Скачать 142.07 Kb.
|
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Однородные члены предложения" Цель урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» на материале рассказа А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Задачи урока: Образовательные: - познакомить учащихся со своеобразием платоновского рассказа; - систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения. Воспитательные: - формировать коммуникативные качества, культуру общения. Развивающие: - развивать умения анализа, сравнения; - развивать устную и письменную речь школьников. Оборудование: выставка книг А. П. Платонова, портрет писателя, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, иллюстрация памятника А. С. Пушкину в Москве, запись музыки Шуберта (песня «Шарманщик» из цикла «Зимняя дорога»), иллюстрации французского художника Анри Руссо. Подготовка к занятию: учащиеся должны прочитать произведения Платонова: «Неизвестный цветок», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» и др. Конспект урока Эпиграфы на доске: «Надо относиться к людям по-отцовски». А. Платонов «В сердце все человеческое богатство». А. Платонов - Сегодня на уроке нам необходимо обобщить знания по теме «Однородные члены предложения», используя материал рассказа А. П. Платонова «Любовь к жизни, или Путешествие воробья», понять основную мысль текста, постичь замысел автора, обращаясь к композиции, системе образов, языку произведения. Прежде чем обратиться к тексту рассказа, послушайте небольшое сообщение о Платонове. Сообщение ученика. – Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году на окраине города Воронежа в семье железнодорожника. Настоящая фамилия его Климентов. Подписывать свои произведения он стал именем отца, старого паровозного машиниста. Учился Платонов в церковно – приходской школе, затем в городском училище. В 15 лет начал работать. Еще подростком писал стихи, которые печатались в местных газетах и журналах. Одновременно писал прозу, критические статьи, очерки. Работал журналистом в Воронеже. Участвовал в гражданской и Великой Отечественной войне. С сентября 1942 года до конца войны находился на фронте. В последние годы жизни Платонов, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. Его перу принадлежат такие произведения, как «Неизвестный цветок», «Третий сын», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Цветок на земле» и др. Платонов всегда хотел, чтобы каждый человек, читая его произведения, мог сказать: «Мы не одни на свете, есть те, которым мы должны помочь!» Знакомство с текстом. – А теперь самое время познакомиться с рассказом А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Звучит музыка Шуберта (песня «Шарманщик» из цикла «Зимняя дорога») Вопросы классу: - Какое настроение передано композитором в этом произведении? - Какие образы возникают в вашем воображении? Учитель читает отрывок из рассказа «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, - и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу. Беседа по тексту. - Какие чувства пробуждает в вас этот текст? - В чем созвучие музыки Шуберта и текста Платонова? - Каким вы представляете себе скрипача? (Старый, седой, с маленькой аккуратной бородой, одетым в длинное черное пальто и старую шляпу) - Что заставляло старого музыканта ходить на бульвар и играть на скрипке? «…старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью». Музыкант привык трудиться, а его трудом была музыка, и он дарит людям радость: «У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, — и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь». - Почему скрипач не брал денег за свой труд? «...старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность». Не нужда выводила его из дома, а желание быть полезным. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло, свое искусство, и ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. - Почему старик играет у памятника Пушкину? Продемонстрировать иллюстрации художников К.Соколова «Тверской бульвар» и И.К. Павлова «Памятник Пушкину». Пушкин и музыкант — люди искусства, они творят для того, чтобы все люди были счастливы. На постаменте памятника высечены слова из стихотворения Пушкина "Памятник": «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…" Музыкант и Пушкин пробуждают чувства добрые своим искусством, они будят в людях желание быть лучше, утешают в жизненных невзгодах. - Почему музыкант обратил внимание на воробья? Он пожалел птицу, ведь так трудно прокормиться в городе воробью зимой. «Воробей был взлохмаченный, головастый, многие его перья поседели, время от времени он, бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам». - Как скрипач заботился о нем? Почему горевал, когда воробей пропал? Скрипач стал приносить хлеб каждый день и крошить его. Если воробья не было, он горевал о нем. Он рад был, что ему есть о ком заботиться, эта забота согревает его душу, наполняет его одинокую жизнь смыслом. - Что произошло с воробьем после грозной вьюги? Воробья вихрем унесло в далекую южную страну. В тот день, когда это случилось, на окне старика «выросли» «замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны». Он «стал любоваться этой воодушевленной игрою природы», не подозревая о том, что именно в эту «волшебную страну» умчался воробей. - Как описывается страна вечного лета, в которую попал воробей? Здесь «пищи... было много», «неизвестные и невидимые птицы пели долгие музыкальные песни», они «имели разноцветные, красивые перья». Воробей «повсюду наблюдал густые рощи трав и цветов, толстые низкие деревья, поющих, гордых птиц и синее, безветренное небо. Даже дожди здесь шли только по ночам, когда все спали, чтобы ненастье не портило никому настроение». - Сопоставьте описание страны вечного лета с картинами французского художника Анри Руссо («Заклинательница змей», «Трапеза льва», «Веселые насмешники», «Нападение на тигра» и другие), которые своими фантастическими цветами и травами очень напоминают сказочную страну из рассказа Андрея Платонова. - Такой ли вы представляете страну вечного лета? Почему? Что созвучно в этих картинах рассказу? - Это страна вечного лета, но почему не греет она воробья? Почему он тоскует? Это чужая страна, в которой «воробей нигде не встретил ни знакомого, ни родственника». Здесь много пищи, но «все плоды трав и кустарников были слишком сладкими либо, наоборот, горькими». И «вскоре воробей стал вовсе печальным на этой летней, мирной земле». Вспомните «замороженные леса и цветы» на окне старика. Они казались ему прекрасными, но воробей, оказавшись среди этих трав и лесов, не получил никакого тепла и почувствовал себя несчастным вдали от родного Тверского бульвара. - Что чаще всего ему вспоминалось и почему? «...Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба; его мелкие кишки и желудок заскулили от ощущения теплой, темной мякоти в футляре музыканта у памятника Пушкину». Черный хлеб, заботливо накрошенный для него в футляр, казался воробью особенно вкусным. Тем более что доставался он ему в самое голодное и холодное время, и от этих черных крошек ему становилось тепло среди стужи и метели, так что он даже мог «пробормотать... небольшую песню». Здесь же, в стране вечного лета, воробей совсем замолчал. - Где поселился воробей и почему? Он выбрал «берег ручья, покрытый мелкими камнями, где ничего не росло, где земля лежала более скудной и неудобной». Это место напоминало ему о родине: ведь там никогда не было вечного лета, «сладости и обилия». А затем он и вовсе перебрался на голую скалу. - Зачем? Он «надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой, на Тверской бульвар». И однажды его желание исполнилось... - А как же жил старый скрипач в то время, пока воробей тосковал в чужой стране? Он грустил долгими зимними вечерами, и «его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населенной, вероятно, одними поющими птицами». Душа его, наверно, тосковала по далекому несбыточному счастью и по маленькой серой птичке. Может быть, поэтому он и купил себе в зоологическом магазине черепаху, которая «с кротким выражением» смотрела на музыканта, когда он играл для нее на скрипке. - Почему погиб воробей? Очевидно, его немолодых сил уже не хватило на такой трудный второй перелет, но остаться на благодатной земле он не мог: слишком тоскливо ему там было - в этом сытом и разнеженном раю. А может, просто его сердце не вынесло радости свидания с родной землей... - Как воспринял смерть воробья старый музыкант? Это было для него большим потрясением, он даже не смог идти на Тверской бульвар, чтобы играть на скрипке. Будто часть его самого ушла куда-то вместе с седым воробьем... «Он вынул скрипку из футляра и начал играть нежную, счастливую музыку». - Какую роль играет в рассказе музыка? Благодаря ей, мы понимаем одинокую душу старика и его мечту о счастье общения, она помогает нам увидеть его бескорыстное служение искусству и стремление быть полезным своей родной земле, мы будто слышим его искусную игру на скрипке, и нас тоже трогают и окрыляют ее нежные звуки. В музыке человеческая душа обретает утешение и стремление «жить высшей, прекрасной жизнью». Музыка дает нам возможность ощутить всю полноту утраты старого человека. Наверно, именно о таком музыканте написал песню «Музыкант» Булат Окуджава. Песня написана будто от лица слушателя старого скрипача. Послушайте ее. (Если нет записи, можно прочитать стихотворение.) Булат Окуджава МУЗЫКАНТ Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел. Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел. Я не то чтобы от скуки - я надеялся понять, как умеют эти руки эти звуки извлекать из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил, из какой-то там фантазии, которой он служил? Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь... А чего с ней церемониться? Чего ее беречь? Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь и вселяют в нас надежды... Остальное как-нибудь. Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, по чьему благословению я по небу лечу. Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер, музыкант, соорудивший из души моей костер. А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она. - Как эта песня перекликается с рассказом Платонова? В песне три главных образа: музыкант, скрипка и прохожий, простой, неискушенный человек, остановившийся послушать музыку и ошеломленный ее «костром». Образ музыканта, данный только деталью (угловатое плечо), и музыка, заставляющая лететь по небу, делающая человеческие души «справедливей, милосерднее и праведней», очень созвучны рассказу Андрея Платонова. - Но рассказ все-таки назван не «Музыкант», а «Любовь к родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)». Почему он получил такое название? К кому оно имеет отношение? Только ли к воробью? Нет, конечно, название относится к обоим главным героям рассказа: маленькой седой птичке и старому музыканту. Первый любит свою землю бессознательно, ассоциируя ее с Тверским бульваром и черным хлебом, но без этих двух составляющих нет для него жизни, и даже райские кущи не затмевают их. Второй любит свою родину сознательно и хочет приносить ее людям добро даже тогда, когда этого от него никто не требует, но душа его просит деятельного добра для всех, кто в нем нуждается. Две родственные души встретились ненадолго на Тверском бульваре, чтобы ощутить силу родства и единения с родной землей, и расстались, но тоже ненадолго, чтобы обрести покой и вечную гармонию в родной земле. - В подзаголовке рассказа сказано: сказочное происшествие. Можно ли в полной мере отнести это к рассказу? Почему? Что в нем сказочно? А что реально? Сказочно только то, что связано с путешествием воробья, — все же остальное абсолютно реально и делает рассказ удивительно актуальным, потому что и сегодня в нашей жизни так много странников, которые хотят найти счастье на чужбине и оставляют родную зёмлю, чтобы потом всю жизнь томиться по ней. Для некоторых «сладость» и «обилие» оказываются предпочтительней родины; другие же, подобно воробью, не в силах вынести разлуки с нею. Наши бульвары и улицы по-прежнему полны одиноких старых людей, мимо которых равнодушно проходят «красивые чистые люди», «удаляясь по своим важным и счастливым делам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово. Все так же человеческая душа мечтает о «счастье и славной жизни» и стремится найти «в прекрасном и яростном мире» родственную близкую душу. - Чему хотел бы нас научить писатель, к размышлению о чем привести? Забота о других, сострадание — непременное условие жизни; сердечность - его главное богатство. Автор относился к растениям, к животным, как к равным себе. Музыкант тяжело переживает смерть воробья: «Но в музыке недоставало чего-то для полного утешения горюющего сердца старика. Тогда он положил скрипку на место и заплакал». - Что значит жить по Платонову? Жить — это постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-нибудь, любить. Анализ композиции. – Анализируя композицию, хотелось бы знать ее элементы. Экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка действия, заключение (записывают в тетрадь). – Запишите в тетрадь предложение, которое указывает на экспозицию рассказа Платонова. В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. - Как вы понимаете слово поземка? Обратитесь к толковому словарю. Работают со словарями. «Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер». – Найдите в тексте слова, сочетания слов, которые близки по значению слову поземка. Из середины ветра и снега – вихрь – метель. – Произведите разбор словосочетания снежный вихрь. – Автор не описывает подробно метель, а лишь отдельными словами, сочетаниями слов передает изменения, которые происходят в природе. Здесь же развиваются и все основные события рассказа. Какое предложение соответствует завязке действия? В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. – Назовите глаголы, которые автор использует для описания действий воробья? Сел, походил, перелетел… – Укажите кульминационный момент в развитии событий. Уже метель почти полностью засыпала помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. – Выпишите глаголы, которые помогаю понять развязку происходящих событий. Выбрался, почистился, проговорил, убежал. – Выпишите изобразительные средства языка, с помощью которых автор создает образ воробья. Знакомый, седой, тонкими, ничтожными, равнодушный, безбоязненный… – Выпишите предложение, характеризующее поведение старого музыканта, наблюдавшего за воробьем. Старик долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. – От чьего лица ведется повествование? Докажите. От лица автора – рассказчика (Старик собирался уходить на покой. Воробей равнодушный к вихрю. Ел долго, наверно полчаса…). Автор как бы видит все, что происходит, сочувствует, переживает, наверное, даже удивляется поведению воробья… – Теперь самое время обратить внимание на синтаксис. Расскажите об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них. Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. Однородные члены обычно выражены одной и той же частью речи, но могут быть выражены словами разных частей речи. Например: Мы шли по дороге быстро, с остановками. В предложении может быть несколько однородных членов. Повторяющиеся слова однородными членами не являются. Например: За деревней леса, леса, леса. Сочинительные союзы при однородных членах делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные. – Найдите в рассказе предложения с однородными членами и объясните постановку знаков препинания. Учащиеся находят для характеристики предложения и объясняют постановку знаков препинания при них. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Сладость и обилие пищи, свет воздуха и благоухание растений не привлекали его. Бродя в тени зарослей, воробей нигде не встретил ни знакомого, ни родственника. Вскоре старик задремал, но сразу же проснулся. К утру он либо отогреется, либо никогда более не проснется. Творческая работа учащихся. - Сейчас я предлагаю вам написать небольшую творческую работу (можно в группах). Продолжите рассказ по данному началу: «На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину…». Подумайте, что могло произойти, каковы действия старого музыканта, воробья, что в это время происходило в природе. Вы должны представить себя авторами этого произведения, вдумчивыми, обращающими внимание на художественное слово. После написания работ можно зачитать одну – две и обязательно озвучить авторский текст: «На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него с высоты и чувствовал добро в своем сердце. В тот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки. Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню…» – Сформулируйте, пожалуйста, основную мысль отрывка из рассказа А. Платонова. Единение живых существ: старика и воробья. Человек делает жизнь своим трудом счастливой. Душевное отношение старика к воробью помогает ему выжить… Чтение текста Платонова со слов «В весенние вечера скрипач выходил играть к памятнику Пушкину…» и до конца, указывая на элемент заключения в рассказе. В полном объеме произведение может быть прочитано на следующем уроке или на уроке внеклассного чтения. Подведение итогов урока. Домашнее задание: Напишите сочинение – миниатюру «Что значит жить по Платонову». Сделайте рисунки к рассказу. |
Конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления» Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания,... |
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими... Упражнение Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами... |
||
Урока : • образовательная: обобщить знания по теме «Школьная жизнь» Оснащение урока: ноутбук, доска (экран), раздаточный материал (карточки), тетради |
Тема: Главные члены предложения. 5 класс Цели урока ... |
||
Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращение и члены предложения; читать предложения с обращениями, соблюдая... |
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» Цель урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» |
||
Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского... Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе |
Урок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме «Сложное предложение» Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях... |
||
Обобщение по теме «Звуки и буквы» Обобщить и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах, сформировать навыки употребления звуков и букв, развивать все виды... |
Урока: обобщение и систематизация знаний Цели: обобщить знания учащихся по основным вопросам синтаксиса; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |