Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение»




Скачать 112.79 Kb.
НазваниеУчебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение»
Дата публикации22.05.2014
Размер112.79 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок

Тема урока. Роль обращений в речи.

учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова)

урок по теме «Обращение» - третий, с этой темой учащиеся знакомы с 5 класса.

Целеполагание.

Цели: рассмотреть использование обращений в речи,

выразительные возможности обращения;

работать над культурой и развитием речи учащихся.

Знать: понятие обращение, языковые особенности обращения.

Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращение и члены предложения; читать предложения с обращениями, соблюдая их интонационную особенность; правильно ставить знаки препинания при обращении; определять их стилистическую принадлежность.

Оборудование

Проектор,

Книги (письма Пушкин, Чехов, Грибоедов) « Ты и твое имя » Лев Успенский

Перо и чернильница, письмо

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! (присаживайтесь)

Сейчас, приветствуя вас, я использовала одну интересную синтаксическую конструкцию. Напомню: я сказала: Здравствуйте, дорогие ребята!

-какая это конструкция? (предложение, содержащее обращение).

Вот тема нашего урока Роль обращений в речи

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, у вас на столах лежат карточки учеников, сегодня они заменят вам тетради, так как все записи вы будите вести та этих карточках. Приложение1

Ребята, скажите, что бы вы хотели узнать на этом уроке, какие цели вы бы поставили перед собой.

слайд

Ребята, скажите, а как часто в своей речи мы используем обращения?

Приведите примеры.

-Доброе утро, мама!

-Пап, ты завтракать будешь?

-Бабуль, а с чем пирожки?

-Сережка, а выполнил домашнее задание?

В своей речи мы часто обращаемся с просьбой или высказыванием к конкретному лицу. Для обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос, мы используем обращения.

- так, что же называется обращением? (слово или сочетание слов, называющее того, к кому мы обращаемся с речью.)

Значит, главная функция обращений НАЗВАТЬ лицо, к которому обращаешься с речью, и привлечь внимание слушающего.

А ведь главное название человека – это его ИМЯ, как вас назвали ваши родители. Я вижу ваши имена, и, обращаясь к вам на уроке, я буду стараться называть вас милыми и разнообразными производными от ваших имен, не смущайтесь, пожалуйста.

Наверное, каждый из вас знает значение и историю своего имени, если нет, рекомендую почитать интересную книгу « Ты и твое имя » Льва Успенского «Слово о словах»

И узнать Что в имени моем………………………………………………….

Ребята, что чаще всего мы используем в качестве обращения? Давайте ответим на этот вопрос, выполнив следующее задание. слайд

Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них (знаки не расставлены)

Собственное имя

Название лица по родству

Название лица по профессии

Название лица по возрасту

Название лица по общественному положению

1

4

3

5

2

Предложения:

  1. Сергей Сергеевич, это вы ли?

  2. Товарищи депутаты ,будьте внимательны к ветеранам войны!

  3. Пошёл, кучер!

  4. Я и не отговариваюсь, тётушка.

5.Ты что же, молодчик, оброка не платишь?

Вывод: как мы можем обращаться к собеседнику? (по имени, отчеству, по родству, по профессии…..

Как вы думаете, кроме роли назвать лицо, к которому обращаются с речью, какая еще есть у обращений роль?-------------------

ЗНАЧИТ, ОБРАЩЕНИЯ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО НАЗЫВАТЬ ЛИЦО, НО И ВЫРАЖАТЬ ОТНОШЕНИЯ ГОВОРЯЩЕГО.

ПОСМОТРИТЕ НА ПРИМЕРЫ И ПОДУМАЙТЕ, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВЫРАЖАЕТ ГОВОРЯЩИЙ В ЭТИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

- ………, прочитай, пожалуйста ,1 предложение

  • Степанушка , родной, не выдай, милый! (мольба)

  • Досуг мне разбирать вины твои, щенок .(пренебрежение, попытка оскорбить, обидеть,)

  • Ну что, дружок, поговорим?!( загадочность, чувство превосходства)

  • Привет вам, люди мирного труда, благородные труженики! (уважение ,)

Работа с учебником на желтом листе приложение 2

ПРЕДЛАГАЮ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ФОРМАМИ ОБРАЩЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Обращаясь к ним по именам учитель просит прочесть

Обращения в деловом письме.

1.Если деловое письмо адресуется конкретному лицу в учреждении (директор,, главный инженер, декан, и т.д.), то в обращении употребляется или наименование должности, или фамилия со словом товарищ. Если неизвестно , каким конкретно лицам в учреждении надо обратиться , то используется обращение Уважаемый товарищ!

2.В международной деловой переписке представители разных стран могут обращаться друг к другу: господин, госпожа, господа.

3. в политической переписке между предприятиями, фирмами, где не предполагается конкретное лицо , обращение не предусмотрено.

Обращения в частном официальном письме.

  1. В письмах к отдельному лицу предпочтительней обращение по имени и отчеству ( если известны)

По фамилии

По должности :Уважаемый профессор! Многоуважаемый декан!

2 В подобных письмах может встречаться обращение : Дорогой друг ! Дорогая Мария Сергеевна!

3.Письма читателей в редакции газет, журналов часто начинается с обращения : Уважаемая редакция! Дорогая редакция!

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (ст. 158 ч. 2), участники судебного процесса обращаются к судьям со словами Уважаемый суд!, и свои показания и объяснения они дают стоя
В армии осталось официальное обращение товарищ.

К русским и в русскоязычной среде принято обращаться и называть их по имени и отчеству, обращение только по имени считается недостаточно вежливым. Правильно Владимир Владимирович Путин, но не Владимир Путин. При обращении к иностранцу (или находясь в иноязычной культурной среде) называть отчество не нужно.

То что вы только что прочитали поможет вам в вашей жизни, ведь основная задача изучения русского языка заключается в овладении знаниями для практического применения в той сфере, в которой каждый из вас найдет в своей профессиональной и общественной жизни.

Допустим, вы стали директором крупной частной фирмы, диктором телевидения, ди-джеем, продавцом, прокурором, режиссером…..много еще нужных и важных профессий. Подумайте, какие обращения вы будете использовать в предложенных вам речевых ситуациях. Вам надо выслушать каждого из группы и выбрать наиболее удачное обращение. Выберите сами, кто будет представлять вашу группу.

Работа в группах Приложение 3

Директор модельного агентства

Проводит встречу с заказчиком ……..

Общается с сотрудниками, давая им задания…..

Беседует по телефону с мамой……

Инспектор ГИБДД

Остановил нарушителя….

Обращается к генералу….

Встретил на улице друга…

директор крупной частной фирмы

Проводит заседание совета акционеров….

Вызывает к себе секретаря…..

Договаривается с другом о походе в спортзал…..

диктор телевидения,

Читает сводку новостей…..

Беседует по телефону с подругой…..

Обращается к директору ТВ компании….

Проверю ………………………….????

ди-джей

Приветствует собравшихся на дискотеке…

Пытается найти деньги у продюсера для записи музыкального клипа

Приглашает девушку на свидание…

продавец,

Предлагает покупателю новый товар……

Благодарит директора магазина за премию…

Укладывает спать маленькую дочку…

Прокурор,

Принимает заявление от пострадавших….

Проводит утреннюю планерку……

Пишет СМС любимой девушке…

режиссер…

Просит артиста играть эту сцену веселей…

Ругает ассистента быть внимательнее…

Спрашивает у сына о его успехах в школе….

Предлагаю вам еще несколько ситуаций из жизни, которые требуют правильного грамотного обращения к официальным и не очень лицам.

Средства массовой информации стали все чаще транслировать обращения граждан к президенту…..слайд

-Как обратиться к президенту? (товарищ или господин).

-А вот еще одно официальное лицо духовенства? слайд

Конечно, иметь дела со следующими представителями закона, не всегда в удовольствие, но образованный человек должен знать, как правильно обратиться к прокурору……..слайд

И судье………………….слайд

А вот трогательная ситуация.

В парке плакала девочка,

Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки

Переломлена лапочка

Я возьму птичку бедную

И в платочек укутаю……………………………

ПОПЫТАЙТЕСЬ ЛАСКОВО УСПОКОИТЬ ПЛАЧУЩЕГО РЕБЕНКА……

Надо так к ней обратиться, чтобы она и забыла, почему плакала

Куколка, светик мой, фиалочка, пупсик.

Ребята , вы наверное заметили необычный уголок в нашем классе…..свечи, книги , перо, чернильница, все атрибуты 19 века

Лёгким трепетом век,
Нежным шейки наклоном
19 век к нам пришел всем с поклоном

Благородство есть в нем

Все совсем в нем другое
В нём Татьяны упрямы.
И шуршат кринолины.
В нём - все женщины-дамы,
А мужчины – мужчины. Приложение4

Смотрите, здесь письмо личное -Пушкин жене Н.Гончаровой, смотрите, каллиграфическим почерком, как красиво ,наверное еще пахнет, представь, что это пришло письмо тебе, только тебе одной, какие чувства ты сейчас испытываешь, приятно очень, столько внимания, какие красивые слова.

Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

А.С.Пушкин. Письма к жене

Здравствуй, женка, мой ангел.

«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причинённое вам беспокойство…»

Милостивая государыня, Наталья Николаевна,

Никак не ожидал я, очаровательница, моя мадонна

ЧЕХОВ - О. Л. КНИППЕР

Милюся моя Оля, славная моя актрисочка…

Олька, милая, здравствуй!

Спасибо тебе, моя радость,

Милая, славная, добрая, умная жена моя, светик мой, здравствуй!

О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВУ

Здравствуй, дусик, здравствуй, родной мой, дорогой мой, нежный мой муж!

Дорогой мой Антоник, золотце мое,

Антонка, родной мой,

А. С. Грибоедов - Жене

Королева души моей, ангел мой, моя пеночка…

Прощай, Ниночка, Ангельчик мой…

Завтра Рождество, поздравляю тебя, миленькая моя, душка…

Ребята , а у кого в руках открытки? Скажите, вы какие чувства испытываете, получив такое послание?

Простые открытки из магазина ,неподписанные…

( безразличное письмо , ни кому, ни от ког0)

Давайте , предадим этим открыткам сердечности, душевности, жизни,

Что необходимо сделать ? ( добавить обращения.)

16 милая доченька, радость моя, куколка, красотулечка моя, родненькая.

8 марта. Любименькая мамулечка, родненький мой человечек

Моему дорогому папе, моему, самому любимому мужчине на Земле.

Скажите, а вы встречали дома старые открытки поздравления?

А почему, как вы думаете, мы все меньше пишем друг другу послания?

Как в социальных сетях оформляются в языковом аспекте все послания?

Вся личная переписка составляет умирающий, увы, жанр русской литературы - эпистолярный.

Но как же меня обрадовал репортаж в новостях по первому ТВ каналу перед празднованием Нового года . ( смотрим видео )

Значит, эпистолярный жанр еще живет, и от нас с вами зависит, как мы поздравим своих близких с праздником.

И наверное в каждом доме есть самые дорогие и открытки , сделанные руками детей. ( покажу свои )

РАБОТА С ТЕКСТОМ слайд

Дорогой друг!
А как вы думаете, а от чего зависит форма употребляемых обращений? Скажем мы Татьяна Николаевна, голубушка, Танька…….


( от той речевой ситуации , в которой находится говорящий, или от стиля текста.)

Прочитай текст, вставь на месте пропусков подходящие по смыслу слова-обращения из материала для справок.


Я иду на рыбалку. Я выхожу из дома и слышу от мамы:
—... , приходи к обеду!
На улице меня уже ждет Сережа.
– Здорово, …. Червяков много накопал? — говорит он.
— Привет, …. Много. А ты жвачку не забыл? — спрашиваю я.
— Забыл,— говорит Сережа.
— Ну, смотри, в следующий раз обязательно принеси, — сержусь я.
На озере мы встречаем нашего учителя и говорим ему:
— Здравствуйте, ….
— Доброе утро, …, — отвечает он. — Я уже давно здесь. Садитесь, ..., здесь хорошо клюет, а я пошел.


Скажите, а какого стиля речи наш текст ( разговорного)

Слова для справок: ребята, Николай Иванович, рыбаки, Колька, Серега, сынок.

  • Правильный порядок: сынок, Колька, Серега, Николай Иванович, ребята, рыбаки

Друзья мои, а как вы думаете какова синтаксическая роль обращений, какими членами предложений они выражены в речи.

Обращения грамматически не связаны с предложением, и поэтому членом предложения не являются. А если являются, значит это не обращения вовсе. Проверим. слайд

Работа на карточке 1 ученик читает пару предложений.

Вовочка , читай первое предложение…..

Подчеркните выделенные слова как члены предложения, расставьте знаки препинания и начертите схемы.

  •   Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.

  • Берёзка, повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.

  • И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать.

  • Спой мне, иволга, песню пустынную.

  • Уж очень осторожна иволга у гнезда.

Сделайте вывод о синтаксической роли обращений ?

Дети говорят………………………………………………

Подтверждая свои наблюдения ,составьте предложения сами с предложенными словами….

Конструирование предложений слайд

Россия Отчизна Дон

Люблю тебя, моя Россия!

Россия – мой дом родной.

Отчизна, как ты дорога мне!

Отчизна всегда горда своими гражданами.

Дон ты мой Батюшка, славен ты сыновьями и дочерьми своими.

Разлился широко Дон.

Рефлексия итоги урока

Мои дорогие, давайте подводить итоги урока.

Задумайтесь, что вам нового удалось узнать на уроке, что удалось почувствовать, какие выводы сделать?

Расскажите об этом , отправив на мое имя телеграмму.( бланк телеграммы у вас на столе) приложение 5

Вам помогут глаголы

  • глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Домашнее задание (слайд)

СПАСИБО ЗА УРОК, МИЛЫЕ, ОТЗЫВЧИВЫЕ, УМНЫЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ВЕСЕЛЫЕ, ОСТРОУМНЫЕ ДЕТИ!!!! (СМОТРИТЕ Я СНОВА ИСПОЛЬЗОВАЛА ОБРАЩЕНИЯ И ВЫДЕЛИЛА ИХ НА ПИСЬМЕ ЗАПЯТОЙ.)

Желаю вам не только изучать наш язык, но и применять изученное в речи и письме.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconС. Березовка
Умк программа по русскому (родному) языку 5-9 классы: авторы М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова;...

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconРабочая программа по предмету «Русский язык» 8 класс умк под редакцией...
Русский язык. 5-9 классы. Сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2006. Входит в образовательную область «Филология» и составляет гимназический...

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconРабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса на 2013-2014 учебный год
Умк «Чуракова Н. А. «Русский язык». 1 класс: Учебник. – М. Академкнига/Учебник, 2012 г.»

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconПрограмма Учебные пособия
Львова, С. И. Русский язык. Рабочие программы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват учреждений / С. И. Львова. – М.: Мнемозина,...

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconСписок литературы
Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. – 6-е изд., перераб...

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconРабочая программа по литературе 10 класс
Программы по литературе 5-11 кл., Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, М., Дрофа, 2009 г с учетом...

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе...
«Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс». – М.:«Просвещение», 2010 г., «Программы по русскому языку для...

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconРеализуемые программы 2013-2014 учебный год Русский язык Программа...
...

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconТематическое планирование урок Русский язык один из развитых языков мира
Русский язык. 6 класс: поурочные планы но учебнику М. Т. Баранова и др. / авт сост. С. С. Колчанова. — Волгоград: Учитель, 2009....

Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» iconЛиния умк «Русский язык. 5–9 классы» для школ с родным (нерусским)...
Линия умк «Русский язык. 5–9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции