№
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Дата планируемого проведения урока
|
Дата фактического проведения урока
|
Примерный материал урока
|
Виды и формы контроля
|
Музыка и литература – 9 часов
|
1
|
Что роднит музыку с литературой. Песня.
|
1
|
|
|
1.Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия».
2.М.И.Глинка «Жаворонок».
3. Э.Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».
5. Отрывок из рассказа В.Белова «Родина, Россия, Русь!»
6. Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».
|
Ответы на вопросы
|
2
|
Что роднит музыку с литературой. Песня.
|
1
|
|
|
1. Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».
2.А.Варламов «Горные вершины».
3.А.Рубинштейн «Горные вершины»
|
Эссе
|
3
|
Песня – душа народа. Вокальная музыка (жанры).
|
1
|
|
|
1. Я. Дубравин, сл.Е. Руженцева «Родная земля».
2. Р.н.п. «Калинка», «Светит месяц».
|
Участие в беседе
|
4
|
Жанры вокальной музыки. Вокальная музыка.
|
1
|
|
|
Русские народные песни. Детские песни.
|
Исполнение песни
|
5
|
Жанры вокальной и инструментальной музыки. Вокальная музыка.
|
1
|
|
|
Русские народные песни. Детские песни.
|
Исполнение песни
|
6
|
Фольклор в музыке русских композиторов.
|
1
|
|
|
1.С.Старобинский, сл.В.Вайнина «Песенка о словах».
2.А.К.Лядов «Кикимора».
|
Участие в хоровом пении
|
7
|
Сказка в программной музыке русских композиторов.
|
1
|
|
|
1.Н.А.Римский-Корсаков. Отрывки из сюиты «Шехеразада»: 1 и 4 части.
2.В.Серебренников, сл. В.Степанова «Осенней песенки слова».
|
Участие в беседе
иллюстрация
|
8
|
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
|
1
|
|
|
1.М.И.Глинка «Венецианская ночь».
2. Ф.Шуберт «Баркарола».
3.Муз. С.Старобинского, сл. В.Вайнина «Песенка о словах».
|
Анализ музыкальных произведений
|
9
|
Вторая жизнь песни.
|
1
|
|
|
1. Муз. С.Старобинского, сл. В.Вайнина «Песенка о словах».
2.П.И.Чайковский «Симфония № 4», финал.
3.Э.Григ «Песня Сольвейг» в трактовке джазовых музыкантов.
|
Исполнение песенного репертуара
|
Музыка и литература – 7 часов
|
10
|
Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу родину в душе…
|
1
|
|
|
1.В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В.Шукшина): «Весело на душе», «Молитва».
2. Г.В.Свиридов «Снег идет».
3. Чтение отрывка из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».
4. Г.В.Свиридов «Запевка».
5. В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem».
|
Пение
Ответы на вопросы
|
11
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
|
1
|
|
|
1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem»
2.В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада».
4. В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».
|
Литературный материал
|
12
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
|
1
|
|
|
1. В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».
2. В.А.Моцарт. Фрагменты из «Реквиема»: «Lakrimosa», «Dies irae» .
|
Анализ музыкального произведения
|
13
|
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
|
1
|
|
|
1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem».
2.В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».
3.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко»: «Песня Садко» и «Колыбельная Волховы».
4.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко»: песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецкого гостя.
5.Фостер «Домик над рекой».
|
Ответы на вопросы
Пение
|
14
|
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
|
1
|
|
|
1. С. Фостер «Домик над рекой».
2.П.И.Чайковский. Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов»; сцена битвы Щелкунчика с мышами.
3. П.И.Чайковский Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: танцы гостей на балу в сказочном городе сладостей (по возможности).
4. Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»
|
Комментарии музыкальных произведений
иллюстрация
|
15
|
Музыка в театре, в кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
|
1
|
|
|
1. Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»
2. Э.Григ Сюита «Пер Гюнт».
3. Р.Роджерс Музыка к кинофильму «Звуки музыки».
4. Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах».
|
Хоровое пение
|
16
|
Мир композитора.
|
1
|
|
|
|
Свободное пение
|
Музыка и изобразительное искусство – 10 часов
|
17
|
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
|
1
|
|
|
1.Пейзаж И.Остроухова «Сиверко»
2.М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» и т.д.
3.С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть.
4.Знаменный распев.
5. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».
|
Пение
иллюстрации
|
18
|
Небесное и земное в звуках и красках.
|
1
|
|
|
1.Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся»
2.Г.Свиридов «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович»
3. Икона «Покров Пресвятой Богородицы», А.Рублев «Троица».
4. Гуно Ш., Каччини Д., Шуберт Ф. «Аве, Мария» - по выбору
5. Рафаэль «Сикстинская мадонна».
6. Муз. Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».
|
Групповое пение
зарисовки
|
19
|
Звать через прошлое к настоящему.
|
1
|
|
|
1. Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».
2.Икона «Святой князь Александр Невский», триптих П.Корина «Александр Невский».
3. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».
|
Беседа об услышанном
иллюстрация
|
20
|
Звать через прошлое к настоящему.
|
1
|
|
|
1.Канты петровского времени, фрагменты из оперы «Иван Сусанин» и т.д.
2. «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.
3. Н.Зиновьев «Ледовое побоище».
4. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский».
|
Пение нового репертуара
|
21
|
Музыкальная живопись и живописная музыка.
|
1
|
|
|
1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» и т.д.
2.Рахманинов С.В. «Островок»
3. Рахманинов С.В. «Весенние воды».
4. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».
|
Иллюстрации к музыкальным композициям
пение
|
22
|
Музыкальная живопись и живописная музыка.
|
1
|
|
|
1. Ф.Шуберт «Форель» и
«Фореллен-квинтет».
2. Рахманинов С.В. «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор.
3. Левитан «Весна. Большая вода».
|
Ответы на вопросы
зарисовка
|
23
|
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
|
1
|
|
|
1.Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы».
2. В.Кикта «Фрески Софии Киевской»
3. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».
|
Эссе
иллюстрация
|
24
|
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
|
1
|
|
|
1.Ф.Ботиччини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Я.Ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д. Жилинский «Альтист» и т.д..
2. И.С.Бах «Чакона», П.И. Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Concerto grosso».
|
Беседа
Зарисовки о прослушанном
|
25
|
Волшебная палочка дирижера.
|
1
|
|
|
1.Л.Бетховен. 2 часть «Симфонии №3».
2.Э.Делакруа «Свобода ведет народ».
3. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».
|
Ответы на вопросы о музыкальных инструментах
|
26
|
Образы борьбы и победы в искусстве.
|
1
|
|
|
1.Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть.
2. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».
|
Пение военного репертуара
|
Музыка и изобразительное искусство – 9 часов
|
27
|
Застывшая музыка.
|
1
|
|
|
1. И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом».
2. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка».
|
комментарии
|
28
|
Полифония в музыке и живописи.
|
1
|
|
|
1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор.
2. «Прелюдия» соль минор.
3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК».
4.М.Чюрленис «Фуга».
5. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка».
|
Пение
|
29
|
Музыка на мольберте.
|
1
|
|
|
1.Триптих «Сказка. Путешествие королевны»: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны».
2. М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор.
3. М.Чюрленис Симфоническая поэма «Море».
4. Триптих «Соната моря».
5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».
|
Творческое задание
|
30
|
Импрессионизм в музыке и живописи.
|
1
|
|
|
1.К.Моне «Впечатление. Восход солнца».
2. Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»
3. К.Дебюсси «Диалог ветра с морем».
4. К.Дебюсси «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Лунный свет», «Кукольный кэк-уок».
5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».
|
Пение
иллюстрация
|
31
|
О подвигах, о доблести, о славе…
|
1
|
|
|
1.Д.Б.Кабалевский «Реквием».
2.С.Красаускас «Реквием».
3.Произведения о Родине, о защитниках Отечества.
4. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».
|
Ответы на вопросы
|
32
|
В каждой мимолетности вижу я миры…
|
1
|
|
|
1.С.С.Прокофьев «Мимолетности».
2.М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках».
3. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».
|
Творческое задание
|
33
|
Мир композитора.
С веком наравне.
|
1
|
|
|
1. Муз. Г. Струве «Музыка».
|
реферат
|
34
|
Мир композитора.
|
1
|
|
|
|
рассказ
|
35
|
Обобщение изученного материала.
|
1
|
|
|
|
Свободное пение
|