Программа по дисциплине гсэ. В 11




Скачать 152.7 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине гсэ. В 11
Дата публикации18.10.2014
Размер152.7 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Психология > Программа



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП

________________/Е.Ю. Булыгина/

«___» _________________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП

Протокол № __ от «__» _________ 2012 г.

________________ /А.Ф. Повещенко/
ПРОГРАММА по дисциплине

ГСЭ.В.1.11. «Лингвистическая антропология»

Направление 050700.62 Педагогика

Профиль: Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии

Квалификация: Бакалавр педагогики

Составитель: Н.Н.Вольский, доцент кафедры специальной психологии ИФМИП, к.мед.н.

Новосибирск 2012

Цели и задачи дисциплины


Главной целью преподавания курса «Лингвистическая антропология» является формирование у студентов достаточно глубокого и целостного представления о сущности человека, его принципиальном отличии от животных и о важнейших социобиологических процессах в ходе антропогенеза. Проблемы сущности человека и специфики его взаимоотношений с миром излагаются на материалистической основе, как один из научных путей решения этих проблем в рамках философской антропологии. Оригинальность такого "лингвистического" подхода к базисным проблемам философской антропологии заключается в объединении знания о человеке, достигнутого немецкой классической философией, с современными антропологическими данными об этапах формирования человека и с результатами, полученными эволюционной эпистемологией (в духе Поппера и Лоренца) и культурно-исторической психологией в последние два десятилетия. Содержащиеся в данном курсе сведения должны сыграть роль философско-антропологического введения в науки о человеке (как в психологию, так и в другие дисциплины гуманитарного профиля, которые студенты будут изучать в дальнейшем).
Требования к уровню освоения содержания курса

На аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студенты должны не только разобраться в сути излагаемых проблем, но и усвоить достаточно широкий набор специфических понятий и терминов, научиться активно пользоваться ими в собственных рассуждениях и при чтении учебной литературы. В качестве практического навыка предполагается в ходе учебных занятий обучить студентов основам этимологического исследования языка. Помимо повышения уровня общеобразовательной подготовки учащихся это даст им возможность более глубокого понимания проблем восприятия художественных текстов, психолингвистических методик, оценки латентных параметров при психологическом тестировании и т.п. И позволит самостоятельно применять основы этого метода в своей работе.

Объем дисциплины и виды учебной работы


Дневное отделение

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

70


2


Аудиторные занятия

32

Лекции

16

Семинарские занятия

16

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

38

Вид итогового контроля

зачет


Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Дневное отделение



Название темы

Лекции

Семинары

Самост.

работа

1

Человек и его место в мире.

1

1

4

2

Биологические основы антропогенеза

2

2

4

3

Зоопсихология и теория эволюции

1

1

4

4

Человек и окружающий его мир. Понятие Umwelt

2

2

4

5

Язык как генетическая память Человека

2

2

4

6

Языки мира и индоевропейская языковая семья

2

2

4

7

Славянские языки и народы

2

2

4

8

Внутренняя форма слова и

этимологическое изучение языка

2

2

4

9

Этимология русских слов

"человек" и "личность"


2

2

5




ВСЕГО

16

16

38


Содержание разделов дисциплины

  1. Человек и его место в мире. Человек как предмет философской антропологии (М.Шелер, А.Гелен, Э.Кассирер). Проблема сущности человека и ее роль в обосновании комплекса гуманитарного знания. "Многослойность" человека и его мира. Мир как система координат, которые принципиально неотображаемы на одну плоскость. Лингвистическая антропология как введение в науки о человеке.

  2. Биологические основы антропогенеза. Деспециализация как важнейшее направление эволюции приматов и человека. Человек как «недоразвитая обезьяна» (гипотеза Л.Болька). Учение Северцева и Шмальгаузена о неотении и возможная роль этого процесса в становлении человека. Человек - «существо универсальное и потому свободное» (К.Маркс). Краткие сведения о биологических этапах антропогенеза (прямохождение, развитие головного мозга, изготовление орудий и эволюция руки, возникновение членораздельной речи).

  3. Зоопсихология и теория эволюции. Поведение животных как фактор прогрессивной эволюции. Противоположность взглядов Ламарка и Дарвина на движущие силы эволюции и их взаимодополнительность. Роль обучения в поведении животных и человека. Игра. Социальная наследственность.

  4. Человек и окружающий его мир. Понятие «Umwelt» (Икскюль). Генотип вида и структура Umwelt. Изгнание из библейского Рая: человек - единственный биологический вид, не имеющий собственного Umwelt. Небиологическое происхождение «человеческих» свойств - поведение человека как продукт «социального генотипа». Символические формы (Кассирер) и сущность человека (Маркс). Универсальность человеческого мира. Система понятий (гегелевская Абсолютная идея) и человеческий Umwelt.

  5. Язык как генетическая память Человека. Фундаментальная роль языка в процессе очеловечивания биологического существа, принадлежащего роду Homo (в фило- и онтогенезе). Три важнейшие функции языка: 1) язык как форма, упорядочивающая и структурирующая опыт; 2) язык как средство общения и социальной наследственности; 3) язык как инструмент развития и творчества. Зависимость индивидуальной картины мира от языка (В.Гумбольдт). Этнолингвистическая гипотеза Сепира-Уорфа. Данные психолингвистики о влиянии языковых стереотипов на цветоощущение у различных народов. Теория Леви-Брюля о «первобытном (пралогическом) мышлении» как пример научного заблуждения, возникающего из-за несовпадения индивидуальных картин мира.

  6. Языки мира и индоевропейская языковая семья. Возникновение сравнительно-исторического метода в языкознании и выделение семьи индоевропейских языков. Основные группы индоевропейских языков. Гипотезы о прародине индоевропейцев и путях их миграции. Археологические, антропологические и лингвистические свидетельства о доисторическом прошлом индоевропейских народов. Древнейшие памятники письменности на индоевропейских языках. Другие языковые семьи. Понятие о ностратических языках (Иллич-Свитыч и его школа).

  7. Славянские языки и народы. Ранние исторические свидетельства о славянах. Этногенез восточных славян. Образование Древней Руси. «Повесть временных лет» и ее историческая критика. Взаимоотношения Руси с соседними народами. Иранские племена в Причерноморье (скифы). Германцы (готы, «призвание варягов»). Балтийские племена и славяне. Контакты с народами, говорящими на алтайских и уральских языках (тюрки, монголы, угро-финские племена). Возникновение славянской и древнерусской письменности (Кирилл и Мефодий). Крещение Руси. Влияние церковно-славянского языка. Становление русского (великорусского), украинского и белорусского языков.

  8. Внутренняя форма слова и этимологическое изучение языка. Понятие об этимологии и ее история. Представления древних об "истинных именах" вещей (диалог Платона "Кратил"). В.Гумбольдт и представление о внутренней форме языка. Развитие взглядов Гумбольдта в учении А.А. Потебни о "внутренней форме слова". Наименование как акт познания и классификации. Этимологическое исследование развития понятий на примере слова "трава". Отсутствие связи между "знаком" и "означаемым" и мотивированность слова. Понятие о "фонетических законах". Понятие о диалектном членении языков. Архаичность русского языка. Этимологические словари русского языка. Результаты этимологических исследований как источник сведений о процессе "очеловечивания" человека и о ранних этапах антропогенеза. "Внутренняя форма" слов и подсознательная память рода Homo ("Толкование сновидений" Фрейда и архетипы Юнга). Символы подсознания и художественное творчество (на примере терминов "большевик" и "чекист").

  9. Этимология русских слов "человек" и "личность". Обзор существующих гипотез относительно этимологии слова "человек" (Потебня, Фасмер, Трубачев, Иванов и др.). Гнездо слов, к которому относится слово "человек". "Чело/чоло" и "человек". Данные других славянских языков. "Человек" и "начальник". "Человек" - "нацеливающий". Этимологическая связь между "цель" и "цельный/целостный". "Человек" как представитель "целого" и социально вменяемый субъект действия. Развитие категории "одушевленного/неодушевленного" в русском языке и ее связь с внутренней формой слова "человек". Слово "личность" и его современное значение. Исторические связи слова "личность" и его словарное гнездо. Параллельное развитие слов "личность" и "persona" в русском и латинском языке. "Личность" ("личина", "лицо", "лик") как "явление" (предъявляемое). "Лыко" и "лицо". Проблема самоидентичности человека и его социальные роли ("оборотиться" и "перелицевать"). Корень "лик/лиг" и его потомки в индоевропейских языках (от "dalugasti" до "подлинник"). Иноязычные заимствования и фоносемантические "рифмы". Этимология слова "случай" как пример решения научной проблемы методом изучения языка. Основные направления развития лингвистической антропологии.



Лабораторный практикум


Не предусмотрен.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

  1. Лукьянова И.В. Антропология : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 240 с.

  2. Нестерова С.Б. Антропология : учебно-методический комплекс по дисциплине 030301 "Психология" / авт.-сост. С. Б. Нестерова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2009. - 170 с. - Словарь: c. 136-155.


Б) Дополнительная литература


  1. Вольский Н.Н.   Лингвистическая антропология : введение в науки о человеке : курс лекций / Н. Н. Вольский ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2004. - 238 с. 

  2. Хасанова Г.Б. Антропология : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Г. Б. Хасанова. - Москва : Кнорус, 2007. - 232 с.


Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)

1. Антропология языка [Электронный ресурс] : [сборник статей. Вып. 1 / отв. ред. С. Р. Омельченко] ; Автоном. немоммерч. орг. "Ин-т наук о человеке". - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 224 с.

2. Будаев Э.В. Зарубежная политическая лингвистика : учебное пособие / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. - Москва : Флинта : Наука, 2008. - 352 с.

3. Ермаков В.А. Антропология [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / В. А. Ермаков. - Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 110 с.

http://www.biblioclub.ru/book/79447/

http://www.biblioclub.ru/book/69146/.
http://www.biblioclub.ru/book/90677/


Средства обеспечения освоения дисциплины

Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером. На практических занятиях используются компьютерные классы с выходом в Интернет.

Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ФГБОУ ВПО «НГПУ», в том числе и словарями, имеющимися в читальном зале № 3.

Формы текущей аттестации

В течение семестра постоянно проводятся семинарские занятия, в которых студенты принимают активное участие. Участие в семинарских занятиях, подготовка индивидуальных заданий (сообщения), проверка знаний при дискуссиях и на коллоквиумах являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель. Участие в коллоквиумах и выполнение индивидуальных заданий (сообщений) является обязательным для всех студентов.
Формы итоговой аттестации

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет, который является итоговым по курсу и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачётной книжки), проводится в устной форме.
Вопросы к зачету по курсу "Лингвистическая антропология"

1. Предмет лингвистической антропологии и ее взаимоотношения с другими науками о человеке.

2. В каком смысле лингвистическая антропология является введением в науки о человеке?

3. Как психика и поведение животных может влиять на направление их эволюции?

4. В чем принципиальное отличие взглядов неоламаркистов и неодарвинистов на процесс биологической эволюции?

5. Взаимоотношения организма и среды его обитания, понятие о "диалоге" организма и среды.

6. Понятие Umwelt. Факторы, определяющие Umwelt конкретных видов животных.

7. Влияние строения тела и поведения животных на структуру видового Umwelt.

8. Чем Umwelt биологического вида Homo принципиально отличается от Umwelt других видов животных.

9. В чем суть тезиса о биологической "недовоплощенности" Человека?

10. Почему невозможно существование "естественного", то есть не тронутого цивилизацией и культурой, Человека?

11. В чем смысл феномена неотении? Какую роль сыграло это явление в антропогенезе?

12. Как связаны между собой универсальность Человека и переход человеческого вида к социальному наследованию?

13. Какие преимущества дает развитие языка и членораздельной речи для эволюции человеческого вида?

14. В каком смысле язык составляет главную часть социального генотипа вида Человек?

15. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. В чем ее суть и как она соотносится с концепцией Umwelt?

16. Этимология и этимологический метод исследования языка.

17. Что такое внутренняя форма слова в понимании А.А.Потебни. Наименование как акт суждения и классификации.

18. Как совместить отсутствие связи между знаком и значением в слове и мотивированность большинства слов?

19. Понятие о языковых семьях. Индоевропейская языковая семья. Какие языки входят в ее состав?

20. Русский язык и его связи с другими языками.
Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекции предлагаются студентам в формате Power Point и в бумажном варианте. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером. Для работы по лексикографии, а также для итогового тестирования используются компьютерные классы с выходом в Интернет.

Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ГОУ ВПО НГПУ, в том числе и словарями, имеющимися в читальном зале № 3.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателям

Данный курс предполагает работу преподавателя в следующих режимах: монолог, диалог.

В процессе изучения курса преподаватель использует инновационные подходы к организации обучения, которые можно выразить в конкретных примерах:

- В начале лекции преподаватель дает задание, по которому студент должен в конце лекции представить план только что прочитанной преподавателем лекции;

- Провести краткую словарную работу по прочитанной лекции (профессиональный лексикон):

- в процесс чтения лекции включаются 1 или 2 студента, заранее подготовленные к теме лекции с мини лекциями, с актуализацией какого-либо (заранее заданного) вопроса изучаемой проблемы.

- Можно дать презентации студентов по 5-7 минут по заданной проблеме в ходе лекционного или семинарского занятий по фактам в ближайшем или отдаленном окружении.

Не рекомендуется директивная форма выдачи занятий – допускается право выбора студентами тем для рефератов, докладов, творческих работ и т.п.
Методические рекомендации студентам

Основные темы курса раскрываются на лекциях, в которых преподаватель намечает границы изучаемого материала, освещает наиболее сложные вопросы и проблемы, задает требуемый уровень знаний в данной предметной области. Отсюда следует, что исправное посещение и внимательное выслушивание лекций (желательно, чтобы оно сопровождалось кратким конспектированием излагаемого материала) является важным элементом всего изучаемого курса. Однако, такое (в значительной мере, пассивное) изучение предмета совершенно недостаточно для полного понимания и прочного усвоения материала. Для этого необходима дополнительная самостоятельная работа с учебной литературой (пособиями, справочниками и т.д.), во время которой студенты должны более детально разобраться в изучаемых вопросах, запомнить относящиеся к теме понятия и термины, научиться их правильно произносить и применять в контексте обсуждаемых тем.

Одной из основных задач семинарских занятий, на которые студенты приходят, уже заранее подготовившись по заданной теме занятий, и на которых многие вопросы, лишь намеченные на лекциях, разбираются и обсуждаются более подробно и детально, следует считать упражнение учащихся в активном употреблении освоенных понятий и терминов. Поэтому, отвечая на семинарах, излагая ту или иную тему, участвуя в их обсуждении, студенты должны отнюдь не зачитывать отрывки из заранее подготовленных конспектов, а излагать свои представления и мысли по возможности самостоятельно, что называется «своими словами», хотя, разумеется, эти ставшие «своими» слова они почерпнули из учебника. Как бы красиво и весомо не звучали найденные в учебнике фразы, не стоит заучивать их наизусть и дословно использовать их в своем ответе. Гораздо больше пользы дают попытки самостоятельно высказать желаемое, используя новые, только что изученные научные термины и беря за образец те формы принятых в науке высказываний, с которыми студент знакомится, слушая преподавателя и читая учебную литературу. Студент должен на собственном опыте осознать, что обсуждение и точное изложение изучаемых научных представлений не может быть адекватно выражено средствами обыденной речи и требует специфического, характерного для каждой конкретной науки дискурса, а осознав это, активно использовать время семинарских занятий для освоения особенностей этой научной речи.
Материалы по самостоятельной работе включают

Самостоятельная подготовка кратких сообщений на выбранную узкую тему требует от учащихся наибольших усилий, но в то же время она позволяет добиться наибольших успехов в активном усвоении учебного материала и, будучи выполненной качественно, демонстрирует высокий уровень подготовки студента. Подготавливаемые индивидуальные сообщения носят форму устных докладов и их дискуссионного обсуждения всеми студентами с последующими комментариями преподавателя. Готовя сообщение, студент должен придерживаться темы сообщения, раскрыть суть проблемы и сделать выводы, основанные на литературных данных. При подготовке сообщения студент расширяет свой кругозор и углубляет знания в области данной науки, учится самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать ее, сопоставляя мнения разных авторов, и приходить к собственным обоснованным заключениям. В качестве источников информации студент должен не ограничиваться учебником, а использовать различную дополнительную литературу, как научно-популярную, так и сугубо научную (в пределах ее доступности пониманию студента), подбирая ее как по совету преподавателя, так и по собственному разумению. При этом важной стороной данной работы является способность студента правильно оценивать вероятную достоверность и авторитетность обнаруженной в книгах и в интернете информации, ее соответствие сегодняшним общепринятым научным представлениям. Именно в этом подготавливающий самостоятельное сообщение должен обнаружить свой уровень понимания обсуждаемой проблемы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/ Опд. В. 1/ гсэ. В. 4 /...
«Экономика и управление»/ 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте»/ 180400 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного...

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 1/Гсэ. В. 1/Гсэ. Ф. 4 Культурология
...

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 8/Гсэ. Ф. 8/Гсэ. Ф. 5 Философия
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В5/ фтд. 7/ фтд. 8/Гсэ. В. 4...
Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 2/Гсэ. Р. 3 Экономика водного транспорта
Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования"/180000 "Морская техника"

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 5 Политология
«Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 6 «Правоведение»
«Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 7«Психология и педагогика»
«Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 2 Физическая культура
«Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» эп

Программа по дисциплине гсэ. В 11 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Р. 3 История развития сибири
«Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции