Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены




Скачать 74.94 Kb.
Название Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены
Дата публикации 04.10.2014
Размер 74.94 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок 10

Упражнение 1. Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены.

1. По субботам и воскресеньям в клубе бывают концерты, кинофильмы или танцы.

2. И здесь, и там растёт много цветов.

3. Она не занимается ни музыкой, ни спортом.

4. В футбол играют как взрослые, так и дети.

5. Наташа любит не только литературу, но и музыку.

6. Мы приехали сюда не отдыхать, а работать.

Упражнение 2. Составьте предложения из данных слов, найдите в них однородные и неоднородные члены предложения и объясните употребление союзов и знаки препинания.

1. Наступило пасмурное и холодное утро. (Однородные члены предложения соединены союзом и)

2. Шли холодные осенние дожди. (Качественное и относительное прилагательные относятся к неоднородным определениям, и между ними нет запятой)

3. Володя стоит и смотрит на меня большими синими глазами. (Однородные сказуемые соединены союзом и; слово большие характеризует глаза с точки зрения величины, а слово синие – со стороны цвета, поэтому они представляют собой неоднородные члены и между ними запятой не ставится)

4. В моём родном городе раньше не было высшего учебного заведения. (Притяжательное местоимение и прилагательное составляют неоднородные определения, прилагательное с устойчивыми определениями также образуют неоднородные члены)

5. Моя сестра увлекается древней и современной китайской литературой. (Древний и современный составляют однородные определения, тогда как они с китайской – неоднородные)

6. В зале горят разноцветные, красивые лампочки. (Оба прилагательные характеризуют предмет с точки внешнего вида, поэтому они являются однородными определениями и между ними есть запятая)

Упражнение 3. Переделайте утвердительные предложения в отрицательные, используя повторяющийся соединительный союз.

1. В школе он не изучал ни русского, ни английского языка.

2. Ни Антон, ни Катя не сказали ничего.

3. В толпе мы не видели ни Лизу, ни Наташу.

4. Студенты не умеют ни читать, ни говорить по-русски.

5. Костя не был ни хорошим спортсменом, ни музыкантом.

6. Я не был ни в России, ни в Японии.

Упражнение 4. Вставьте подходящие по смыслу союзы и, или, а или но и укажите синтаксическую роль однородных членов в предложениях.

1. Погода была ветреная, но тёплая.

2. Я вовсе не кричу, а спрашиваю.

3. Сегодня и завтра я буду занят.

4. Я сделаю эту работу не сегодня, а завтра.

5. Он ко мне не обернулся, но ответил на мой вопрос.

6. Не помню, кто сказал мне об этом: Володя или Игорь.

Упражнение 5. Поставьте глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

1. В работе приняли участие рабочие, служащие, студенты.

2. Виднеется высокая гора, лес да поля.

3. Не радость, а горе пришло в дом.

4. У меня сохранилась не фотография писателя, а его книга.

5. Ты и твоя сестра не собираетесь идти на водную станцию?

6. Скоро отец и я уедем жить на Дальний Восток.

Упражнение 6. Заполните пропуски нужными обобщающими словами.

1. Ей нравилось всё: романы, стихи, и музыка.

2. Везде: и наверху, и внизу – кипела работа.

3. И говор, и шум, и толпа – всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу.

4. Я не вижу ничего: ни голубого неба, ни синего моря.

5. Вчера он не застал никого: ни Машу, ни Володю.

6. С Ниной интересно было говорить обо всём: о литературе, о живописи, о кино.

Упражнение 7. Из двух предложений письменно составьте одно простое предложение с однородными членами при обобщающем слове. Обратите внимание на знаки препинания.

1. Ничто здесь не изменилось: ни дома, ни сады, ни речка.

Ни дома, ни сады, ни речка – ничто здесь не изменилось.

Ничто: ни дома, ни сады, ни речка – не изменилось здесь.

2. Он не советуется ни с кем: ни с родителями, ни с товарищами.

Ни с родителями, ни с товарищами – ни с кем он не советуется.

Ни с кем: ни с родителями, ни с товарищами – он не советуется.

3. Зарубежные гости побывали везде: и на заводах, и в деревнях, и в учебных заведениях, и в музеях.

И на заводах, и в деревнях, и в учебных заведениях, и в музеях – везде побывали зарубежные гости.

Везде: и на заводах, и в деревнях, и в учебных заведениях, и в музеях – побывали зарубежные гости.

4. Никогда Костю не покидала мысль о больной матери: ни за столом, ни во время занятий, ни в свободное время.

Ни за столом, ни во время занятий, ни в свободное время – никогда Костю не покидала мысль о больной матери.

Никогда: ни за столом, ни во время занятий, ни в свободное время – Костю не покидала мысль о больной матери.

Упражнение 8. Добавьте однородные члены к выделенным словам так, чтобы последние стали обобщающими словами.

1. Здесь мне нравится всё: и работа, и товарищи, и атмосфера.

2. Ни на кого Наташа не сердилась: ни на родителей, ни на друзей.

3. Нигде Валентин не нашёл нужной ему книги: ни в библиотеке, ни в книжном магазине.

4. Не забудьте передать от меня привет всем знакомым: и Наташе, и Вере, и Сергею.

5. В комнате уже стояла новая мебель: диван, стол, стулья, кровать.

6. Всему миру известны древние китайские памятники культуры: Великая Китайская стена, Императорский дворец, парк Ихэюань.

Упражнение 9. Ответьте на вопросы по образцу, используя однородные члены при обобщающем слове.

1. Я хочу передать привет многим: и Саше, и Лене, и Володе.

2. В этом магазине можно купить много: и телевизор, и мобильник, и холодильник.

3. Я больше всего люблю русскую кухню: и борщ, и солянку, и салат.

4. В вашем городе есть много вузов: и педагогический, и медицинский, и технический.

5. Многие из нашей группы ездили на экскурсию: и Кирилл, и Олег, и Светлана.

6. Фрукты и овощи можно купить везде: и в магазине, и на рынке, и у торговой палатки.

Упражнение 10. Переведите предложения на русский язык.

1. Этот концерт будут передавать и по радио, и по телевидению.

2. В этой песне мне нравятся как мелодия, так и слова.

3. До сих пор хорошо помню то свежее, тихое утро.

4. В комнате, в коридоре, на улице – везде тихо.

5. Преподаватель подробно спрашивал меня обо всём: об учёбе, о жизни, об увлечении.

6. Здесь ему всё интересно: русские праздники, ярмарки, обычаи русского народа.

Упражнение 11. Прочитайте предложения, вставляя в пропуски подходящий по смыслу союз и, а или но.

1. Солнце садилось, и становилось прохладно.

4. Мне двадцать лет, а моему товарищу двадцать один год.

3. Саша быстро поправляется, и врач уже разрешает ему вставать и ходить.

4. Я окликнул его, но он не услышал.

5. Я увлекаюсь музыкой, а мой брат любит спорт. Он любит спорт, но не занимается им. А я увлекаюсь музыкой и учусь играть на рояле.

6. Вечером в нашей семье возникает проблема: что смотреть по телевизору. Папа и брат хотят смотреть хоккей. А мама и я любим смотреть многосерийные фильмы. Но мама редко смотрит телевизор: у неё не хватает времени.

Упражнение 12. Дополните данные простые предложения так, чтобы получились сложносочинённые предложения с союзами и, а, но.

1. Шёл мелкий снежок, и вокруг всё становилось белым.

2. Мать велела Оле никуда не ходить, и Оля целый день сидела дома.

3. Мне не здоровилось, и я пошёл к врачу.

4. Вчера погода была хорошая, а сегодня уже идёт дождь.

5. Фильм уже начался, а Наташи всё нет.

6. В каникулы я собираюсь поехать к родителям, и они будут рады моему приеду.

В каникулы я собираюсь поехать к родителям, а Нина хочет путешествовать по стране.

В каникулы я собираюсь поехать к родителям, но родители хотят, чтобы я остался в каникулы в университете.

Упражнение 13. Из данных пар простых предложений составьте сложносочинённые, используя союз и, а или но.

1. Все разделяли мнение Чжан Юня, а Ма Линь один возражал.

2. Задание было трудное, и я долго его обдумывал.

3. Прошло уже два месяца после его отъезда, а от него всё нет писем.

4. Роман был длинный и скучный, и я не стал читать его.

5. Слов не было слышно, но мелодия показалась мне удивительно красивой.

6. У него не было слёз, но в глазах была видна печаль.

Упражнение 14. Спишите предложения, ставя перед союзом и, где нужно, запятые.

1. У Димы поднялась температура, и его не пустили в школу.

2. На чём вы остановились вчера и было ли дано письменное задание?

3. Не знаю, кто примет нас и что нам скажут.

4. Я не застал Наташу дома, и мне пришлось оставить ей записку.

5. Я слышал, что вы были в Пекине и что там вам очень понравилось.

6. Отсюда блестит река и виден весь город.

Упражнение 15. Переделайте предложения, используя союзы ни..., ни... .

1. Он никого не хотел видеть: ни сам никуда не ездил, ни у себя никого не принимал.

2. В воскресенье мне было скучно: ни на экскурсию не пошёл, ни гости ко мне не приехали.

3. Встреча не состоялась: ни я не позвонил ему, ни он не пришёл ко мне.

4. Ни он не оставил номер телефона, ни мы его не спрашивали.

5. Ни музыка меня не интересует, ни спорт не увлекает.

6. Выпал такой большой снег, что ни поезда не ходили, ни самолёты не летали.

Упражнение 16. Прочитайте предложения, переведите их на китайский язык.

1. 你自己决定:或者你在戏院门口等我,或者我去接你。

2. 他将在会上发言,或者提交书面形式的报告。

3. 这个地区的天气善变:一会儿下雨,一会儿出太阳。

4. 他在家里不知为什么挨了骂。也许是上课迟到,也许是旷课去看了电影。

5. 瓦夏考砸了。不知是没准备好,还是太紧张了。

6. 不知从哪儿传来鸟儿时断时续的惊恐叫声或是什么不明的声音。

Упражнение 17. Поставьте соответствующие разделительные союзы.

1. Нам нужно увидеться: или ты ко мне придёшь, или мы встретимся у метро.

2. Некогда мне читать новинки: то дети болеют, то друзья приезжают.

3. Сегодня Витя опять опоздал на уроки. Не то (то ли) он встал поздно, не то (то ли) загулялся по пути в шкоду.

4. Она сегодня не в духе. Не то (то ли) поссорилась с мужем, не то (то ли) сын не сдал экзамены в вуз.

5. Что-нибудь из двух: или (либо) он пойдёт учиться в техникум, или (либо) мы берём его в поликлинику.

6. В тот вечер Алексей Фёдорович к нам не явился: не то (то ли) ему не передали нашего приглашения, не то (то ли) его не отпустили срочные дела по службе.

Упражнение 18. Продолжите высказывания.

1. Ответ должен быть один: или ты пойдёшь с нами, или мы сделаем это без тебя.

2. В коридоре очень шумно. То студенты горячо спорят, то кто-нибудь громко говорит по телефону.

3. Я не могу сосредоточиться и не могу писать: то работает радио, то разговаривают громко.

4. Валерий ещё не решил, где провести каникулы. Или он поедет за границу, или останется в университете.

5. Временами раздавались какие-то звуки: то ли ребёнок бегает по комнате, то ли хозяйка что-то делает.

6. Андрея срочно вызвали домой. Не то мать заболела, не то отец вернулся из долгой командировки.

Упражнение 19. Переведите предложения на русский язык, используя разные сочинительные союзы.

1. Мы с Ниной не встречались. Ни она не приходила ко мне, ни я не ходил к ней.

2. Преподаватель заболел, и пришлось перенести занятия по грамматике на субботу.

3. В школе я выучил много стихотворений Ли Бо и Ду Фу, а сейчас почти всё их забыл.

4. Я хотел бы писать ей чаще, но у меня нет времени.

5. У Сяо Вана есть китайско-русский словарь. Не то он сам купил, но взял его из библиотеки.

6. В аудитории не могу заниматься: то громко разговаривают, то кто-нибудь входит и выходит.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения»
Цель урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» на материале рассказа А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие...
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon Сен-жермен серапис бей гелиос архангел михаил крион вопросы и ответы
Мы, потомки, очень иногда любим навестить вас, предков. Поглядеть, как идут дела, и показать вам, какими вы будете Мы, говорит, в...
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение»
Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращение и члены предложения; читать предложения с обращениями, соблюдая...
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon В4 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения....
...
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon История омара хайяма, рассказанная им самим
«Повесть о жизни Омара Хайяма, рассказанная им самим», в которой делается попытка объяснить и увязать практически все без исключения...
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon Собственность
Подвести учащихся к пониманию основной сути собственности, показать какими правомочиями обладает собственник
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon 1 Сострадание активный помощник
Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (З)Постороннему, какими они считают всех,...
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon С какими трудностями столкнулся М. В. Ломоносов во время учёбы в Москве?
Вопросы дистаниционной олимпиады, посвященной 300-летию со дня рождения м. В. Ломоносова
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon Владимир Ленин детская болезнь "левизны" в коммунизме
В борьбе с какими врагами внутри рабочего движения вырос, окреп и закалился большевизм?
Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами соединены icon Урок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме «Сложное предложение»
Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции