Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…»




Скачать 168.63 Kb.
Название Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…»
Дата публикации 09.10.2014
Размер 168.63 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Культура > Урок
Урок внеклассного чтения в 9 классе.
Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…»

(урок посвящён жизни и творчеству В.К.Кюхельбекера)

План – конспект урока
Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.К. Кюхельбекера, показать глубину и обаяние его личности, используя ЭОР;

  2. совершенствовать умение учащихся сопоставлять различные источники информации;

  3. развивать логическое и творческое мышление.


Задачи урока:

  1. формировать информационную культуру учащихся, развивать их творческий потенциал в предметно-виртуальной среде;

  2. развивать информационную компетенцию учащихся;

  3. воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

  4. повышать мотивацию к изучению литературы;

  5. воспитывать коммуникативность, коллективизм, ответственность.


Тип урока:

урок изучения нового материала на основе ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.
Методические приемы:

  1. рассказ учителя;

  2. выразительное чтение и анализ стихотворений;

  3. просмотр фрагментов художественного фильма, прослушивание аудиозаписи;

  4. просмотр презентаций;

  5. разгадывание кроссворда.


Комментарии к уроку:

Интерес к литературе в целом и к творчеству отдельных писателей в частности я развиваю разными методами. Один из них – «географический». Мы живем в Сибири. Кажется, что большая литература и знаменитые писатели далеко и с нами связаны лишь своими великими идеями. А между тем сибирская земля «знает» многих известных писателей и поэтов. Так или иначе Сибирь повлияла на их творчество и даже судьбу.

Чтобы оживить эти далёкие имена, привлечь к ним внимание учащихся, я подготовила цикл уроков под общим названием «Сибирью связанные судьбы». Составила уроки по хронологическому принципу. Речь идёт о судьбе и творчестве В.К. Кюхельбекера, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.И. Цветаевой, В.П. Астафьева, Р.И. Рождественского, А.В. Вампилова, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина.

Чтобы оживить образ того или иного художника слова, я активно использую электронные образовательные ресурсы. Это презентации, видеоролики, фрагменты телепередач, документальных и художественных фильмов, записи выступлений известных артистов (художественное чтение стихов, исполнение песен). На помощь приходят картины известных художников и классическая музыка.

На конкурс представлен один из двух уроков внеклассного чтения в 9 классе. Уроки проводятся сразу после изучения творчества А.С. Пушкина.
Структура и ход урока:


Этап урока

время

ЕОРы, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационная часть.

Мотивация познавательной деятельности.

3 мин

Портрет Кюхельбекера.

Интерактивная доска.

«Мой брат родной по музе, по судьбам», - писал А.С. Пушкин о В.К. Кюхельбекере. Каким человеком был Кюхельбекер, почему великий поэт так тепло о нем отзывался? Именно об этом мы сегодня поразмышляем. Темой урока послужили строчки из стихотворения Кюхельбекера «К Пушкину» (1822 год).

Запись темы урока в тетрадь.

Записывают проблемный вопрос: «Каким человеком и литератором был В.К. Кюхельбекер?»

Просмотр фрагмента из фильма режиссера Андреса Пуустусмаа «18-14» (2007 год). 00.18 – 1.53

2 мин

Компьютер, интерактивная доска.

Предлагаю посмотреть фрагмент художественного фильма режиссера Андреса Пуустусмаа «18-14».

Смотрят фрагмент фильма, записывают имя режиссера и название фильма.

Чтение наизусть отрывка из стихотворения «19 октября 1828 года».


30 сек




Запишем в тетрадь название стихотворения, отрывок из которого вы прослушали. Кюхельбекер первым обратился к жанру посланий друзьям в дни лицейской годовщины. Известны три таких стихотворения «19 октября 1828 года», «19 октября 1836 года», «19 октября 1837 года».

Какой волшебною одеждой

Блистал пред нами мир земной!

С каким огнем, с какой надеждой,

С какою детской слепотой

Мы с жизнию вступали в бой.

(1-ый ученик)

Просмотр фрагмента из фильма режиссера Андреса Пуустусмаа «18-14» (2007 год). 3.30 – 4.55

2 мин

Компьютер, интерактивная доска.

Советую посмотреть фильм полностью. В основе - интересная детективная история. Очень живо и ярко показана жизнь лицеистов, среди которых своей неординарностью выделяется «Кюхля».

Смотрят фрагмент фильма, записывают имена главных действующих лиц.

Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Царское Село 14 июля 1818 год».


30 сек




Запишем в тетрадь название стихотворения.

О время сладкое и чуждое печали!

Ужель навеки мир души моей исчез

И бросили меня волшебные мечтаньи?

Веселье нахожу в одном воспоминаньи:

Глаза полны невольных слез!

(2-ой ученик)

Обобщение полученных знаний

3

мин




Вы посмотрели фрагменты художественного фильма, прослушали отрывки из стихотворений. Какое мнение сложилось у вас о личности Кюхельбекера? Что можете сказать о нем как о поэте?

Устно выражают свое мнение (4-5 учеников).

Объяснение нового материала.

3

мин




В просмотренных фрагментах фильма режиссера А. Пуустусмаа «18-14» вы увидели знаменитых лицеистов - своих ровесников – живых, энергичных, увлеченных… (см. приложение 1)






Чтение стихотворения.

2 мин




Дадим «слово» поэту.

Отрывки из стихотворения «19 октября 1836 года» читают друг за другом 3 ученика. (см. приложение 2)

Объяснение нового материала (продолжение).

5 мин

Авторская презентация «Основные этапы жизни поэта»

Жизнь В.К. Кюхельбекера была короткой (49 лет) и тяжёлой. Небольшая презентация, которую я для вас приготовила, осветит основные этапы жизни поэта.

(Презентация сопровождается комментарием учителя.) (см. приложение 3)

Делают записи в тетради, выделяя наиболее важные, с их точки зрения, моменты.

Знакомство с романом Ю. Тынянова «Кюхля».

3 мин




О судьбе этого талантливого и мужественного человека написал роман «Кюхля» Юрий Тынянов в 1825 году. Прослушаем отрывок из первой главы романа.

Шесть учеников, выйдя к доске, перед классом читают по ролям отрывок из главы «Виля». У каждого в руках – лист с тексом из романа. (см. приложение 4)

Чтение стихотворения.

2 мин

Аудиозапись. Звучит армянская народная песня «Веет холодный ветер» в исполнении квартета флейтистов

Послушаем еще одно стихотворение – «Ветер», запишем его название в тетрадь.

Я долго подбирала музыку к этому стихотворению, остановилась именно на той, которую вы только что прослушали. Почему? Попробуйте объяснить мой выбор.

Двум ученикам дается задание на дом: подобрать музыку к элегии «Осень».

Ученик читает наизусть стихотворение «Ветер».

(3-ий ученик)

Высказывания учащихся.

Объяснение нового материала (продолжение).

4 мин

Компьютер, интерактивная доска. Просмотр авторской презентации «Крепости».

Крепости, в которых сидел Кюхельбекер.

Во время показа презентации я читаю стихотворение «Любовь» (1829 год). (см. приложение 5).

Записывают названия всех крепостей, где сидел поэт.

Обобщение полученных знаний.

2 мин




Сегодня на уроке мы остановились на некоторых моментах жизни и творчества поэта. Перечитайте тему урока. О какой «одной судьбе» говорил Кюхельбекер?

Запишем наиболее удачное высказывание.

Высказывания учащихся.

Записывают высказывание.

Знакомство с романом Ю. Тынянова «Кюхля».

3

мин

Аудиозапись книги.

Прослушаем седьмую главу последней части книги «Конец».

Слушают. По желанию делают записи.

Закрепление изученного материала (практикум).

5 мин

Компьютер, интерактивная доска. Кроссворд (см. приложение 6).

Для закрепления полученных на уроке знаний я для вас приготовила кроссворд. Слова, являющиеся ответами на вопросы, прозвучали на уроке. Выполните задание.

Ученики разгадывают кроссворд.

Первые пять человек, успешно справившиеся с работой, получают оценки на уроке, остальным оценки будут объявлены на следующем уроке.

Итог урока.

5 мин




Проводится анализ работы учащихся на уроке. Дается домашнее задание: одна группа: составить презентацию по биографии поэта (10-15 слайдов) используя полученный на уроке материал и добавляя новый, самостоятельно найденный. Вторая группа: рассказать о творчестве Кюхельбекера – прозаика. Индивидуальное задание: (2-3 ученика) подобрать музыкальное сопровождение к стихам «Осень», «Зима», «Ночь»; сравнить историческую трагедию «Прокофий Ляпунов» с трагедией Пушкина «Борис Годунов» (2 ученика). Перспектива – выход на НПК. Советую посмотреть телеспектакль «Кюхля» (1964 год).

Ученики сверяют свои кроссворды с готовым, выведенным отдельным слайдом.

Приложение

1.

Имя одного из них – Вильгельм Кюхельбекер. Между фрагментами фильма прозвучали отрывки из его стихов «19 октября 1828 года» и «Царское Село 14 июля 1818 года». Кто он? Что за личность? Какова его судьба? Родился в Гатчине под Санкт-Петербургом в 1797 году, умер в Сибири, в Тобольске, в 1846 году. Там же похоронен.

Именно ему, Вильгельму Кюхельбекеру, посвятил Пушкин свое первое опубликованное стихотворение «К другу стихотворцу» (1814 год). Поэт предсказал другу его судьбу – судьбу не нашедшего признания у современников поэта. Такую жизнь и прожил Кюхельбекер.

А пока – лицейские годы. На первых порах Вильгельму пришлось нелегко. Неуклюжий, рассеянный, готовый взорваться при любой обиде, глуховатый, Кюхельбекер был предметом далеко не беззлобных насмешек товарищей. Но лицеисты вскоре разглядели и оценили те качества, которые заслуживают самого высокого уважения: прямодушие, искренность, доброту, справедливость… Кюхельбекер лучше других лицеистов знал литературу, особый интерес проявлял к истории. Позднее напишет драму «Прокопий Ляпунов». (Двум ученикам предлагается выход на НПК: сравнить драму Пушкина «Борис Годунов» с названной драмой Кюхельбекера). Восхищался стихами Пушкина и сам писал стихи. Первое стихотворение 1815 года «Песнь Лапландца». Свободолюбивое настроение Кюхельбекера проявилось очень рано. Закончил лицей с серебряной медалью. Воспоминание о далекой юности грели его всю жизнь.
2.

Шумит поток времен. Их темный вал

Вновь выплеснул на берег жизни нашей

Священный день, который полной чашей

В кругу друзей и я торжествовал...

Давно... Европы страж — седой Урал,

И Енисей, и степи, и Байкал

Теперь меж нами. На крылах печали

Любовью к вам несусь из темной дали.
О брат мой! много с той поры прошло,

Твой день прояснел, мой — покрылся тьмою;

Я стал знаком с Торкватовой судьбою.

И что ж? опять передо мной светло:

Как сон тяжелый, горе протекло;

Мое светило из-за туч чело

Вновь подняло — гляжу в лицо природы:

Мне отданы долины, горы, воды.
О друг! хотя мой волос поседел,

Но сердце бьется молодо и смело.

Во мне душа переживает тело,

Еще мне божий мир не надоел.

Что ждет меня? Обманы — наш удел,

Но в эту грудь вонзалось много стрел;

Терпел я много, обливался кровью;

Что, если в осень дней столкнусь с любовью?

3.

1 слайд – Русский поэт, писатель, один из наиболее даровитых критиков своего времени, переводчик, общественный деятель, педагог (среди его учеников были младший брат Пушкина - Лев, Ф. Тютчев, М. Глинка) декабрист, революционер; коллежский асессор; друг Пушкина…

4 слайд - Места прелестные, где возвышенных муз,

И дивный пламень их, и радости святые,

Порыв к великому, любовь к добру – впервые

Узнали мы и где наш тройственный союз,

Союз младых певцов и чистый, и священный,

Всесильным навыком и дружбой заключенный,

Был братскою каменой укреплен!

9 слайд – Кюхельбекер с оружием в руках присоединяется к восставшим на Сенатской площади, стреляет в великого князя Михаила Павловича, пытается вести за собой солдат Гвардейского экипажа…

10 слайд – осужден по I разряду 10 июля 1826 года. Приговорен к смертной казни, которую заменили на 20 лет каторги. 10 лет провел в одиночном заключении в разных крепостях. По указу от 14.12. 1835 года сослан в Сибирь, определен на поселение в Баргузин Иркутской губернии.

11 слайд – 25 апреля 1826 года Кюхельбекер был перевезен из Петропавловской крепости в Шлиссельбургскую, в октябре 1827 года переведен в Динабург. По дороге состоялась встреча с Пушкиным на станции Залазы, близ Боровичей.

13 слайд – Отбывая срок в разных крепостях, писал, изучал языки, переводил Шекспира…

14 слайд – Последние полтора года жизни Кюхельбекера прошли на поселении, в Западной Сибири (Курган, Тобольск).

15 слайд – Кюхельбекер прибыл в Тобольск ослепшим и больным туберкулезом. Здесь он прожил последние пять месяцев своей жизни. Творческие силы поэта не иссякли, он продолжает диктовать друзьям свои письма, стихи и прозу. Почти каждый день его посещает поэт – сказочник П. Ершов.

16 слайд – Умер поэт 11 августа 1846 года, похоронен на Завальном кладбище в Тобольске.
4. Виля *

I

Вильгельм кончил с отличием пансион.

Он приехал домой из Верро изрядно вытянувшийся, ходил по парку, читал Шиллера и молчал загадочно. Устинья Яковлевна видела, как, читая стихи, он оборачивался быстро и, когда никого кругом не было, прижимал платок к глазам. <�…>

Вильгельм был уже большой, ему шел четырнадцатый год, и Устинья Яковлевна чувствовала, что нужно с ним что-то сделать.

Собрался совет.

Приехал к ней в Павловск молодой кузен Альбрехт… прибыла тетка Брейткопф, и был приглашен маленький седой старичок, друг семьи, барон Николаи. <�…>

– Куда определить Вильгельма? – Устинья Яковлевна с некоторым страхом смотрела на совет.

– Вильгельма? – переспросил старичок очень вежливо. – Это Вильгельма определить? – и понюхал флакончик.

– Да, Вильгельма, – сказала с тоскою Устинья Яковлевна.

Все молчали.

– В военную службу, в корпус, – сказал вдруг барон необычайно твердо. – Вильгельма в военную службу.

Альбрехт чуть-чуть сощурился и сказал:

– Но у Вильгельма, кажется, нет расположения к военной службе.

Устинье Яковлевне почудилось, что кузен говорит немного свысока.

– Военная служба для молодых людей – это все, – веско сказал барон, – хотя я сам никогда не был военным… Его надо зачислить в корпус. <�…>

В это время Устинька-Маленькая вбежала к Вильгельму. (И мать и дочь носили одинаковые имена. <�…>

– Виля, – сказала она, бледнея, – иди послушай, там о тебе говорят.

Виля посмотрел на нее рассеянно. Он уже два дня шептался с Сенькой, дворовым мальчишкой, по темным углам. Днем он много писал что-то в тетрадку, был молчалив и таинствен.

– Обо мне?

– Да, – зашептала Устинька, широко раскрыв глаза, – они хотят тебя отдать на войну или в корпус.

Виля вскочил.

– Ты знаешь наверное? – спросил он шепотом.

– Я только что слышала, как барон сказал, что тебя нужно отправить на военную службу в корпус.

– Клянись, – сказал Вильгельм.

– Клянусь, – сказала неуверенно Устинька.

– Хорошо, – сказал Вильгельм, бледный и решительный, – ты можешь идти.

Он опять засел за тетрадку и больше не обращал на Устиньку никакого внимания.

Совет продолжался.

– У него редкие способности, – говорила, волнуясь, Устинья Яковлевна, – он расположен к стихам, и потом, я думаю, что военная служба ему не подойдет.

– Ах, к стихам, – сказал барон. – Да, стихи – это уже другое дело.

*Сокращение мое.

Комментарий. Много позднее, а именно 28 октября 1845 года, в своем стихотворении «Участь русских поэтов» Кюхельбекер напишет: «Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию…» Но и послужить тоже пришлось (в 1821 – 1822 годах служил на Кавказе).
5.

Любовь

Податель счастья и мученья,

Тебя ли я встречаю вновь?

И даже в мраке заточенья

Ты обрела меня, любовь!
Увы! почто твои приветы?

К чему улыбка мне твоя?

Твоим светилом ли согретый

Воскресну вновь для жизни я?
Нет! минула пора мечтаний,

Пора надежды и любви:

От мраза лютого страданий

Хладеет ток моей крови.
Для узника ли взоров страстных

Восторг, и блеск, и темнота?-

Погаснет луч в парах ненастных:

Забудь страдальца, красота!
6.

Кроссворд.




















































1

















































5








































1











































9











































6


































10




















































7











































2











































8














































3








































4

















































































  1. Лицейское прозвище Кюхельбекера.

  2. Должность, которую занимал поэт.

  3. Имя одного из учеников педагога Кюхельбекера.

  4. Название первого сибирского поселения декабриста Кюхельбекера.

  5. Название одного из стихотворений поэта.

  6. Фамилия лицейского друга.

  7. Название региона, тесно связанного с жизнью поэта.

  8. Кюхельбекер – участник оппозиционного движения, то есть…

  9. Жанр лирической поэзии, в котором «работал» поэт.

10. Город, где похоронен Кюхельбекер.

11. Место службы поэта в 1821 – 1822 годах.
Ответы


Список литературы и Интернет ресурсов:

  1. В.К. Кюхельбекер. Сочинения. — Л. «Художественная литература», 1989.

  2. Друзья Пушкина, том 1 (составитель В.В. Кунин). М. «Правда». – 1984. С. 223 – 262

  3. М.В. Нечкина. Декабристы. — М.:   Наука,   1982 (Серия «Страницы истории нашей Родины»).

  4. Н. М. Романов. Кюхельбекер В. К. Сочинения. - Л., 1989. - С. 3-18.

  5. Н.В. Беляева. Роль средств мультимедиа и интернет-ресурсов в развитии умений чтения, восприятия и понимания художественного текста читателем-школьником. [Текст] / Беляева Н.В. // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сборник научных статей. Выпуск 9, том 2. М.: МГПИ. – 2010.

  6. Ю.Н. Тынянов. Кюхля. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство. 1987.

http://www.openclass.ru/node/252408

http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru

http://muzofon.com/

www.youtube.com

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: Русские народные сказки. Викторина по сказкам
За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Урок внеклассного чтения в 3 б классе по теме: «Стихотворения русских поэтов о зиме»
Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. И сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице зиме. В чем же её волшебство...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Урок №40. Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)
Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»
Цель: показать преемственность поколений, осуждение войны через восприятие детей; совершенствовать восприятие и анализ текста на...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Есениязова Багила Атырауская область Махамбетский район Средняя школа...
Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» icon Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие»
Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции