Скачать 106.1 Kb.
|
![]() Урок литературного чтения в 4 классе Учитель начальных классов Ялкынской сош Шигапова Л.Р. Цели:
Оборудование: Компьютерная презентация, мини-сборник со стихами А.Н. Бочкарёва, музыка А. Вивальди «Зима», отрывок из песни «Три белых коня», рисунки детей, мини-сочинения, отрывки из рассказа «Осень спросим» Благиной, листочки с эпитетами о зиме , костюмы к героям игры, снежинки. 1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Наше солнце рано встало В глазки нас поцеловало, Ласково щеки коснулось И на ушко нам шепнуло: Будем мы работать дружно, Чтобы всё на свете знать И пятёрки получать! - Ребята, улыбнёмся радостно, как солнышко и настроимся на работу. 2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. - Ребята, на прошлом уроке вы начали работать над очередным разделом учебника- поэтической тетрадью. Но в отличие от других разделов эта тетрадь не имеет названия. Как же это обидно. Поэтому представим себя в роли авторов учебника и подумаем: Как назвать поэтическую тетрадь? Что в ней изменить? Вы подумаете и дадите мне ответ в конце урока. А сейчас вспомните, о чём говориться в уже изученных нами стихах этой поэтической тетради? ( о природе летом, осенью, весной) - Всем нам природа открывает свои чудеса. И у каждого времени они особенные. Каждый их видит и понимает по- разному. И это мы видим по вашим рисункам. - О природе какого времени года не говориться в нашей поэтической тетради? ( о зимней природе) - Хотели бы вы узнать о её чудесах? - Сегодня мы вспомним, а что мы знаем о зиме. Кто она, Зимушка-зима? Как её видят и чувствуют поэты, художники, композиторы. 3. Повторение и обобщение знаний о зимней природе. 1. Выступления детей. - Ребята, а какие стихи о зиме вы знаете? Прочитайте нам, пожалуйста. А мы слушаем и запоминаем, как поэты называют зиму? Какие чудеса она может творить? (Дети читают стихи.) Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. А.С.Пушкин. Чародейкою зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою. Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован. Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мещет На него свой ЛУЧ косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Фёдор Тютчев Зимы покров однообразный, Везде сменил наряд цветной, Окован сад броней алмазной Рукой волшебницы седой. П.А.Вяземский. Серебро, огни и блестки, Целый мир из серебра! В жемчугах горят березы, Черно-голые вчера. В.Брюсов. 2. Краткий анализ прочитанных стихов. ( вывешиваем таблички с эпитетами Зимы, её действиями, показываю слайды зимней природы) Волшебница Зима, Матушка Зима, Чародейка, Волшебница седая. В стихотворениях А.С.Пушкина, и Ф.И.Тютчева зима — волшебница, , чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами. И в стихотворении, и на полотне пейзажиста лес ''околдован''. "Утонули деревья в дремучих сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные, невиданные существа. Странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, расселись по пням и сучкам. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной шапке. А там и вовсе непонятный зверек. Но сделай шаг в сторону, и обернется зверек сучком, запорошенным снегом". 3. Самостоятельный анализ стихов. - Ребята, а всегда мы рады проказам Зимы? Всегда ли она бывает доброй волшебницей? (нет, бывает злая, суровая, несущая холод, лютую стужу) - Прочитайте про себя отрывки из стихов, которые лежат у вас на парте и найдите слова (подчеркните их), характеризующие зиму. Старуха седая – зима- Периной снежной укрыла Деревья, дороги, дома, Речушку в лед превратила. Лето оденется в шаль тополиного пуха, Осень напустит туманов над гладью озер, Снова Зима - белоснежно седая старуха За ночь на окнах выткет тончайший узор. Где ты, Зима?! Ворожея! Колдунья! Ведьма! Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Ф.Тютчев Из-за серых гор высоких, Из чужих земель далёких Прилетела ведьма злая, Дикой песней всех пугая. - Вы заметили, как изменился пейзаж? Сказка исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы. - Как зиму называют авторы? (Колдунья, Ведьма злая, седая старуха, Ворожея) - И, так, ребята, зима не всегда бывает доброй, но почему же мы её любим? (дети отвечают) - Да, зима богата зимними забавами, играми. И сейчас мы с вами поиграем. Игровая физкульпауза. Игра «Метелица». (звучит музыка и звон бубенчиков, выходят зимние месяцы) - Ребята, а кто это к нам в гости пожаловал? - Да это же зимние месяцы. Из какой же сказки они к нам пришли? («Двенадцать месяцев» С.