Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология»




Скачать 150.15 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология»
Дата публикации27.09.2014
Размер150.15 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа


программа учебной дисциплины


Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ – ХХ веков



Магистратура по направлению 520300 – «Филология»


Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»
Квалификация (степень) «магистр»

Аннотация
Цель освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа XIX–XX веков» – передать учащимся сумму актуальных знания по литературному процессу указанного периода, познакомить магистрантов с произведениями русской художественной литературы разных жанров, показать особенности мировоззрения и стиля писателей разных направлений.

Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, чтение и анализ художественных текстов, работу над составлением лексического комментария к художественному тексту, подготовку докладов и творческих работ. Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ:

«Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа XIX–XX веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока».



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ – ХХ веков»

являются:

  • Ознакомление с литературным процессом рубежа ХIХ – ХХ веков.

  • Изучение ярких писательских индивидуальностей данного периода.

  • Закрепление теоретических основ литературоведческой науки.



  1. Место дисциплины в структуре ООП

  2. Место дисциплины в структуре ООП

ММ – магистр МГУ

Вариативная часть. Профессиональный цикл. Курс по выбору

1 курс

1 семестр

Общая трудоемкость: 72 ч., 2 зач. ед.;

Форма промежуточная аттестации: зачет;

Формы проведения:

лекции – 18 ч.;

практические занятия (семинары) – 18 ч.;

самостоятельная работа 36 ч.;

— формы текущего контроля: тест, письменные контрольные работы

Данная дисциплина предназначена для магистрантов-русистов и является третьей частью курса «История русской литературы ХХ века». Дисциплина завершает профессиональную подготовку магистранта (преподается в I семестре 1 курса), ее изучение подразумевает наличие у обучающихся теоретических основ литературоведения и умение анализировать литературные тексты. Необходимы знания, умения и навыки, приобретенные в бакалавриате и в процессе обучения в магистратуре.

Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистранта, так как закрепляет основные теоретические знания, вырабатывает практические навыки анализа текстов художественной литературы, даёт представление о современном литературном процессе.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

а) общенаучные: (частично)

способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

б) инструментальные: (частично)

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).

в) системные: (частично)

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные компетенции: (частично)

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);

умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9);

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    • Способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области исследования литературного произведения;

    • Владение навыками работы с различными источниками информации в области исследования и преподавания литературы монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогом и интернетом;

    • Способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области литературоведения;

    • Способность к исчерпывающему анализу конкретного художественного текста;

    • Способность к самостоятельной научно-исследовательской работе в области литературоведения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • специфику литературного процесса рубежа ХIХ – начала ХХ века и иметь представление о наиболее ярких писательских индивидуальностях изучаемого периода;




  • основы современных теоретических концепций соответствующих областей литературоведения;




  • об актуальных процессах в области современного литературоведения.

Уметь:

  • анализировать художественные тексты на основе полученных теоретических знаний;

  • выявлять основные тенденции в современном литературном процессе;

  • использовать в научных и практических целях соответствующую научно-информационную литературу.

Владеть:

  • навыками самостоятельного чтения современной научно-критической литературы по изучаемым вопросам;

  • навыками работы с электронными ресурсами.


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    • Способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области исследования литературного произведения;

    • Владение навыками работы с различными источниками информации в области исследования и преподавания литературы монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогом и интернетом;

    • Способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области литературоведения;

    • Способность к исчерпывающему анализу конкретного художественного текста;

    • Способность к самостоятельной научно-исследовательской работе в области литературоведения.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • специфику литературного процесса рубежа ХIХ – ХХ веков и иметь представление о наиболее ярких писательских индивидуальностях изучаемого периода;

  • основы современных теоретических концепций соответствующих областей литературоведения;

  • об актуальных процессах в области современного литературоведения.

Уметь:

  • анализировать художественные тексты на основе полученных теоретических знаний;

  • выявлять основные тенденции в современном литературном процессе;

  • использовать в научных и практических целях соответствующую научно-информационную литературу.

Владеть:

  • навыками самостоятельного чтения современной научно-критической литературы по изучаемым вопросам;

  • навыками работы с электронными ресурсами.


4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 ч..



п/п

Раздел

дисциплины
Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

с.р.с.

семинары / практические занятия

с.р.с.

-

1

Общая характеристика литературы рубежа ХIХ – ХХ веков

1

1

1

1

1

1

-

2

Творчество «старших» реалистов: А. П. Чехов, Л. Н. Толстой

1

2, 3

2

2

2

2

тест

3

Творчество И. А. Бунина

1

4, 5

2

2

2

2

-

4

Творчество А. И. Куприна

1

6

1

1

1

1

тест

5

Творчество Л. Н. Андреева

1

7

1

1

1

1




6

Творчество М. Горького

1

8, 9

2

2

2

2

-

7

Общая характеристика модернизма

1

10

1

1

1

1

Контрольная работа

8

Поэзия А. А. Блока

1

11, 12

2

2

2

2

тест

9

Акмеизм и творчество А. А. Ахматовой

1

13, 14


2

2

2

2

тест

10

Футуризм и творчество В. В. Маяковского

1

15, 16

2

2

2

2




11

Подведение итогов


1

17,

18

2

2

2

2

контрольная работа

























зачет




Итого часов:







18

18

18

18

72






























4.2. Содержание дисциплины

Общая характеристика литературы рубежа ХIХ – ХХ веков

Творчество «старших» реалистов: А. П. Чехов, Л. Н. Толстой

Творчество И. А. Бунина.

Творчество А. И. Куприна.

Творчество Л. Н. Андреева.

Творчество М. Горького.

Общая характеристика модернизма.

Поэзия А. А. Блока.

Акмеизм и творчество А. А. Ахматовой

Футуризм и творчество В. В. Маяковского
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает широкое использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий. Письменные домашние задания и тесты выполняются в электронной форме и высылаются преподавателю по e-mail.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве основного средства текущего контроля используется тестирование, проводимое по Интернету. В качестве дополнительной формы текущего контроля предлагаются и внеаудиторные письменные задания (контрольные работы).

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – экзамен.

Примерный список вопросов к зачету

    1. Творчество «старших» реалистов: А. П. Чехов, Л. Н. Толстой

    2. Творчество И. А. Бунина.

    3. Творчество А. И. Куприна.

    4. Творчество Л. Н. Андреева.

    5. Творчество М. Горького.

    6. Общая характеристика модернизма.

    7. Поэзия А. А. Блока.

    8. Акмеизм и творчество А. А. Ахматовой

    9. Футуризм и творчество В. В. Маяковского


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  1. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала ХХ века. – М., 1988; Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века: учебник для бакалавров. 5-е изд. М., Изд-во Юрайт, 2012.

  2. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов) В двух книгах. – М., ИМЛИ РАН, “Наследие”, 2001.

  3. История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. Под ред. Ж.Нива, И.Сермана, В.Страда, Е.Эткинда. – М., 1995.

  4. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. Воронеж, изд-во ВГУ, 1999. (Рекомендовано НМС по филологии по специальности 021700).

  5. Литература русского зарубежья (1920-1990-е). Учебное пособие. Под общей редакцией А.И.Смирновой. – М., 2006.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:

  • доступ к Интернету в аудиторное и внеаудиторное время;

  • использование на занятиях компьютерного проектора и интерактивной электронной доски;

  • доступность указанной литературы.


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология».
Разработчик:
доцент кафедры истории

русской литературы ХХ века

филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова И. А. Сутугина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма курса актуальные проблемы современной португалистики Магистратура...
Место курса в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура...
Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания...

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx...
Хiх–хх веков; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть...

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика...
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире»

Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ хх веков Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины историческая фонетика русского языка...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции