№ п/п
|
Дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Виды деятельности
|
Основные понятия
|
Региона
льный
компо
нент
|
ИКТ
|
1
|
|
Литература и время.
Х..К. Андерсен «Калоши счастья» - развернутая притча о характере связи времен между собой.
|
|
Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей
|
|
|
|
Фольклор.
История в устном народном творчестве-3ч
|
|
|
|
|
|
2
|
|
Историческая народная песня. Ее герои и сюжет. Петр Великий и Иван Грозный в песнях («Правеж», «Петра Первого узнают в шведском городе»)
|
|
Лекция
чтение
|
Истори-ческая песня
|
|
|
3
|
|
Лирическая народная песня. Связь песен с обрядами.
|
|
Анализ и оценка лирических произведений.
Различные виды чтения, цитатный план.
|
|
Песни казаков Дона
|
|
4
|
|
Народный театр. Драма «Как француз Москву брал».
Сочетание и чередование трагических сцен с комическими – особенности народной драмы.
|
|
Работа с учебни-ком
беседа
|
Народная драма
|
|
|
История на страницах древнерусской литературы
|
|
|
|
|
|
5
|
|
История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись.
«Начальная летопись»
|
|
Рассказ учителя с элементами беседы
|
Духовная литература
Канонизация(причисление к лику святых)
|
«Азовское осадное сидение 1637 – 1641г. по летописным источникам»
|
|
6
|
|
«Повесть временных лет»: образ Олега в летописи. Рассказ о смерти Олега
|
|
Работа с текстом, беседа
|
|
«Повесть о взятии Азова».
|
|
7
|
|
Русская воинская летопись.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
|
|
Работа с текстом
беседа
|
Воинская повесть
Междуусобицы
|
|
|
8
|
|
Жития святых как исторические повествования
«Преподобные Сергий Радонежский» и его художественные особенности.
|
|
Беседа, чтение текста
Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку Варфоломею»
|
Духовная литература
Житийная литература
святые
|
|
|
9
|
|
Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература»
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
История на страницах произведений XVIII века
|
|
|
|
|
|
9
|
|
Жанры исторических произведений. Н.М. Карамзин «Марфа Посадница». Образы – антиподы Иван III и Марфа Борецкая.
|
|
Сообщение учащихся
беседа
|
|
|
|
Историческое прошлое в литературе XIX века
|
|
|
|
|
|
10
|
|
Былины и их герои в произведениях XIX века. А.К.Толстой «Илья Муромец», «Правда». Идейное и художественное своеобразие произведений
|
|
Чтение былины с элементами беседы
|
былина
|
|
|
11
|
|
И.А. Крылов. Исторические басни. «Волк на псарне». Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении.
|
|
Чтение с элементами беседы, составление словаря басни, выявление авторской позиции,
|
Баллада
|
|
|
12
|
|
Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» -
Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.
Сюжет и герои «Песни…»
|
|
Беседа, чтение Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей
|
Трубка мира
|
|
|
13
|
|
Жизнь и творчество В.Скотта «Айвенго».
В.Скотт – создатель исторического романа
|
|
Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей
|
|
|
|
14
|
|
А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина.
«Песнь о вещем Олеге»
Сопоставление с историческим источником
|
|
Составление плана статьи учебника об А.С. Пушкине, тезисов воспоминаний; выразительное чтение, устные высказывания. Поиск информации о жизненном и творческом пути поэта в дополнительной литературе, ответы на вопросы учебника
|
Хазары
Перун
Цареград
Пращ
Сеча
|
Н.К. Доризо «Мой Пушкин
|
|
15
|
|
Философская лирика Пушкина. «Анчар»
|
|
Комментированное чтение
|
|
|
|
16
|
|
Полтавская битва и её главный герой в поэме Пушкина «Полтава».
|
|
Комментированное чтение
|
Паладин
|
|
|
2 четверть
|
|
|
|
|
|
17
|
|
Проблемы власти в «Медном всаднике» А.С. Пушкина. Композиция поэмы.
|
|
Аналитическая беседа
|
|
|
|
18
|
11.11
|
«Борис Годунов». Конфликт и проблемы трагедии (обзор).
|
|
Выразительное чтение, устное словесное рисование, ответы на вопросы учебника. Характеристика персонажей
|
|
|
|
19
|
14.11
|
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.
|
|
Сообщение уч-ся
Аналитическая беседа
Сжатый пересказ статей учебника
|
Роман
Семейные записи
Хроника
Прототип
Прообраз
Мятеж
восстание
|
|
|
20
|
18.11
|
«Береги честь смолоду». Формирование характера и взглядов Петра Гринёва.
|
|
Словесное рисование, составление плана текста, характеристика образов
|
|
Д.М. Долинский «Донская Ци
|
|
21
|
21.11
|
Роль Пугачева в развитии сюжета
|
|
Аналитическая беседа
Чтение эпизодов
|
Благородство
Великоду-шие
безразличие
|
|
|
22
|
25.11
|
Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова
|
|
Сообщение
Аналитическая беседа
|
|
|
|
23
|
28.11
|
Деталь в художественном произведении. Пейзаж, интерьер, манера повествования. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведения.
|
|
Беседа
Ответы на вопросы учебника,
Составление словарной статьи
|
|
|
|
24
|
2.12
|
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
25
|
5.12
|
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: тема, идея, план, работа над словом.
|
|
Развитие связной Беседа.
|
Сюжет, фабула, историческая повесть
|
|
|
26
|
9.12
|
М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Любовь к природе и единение с ней в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…».
|
|
Рассказ учителя, комментированное чтение
|
опричник
|
А.П. Чехов «Степь»
|
|
27
|
12.12
|
Чувство одиночества и тоски в стихотворениях «Родина», «На Севере диком…»
|
|
Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника,
|
|
|
|
28
|
16.12
|
М.Ю. Лермонтов. «Песня про …купца Калашникова».быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни.
|
|
Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей
|
|
|
|
29
|
19.12
|
Неправый суд Ивана Грозного. Благородство купца Калашникова. Связь поэмы с фольклором.
Тест «Песня про …купца Калашникова».
|
|
Подготовка устного рассказа по плану.
Самостоятельная работа
|
|
|
|
30
31
|
23.12
26.12
|
Обучающее сочинение по «Песне про купца Калашникова» (сочинение – характеристика)
|
1
|
Творческая работа
|
|
|
|
3 четверть
|
|
|
|
|
|
32
|
13.01
|
Н.В. Гоголь. Историческая основа и народно – поэтические истоки повести «Тарас Бульба»
|
|
Подготовка устного рассказа по плану.
Устный рассказ о детстве Н.В. Гоголя и его отношении к малой родине, беседа
|
Романтичес-кая повесть
История
Сюжет пейзаж
|
|
|
33
|
16.01
|
Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи.
|
|
Краткий выборочный пересказ, словесное рисование.
|
|
Н.Ф. Щербина «Таганрогская ночь»
|
|
34
|
20.01
|
Остап и Андрий. Сравнительная характеристика.
|
|
Сообщение
беседа
|
|
|
|
35
|
23.01
|
Тарас Бульба как народный героический характер.
|
|
Словесное рисование, составление плана рассказа, характеристика образов
|
|
|
|
36
|
27.01
|
Мастерство Гоголя в изображении природы. Роль лирических отступлений в повести
|
|
Беседа
Комментирован-ное чтение
|
гипербола
героическая личность
|
|
|
37
|
30.01
|
Контрольная работа по повести «Тарас Бульба»
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
38
|
3.02
|
Подготовка к домашнему сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба»
|
|
Пересказ
Беседа
|
|
|
|
39
|
6.02
|
М. Сервантес. «Дон Кихот». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств (обзор фрагментов)
|
|
Изучение биографии писателя с использованием возможности библиотеки, Интернета
Беседа
|
|
|
|
40
|
10.02
|
И.С. Тургенев. История создания повести «Ася». Образ «тургеневской» девушки: скромность, обаяние, самоотверженность.
|
|
Беседа
чтение
|
Баллада
|
|
|
41
|
13.02
|
Драма рассказчика, обреченного на одиночество.
|
|
Устный анализ эпизодов, языковой разбор текста
|
|
|
|
42
|
17.02
|
И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев как прием характеристики.
|
|
Сопоставление персонажей, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование
|
|
М. Цветаева «Дон»
|
|
43
|
20.02
|
А.К. Толстой. «Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение на страницах романа. Сюжет и главные герои.
|
|
Аналитическая беседа
|
Реализм
Романтическое повествова-ние
|
|
|
44
|
24.02
|
Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой
|
|
Аналитическая беседа
|
фольклор
|
|
|
45
|
27.02
|
Л.Н. Толстой. «После бала». Особенности композиции рассказа. Контраст как композиционный прием.
|
|
Рассказ учителя, беседа по тексту
|
Стихотворная сатира
|
|
|
46
|
2.03
|
Полковник на балу и после бала. Роль контраста при создании образа героя.
Тест по рассказу Л.Н. Толстой «После бала»
|
|
Элементы диспута
тест
|
|
|
|
47
48
|
5.03
9.03
|
Р/р сочинение по рассказу Толстого «После бала».
|
2
|
написание сочинения
|
|
|
|
49
|
12.03
|
А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Сюжет рассказа и герои. Осмеяние чинопочитания как порока общества.
|
|
Лекция
беседа
|
|
В.А. Гиляровский «Антоша Чехонте
|
|
50
|
16.03
|
Мотивы былого в лирике XIX века: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Д.В. Давыдов, И.И. Козлов, Ф.Н. Глинка, А.Н. Апухтин.
|
|
Чтение
Анализ
|
|
Из сборника «Литература Дона»
|
|
Былины и их герои в произведениях XX века
|
|
|
|
|
|
51
|
19.03
|
Трансформация образа былинного богатыря в произведениях XX века: И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Е.М. Винокуров.
|
|
Чтение
беседа
|
|
|
|
4 четверть
|
|
|
|
|
|
52
|
2.04
|
Ю.Н. Тынянов. «Восковая персона» - повесть о судьбе Петра Великого и его наследия.
|
|
Ответы на вопросы учебника
|
|
|
|
53
|
6.04
|
Ю.Н. Тынянов. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I.
|
|
Аналитическая беседа
|
|
|
|
54
|
9.04
|
Марк Алданов. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель».
«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.
|
|
Лекция
Аналитическая беседа
Сообщение
|
тетралогия
|
|
|
55
|
13.04
|
С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр.
«Невозвратимое мгновение»
Роль мгновения в судьбе человека и исторического события.
|
|
Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия. Анализ речи персонажей особенностей их характеров
|
|
|
|
56
|
16.04
|
Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман о судьбах властителей и простых людей на страницах истории
|
|
Лекция
беседа
|
|
|
|
57
|
20.04
|
Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина, Иван Каляев
|
|
нахождение сюжетных линий, характеристика персонажей и жанра
|
|
|
|
Тема Великой Отечественной войны в исторических произведениях.
|
|
|
|
|
58
|
23.04
|
Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии. Л.М. «Золотая карета». Драматический сюжет и драматические судьбы.
|
|
нахождение сюжетных линий, характеристика персонажей и жанра
|
|
А. Калинин «Эхо войны»
|
|
59
|
27.04
|
Р.к. А.Т. Твардовский. «Бойцу южного фронта». Стихи поэтов Дона о Великой Отечественной войне.
|
|
Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей
|
|
А.Т. Твардовский. «Бойцу южного фронта».
|
|
60
61
|
30.04
4.05
|
Р/р. Сочинение-описание по картине Ю.М. Непринцева «Отдых после боя».
|
|
Написание сочинения
|
|
Стихи поэтов Дона о Великой Отечественной войне
|
|
62
|
7.05
|
История на страницах поэзии XX века.
Интерес к темам прошлого в лирике. Гиппиус З, Гумилев Н., Кузмин Н.А, Цветаева М.
|
|
Ответы на вопросы учебника, Пересказ вводных статей по опорным словам
|
Звукопись
Аллитерация
Ассонанс
|
|
|
|
|
Зарубежная литература
|
|
|
|
|
|
63
|
11.05
|
А. Грин. «Алые паруса». Волшебная сила мечты в повести-феерии.
|
|
Сопоставление персонажей, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование
|
|
|
|
64
|
14.05
|
Торжество поэтической любви и возвышенной мечты в феерии «Алые паруса».
|
|
Работа со статьей учебника и дополнительной литературой, рассказ о герое повести с использованием цитат из текста,
|
|
|
|
65
|
18.05
|
А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка для детей и взрослых.
|
|
Краткий выборочный пересказ, словесное рисование.
|
|
|
|
66
67
|
21.05
25.05
|
В.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в творчестве Шекспира.
Тест по трагедии.
|
|
Работа со статьей учебника и дополнительной литературой, рассказ о герое повести с использованием цитат из текста,
|
|
|
|
68
|
28.05
|
Повторение изученного в 8-ом классе.
|
|
Ответы на вопросы учебника
|
|
О. Л. Афанасьев «Юрка Лютик»
|
|
69
|
1.06
|
Итоговая проверочная работа за курс литературы 8 класса.
|
|
Контроль ЗУНов
|
|
|
|
70
|
4.06
|
Итоги года. Рекомендации по летнему чтению.
|
|
|
|
|
|