Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна




Скачать 92.08 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна
Дата публикации10.10.2014
Размер92.08 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Конспект урока литературы. 8 класс.

Конспект составила учитель русского языка

и литературы МКОУ гимназия №6

Бутенко Людмила Никифоровна

Тема урока: Урок внеклассного чтения «Звенящий родника».

Класс: 8

Тип урока: -обобщение и систематизация знаний.

Форма урока - литературный ринг

Цели урока: - систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе

А.С. Пушкина,

-прививать любовь к чтению, к поэзии

-воспитывать чувство гордости, патриотизма, осознания значимости поэзии А.С.Пушкина,

-совершенствовать умение строить монологическую речь,

-обучение общению в ситуации диалога;

- развитие навыка самостоятельной работы с текстом, словарями, дополнительной литературой, в интернете;

-формирование нравственных критериев, связанных с понятиями «честь», «национальное самосознание».

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Метапредметные:

- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

Предметные:

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слова: глобальный;

- составление выступления по теме урока.

Предварительное домашнее задание:

-избрать 5 группам темы для проектов по теме урока, собрать и изучить материал для и его творческой защиты на уроке;

-повторить и обобщить знания произведений «Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка», стихотворения: «К Чаадаеву», «В Сибирь», «Памятник», «Я помню чудное мгновенье», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава».

Оборудование: 1. Портрет А.С. Пушкина кисти О. Кипренского. 2. Иллюстрации и рисунки учащихся к произведениям А.С. Пушкина 3.Выставка произведений А.С.Пушкина.4.Презентация.5. Записи романсов и песен на слова А.С.Пушкина.6.Презентация.. 7.Оценочный лист.

Эпиграф:

Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет.

Ф.Тютчев

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть,

единственное явление русского духа…

Н.В.Гоголь
Ход урока

I Стадия вызова (единая учебная цель, спрогнозированная на конечный результат).

Звучит «Роняет лес»,музыа Свиридова.

Слов учителя: А.С. Пушкин…Это светлое имя. Неизгладимый след оставляют его произведения в душе многих поколений (вот уже в течение двух веков). Вы, получив неделю назад домашнее задание для своих групп, отправились в экспедицию. И сегодня в творческой форме вы отчитаетесь о проделанной работе, поделитесь своими мыслями. Цель нашей работы сегодня – творческий отчёт пяти групп о проделанной работе.

Итог работе над проектами подведут Мудрец и эксперты ( подготовить отчёт по представленным таблицам)

Мудрец –

Эксперты-

-Командирам групп доложить о проделанной работе и готовности группы к творческому отчёту

Доклад командиров

II. Диагностика. Определение готовности групп к уроку ( с применением презентации и выставлением баллов, используя разноцветные жетоны, в «Оценочный лист» группам за правильный ответ)

1.0куда эти строки?

-Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

*

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен

*

Оковы тяжкие падут

Темницы рухнут и свобода

Вас примет радостно у входа

И братья меч вам отдадут.

*

Нет, весь я не умру-

Душа в заветной лире

Мой прах переживёт –

И тленье убежит

2.. Кто изображён в этих строках? Узнай по портрету героя и назови произведение (Презентация)

1) Он был роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза карие, волосы русые, нос прямой.
Приметы особые: таковых не оказалось. (Владимир Дубровский, «Дубровский» ).
2) Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; в чёрной бороде его
показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение
довольно приятное, но плутовское. (Емельян Пугачёв, «Капитанская дочка»)
3).Ему было около 35 лет… он казался русским, а носил иностранное имя. (Сильвио, «Выстрел»)

4)… его глаза

Сияют, лик ужасен,

Движенья быстры,.Он прекрасен.(Пётр I, «Полтава»)

География
1. В каком произведении герой ехал из Симбирска в Оренбург? Кто это? («Капитанская дочка», Пётр Гринёв)
2. Долго ещё, наверное, люди села Жадрино рассказывали детям своим об этом невероятном
происшествии. Что случилось? В каком произведении? (Свадьба незнакомых друг другу людей в «Метели» )
3. От Прилучина до Тугилова всего и дороги — через рощу. В каком произведении находятся
эти местечки?( «Барышня-Крестьянка»)
4. Кистенёвка—одна из деревень, входивших в состав родового поместья Пушкиных, села
Болдина. В какое произведение поместил писатель свою деревню? Кому она принадлежала?

(«Дубровский», поместье Дубровских )
- Узнай героиню

1).«ей было 17 лет, чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо, её резвость и поминутные проказы восхищали отца» Лиза Муромская из «Барышни-крестьянки»
2). «ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете; она привыкла скрывать свои чувства и мысли; она не имела подруг и выросла в уединении»( Маша Троекурова из «Дубровского» ).
3). «…девушка лет 18, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, зачёсанными за уши, которые у неё так и горели» (Маша Миронова из «Капитанской дочки»)
4. Эта героиня уже в детстве была такой красавицей, что на неё заглядывались все, «курьеры с ней по получасу заговаривались; ею дом держался, за всем успевала»
(Дуня Вырина из «Станционного смотрителя»).

Слово учителя: Молодцы! Первый испытания прошли все команды-группы успешно. И я приглашаю вас принять участие в литературном ринге…Условия простые. Участвуя в шести раундах, вы сможете не только отчитаться о своей работе над проектом, но и проявить максимум творчества.

Вперёд! Нас ждёт увлекательное путешествие по страницам жизни и творчества А.С. Пушкина.

III. Литературный ринг.

Слово учителя. Два столетия нас отделяют от Пушкина. Но нас интересует каждая чёрточка, каждая страничка его жизни, потому что мы любим в нём всё: и его гений , и всеобъемлющий ум, намного опередивший и эпоху и современников, и восхищаемся его работоспособностью, вольнолюбием, бескорыстной дружбой, любовью к людям. Итак..

Раунд I -«Открытым сердцем говоря».

Рассуждения представителя каждой группы по избранным темам:

1 группа - Что мне особенно дорого в творчестве А.С.Пушкина?

2 группа - Моя 1-ая встреча с А.С.Пушкиным.

3 группа - Читая Пушкина...

4 группа - Любимые страницы произведения А.С. Пушкина.

5 группа - А.С.Пушкин в моей жизни.

Раунд II - «Страницы великой жизни»

Выступление - отчет по одному ученику от каждой группы по проделанной работе

1 группа « Истоки»- «Но детских лет люблю воспоминанье»..

2 группа «Лицеисты» - «Отечество нам Царское село».

3 группа «Надежда» - «Далече северной столицы».

4 группа «Верный»- «Там, где шумят Михайловские рощи».

5 группа «Гений» - «И нет его, и Русь оставил он».

Раунд III - «Золотые россыпи мыслей А,С, Пушкина»

Слово учителя. Мудрые мысли А.С.Пушкина. Они рядом с нами. Мы порой и не замечаем, что это он сказал. Но очень благодарны, что так сказал. И очень хотим, чтоб так и было. Итак, III раунд!

Представители каждой группы рассуждают по избранным строкам А.С. Пушкина.

1 группа - Строка, которую я бы взял с собой в жизнь и почему.

2 группа - Строка, которую я бы сделал девизом жизни и почему?

3 группа - Строка, которая могла бы быть завещанием поэта (и почему?

4 группа - Строка, которую я бы сделал эпиграфом жизни и почему?

5 группа - Строка, которую я бы сделал девизом жизни и почему?

Раунд IV - «Поэтический». «Пожалуй, многое я знаю наизусть»

Слово учителя. Мы в студии!. Идёт запись !

- Звучат любимые стихотворения.( представители 1-ой, 3-й, 5-групп – читают наизусть).

- Учащиеся 2-ой, 4-ой групп, работая в паре, оценивают чтение наизусть)

Раунд V - «Творческий». «Произведения А.С. Пушкина - преданья старины глубокой?»

Слово учителя. Давайте представим, что мы на заседании художественного совета.

Каждой команде, инсценируя избранный отрывок из произведения А.С. Пушкина или представляя живую картину, нужно убедить членов совета в том, что произведения А.С.Пушкина до сих пор не устарели и поднимают важные проблемы. От вашего умения доказать их значимость и современность зависит их сценическая судьба.

1 группа - Инсценирование(с обоснованием выбора) отрывка из повести «Капитанская дочка».

2 группа – «Живая картина» к эпизоду «Спасение Маши Мироновой» ( «Капитанская дочка»)

( с чтением строк из произведения..

3 группа - Моя строка в литературный музей А.С.Пушкина.

4 группа - Оформление однотомника произведений А.С.Пушкина (с аннотацией)

5 группа - Инсценирование(с обоснованием выбора).из рассказа «Барышня-крестьянка»

Раунд VI - «Пожалуй, многое я помню, знаю (Блиц-опрос, экспресс-анкета).

- Каким же предстал перед вами сегодня А.С. Пушкин?

- Что вас покоряет в его творчестве?

- Устарело ли его творчество сегодня?

IV. Подведение итогов ринга и рефлексия:

-Ваше мнение о проделанной работе.

1.Слово экспертам. Оценка деятельности групп.

2.Слова. Мудреца о работе групп и определении победителей по номинациям:

I - Исключительный читатель

II - Талантливый актёр

III - Внимательный исследователь

IV - Замечательный чтец стихотворений

V - Непревзойдённый ритор(рассказчик)

2. Слово учителя. Благодарю, ребята, за урок, за содержательную подготовку к нему.

Работа над выбранным проектом помогла каждой группе углубить знания по избранной проблеме, проявить свои интересы и творческие способности, совершенствовать навыки монологической (доказательной) речи. А нетрадиционная форма проведения, современные технологии и эффективные формы контроля знаний, умений и навыков позволили сделать урок интересным и значимым.

Каждый, кому открывается Пушкин, становится «более русским, более образованным, более свободным» (И.С.Тургенев). Подводя итог нашему уроку , мы можем с гордостью сказать:

Здравствуй, Пушкин,

Здравствуй, добрый гений!

Вся жизнь твоя – один чудесный миг!

- Объявление оценок за урок.

А сейчас , составляя синквейн, постарайтесь в 5 строчках и 10-12 словах (зафиксировать) дать эмоциональную оценку, описать свои впечатления, ощущения и ассоциации по теме урока и ……. ……

3. Написание синквейна ( в группе) и его представление.

Синквейн на тему « А.С. Пушкин»

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

V.Домашнее задание ( на выбор) :

- размышление по итогам урока:

«Вот и закончился урок» или « Слова признания «Мой Пушкин».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconКонспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло...
Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconПояснительная записка. Пояснительная записка. Факультатив по русскому...
Программу разработала учитель русского языка и литературы мкоу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Леонова О. Э

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconРеспублики Татарстан «Рассмотрено»
Составила: Файзрахманова Резеда Наиловна, учитель русского языка и литературы 2 кв категории

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconКонспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий»

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconПрограмма работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Составила: Аскерова Р. К. учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconКонспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21»...
Увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви; понять, что такое любовь в понимании И. А. Бунина

Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы мкоу гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна iconСправка по итогам проведения декады русского языка и литературы в мкоу «Чиркейский лицей»
С 27 ноября по 5 декабря 2013 года в лицее прошла декада русского языка и литературы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции