Приложение 1
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
МБДОУ № 1 «Аленушка»
«Незабудка»
Приложение 2
Предметно-развивающая среда
МБДОУ № 1 «Аленушка»
1. Галерея «Моя Россия»:
Мини-музей «Российские промыслы»
Фотовыставка «Константиновск вчера и сегодня»
Символика России, Ростовской области и Всевеликого войска Донского
2. Музей «Казачья горница»
3. Мини-музеи:
«Казачья кухня»
«Казачий хуторок»
Приложение 3
Перспективно-тематический план работы музыкального руководителя по проблеме воспитания
у дошкольников патриотических чувств
Старшая группа
№
|
Тема блока
|
дата
|
Тема занятия
|
цель
|
задачи
|
1.
|
Наша родина – Россия:
|
сентябрь
|
Русская матрешка
|
Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа.
|
-Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей родине;
-Поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально откликаться на неё.
-Развивать умение воплощать в движении настроение, характер музыкального образа
|
октябрь
|
На завалинке
|
-Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки
- Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма.
-Формировать выразительное исполнение движений
|
2.
|
Родные русские мотивы:
|
ноябрь
|
Хоровод заведем
|
Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.
|
-Содействовать эстетическому восприятию музыки, эмоциональной отзывчивости на её характер, настроение и музыкальный образ, доступный ребенку.
-Учить двигаться в соответствии с характером музыки, менять движения в связи с изменением динамики и высоты регистров музыки.
|
декабрь
|
Домовенок Кузя
|
-Обогатить музыкальные впечатления детей посредством знакомства с разнообразными русскими народными музыкальными произведениями.
-Побуждать к поискам выразительных движений в инсценировании песен
|
3.
|
Наши защитники:
|
январь
|
Антошка идет в армию
|
Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны
|
-Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства
-Закрепить навыки исполнения танцевальных движений русской пляски - Побуждать детей принимать участие в сюжетных танцах
|
февраль
|
Бравые солдаты
|
-Способствовать формированию основ военно-патриотического сознания; знакомить с организацией службы в вооружённых силах.
- Обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения танцевальных этюдов.
|
4.
|
Эх, донские казаки:
|
март
|
Здорово дневали
|
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами фольклора.
|
-Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков.
-Закрепить навыки исполнения движений казачьего танца
|
апрель
|
Кундюбочка
|
-Знакомить детей с характерными особенностями донского фольклора
- Развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в исполнении танцевальных движений
|
5.
|
Знамя Победы
|
май
|
Марш Победы
|
Воспитание интереса и желания у детей узнавать историю своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен и исполнение танцевальных этюдов.
|
-Воспитывать чувство гордости за свой народ.
-формировать гражданско-патриотические чувства.
-Развивать пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой;
|
июнь
|
Катюша
|
-Воспитывать чувство глубокого уважения к героям войны
-Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве
|
6.
|
Моя семья:
|
июль
|
Дружная семья
|
Воспитание уважения и любви к своему дому, родным через инсценировки песен о семье.
|
-Обобщить представления детей о семье и членах семьи
-Научить детей находить характерные движения для членов семьи и выразительно их выполнять.
|
август
|
Бабушкин сундучок
|
-Воспитывать духовно-нравственные чувства.
- Развивать чувство ритма, навыки исполнения танцевальных движений.
|
Подготовительная группа
1.
|
Наша родина – Россия:
|
сентябрь
|
Россия - матушка моя
|
Формирование ценностного отношения детей к Родине через изучение русского народного танца
|
-Воспитывать средствами музыки любовь и уважение к родине, чувство патриотизма;
-Развивать эмоциональное восприятие музыки, чувство ритма, детское танцевальное творчество.
|
октябрь
|
Звени, златая Русь
|
-Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси
- Привить детям интерес и любовь к русскому народному танцу.
|
2.
|
Родные русские мотивы:
|
ноябрь
|
Русская ярмарка
|
Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами народной игры, танца.
|
-Продолжать учить детей старшего дошкольного возраста навыкам народного танца.
- Раскрывать творческий потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за других. ---Воспитывать любовь и интерес к народному танцу.
|
декабрь
|
Расчудесный платок
|
-Воспитания патриотических чувств, осознания неразрывности поэзии, музыки, танца и народного творчества.
-Продолжать развивать умение создавать композиции русского танца и выполнять движения с предметом.
|
3.
|
Наши защитники
|
январь
|
Есть такая профессия –
Родину защищать
|
Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения солдатских песен и танцев.
|
- Уточнить и расширить представления детей о защитниках страны.
-побуждать к поискам выразительных движений, характерных для различных образов.
|
февраль
|
Эх, яблочко
|
-формировать чувства уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства
-закреплять навыки исполнения матросского танца
|
4.
|
Эх, донские казаки!
|
март
|
Дон батюшка
|
Знакомство детей с характерными особенностями донского фольклора
|
-Воспитать чувство гордости за свой край
-Развивать творческие танцевальные способности
|
апрель
|
Донской сувенир
|
- Приобщить детей к истокам донской казачьей культуры средствами танцевального творчества.
-Учить выполнять движения, отвечающие характеру, темпу, динамике музыке.
|
5.
|
Знамя Победы
|
май
|
Эх, дороги
|
Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков через танцевальное творчество
|
-Углубить знания об истории на примерах произведений музыки и танцевального искусства.
-Продолжать развивать стремление самостоятельно исполнять пляски, используя знакомые движения
|
июнь
|
Ах, этот вальс
|
-Продолжить формирование патриотических чувств на основе ознакомления с музыкальными произведениями военных лет.
-Учить выразительно передавать танцевальными движениями содержание песни
|
6.
|
Моя семья
|
июль
|
Мамины глаза
|
Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения через музыкальную сказку
|
-Воспитывать любовь и уважение к женщине, матери.
-Учить стремиться к выявлению взаимосвязи музыки, движения и жизни.
|
август
|
Сюрприз
|
-Воспитывать духовно-нравственные чувства
- Развивать творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций
|
Приложение 4
План работы краеведческого кружка «Казачок»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста общечеловеческих ценностей и национального самосознания.
Достижение поставленной цели невозможно без реализации следующих задач:
-
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
-
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям и традициям.
-
Формирование потребности изучать историю и культуру Донского казачества.
-
Осознание своего «Я» как части своего народа.
-
Развитие интереса к доступным ребенку явлениям социальной действительности.
-
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
-
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Принципы работы:
1. Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает создание условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
2. Принцип культуросообразности предусматривает освоение богатейшего опыта народов юга России, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию, и развитию личностной культуры ребёнка.
3. Принцип природосообразности, предполагает не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
4. Принцип гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
5. Принцип деятельностного подхода, направленного на действенное познание, активное освоение ребенком многовекового опыта народа в жизни, на создание условий проявления им самостоятельности, инициативы, творчества.
6. Принцип интеграции, предполагает комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора народов юга России в соответствии с ценностями общечеловеческой культур.
Структура программы для детей старшего дошкольного возраста:
Блок: Мой город.
-
История возникновения города Константиновска.
-
Экскурсия по городу.
-
Посещение фотовыставки ДОУ
«Константиновск- вчера и сегодня».
-
Экскурсия к реке Дон.
-
Экскурсия к Константиновскому шлюзу.
-
Символика Константиновска.
Блок: Ростовская область:
-
Территория Ростовской области.
-
Города Ростовской области.
-
Природа Ростовской области.
-
Символика Ростовской области.
Блок: Моя страна.
-
Территория России.
-
Москва – столица России.
-
Кремль. Красная площадь.
-
Символика России.
Структура программы для детей подготовительной группы:
Блок «История возникновения казачества на Дону»:
1. Тема: «Эх, донские казаки».
2. Тема: «Дикое поле».
3. Тема: «Возникновение казачества на Дону».
4. Фольклорный праздник: «Как у нас-то было на Тихом Дону».
Блок «Жилье казаков»:
1. Тема: «Первые казачьи городки».
2. Тема: «Казачья станица».
3. Тема: «Курень – традиционное жилище казака».
4. Тема: «Окна куреня – гордость казачки».
5. Тема: «Милости просим гости дорогие».
6. Казачьи посиделки: «Заходите к нам на чай».
Блок «Символы и власть Донского казачества»:
1. Тема: «На казачьем кругу».
2. Тема: «Донской станичный атаман».
3. Тема: «Знакомство с казачьей символикой».
4. Праздник: «Казачьи посиделки».
Блок «Семья казака. Родословная».
1. Тема: «Семья казака».
2. Тема: «Посажение на коня».
3. Казачьи посиделки «Я и моя семья».
Блок «Конь в жизни казака».
-
Тема: «Конь в жизни казака».
-
Тема «Казак на коне – всадник в седле».
-
Тема: «Жеребенок на лугу».
-
Тема: «Жеребенок».
Блок «Особенности быта казаков»:
-
Тема: «Одежда казаков».
-
Тема: «Мужской казачий костюм».
-
Тема: «Женский казачий костюм».
-
Тема: «Донская казачка».
-
Тема: «Особенности казачьей трапезы (утварь).
-
Тема: «Особенности казачьей трапезы (пища).
-
Интегрированное занятие-посиделки «Как во этом во дому».
Основные формы реализации программы:
-
Тематические познавательные занятия длительностью 15-20 мин..
-
Праздники и развлечения.
-
Продуктивная деятельность.
-
Экскурсии.
Приложение 5
СЦЕНАРИЙ
фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста
|