Маршака ) Декабрь. Верные слуги - Снежные вьюги, Заметите все пути, Чтобы в чащу не пройти Ни конному, ни пешему! Ни леснику, ни лешему! Январь. Вьюга белая - пурга, Взбей летучие снега. Ты крутись, ты дымись, Пухом на землю вались, Кутай землю пеленой, Перед лесом стань стеной. Февраль. Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи. Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землёю. Пусть бежит в полях позёмка Белою змеёю! Декабрь. Из-за северных Морей, Из серебряных Дверей На приволье, на простор Выпускаю трех сестер! Январь. Буря, старшая сестра, Ты раздуй огонь костра. Стужа, средняя сестра, Скуй котел из серебра - Соки вешние варить, Смолы летние курить… Февраль. А последнюю зову Метелицу-куреву. Метелица-курева Закурила, замела, Запылила, завалила Все дорожки, все пути - Ни проехать, ни пройти! Входит Метелица, к ней подходит Морозец. Морозец: Метелица, красавица, Ты что не весела? Метелица: Погода мне не нравится Морозна и светла. Морозец А ты взмахни-ка ручками, А ты слетай за тучками, Одну хоть приведи. Без снега все соскучились, Поля-то как измучились — Им холодно, поди. Метелица (повеселела): Ну что ж, всплесну ладошками, Притопну, топну ножками С ветрами в пляс пойду. (В это время из круга выходит Тучка). А вон и тучка стелется. Тучка (нежно, как будто издали, говорит): Иду к тебе, Метелица, Иду, иду, иду! Мои снежинки просятся Давно на землю броситься, Попробуй, удержи! Мне с ними и не справиться, Метелица, красавица Возьми их, покружи! (бросает снежинки) Дети ловят снежинки, встают вокруг Метелицы и поют) Все поют: Вдоль по улице Метелица метёт Скоро все она дорожки заметёт. Ай, жги, жги, жги, говори Скоро все она дорожки заметёт. Метелица: - Ребята, скажите, а кто помогает матушке Зиме творить чудеса? Дети: Ты, Метелица и твои сёстры Буря и Стужа. Метелица: Молодцы, ребята. А сейчас быстренько разбегайтесь, а не то я вас всех снегом замету! 4. Работа над эпическим текстом. - Красиво говорить о чудесах природы могут не только поэты, но и писатели. Один из вас прочитает выразительно отрывок из рассказа Г. Скребицкого, а все остальные закроют глаза и попытаются зрительно представить картину, нарисованную зимой. («Зима – художница» Г. Скребицкий выразительное чтение учеником) - Как автор называет зиму? Какую же картину нарисовала зима? Опишите её. Сравните её с картинами художников. Похожи ли они? - И так, ребята, кто она – зима? Это - Волшебница и Ведьма, матушка и старуха седая, Чародейка и Колдунья, Художница и Ворожея. Подберите к двум состояниям природы характерные для них образы зимы. Чудесная зима Суровая зима (выполняют на листочках) 4 . Образ зимы в творчестве поэта родного края Бочкарёва А.Н. - Ребята, а хотите вы узнать, что же значит для поэта нашего родного края А.Н. Бочкарёва это время года? 1) видеоролик с выступлением поэта о зимней природе Малая родина прекрасна в любое время года. И поэт любит и понимает каждое из времён по-своему. Смела весёлая метель Сугроб периною покатой, Ложится в белую постель Заря румяная заката. Темнеет небо. Свет зари Блеснул прощальною зарницей. Звезда вечерняя горит Уже у облака в реснице. Алмазной пылью под луной Снега искрятся на морозе, Мерцает иней кружевной Фатой волшебной на берёзе. Очарование зимы Полно пленительною силой. Такой её и любим мы – Простой, суровою и милой. ( к каждому четверостишию показываем слайды с изображением природы, какую мы видим в описании поэта) 2. Анализ стихотворения «Смела весёлая метель …» 1) Лирическая окраска стиха. - Ребята, какое настроение возникает при чтении этого стихотворения? (лёгкое, светлое, радость восхищения зимней природой.) - А какие образные картины предстали в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (пушистые сугробы, солнце ещё не закатилось за горизонт, и видны последние проблески, а луна и звёзды уже появились на – морозном небосклоне и освещают берёзу, засыпанную серебристом снегом). - Ребята, а какие краски бы вы использовали для рисунка? (розовые, серебристо-белые, сероватые) 2) Определение выразительно-изобразительных средств) - Прочитайте стихотворение «про себя» и подчеркните непонятные вам слова. Зарница (отдалённая мгновенная вспышка на небосклоне – отблеск молний дальней грозы) Покатой (высоким бугорком, с которого легко скатиться) Пленительной силой (покоряющей своей прелестью) - Кто сможет объяснить эти слова? - Ребята, вы уже знаете, что в стихотворных текстах часто встречаются такие образные выражения, как сравнения, олицетворения и метафоры. - Напомните мне, что такое сравнение? Сравнение – это когда предмет или действие с чем-то сопоставляется. В тексте есть слова: как, как будто, словно. - Есть ли в нашем стихотворения сравнения? - Сравнения есть, но в предложениях нет названных слов, как , как будто. Это скрытое сравнение, слова употребляются в переносном значении – этот приём называется метафора. - Найдём в тексте метафоры. (сугроб периною покатой – как перина высокий и с него легко можно скатиться; Сугроб белая постель; Облако – как глаз имеет ресницы; Снега искрятся алмазной пылью – сверкают как алмаз: Иней – как кружевная волшебная фата) - Ребята, мы не назвали ещё один литературный приём, который поэт использует. Какой? Олицетворение – когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа. - Найдите в тексте. (весёлая метель, заря ложится) 3) Звукопись стиха. _ Ребята, оказывается, большую роль в стихах играют не только слова, но и звуки. Я произношу слова, используемые автором, а вы определите, какие звуки повторяются. (смела, весёлая, сугроб, постель, снега реснице; закат, заря, зарница, звезда, мороз, берёза, зима) - С, З - это говорит о состоянии зимней природы – всё тихо, спокойно. всё засыпает, нет резких движений, громких звуков. - Как мы будем читать стихотворение? 4.Выразительное чтение Прочитаем его выразительно. 5. Обобщение. В каждом времени года своё очарование. И поэты, искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод, неподвижность. Художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах. (слайд 6 – 18) Композиторы, посвящали ей музыку. (слайд 19) - Ребята, а какие чувства зима будит в вас, чем она вас радует, мы можем также выразить в своём творчестве. Несомненно, среди вас есть люди с душой поэта – вы сочините небольшое стихотворение (на листочках слова-рифмовки для стихотворения). А кому проще выразить свои чувства красками - нарисует картину зимы. ( делим детей на группы - коллективное рисование). А кто любит танцевать, тот представи себя снежинкой и покружится под божественную музыку А.Вивальди. - А сейчас, ребята, мы устроим небольшой концерт для Волшебницы Зимы. (звучит музыка А.Вивальди «Зима») 6. Итог урока. Я хочу закончить наш урок теми же строками из известного вам стихотворения А.Н. Бочкарёва. А вы, ответьте на заданный вам вопрос вначале урока: - Как бы вы назвали поэтическую тетрадь? Что бы в ней изменили? У природы свои чудеса Есть для каждого времени года. У неё золотые леса, Солнце ясное и непогода. У неё и мороз, и капель, И зарёй налюбуется каждый. А июльского ливня купель Утоляет душевную жажду. (Дети отвечают: «У природы свои чудеса…», добавили бы стихи о зимней природе) Каждый поэт по-своему выражает свои чувства, пробуждённые родной природой. Каждый из читателей найдёт свою мелодию в стихотворениях поэтов о родной природе. Чтобы ваша мелодия звучала сильно и уверенно, вам поможет маленький сборник стихов Александра Николаевича, который я вам дарю от всего сердца. |
![]() | Уроков литературного чтения во 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир» | ![]() | Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение |
![]() | Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова | ![]() | Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
![]() | Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании... | ![]() | Пожелайте друг другу удачи, которая в будущем перерастет в личный большой успех каждого из вас |
![]() | Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,... | ![]() | Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. И сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице зиме. В чем же её волшебство... |
![]() | Интегрированный урок музыки, литературного чтения, окружающего мира с элементами театрализации | ![]() | Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» Поэтическая и прозаическая речь |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |