Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения»




Скачать 110.8 Kb.
Название Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения»
Дата публикации 16.05.2014
Размер 110.8 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок

«Основные группы односоставных предложений»


Место урока в теме: первый урок в теме «Односоставные предложения»

Цель урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения».

Задачи урока:

  • формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;

  • использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные предложения»;

  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;

  • уметь анализировать роль односоставных предложений в художественном тексте, оценивать их выразительные возможности;

  • использовать односоставные предложения в собственной речи.

Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.

Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Ход урока:

1.Орг.момент. 

 2. Определение темы урока

- Тема нашего урока: « Основные группы односоставных предложений»

• Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

• Узнаем, на какие группы делятся односоставные предложения.

• Понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, увидим, как часто они употребляются в нашей речи.

• Начнём активно использовать односоставные предложения в своей речи.

Эпиграфом к нашему уроку послужит пословицу: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  • Как вы понимаете данное высказывание?

  • Вы с ним согласны?

  • Так давайте сегодняшний урок мы проведем под этим девизом. Не будем терять время и перейдем к уроку.

--Сегодня мы с вами познакомимся с основными группами односоставных предложений. Но прежде давайте вспомним, что знаем о двусоставных предложениях.

- Что наз. Предложением?

-Какие предложения называются двусоставными?

-Что такое подлежащее и чем оно выражено?

-Что знаете о предложении?

- Грамматическая основа?

4.Проверка знаний на практике( 2 группы)

А) Работа у доски

Б) Обучение технологии тестирования.(сильные учащиеся)

- Я предлагаю сейчас выполнить задание, которое по своей технологии будет похожим на одно из заданий итоговой аттестации. Впишите в таблицу номера предложений из данного текста в порядке возрастания. Каждую цифру аккуратно заносите в отдельную клеточку, начиная с первой. Между числами в отдельной клеточке ставьте запятую. 

(Воспитанники выполняют задание в карте урока, проверка полученных результатов осуществляется фронтально и на доске. Обращаю внимание, что по условию задания запятая между цифрами ставится в отдельной клеточкеи цифры заполняются аккуратным почерком).

Ответ: I . – 3, 6, 7, 9, 10 II . – 1, 2 III . – 4, 5, 8



5. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений, работа с терминологией.

- После того, как мы уже научились находить односоставные предложения в тесте и даже не перепутали их с двусоставными, давайте перейдём к выяснению вопроса, на какие же группы делятся односоставные предложения.

- Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:

1) Глагольного типа – личные.

2) Именного типа – назывные.

Перед вами строки из стихотворений русских поэтов. Найдите сказуемые, попробуйте вставить в предложения несуществующие подлежащие.

1) Глагольного типа – личные.

А)Первая группа(Определённо-личные)

Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков) (я, личное местоимение 1 лица, ед.ч.)

Не позволяй душе лениться! (Н. Заболоцкий) (ты, личное местоимение, 2 лица, ед.ч.)

Вывод: в предложениях такого типа можно легко определить конкретное личное местоимение.

Историческая справка.

 М.В. Ломоносов писал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». У истоков изучения односоставных предложений стояли такие крупные учёные, как Александр Афанасьевич Потебня, Филипп Фёдорович Фортунатов,Алексей Александрович Шахматов и Виктор Владимирович Виноградов. Именно они предложили современную терминологию изучаемой нами темы.



3. Мотивация.

- Какое применение эта тема может найти в реальной жизни? Вспомните, как часто мне приходилось подчёркивать неоправданный повтор местоимения «Я» в Ваших сочинениях. (Поможет избежать неоправданных речевых повторов, на ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.)

-Употребл. ли в пословицах?( привести примеры) Думай хорошо и мысли созр…вают в добрые поступки. Доброму ч…ловеку бывает стыдно даже перед с…бакой.

- Продолжаем нашу работу.  (Так же предпринимаются попытки подставить несуществующее подлежащее.)

Б)Вторая группа.(Неопределённо-личные)

И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин) (они – личное местоимение 3 лица, мн.ч., а также существительные «потомки», «внуки», «россияне» и т.п.)

Лексическая работа: устар. единоличное управление государством, неограниченная власть царя.

К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов) (они – личное местоимение 3 лица, мн.ч., а также существительные «заказчики», «горожане» и т.п.)
Сообщение . Миф о прекраснейшей

Найдите в тексте прослушанного мифа все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

1.Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей.2. Рассудить спор Зевс приказал Парису.

3.По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов.4. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя.5. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.6. Париса нашли и воспитали пастухи7.. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь.8. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины.

В)Третья группа. Безличные

В окно повеяло весною... (А. Плещеев) Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин)

- А теперь попытайтесь подставить подлежащее в эти предложения. Не получается? Сделайте вывод: как называются эти предложения? (Безличные, т.е. действие совершается само, «без лица»)

 2)Именного типа – назывные

Прослушивание стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека....»

На примере стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека....» рассмотрим односоставные назывные предложения с главным членом подлежащим

- Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Первые две строки – бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из существительных, лишённых определений, это констатация предметов, которые поэт видит вокруг себя. Так возникает картина неподвижности и одиночества.

Но не будем предаваться унынию – у нас впереди ещё много интересных открытий!

6. Создание алгоритма определения типа односоставного предложения и подведение итогов исследования.

- Давайте, восстановим ход нашего исследования

  1. Находим грамматическую основу предложения.

  2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

  3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

  4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

  5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений.

7. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов (в карте урока).

- Следующим этапом урока будет анализ употребления односоставных предложений в художественной литературе. Определите группу односоставного предложения, сохраняя пошаговую структуру своего рассуждения.

Чтение стихотворений уч—ся и их анализ 1. В небесах торжественно и чудно! 
Спит земля в сиянье голубом… 
Что же мне так больно и так трудно? 
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)



2. Прослушивание стихотворения А.Тютчева « Шёпот, робкое дыханье..» 

Шёпот, робкое дыханье, 
Трели соловья. 
Серебро и колыханье 
Сонного ручья. (А. Фет)

Особенностью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является то, что в нем нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

8. Творческая работа.

Задание:

Описать картину ( прикреплена на доске) при помощи односоставных предложений.

9.Закрепление.

А)Работа с учебником на месте и у доски. Упр. 205

Б)Самостоятельная работа по карточкам.

- Списать стихотворный текст, определить вид односоставных предложений.

Карточка №1.

Ну что, поэт? Бери гранаты,
Тяни латунное кольцо!
По фронту хлещут автоматы,
Песок и снег летят в лицо. Глеб Пагирев

Карточка №2

Умри, но стой! Назад ни шагу:
Ты эту землю не отдашь.
Здесь ценят стойкость и отвагу,
Здесь штык нужней, чем карандаш. Глеб Пагирев

Карточка №3

Забудь пристрастье к многословью,
К строке, что лирик сочинил.
Сегодня люди пишут кровью
За неимением чернил… Глеб Пагирев

Карточка №4

Земля, седая от мороза,
Окопы, надолбы, штыки.
Война, война – святая проза
И позабытые стихи. Глеб Пагирев

Карточка №5

Остановясь на полуслове,
Встаю, бросаю карандаш.
Горит родное Подмосковье,
Гудит от выстрелов блиндаж. Глеб Пагирев

Карточка №6

Одиноко, из милости,
Тусклый месяц блестит.
Тянет запахом сырости
От намокших ракит. Сергей Островой

Карточка №7

Бродят шелесты. Шорохи.
Что-то шепчут ручьи.
Пожелтевшие ворохи
Разметались в ночи. Сергей Островой

Карточка №8

Ни домов. Ни околицы.
Даль глухая темна.
Где-то выстрел расколется –
И опять тишина. Сергей Островой

Карточка №9

Лес в осенних подпалинах.
Лист, несущийся прочь.
В травах, наземь поваленных,
Ветер свищет всю ночь. Сергей Островой

Карточка №10

Утро. Пни разворочены.
Зябкий дождь моросит.
И в кустах, у обочины,
Мёртвый недруг лежит. Сергей Островой

11.Подведение итогов урока.

1. На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической основы (наличие одного или двух главных членов)?

2. Как называются предложения с главным членом предложения сказуемым?

3. Как называются односоставные предложения с главным членом предложения подлежащим?

4. А теперь вопрос повышенной трудности. Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения?

Задание для самоподготовки и его комментарий.

1.Выучить правило из § 20.

2.Выполнить в тетрадях упражнение № 203.

Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам.

Заключительное слово учителя.

- Сегодня мы вместе активно работали. А на будущее я хотела бы дать вам совет, который поможет вам легко находить общий язык

 

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути



МКОУ «Новомонастырская СОШ»

Открытый урок по русскому языку

в 8 классе.





Преподаватель русского языка и литературы :

Дука Людмила Николаевна




2013-2014 уч.год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon Тема: Главные члены предложения. 5 класс Цели урока
...
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения»
Цель урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» на материале рассказа А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие...
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon В4 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения....
...
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде»
Актуализация имеющихся знаний о тенденциях в литературе начала XX века и литературном течении «неоромантизм»
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon Урока
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon Урок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме «Сложное предложение»
Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях...
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon Урок на тему: «Односоставные предложения»
Лингвистическая разминка. Назовите типы односоставных предложений в стихах А. А. Фета. ( Стихи записаны на доске)
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon Тест «Односоставные предложения. Виды односоставных предложений»...
Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. (Лермонтов М.)
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...
Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения» icon Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение»
Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращение и члены предложения; читать предложения с обращениями, соблюдая...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции