Скачать 74.57 Kb.
|
Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема:Русские народные сказки.Викторина по сказкам. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Подготовила учитель начальных классов коммунального учреждения «Луганская специализированная школа №57» Проскура Наталья Анатольевна Цель урока: -Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках; -развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление; -развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность, речь детей; -прививать интерес к чтению; -обогащать словарный запас учащихся. Оборудование: -выставка книг «У сказки тихий голосок»; -рисунки детей на тему: «Моя любимая сказка»; -раздаточный материал(карточки на которых напечатана последовательность «ключевых» действий в сказке «Гуси-лебеди»; -корзина красных яблок для ребят за активную работу на уроке. Ход урока Организационный момент: -Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их. Садитесь, пожалуйста. Упражнения в развитии читательских навыков. -Проведем речевую разминку: 1.Повторим скороговорку: Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать-зарапортовался. 2.Анаграммы.Найдите слова в словах: цоколь(кольцо),чурка(ручка),силач(числа),лучок(чулок). 3.Продолжите пословицы: друзья познаются (в беде); под лежачий камень (вода не течет); доброе братство (дороже богатства); за добро (добром платят); без труда (не вытянешь и рыбку из пруда). Сообщение темы и цели урока. За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о следующем: - что же такое русская народная сказка? - какие существуют виды сказок? - проведем интересную викторину. - прочитаем русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Актуализация знаний учащихся. Я приглашаю вас в страну сказок(учитель открывает доску с иллюстрациями сказок),где необходимо: не просто слушать, а слышать не просто смотреть, а видеть не просто отвечать, а размышлять дружно, весело и плодотворно работать. Итак, что же такое сказка? Вот послушайте, что написано в энциклопедии для детей «Русская литература: от былин и летописей до классики 19 века»: Сказка-это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Существуют 3 основных вида русских народных сказок: ВОЛШЕБНЫЕ,БЫТОВЫЕ И СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. В волшебных сказках человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-яга, Змей Горыныч. Не редко в руки героя попадают чудесные предметы: клубочек ,который указывает дорогу, скатерть-самобранка. А какие волшебные сказки вы знаете? Второй вид русских сказок- это бытовые сказки- все в них обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Если в волшебных сказках герои всегда добиваются победы с помощью чудесного оружия, то в бытовых сказках- герой силу не применяет, а происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Например, сказка «Каша из топора», как вы думаете, почему эта сказка бытовая? А в сказках о животных говорится, о повадках, о проделках, приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних животных, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характеры зверей очень похожи на характеры людей: медведь- глуповат, заяц- трус, лиса- хитрая, волк- жаден. Какие сказки о животных вы знаете? А сейчас проведем викторину ВИКТОРИНА Мне помогут в проведении ее наши сказочники: 1.продолжи название сказки «Три….»(медведя) «Два…»(мороза) «Красная…»(шапочка) «Маша…»(и Медведь) «Гуси…»(Лебеди) «Сестрица Аленушка…»(и братец Иванушка) «Лисичка- сестричка…»(и серый волк) «Принцесса на…»(горошине) «Аленький…»(цветочек) «Сивка…»(бурка) «Дикие…»(лебеди). 2.Конкурс «Интересное из сказок» -кто живет в избушке на курьих ножках?(Баба-яга) -какие слова надо сказать, чтобы она повернулась?(избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом). -в каких сказках живет Баба-яга?(«Гуси-лебеди», «Царевна- лягушка»…) -чем угощала Лиса Журавля? ( кашей) -чем подавился Петушок? (бобовое зернышко) -из чего варил кашу Солдат? (из топора) -кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси- лебеди»? (мышка) -на чем передвигаются герои сказок? (ковер-самолет, сапоги скороходы) -с какими словами обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка) -в какой сказке так говорилась «Тянут- потянут, вытянуть не могут»? («Репка») -кто говорил: «не ешь меня, я тебе песенку спою»? (Колобок) -кто летает на метле со ступой? (Баба-яга) 3.Задание.Назовите русских красавиц, которые встречаются в сказках. -Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи?(Емеля, Царевна- Несмеяна) -как звали царевну из болота и ее жениха? (Иван Царевич и Царевна Лягушка) -как звали меньшую дочь из сказки «Аленький цветочек», кто стал ее суженным? (Настенька Чудище Лесное) -как звали девицу у которой брат напился воды из копытца? Назовите и его имя (Сестрица Аленушка и Братец Иванушка) -назовите героев сказок, которые творят добро и которые помогают всем всегда и во всем. 4.Задание. Исправь ошибки в названиях сказок: «Петушок Ряба» («Курочка Ряба») «Даша и Медведь» («Маша и Медведь») «Волк и семеро ягнят» («Волк и семеро козлят») «Петушок и гороховое зернышко» («Петушок и бобовое зернышко») «Утки- Лебеди» («Гуси- Лебеди») «По рыбьему велению» )(«По щучьему велению») «У страха глаза огромные» («У страха глаза велики») «Заюшкин домик» («Заюшкина избушка») «Петушок золотой пастушок» («Петушок-золотой гребешок») «Царевна индюшка» («Царевна Лягушка») «Иван Царевич и зеленый волк» («Иван Царевич серый волк») «Мальчик-с-кулачок» («Мальчик-с-пальчик») «Лапша из топора» («Каша из топора»). Мотивация учебной деятельности Читая сказки, вы ребята, наверное, заметили, что действия и поступки действующих лиц, их последовательность обычно бывает одинаковой. Вот, например, какие «ключевые» действия мы видим во многих волшебных сказках: нам называют действующих лиц: кто-нибудь из действующих лиц отлучается из дома; герою что-либо запрещают; запрет нарушается; появляется противник, который наносит какой-то вред; герой покидает дом, чтобы исправить положение; герои испытывают; в распоряжении героя попадает волшебное средство; противник побежден, добро торжествует. Работа над текстом сказки «Гуси- Лебеди» Ребята, сейчас мы распределим роли и прочитаем сказку по ролям. Во время чтения текста отмечаем какие ключевые действия есть в этой сказки. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ПО РОЛЯМ УЧАЩИМИСЯ КЛАССА После окончания чтения детям выдаются карточки в которых они должны восстановить правильный порядок событий: Гуси- Лебеди (1) Машенька встретилась с речкой (6) Девочка в избушке Бабы-яги (7) Девочка приводит братца домой (9) Девочка встретилась с печкой (4) Гуси-Лебеди унесли Иванушку (2) Мышка помогает Машеньке (8) Девочка встретилась с яблоней (5) Машенька бросилась догонять гусей (3) Молодцы, ребята, вы правильно определили порядок «ключевых» действий в сказки Итог урока: Читая эту сказку, вы заметили, что похожие сюжеты есть во многих сказках. Даже в сказках многих народов, которые живут в разных частях Земли. Как это может быть? Эту загадку давно пытаются разгадать ученые. Может быть, кто-либо из вас, когда вырастет, заинтересуется этой проблемой, станет изучать ее. А теперь ответьте на вопрос: Чему учат нас сказки? (ответы детей) Давайте закончим наш урок словами-«пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло». Если мы с вами будем по- доброму относиться друг к другу и любить друг друга, то все наши мечты превратятся в явь. Вы отлично поработали. Озвучивание оценок ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: сочинить к следующему уроку внеклассного чтения свою сказку, используя список «ключевых» действий, о которых мы говорили сегодня на уроке. А за то, что вы, ребята, так активно поработали на уроке и получили много хороших оценок, сказочная яблонька передала вам вот эти наливные яблочки. Кушайте на здоровье! Урок окончен. |
Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок –... |
Викторина в 3 классе Сказки А. С. Пушкина. Шемякина Н. В. Тема: Викторина... Ребята мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали сказки А. С. Пушкина. Сегодня я предлагаю вспомнить и закрепить наши знания.... |
||
Список литературы для летнего чтения перед 5 классом Русские народные сказки. (Можно читать в сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки») |
Список книг для чтения на лето 1 – 4 класс Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок смоляной... |
||
Урок внеклассного чтения в 3 б классе по теме: «Стихотворения русских поэтов о зиме» Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. И сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице зиме. В чем же её волшебство... |
Для внеклассного и семейного чтения Русские народные сказки: «Никита Кожемяка», «Морозко», «Перышко Финиста ясна сокола», «Марья Моревна», «Журавль и цапля», «Птичий... |
||
Урок чтения в 4 б классе Что за прелесть эти сказки! Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, рисунки детей, записи на доске |
Рассказы о детях и для детей Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок смоляной... |
||
Рассказы о детях и для детей Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок смоляной... |
1. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван крестьянский... Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |