Скачать 168.63 Kb.
|
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» (урок посвящён жизни и творчеству В.К.Кюхельбекера) План – конспект урока Цели урока:
Задачи урока:
Тип урока: урок изучения нового материала на основе ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся. Методические приемы:
Комментарии к уроку: Интерес к литературе в целом и к творчеству отдельных писателей в частности я развиваю разными методами. Один из них – «географический». Мы живем в Сибири. Кажется, что большая литература и знаменитые писатели далеко и с нами связаны лишь своими великими идеями. А между тем сибирская земля «знает» многих известных писателей и поэтов. Так или иначе Сибирь повлияла на их творчество и даже судьбу. Чтобы оживить эти далёкие имена, привлечь к ним внимание учащихся, я подготовила цикл уроков под общим названием «Сибирью связанные судьбы». Составила уроки по хронологическому принципу. Речь идёт о судьбе и творчестве В.К. Кюхельбекера, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.И. Цветаевой, В.П. Астафьева, Р.И. Рождественского, А.В. Вампилова, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина. Чтобы оживить образ того или иного художника слова, я активно использую электронные образовательные ресурсы. Это презентации, видеоролики, фрагменты телепередач, документальных и художественных фильмов, записи выступлений известных артистов (художественное чтение стихов, исполнение песен). На помощь приходят картины известных художников и классическая музыка. На конкурс представлен один из двух уроков внеклассного чтения в 9 классе. Уроки проводятся сразу после изучения творчества А.С. Пушкина. Структура и ход урока:
Приложение 1. Имя одного из них – Вильгельм Кюхельбекер. Между фрагментами фильма прозвучали отрывки из его стихов «19 октября 1828 года» и «Царское Село 14 июля 1818 года». Кто он? Что за личность? Какова его судьба? Родился в Гатчине под Санкт-Петербургом в 1797 году, умер в Сибири, в Тобольске, в 1846 году. Там же похоронен. Именно ему, Вильгельму Кюхельбекеру, посвятил Пушкин свое первое опубликованное стихотворение «К другу стихотворцу» (1814 год). Поэт предсказал другу его судьбу – судьбу не нашедшего признания у современников поэта. Такую жизнь и прожил Кюхельбекер. А пока – лицейские годы. На первых порах Вильгельму пришлось нелегко. Неуклюжий, рассеянный, готовый взорваться при любой обиде, глуховатый, Кюхельбекер был предметом далеко не беззлобных насмешек товарищей. Но лицеисты вскоре разглядели и оценили те качества, которые заслуживают самого высокого уважения: прямодушие, искренность, доброту, справедливость… Кюхельбекер лучше других лицеистов знал литературу, особый интерес проявлял к истории. Позднее напишет драму «Прокопий Ляпунов». (Двум ученикам предлагается выход на НПК: сравнить драму Пушкина «Борис Годунов» с названной драмой Кюхельбекера). Восхищался стихами Пушкина и сам писал стихи. Первое стихотворение 1815 года «Песнь Лапландца». Свободолюбивое настроение Кюхельбекера проявилось очень рано. Закончил лицей с серебряной медалью. Воспоминание о далекой юности грели его всю жизнь. 2. Шумит поток времен. Их темный вал Вновь выплеснул на берег жизни нашей Священный день, который полной чашей В кругу друзей и я торжествовал... Давно... Европы страж — седой Урал, И Енисей, и степи, и Байкал Теперь меж нами. На крылах печали Любовью к вам несусь из темной дали. О брат мой! много с той поры прошло, Твой день прояснел, мой — покрылся тьмою; Я стал знаком с Торкватовой судьбою. И что ж? опять передо мной светло: Как сон тяжелый, горе протекло; Мое светило из-за туч чело Вновь подняло — гляжу в лицо природы: Мне отданы долины, горы, воды. О друг! хотя мой волос поседел, Но сердце бьется молодо и смело. Во мне душа переживает тело, Еще мне божий мир не надоел. Что ждет меня? Обманы — наш удел, Но в эту грудь вонзалось много стрел; Терпел я много, обливался кровью; Что, если в осень дней столкнусь с любовью? 3. 1 слайд – Русский поэт, писатель, один из наиболее даровитых критиков своего времени, переводчик, общественный деятель, педагог (среди его учеников были младший брат Пушкина - Лев, Ф. Тютчев, М. Глинка) декабрист, революционер; коллежский асессор; друг Пушкина… 4 слайд - Места прелестные, где возвышенных муз, И дивный пламень их, и радости святые, Порыв к великому, любовь к добру – впервые Узнали мы и где наш тройственный союз, Союз младых певцов и чистый, и священный, Всесильным навыком и дружбой заключенный, Был братскою каменой укреплен! 9 слайд – Кюхельбекер с оружием в руках присоединяется к восставшим на Сенатской площади, стреляет в великого князя Михаила Павловича, пытается вести за собой солдат Гвардейского экипажа… 10 слайд – осужден по I разряду 10 июля 1826 года. Приговорен к смертной казни, которую заменили на 20 лет каторги. 10 лет провел в одиночном заключении в разных крепостях. По указу от 14.12. 1835 года сослан в Сибирь, определен на поселение в Баргузин Иркутской губернии. 11 слайд – 25 апреля 1826 года Кюхельбекер был перевезен из Петропавловской крепости в Шлиссельбургскую, в октябре 1827 года переведен в Динабург. По дороге состоялась встреча с Пушкиным на станции Залазы, близ Боровичей. 13 слайд – Отбывая срок в разных крепостях, писал, изучал языки, переводил Шекспира… 14 слайд – Последние полтора года жизни Кюхельбекера прошли на поселении, в Западной Сибири (Курган, Тобольск). 15 слайд – Кюхельбекер прибыл в Тобольск ослепшим и больным туберкулезом. Здесь он прожил последние пять месяцев своей жизни. Творческие силы поэта не иссякли, он продолжает диктовать друзьям свои письма, стихи и прозу. Почти каждый день его посещает поэт – сказочник П. Ершов. 16 слайд – Умер поэт 11 августа 1846 года, похоронен на Завальном кладбище в Тобольске. 4. Виля * I Вильгельм кончил с отличием пансион. Он приехал домой из Верро изрядно вытянувшийся, ходил по парку, читал Шиллера и молчал загадочно. Устинья Яковлевна видела, как, читая стихи, он оборачивался быстро и, когда никого кругом не было, прижимал платок к глазам. <�…> Вильгельм был уже большой, ему шел четырнадцатый год, и Устинья Яковлевна чувствовала, что нужно с ним что-то сделать. Собрался совет. Приехал к ней в Павловск молодой кузен Альбрехт… прибыла тетка Брейткопф, и был приглашен маленький седой старичок, друг семьи, барон Николаи. <�…> – Куда определить Вильгельма? – Устинья Яковлевна с некоторым страхом смотрела на совет. – Вильгельма? – переспросил старичок очень вежливо. – Это Вильгельма определить? – и понюхал флакончик. – Да, Вильгельма, – сказала с тоскою Устинья Яковлевна. Все молчали. – В военную службу, в корпус, – сказал вдруг барон необычайно твердо. – Вильгельма в военную службу. Альбрехт чуть-чуть сощурился и сказал: – Но у Вильгельма, кажется, нет расположения к военной службе. Устинье Яковлевне почудилось, что кузен говорит немного свысока. – Военная служба для молодых людей – это все, – веско сказал барон, – хотя я сам никогда не был военным… Его надо зачислить в корпус. <�…> В это время Устинька-Маленькая вбежала к Вильгельму. (И мать и дочь носили одинаковые имена. <�…> – Виля, – сказала она, бледнея, – иди послушай, там о тебе говорят. Виля посмотрел на нее рассеянно. Он уже два дня шептался с Сенькой, дворовым мальчишкой, по темным углам. Днем он много писал что-то в тетрадку, был молчалив и таинствен. – Обо мне? – Да, – зашептала Устинька, широко раскрыв глаза, – они хотят тебя отдать на войну или в корпус. Виля вскочил. – Ты знаешь наверное? – спросил он шепотом. – Я только что слышала, как барон сказал, что тебя нужно отправить на военную службу в корпус. – Клянись, – сказал Вильгельм. – Клянусь, – сказала неуверенно Устинька. – Хорошо, – сказал Вильгельм, бледный и решительный, – ты можешь идти. Он опять засел за тетрадку и больше не обращал на Устиньку никакого внимания. Совет продолжался. – У него редкие способности, – говорила, волнуясь, Устинья Яковлевна, – он расположен к стихам, и потом, я думаю, что военная служба ему не подойдет. – Ах, к стихам, – сказал барон. – Да, стихи – это уже другое дело. *Сокращение мое. Комментарий. Много позднее, а именно 28 октября 1845 года, в своем стихотворении «Участь русских поэтов» Кюхельбекер напишет: «Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию…» Но и послужить тоже пришлось (в 1821 – 1822 годах служил на Кавказе). 5. Любовь Податель счастья и мученья, Тебя ли я встречаю вновь? И даже в мраке заточенья Ты обрела меня, любовь! Увы! почто твои приветы? К чему улыбка мне твоя? Твоим светилом ли согретый Воскресну вновь для жизни я? Нет! минула пора мечтаний, Пора надежды и любви: От мраза лютого страданий Хладеет ток моей крови. Для узника ли взоров страстных Восторг, и блеск, и темнота?- Погаснет луч в парах ненастных: Забудь страдальца, красота! 6. Кроссворд.
10. Город, где похоронен Кюхельбекер. 11. Место службы поэта в 1821 – 1822 годах. Ответы Список литературы и Интернет ресурсов:
http://www.openclass.ru/node/252408 http://school-collection.edu.ru http://fcior.edu.ru http://muzofon.com/ www.youtube.com |
Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: Русские народные сказки. Викторина по сказкам За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о... |
Урок внеклассного чтения в 3 б классе по теме: «Стихотворения русских поэтов о зиме» Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. И сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице зиме. В чем же её волшебство... |
||
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,... |
Урок №40. Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX) Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX) |
||
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» Цель: показать преемственность поколений, осуждение войны через восприятие детей; совершенствовать восприятие и анализ текста на... |
Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А.... Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
||
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
||
Есениязова Багила Атырауская область Махамбетский район Средняя школа... Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова |
Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие» Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |