Ясперс). Бытие и Ничто.

Понятия современности и постсовременности (постмодерна). Принцип «разволшебствления» мира.

Основные понятия: структура и функция, практика, Бытие и Ничто, Бытие и время, символ, трансценденция, эпохе, интенция, современность и постсовременность, симулякр, знак.

ЧАСТЬ 2

Тема 7. Открытие человеческой субъективности. Истоки проблемы истинного знания сам.р.)


Человеческая субъективность как предмет философствования. Деятельность софистов как учителей мышления и языка. Проблема знания и истины. Истина в понимании софистов. «Человек есть мера всех вещей» ( Протагор) как эпистемологическое положение. Аргументы Протагора.

Философия Сократа. Анализ понятий с помощью диалога. Проблема истинного знания. Диалектика Сократа. Принципы и формы сократического диалога. Истина и добродетель. Истина как бытие. Роль самоосновных понятий в диалектике Сократа. Сократ и Парменид в понимании Единого. Сократ и сократические школы. Киники, киренаики.

Основные понятия: субъективность и объективность, диалогичность, софисты, истина, диалектика как метод, ирония, майевтика, эпистема, эпистемология

Тема 8. Античная гносеология (Платон и Аристотель.) Первые принципы теоретического знания (сам.раб.)


Гносеология Платона. «Истина» и «мнение». Познание как воспоминание души. Иерархия душ, идея их переселения. Образ «пещеры». Чувственное и рациональное в познании. Платоновский тип мышления. Теория познания Аристотеля: от чувств к разуму. План достижения истины и определение истины. Система категорий. Аристотелевский тип мышления. Первые принципы теоретического знания. Учение об истине в послеаристотелевской философии. Аристотель и Платон в гносеологических теориях средневековой философии. «Две линии» в отношениях веры и знания. Философская схоластика и ее роль в развитии теории познания. Дунс Скотт, И. Эриугена. Теория «двойственной истины». Аверроэс, Сигер Брабантский.

Основные понятия: гносеология, чувственное и рациональное, опыт, метод познания, система категорий, «двойственная истина», вера и знание, истина корреспонденции

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история правовых учений...
Он также предназначен для эффективной организации студентами самостоятельной работы по изучению истории отечественной правовой мысли....

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,...

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «07. 00. 03»
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Б2
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс управление проектами Уровень основной...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности...
Н. Н. Горбачева. Комментирование художественного текста. Учебно-методический комплекс для студентов IV курса озо специальности 031001....

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 036401 «Таможенное дело» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б5»
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции