Скачать 150.15 Kb.
|
программа учебной дисциплиныАктуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ – ХХ вековМагистратура по направлению 520300 – «Филология»Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация (степень) «магистр»Аннотация Цель освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа XIX–XX веков» – передать учащимся сумму актуальных знания по литературному процессу указанного периода, познакомить магистрантов с произведениями русской художественной литературы разных жанров, показать особенности мировоззрения и стиля писателей разных направлений. Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, чтение и анализ художественных текстов, работу над составлением лексического комментария к художественному тексту, подготовку докладов и творческих работ. Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ: «Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа XIX–XX веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока».
Целями освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа ХIХ – ХХ веков» являются:
ММ – магистр МГУ Вариативная часть. Профессиональный цикл. Курс по выбору 1 курс 1 семестр Общая трудоемкость: 72 ч., 2 зач. ед.; Форма промежуточная аттестации: зачет; Формы проведения: лекции – 18 ч.; практические занятия (семинары) – 18 ч.; самостоятельная работа 36 ч.; — формы текущего контроля: тест, письменные контрольные работы Данная дисциплина предназначена для магистрантов-русистов и является третьей частью курса «История русской литературы ХХ века». Дисциплина завершает профессиональную подготовку магистранта (преподается в I семестре 1 курса), ее изучение подразумевает наличие у обучающихся теоретических основ литературоведения и умение анализировать литературные тексты. Необходимы знания, умения и навыки, приобретенные в бакалавриате и в процессе обучения в магистратуре. Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистранта, так как закрепляет основные теоретические знания, вырабатывает практические навыки анализа текстов художественной литературы, даёт представление о современном литературном процессе.
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции: а) общенаучные: (частично) способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2); способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3). б) инструментальные: (частично) владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1); владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3); владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4). в) системные: (частично) способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1); способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2); способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3); Профессиональные компетенции Общепрофессиональные компетенции: (частично) знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1); владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2); владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3); владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4); владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5); способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6); умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7); умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8); умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9); Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 ч..
4.2. Содержание дисциплины Общая характеристика литературы рубежа ХIХ – ХХ веков Творчество «старших» реалистов: А. П. Чехов, Л. Н. Толстой Творчество И. А. Бунина. Творчество А. И. Куприна. Творчество Л. Н. Андреева. Творчество М. Горького. Общая характеристика модернизма. Поэзия А. А. Блока. Акмеизм и творчество А. А. Ахматовой Футуризм и творчество В. В. Маяковского 5. Рекомендуемые образовательные технологии Курс предполагает широкое использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий. Письменные домашние задания и тесты выполняются в электронной форме и высылаются преподавателю по e-mail. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины В качестве основного средства текущего контроля используется тестирование, проводимое по Интернету. В качестве дополнительной формы текущего контроля предлагаются и внеаудиторные письменные задания (контрольные работы). Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – экзамен. Примерный список вопросов к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология». Разработчик: доцент кафедры истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова И. А. Сутугина |
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской... Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) |
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской... Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века |
||
Программа курса актуальные проблемы современной португалистики Магистратура... Место курса в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология» |
Программа учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура... Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания... |
||
Программа учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции... Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты) |
||
Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx... Хiх–хх веков; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть... |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты |
||
Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика... Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире» |
Программа учебной дисциплины историческая фонетика русского языка... Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |