№
урока
|
Тема урока.
Содержание образования. Страницы учебника
|
Виды учебной деятельности
|
Планируемый результат освоения материала
|
Межпредметные связи
|
Виды контроля
|
Домашнее задание
|
Дата
|
|
ВВЕДЕНИЕ 1 ЧАС
|
У-1
|
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса.
стр. 3-5
Теория литературы: Знакомство с родами и видами литературы
|
Рецептивная: чтение вводной статьи «Читайте на торопясь»;
Репродуктивная: ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, о писателе, заинтересовавшем учащихся;
Продуктивная, творческая: выразительное чтение;
Поисковая: самостоятельный поиск ответов на вопросы
|
Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства;
Понимать: природу художественного образа и своеобразие худ. действительности;
|
Русский языке: словарная работа (книга, беспокойный дух, детали, путаница мыслей, мудрость, литературоведение)
|
Самостоятельная работа по составлению тезисов Тезисный план и конспект статьи учебника и лекции учителя. Пересказ
по плану с привлечением примеров из прочитанного произведения.
|
Пересказ по плану вводной статьи учебника и книги «Читаем, думаем, спорим…», рассмотреть юмористические рисунки и составить по ним рассказ
|
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
4 ЧАСА (1 Рр + 1 Вн.чт.)
|
У-2
|
Предания как поэтическая автобиография народа.
исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьммы», «Пётр и плотник». стр. 5-11
Теория литературы: Предания как жанр фольклора (начальное представление)
|
Рецептивная: чтение статьи учебника; Репродуктивная: пересказ статьи учебник;
Продуктивная, творческая: сообщение о жанрах УНТ, выразительное чтение
Поисковая: комментирование худ текста
|
Знать: определение понятия «предание»;
Понимать: своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа;
Уметь: пересказывать текс, объяснять особенности жанра предания
|
История:
Времена царствования Ивана Грозного, Петра 1
Литература: жанры УНТ.
Былички и предания
|
Сформулировать самим вопросы по текстам преданий
|
Прочитать былину «Вольга и Микула Селянингович»
|
|
У-3
|
Былины. «Вольга и Микула Селянинович»
исторические и художественные основы былины. Микула Селянинович – эпический герой. Микула – носитель лучших качеств. Прославление мирного труда героя-труженика.
стр. 12- 17
Теория литературы: Понятие о былинах. Художественные особенности жанра. Сказка.
|
Рецептивная: чтение былины и статей учебника «Былина», «О собирании, исполнении, значении былин»; Репродуктивная: ответы на вопросы Продуктивная, творческая: устное словесное рисование;
Исследовательская:
сопоставление со сказкой
|
Знать: определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен;
Уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы былин, сопоставлять былины с народными сказками, определять сходное и отличное; составлять характеристику былинного богатыря
|
ИЗО
-И.Билибин. Вольга и Микула Селянин.
Дружина Вольги
-Н.Рерих. Иллюстрации
Русский язык:
словарная работа (оратай, орет, слега, омешики, присошечек, обжи)
|
Выразительное чтение; ответы учащихся на проблемные вопросы; В чём «тайна всевластия» былин? Составить словарик «Так говорили былинные богатыри»
|
Сообщение
Выразительно читать былину «Садко», пересказать её, включив характерную для этой былины лексику
|
|
У-4
|
Вн. чт. – 1 «Садко»
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Киевский цикл былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера. стр.24- 35
Теория литературы: Роль гиперболы. Особенности былинного стиха.
|
Рецептивная: чтение былины; Репродуктивная: ответы на вопросы;
Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, портрет Ильи Муромца и Садко; выразительное чтение; работа над цитатным планом по ходу чтения;
|
Знать: какие приёмы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря;
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Садко и Илье Муромцу
|
ИЗО
-И.Е.Репин. Садко
-И.Архипов. Садко
-В.Васнецов. Гусляры
|
Выразительное чтение; ответы учащихся на проблемные вопросы;
|
Подготовить 10 пословиц о труде
|
|
У-5
|
Рр – 1. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.
стр. 42- 50
|
Рецептивная: чтение пословиц и поговорок и статьи учебника; объяснение прямого и переносного значения пословиц;
Продуктивная, творческая: объединение пословиц в тематические группы; сочинение по пословице
|
Знать: определение понятий «пословицы» и «поговорки»;
Понимать: жанровые особенности пословиц и поговорок;
Уметь: объяснять прямой и переносный смысл , видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, свободно включать их в разговорную речь
|
Литература:
сопоставление пословиц народов мира на одну и ту же тему, определение их сходства и различия
|
Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»
|
Прочитать «Поучение Владимира Мономаха»
|
|
|
Для самостоятельного изучения: * Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества
Карело-финский эпос «Калевала». Стр. 36-41 М.Горький
|
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2 ЧАСА (1 + 1 Вн.чт.)
|
У-6
|
«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах – выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)
стр. 18- 27
Теория литературы: Поучение как жанр древнерусской литературы. Летопись, житие
|
Рецептивная: чтение статьи учебника, текста «Поучения»; Репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту;
Продуктивная, творческая: выразительное чтение;
Поисковая: комментирование текста;
Исследовательская:
сопоставление с текстами УНТ
|
Знать: особенности поучения как жанра литературы,
Понимать: смысл поучения Владимира М
Уметь: выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе
|
История:
история Киевской Руси (крещение Руси, княжение Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха)
|
Ответить на вопросы: Какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучении»
|
Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
|
|
У-7
|
Вн.чт. – 2 «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности
стр. 29-35
Теория литературы: Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы
|
Репродуктивная: ответы на вопросы;
Продуктивная, творческая: выразительное чтение;
Поисковая: комментиров повести;
Исследовательская:
Анализ текста
|
Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следуют герои;
Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведен.
|
Литература:
отражение в повести жанра жития, фольклорных образов и мотивов
|
Выразительное чтение. Ответить на вопросы:
|
Прочитать оду Ломоносова
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
2 ЧАСА ( 1 + 1 Рр)
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов
1711 – 1765 2 часа + 1Рр
|
|
У-8
|
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Наизусть
стр.64-67
|
Рецептивная: чтение статьи учебника; Репродуктивная: ответы на вопросы;
Продуктивная, творческая: выразительное чтение с учётом особенностей
оды
|
Знать: литературное творчество Ломоносова;
его роль в развитии русской литературы;
Уметь: читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра
|
Русский язык:
словарная работа (Невтонов, раченье, от недр)
Литература:
к какому стилю можно отнести стих. «Случилось вместе два астронома в пиру…» (5 кл.)
|
Определить, к какому стилю относиться прочитанное в классе произвдение Ломоносова
|
Рефераты
Творчество
Державина
|
|
|
Гавриил Романович Державин
1743 – 1816 1Рр
|
*Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина Н.В.Гоголь
|
У-9
|
Рр – 2 Своеобразие поэзии Державина. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности. «На птичку», «Признание», «Река времен в своем стремленьи…» Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. стр. 68-71
|
Рецептивная: чтение статьи о Державине, чтение стихотворений; Репродуктивная: рассказ о поэте, ответы на вопросы
Продуктивная, творческая: выразительное чтение;
Поисковая: комментирование художест. произведения;
Исследовательская:
Анализ текста
|
Знать: факты жизни и творчества Державина; содержание стихотвор.;
Понимать: философский и иносказательный смысл стихотворений;
Уметь: определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Державина и Ломоносова
|
ИЗО:
иллюстрации с картины Н.Ге «Пушкин читает стихи на экзамене».
Литература:
Рифма, рифмовка
Русский язык:
словарная работа (гений, чистосердечье, блистал восторгом, река времени, звуки лиры и трубы)
|
Ответить на вопросы: в чём «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов – Ломоносова и Державина?
|
Подготовить индивидуал. Задания о творчестве Пушкина.
Прочитать стихи Пушкина.
Ответы на вопросы
|
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА
33 ЧАСА
|
|
Александр Сергеевич Пушкин
1799 – 1837
4 часа + 1 Рр + 1 Вн.чт.
|
* Россия немыслима без Пушкина поэт Лев Озеров
* Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему Н.В.Гоголь
* Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!
В.А.Жуковский
|
У-10
|
Рр – 3 Анализ лирического произведения. «Туча» 1835 «Обвал»1829 наизусть стр.14
Теория литературы: Стихотворный размер. Изобразительно-выразительные средства языка.
|
Продуктивная, творческая: выразительное чтение отрывков, подбор заголовков;
Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки;
|
Знать: текст произведен, историю создания, проблематику и особенности композиции;
Уметь: выражать своё отношение к прочитанному, понимать литературоведческ текст;
|
ИЗО *В.А.Тропинин. Портрет Пушкина
*В.А.Серов. Пушкин в парке
*М.Г.Романчук. Осень
|
Выразительное чтение стихов Пушкина. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор в стих. «Туча» и «Обвал»?
|
Прочитать «Песнь о вещем Олеге»
|
|
У-11
|
«Песнь о вещем Олеге» 1822 и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции, своеобразие языка Наизусть стр. 82-87
Теория литературы: Понятие о жанре баллады.
|
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
Репродуктивная: ответы на вопросы;
Поисковая:
Поиск ответа на проблемные вопросы; комментирование художественного текста;
|
Знать: текст произведен, историю создания, проблематику и особенности композиции;
Уметь: выражать своё отношение к прочитанному, понимать литературоведческий текст;
|
ИЗО Иллюстрации В.Васнецова. Песнь о Вещем Олеге
История:
Эпоха княжения Олега
|
Ответить на вопросы: Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далёкой старине?
|
Прочитать поэму «Полтава»
|
|