Скачать 110.8 Kb.
|
«Основные группы односоставных предложений»Место урока в теме: первый урок в теме «Односоставные предложения» Цель урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения». Задачи урока:
Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала. Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Ход урока: 1.Орг.момент. 2. Определение темы урока - Тема нашего урока: « Основные группы односоставных предложений» • Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных. • Узнаем, на какие группы делятся односоставные предложения. • Понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, увидим, как часто они употребляются в нашей речи. • Начнём активно использовать односоставные предложения в своей речи. Эпиграфом к нашему уроку послужит пословицу: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
--Сегодня мы с вами познакомимся с основными группами односоставных предложений. Но прежде давайте вспомним, что знаем о двусоставных предложениях. - Что наз. Предложением? -Какие предложения называются двусоставными? -Что такое подлежащее и чем оно выражено? -Что знаете о предложении? - Грамматическая основа? 4.Проверка знаний на практике( 2 группы) А) Работа у доски Б) Обучение технологии тестирования.(сильные учащиеся) - Я предлагаю сейчас выполнить задание, которое по своей технологии будет похожим на одно из заданий итоговой аттестации. Впишите в таблицу номера предложений из данного текста в порядке возрастания. Каждую цифру аккуратно заносите в отдельную клеточку, начиная с первой. Между числами в отдельной клеточке ставьте запятую. (Воспитанники выполняют задание в карте урока, проверка полученных результатов осуществляется фронтально и на доске. Обращаю внимание, что по условию задания запятая между цифрами ставится в отдельной клеточкеи цифры заполняются аккуратным почерком). Ответ: I . – 3, 6, 7, 9, 10 II . – 1, 2 III . – 4, 5, 8 5. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений, работа с терминологией. - После того, как мы уже научились находить односоставные предложения в тесте и даже не перепутали их с двусоставными, давайте перейдём к выяснению вопроса, на какие же группы делятся односоставные предложения. - Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы: 1) Глагольного типа – личные. 2) Именного типа – назывные. Перед вами строки из стихотворений русских поэтов. Найдите сказуемые, попробуйте вставить в предложения несуществующие подлежащие. 1) Глагольного типа – личные. А)Первая группа(Определённо-личные) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков) (я, личное местоимение 1 лица, ед.ч.) Не позволяй душе лениться! (Н. Заболоцкий) (ты, личное местоимение, 2 лица, ед.ч.) Вывод: в предложениях такого типа можно легко определить конкретное личное местоимение. Историческая справка. М.В. Ломоносов писал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». У истоков изучения односоставных предложений стояли такие крупные учёные, как Александр Афанасьевич Потебня, Филипп Фёдорович Фортунатов,Алексей Александрович Шахматов и Виктор Владимирович Виноградов. Именно они предложили современную терминологию изучаемой нами темы. 3. Мотивация. - Какое применение эта тема может найти в реальной жизни? Вспомните, как часто мне приходилось подчёркивать неоправданный повтор местоимения «Я» в Ваших сочинениях. (Поможет избежать неоправданных речевых повторов, на ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.) -Употребл. ли в пословицах?( привести примеры) Думай хорошо и мысли созр…вают в добрые поступки. Доброму ч…ловеку бывает стыдно даже перед с…бакой. - Продолжаем нашу работу. (Так же предпринимаются попытки подставить несуществующее подлежащее.) Б)Вторая группа.(Неопределённо-личные) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин) (они – личное местоимение 3 лица, мн.ч., а также существительные «потомки», «внуки», «россияне» и т.п.) Лексическая работа: устар. единоличное управление государством, неограниченная власть царя. К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов) (они – личное местоимение 3 лица, мн.ч., а также существительные «заказчики», «горожане» и т.п.) Сообщение . Миф о прекраснейшей Найдите в тексте прослушанного мифа все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные. 1.Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей.2. Рассудить спор Зевс приказал Парису. 3.По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов.4. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя.5. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.6. Париса нашли и воспитали пастухи7.. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь.8. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. В)Третья группа. Безличные В окно повеяло весною... (А. Плещеев) Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин) - А теперь попытайтесь подставить подлежащее в эти предложения. Не получается? Сделайте вывод: как называются эти предложения? (Безличные, т.е. действие совершается само, «без лица») 2)Именного типа – назывные Прослушивание стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека....» На примере стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека....» рассмотрим односоставные назывные предложения с главным членом подлежащим - Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Первые две строки – бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из существительных, лишённых определений, это констатация предметов, которые поэт видит вокруг себя. Так возникает картина неподвижности и одиночества. Но не будем предаваться унынию – у нас впереди ещё много интересных открытий! 6. Создание алгоритма определения типа односоставного предложения и подведение итогов исследования. - Давайте, восстановим ход нашего исследования
-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. 7. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов (в карте урока). - Следующим этапом урока будет анализ употребления односоставных предложений в художественной литературе. Определите группу односоставного предложения, сохраняя пошаговую структуру своего рассуждения. Чтение стихотворений уч—ся и их анализ 1. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов) 2. Прослушивание стихотворения А.Тютчева « Шёпот, робкое дыханье..» Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. (А. Фет) Особенностью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является то, что в нем нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали. 8. Творческая работа. Задание: Описать картину ( прикреплена на доске) при помощи односоставных предложений. 9.Закрепление. А)Работа с учебником на месте и у доски. Упр. 205 Б)Самостоятельная работа по карточкам. - Списать стихотворный текст, определить вид односоставных предложений. Карточка №1. Ну что, поэт? Бери гранаты, Тяни латунное кольцо! По фронту хлещут автоматы, Песок и снег летят в лицо. Глеб Пагирев Карточка №2 Умри, но стой! Назад ни шагу: Ты эту землю не отдашь. Здесь ценят стойкость и отвагу, Здесь штык нужней, чем карандаш. Глеб Пагирев Карточка №3 Забудь пристрастье к многословью, К строке, что лирик сочинил. Сегодня люди пишут кровью За неимением чернил… Глеб Пагирев Карточка №4 Земля, седая от мороза, Окопы, надолбы, штыки. Война, война – святая проза И позабытые стихи. Глеб Пагирев Карточка №5 Остановясь на полуслове, Встаю, бросаю карандаш. Горит родное Подмосковье, Гудит от выстрелов блиндаж. Глеб Пагирев Карточка №6 Одиноко, из милости, Тусклый месяц блестит. Тянет запахом сырости От намокших ракит. Сергей Островой Карточка №7 Бродят шелесты. Шорохи. Что-то шепчут ручьи. Пожелтевшие ворохи Разметались в ночи. Сергей Островой Карточка №8 Ни домов. Ни околицы. Даль глухая темна. Где-то выстрел расколется – И опять тишина. Сергей Островой Карточка №9 Лес в осенних подпалинах. Лист, несущийся прочь. В травах, наземь поваленных, Ветер свищет всю ночь. Сергей Островой Карточка №10 Утро. Пни разворочены. Зябкий дождь моросит. И в кустах, у обочины, Мёртвый недруг лежит. Сергей Островой 11.Подведение итогов урока. 1. На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической основы (наличие одного или двух главных членов)? 2. Как называются предложения с главным членом предложения сказуемым? 3. Как называются односоставные предложения с главным членом предложения подлежащим? 4. А теперь вопрос повышенной трудности. Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения? Задание для самоподготовки и его комментарий. 1.Выучить правило из § 20. 2.Выполнить в тетрадях упражнение № 203. Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам. Заключительное слово учителя. - Сегодня мы вместе активно работали. А на будущее я хотела бы дать вам совет, который поможет вам легко находить общий язык ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути МКОУ «Новомонастырская СОШ» Открытый урок по русскому языкув 8 классе.Преподаватель русского языка и литературы :Дука Людмила Николаевна2013-2014 уч.год |
Тема: Главные члены предложения. 5 класс Цели урока ... |
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» Цель урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» на материале рассказа А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие... |
||
В4 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.... ... |
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» Актуализация имеющихся знаний о тенденциях в литературе начала XX века и литературном течении «неоромантизм» |
||
Урока Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения |
Урок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме «Сложное предложение» Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях... |
||
Урок на тему: «Односоставные предложения» Лингвистическая разминка. Назовите типы односоставных предложений в стихах А. А. Фета. ( Стихи записаны на доске) |
Тест «Односоставные предложения. Виды односоставных предложений»... Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. (Лермонтов М.) |
||
Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте.... Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка... |
Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение» Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращение и члены предложения; читать предложения с обращениями, соблюдая... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |