Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер»




Скачать 88.21 Kb.
НазваниеУрок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер»
Дата публикации05.10.2014
Размер88.21 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок


Урок литературы, 6 класс

Родная природа в русской поэзии 20 века.


Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер», С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...». Н. М. Рубцова «Звезда полей».

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Форма урока: проблемно-диалогический урок в технологии «Творческие мастерские».

Цели урока: Образовательная: - Обучать умению выражать словами свои чувства, по ассоциациям создавать представляемые картины. Развивающая: - развивать воображение учащихся, творческие способности. Воспитательная: - прививать любовь к родной природе и родине, - воспитывать эстетический вкус у учащихся, - воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах. Оборудование:

компьютер,  интерактивная доска, презентация к уроку (см. Приложение 1).

Дидактический материал:

Портреты русских поэтов, карточки с творческим заданием, цветные карточки (Тексты стихотворений для анализа),  классическая музыка.

Методические приемы: диалог, выразительное чтение стихов, литературоведческий анализ стихотворений, защита творческого задания.

Ожидаемые результаты:

- умение работать с художественным текстом, - способность выражать своё мнение и оценивать свои мысли и действия, работая в группе, - способность к организации самостоятельной учебной деятельности, - умение самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы,  отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.

Подготовка к уроку. Парты в классе расставлены заранее отдельными группами в форме круга (Объединение в группы происходит путем выбора слов, синонимичных опорным словам каждой группы: «вечерняя заря», «сияние», «радостно», «маяк вселенной».) На каждом столе имеется раздаточный материал: тексты стихотворений, задания, а также карандаши, краски, фломастеры, альбомные листы, цветная бумага для творческих заданий.

Индукция. Звучит музыка, на фоне которой учитель-мастер начинает урок. (П.И.Чайковский Времена. Весна.)

Мастер: Ребята, сегодня у нас пройдет урок не в привычной для вас обстановке, хотя подобные уроки уже проводились. Скажите, вы любите читать стихи? А каких русских поэтов 19 века вы знаете? Замечательно. (Слайд 1) - Вам сейчас будет предоставлена возможность продемонстрировать свои знания на практике. Смотрим на экран. (Слайд 2). (Учащиеся должны угадать пропущенное слово в строфе и назвать автора данного стихотворения. Из угаданных слов будет составлен кроссворд, где центральным словом будет ПРИРОДА.). ( Вступительное слово и задание - 4 мин.)



Мастер: Какое слово мы с вами собрали? (Природа.) Деконструкция Мастер: Ребята, а какое время года вы любите? (Ответы учащихся.) Мастер: Природа бывает разная и разное бывает состояние природы. В этом вы можете ещё раз убедиться, прослушав несколько цитат из произведений поэтов 20 века, имена которых, я думаю, вам знакомы. Прислушайтесь к строкам и своё воображение отобразите в картинке, (они находятся в папках у каждой группы) которая может проиллюстрировать данные строки. Назовите выбранные вами картинки ключевыми словами и прокомментируйте ваш выбор. (Мастер читает строки из стихотворений Николая Рубцова, Александра Блока, Анны Ахматовой, Сергея Есенина. Затем предлагает ребятам назвать поэтов. Если ребята затрудняются ответить, Мастер сам называет.) (Слайд 3 и 4) (5 мин)

1-е задание

Социализация/ реконструкция

3. Представление иллюстраций. Работы можно прикрепить к стенду или к флипчарту. (3 мин) Мастер: Ребята, а хотелось бы вам прочитать всё стихотворение данных авторов? Поразмышлять над текстом? - Попробуйте найти связующие нити между иллюстрациями, ключевыми словами с предложенными текстами. (Используется метод «ключевых слов», который помогает учащимся актуализировать внимание при работе с текстом).

Деконструкция 2-е задание (Задание к текстам стихотворения даётся для всех групп одинаковое, которое ребята выполняют на фоне слайда №4, на котором представлены портреты поэтов).

Задание к стихотворению.

1. Какие образы картин вызывают в вашем воображении стихотворение? 2. Какие «ключевые слова» и средства выразительности речи, используемые автором, помогают определить передаваемые чувства автора? 3.Какие ответные чувства и мысли вызывает у вас это стихотворение?

Памятка для каждой группы

  1. Внимательно прочтите вопросы.

  2. Отвечая на задания к стихотворению, прислушивайтесь к ответам участников своей группы, не перебивая друг друга.

  3. Прочитайте выразительно стихотворение, предложите соседним группам поделиться, какие чувства и мысли навеяло это стихотворение.

  4. Затем представьте плоды своих размышлений по поводу задания.

  5. Будьте внимательны к выступлениям соседних групп.

(На выполнение задания и представление работ учащимися отводится 10 мин )

Социализация/реконструкция

Мастер: Теперь настало время представить на обозрение присутствующих плоды своих размышлений по поводу задания. Каждая группа представляет свое задание на фоне слайда с портретом поэта (Слайд№5 - Н.Рубцов, №6- А.Блок, №7 – А.Ахматова, №8 – С.Есенин). (8 мин)

Примерные ответы 1 группа

Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова. Поэт не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру. В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью. Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры). В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету: «Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей Земли...» Тревога жителей противопоставляется приветливому (эпитет) лучу звезды. Так поэт использует антитезу. В четвертой строфе «города, поднявшиеся вдали», противопоставляются русскому полю: «Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней». Николай Рубцов в своем стихотворении объединяет личные чувства с чувствами своего народа. Стихотворение Н.Рубцова глубоко западает в душу, пробуждает в нас прекрасные чувства: любовь к родине, к родному краю.

2 группа

Стихотворение Александра Блока рассказывает о летнем вечере. Передать «живую» картину природы летнего вечера помогают следующие ключевые слова: «Последние лучи заката, красный диск луны, замирает песня жнецы, вечерняя тишина ». Автор рассказывает о том, как лучи заходящего солнца окрашивают сжатое поле и еще нескошенные луга, даря ощущение спокойствия и умиротворения. В этот час заката кажется, что замирает сама природа – ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств. С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера, который принес с собой прохладу и терпкий аромат луговых трав. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне». Понять окружающий поэта мир и определить передаваемые чувства автора помогают нам такие средства выразительности речи, как олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты («последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»), обращение к неизвестному герою: «Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне...»). Читая стихотворение А.Блока, проникаешься любовью к родине, к родной природе и легко представляешь себе эту прекрасную картину, нарисованную не кистью, а словами.

3группа Стихотворение Анны Ахматовой описывает приближение, предчувствие весны. Приход весны можно передать через такие ключевые слова, как «Под плотным снегом отдыхает луг», «деревья весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг», Всего восемь строк в стихотворении, а как проникновенно отображена картина ранней весны. Это достигается благодаря использованию автором художественных средств речи: олицетворения («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»),  эпитетов («под плотным снегом», «деревья весело-сухие», «теплый ветер»). Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны. Второе четверостишие передает чувство автора, которое близко и нам, читателям: И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.

4 группа

Сергей Есенин в своём стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Передать «живую» картину родных просторов помогают такие ключевые слова, как «Мелколесье. Степь и дали», «Свет луны во все концы». В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Передать ширь полей помогают автору такие средства выразительности речи, как олицетворение («бубенцы зарыдали», «ножка у березки»), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья. Стихотворение А.Блока, проникнутое любовью к родине, к родной природе, вызывает и у нас ответные чувства.

Мастер: А вы догадались, что цитаты были взяты из данных стихотворений, из которых вы определяли ключевые слова? 3-е задание Мастер: Ребята, придумайте своё название к стихотворению и обоснуйте свой выбор.

Мастер: А вам интересно узнать, какое название стихам дали сами авторы? Давайте посмотрим: Н. Рубцов «Звезда полей», А.Блок «Летний вечер», А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...», С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...». (Слайд №9)

Мастер: О чём все эти стихотворения? (Дети могут сказать – о природе.).

Мастер: Только ли о природе? (Дети могут добавить – о родине.). Мастер: Как авторы выражают своё отношение к родине? ( Возможно, могут сказать: авторы выражают своё отношение к родине через любовь к природе…)

4. Разрыв Музыкальный отрывок из «Весны» Г.Свиридова.

Мастер: Ребята, а какой бы выбрали к сегодняшнему уроку эпиграф из данных. (Слайд № 10) (Учащиеся каждой группы выбирают свой эпиграф и прикрепляют к стенду, обосновывая свой выбор.) Мастер: Как бы вы, ребята, определили тему нашего урока? (Ребята предлагают варианты тем урока.) (5 мин)

Мастер: Какие, на ваш взгляд, слова вы бы назвали ключевыми в теме нашего урока? Напишите эти слова на отдельном листе, обоснуйте свой выбор их и покажите всем. (Дети могут выйти на слова: природа, родина, любовь, отчизна…) (3 мин.)

Мастер: Какой же мы можем сделать вывод по уроку? ( Примерные ответы ребят: «Пейзажи в стихотворениях А.Блока, С.Есенина, А. Ахматовой, Н.Рубцова – это прекрасные картины природы, проникнутые любовью к родине. С чувством глубокой любви воспевают поэты красоту родной земли».). (2 мин)

5. Рефлексия

Мастер: Ребята, найдите строчки стихотворений, где ваше настроение совпало с настроением автора, напишите их на полосках листочков того цвета, который соответствует вашему настроению и прикрепите на стенд.

(Ребята выбирают определенные цвета и зачитывают строки из стихотворений под музыкальное сопровождение.) (Слайд № 9). (4мин)

Мастер: А теперь давайте обратимся к вашим иллюстрациям, которые вы выбрали в начале урока. Совпало ли ваше первоначальное восприятие с последними записями на цветных листочках или оно изменилось? (2мин)

Мастер: Я надеюсь, что замечательный и разный мир природы, воспетый с любовью поэтами 20 века: А.Блоком, С.Есениным, А.Ахматовой, Н.Рубцовым, - пробудит и в вас любовь к родной природе, к родине. Всем участникам творческой мастерской большое спасибо! (Слайд №10)

Мастер: Домашнее задание будет тоже творческим. Выберите понравившееся вам стихотворение о природе, о родине, выучите его наизусть, проиллюстрируйте его, подберите к нему музыку, на фоне которой можно прочитать стихотворение. Обоснуйте свой выбор. (Слайд №11) (2мин)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconУрок биологии и литературы на тему: «Природа в поэзии XIX века»
Земли; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять её

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconАннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconИзо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон»
Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины...

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconУрок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconПрограмма учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconУрок внеклассного чтения русская природа в музыке и поэзии. «У нас...
Цель урока: продолжить знакомство с поэзией А. С. Пушкина и музыкой П. И. Чайковского; показать связь через восприятие природы живописи,...

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconЗачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconРабочая программа по дисциплине «История русской литературы Х i Х века 2 половина»
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconОбзорная лекция по литературе в 11 классе
...

Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века. Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» iconУрок словесности в 11 классе «Я пишу о природе…»
Наглядность: портрет М. М. Пришвина, коллаж «Родная русская природа», выставка книг писателя и рисунков на тему «Мой край», кроссворд,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции