Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»




Скачать 40.87 Kb.
Название Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»
Дата публикации 19.10.2014
Размер 40.87 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Военное дело > Урок










7 клас.

Світова література.

УРОК 65.

Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»

Цель: показать преемственность поколений, осуждение войны через восприятие детей; совершенствовать восприятие и анализ текста на слух, умение работать с деталью; воспитывать чувство эмоционального сопереживания.

Оборудование: фотография Пискаревского кладбища и памятника на Дороге жизни.

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания - письменного ответа на вопрос: «Почему и в послевоенное время возникают произведения о войне?»

Согласны ли вы с тем, что эта тема еще долго будет актуальной?

ІІ. Мотивация познавательной деятельности учащихся

  1. Слово учителя (с обращение к фотографии «Пискаревское кладбище»)

Эпитафия на центральном памятнике кладбища гласит:

«Здесь лежат ленинградцы -

Мужчины, женщины, дети,

Рядом с ними - солдаты-красноармейцы».

Мы обращаемся сегодня к одной из самых тяжелых страниц Великой Отечественной - к рассказу о Ленинградской блокаде.

У этого кладбища - непривычный вид: маленькие плитки с датами на огромном просторе. Это братские могилы. Сюда приходят не только в памятные даты, приезжают не только экскурсионные автобусы. Это память сердца.

И есть еще пам’ятник - в начале Дороги жизни. Здесь начинался спасительный для многих путь на Большую землю. В первую очередь вывозили больных и детей. Дети в блокаду становились взрослыми раньше своих лет.

Один из блокадных мальчиков, поэт Юрий Воронов так сказал об этом:

В блокадных днях мы так и не узнали,

Меж юностью и детством где черта.

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом - паспорта.

Мы сегодня читаем рассказ Юрия Яковлева о блокадной девочке, написанный как бы от лица другой маленькой ленинградки. Рассказ написан в послевоенные годы. Наша задача - увидеть, как память связывает поколения, как она помогает научить нас чувству родины.

ІІІ. Работа над темой урока

1. Чтение текста рассказа учителем с небольшими остановками для комментариев и вопросов

Учитель. Обратите внимание на эпиграф.

Мы привыкли, что эпиграф - это строки, заключающие основную мысль произведения. В данном случае это указание на тему.

а) Первая страница

«У меня есть подружка Таня Савичева…» Что значит - «в Танино время»? Кто такая для Тани Савичевой Валя Зайцева?

Откуда Валя так подробно знает о Тане? Кто мог ей это рассказывать?

Почему, хотя Таню вывезли по Дороге жизни, Валя говорит, что ее убили фашисты?

б) Вторая страница - до «За 40 копеек»

Зачем Валя Зайцева пришла на Дорогу жизни?

Почему Валю оставили на строительстве памятника?

в) Третья и четвертая страницы от «Я взяла в руки Танин дневник…» до «И полочка сломалась»

Можем ли мы сказать, что Вале тяжело было писать Таниным почерком?

Знала ли Валя о смерти Тани раньше?

Почему же теперь ей было очень трудно? (Она писала Таниным почерком Танин дневник и как бы перевоплощалась в Таню; она слишком хорошо - по рассказам соседей - знала близких Тани, и они были для нее не абстрактными, а конкретными людьми.)

Что было для Вали самым тяжелым? (Писать слово «умер»: «…бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово “умер” исчезло. Мне не хотелось писать его снова». «Я очень устала писать слово “умер”»)

Почему на одной из страниц дневника вообще нет этого слова? (Там о маме: «не хватило сил написать»)

Что произошло, когда Валя дописала последние слова?

г) Чтение до конца

К какому выводу приходит героиня рассказа?

Согласны ли вы с девочкой?

2. Развитие речи. Устное рисование

Задание: описать по воображению памятник, в работе над которым помогала Валя Зайцева. (После ответов учащихся сравнить описания учеников с фотографиями.)

3. Беседа с учащимися

Можно ли назвать этот рассказ «путешествием во времени»?

Что нового появляется в послевоенных произведениях на военную тематику? (Связь поколений, осмысление из будущего)

Какой стиль речи преобладает в рассказе и почему?

4. Проведение ролевой игры «Я - режиссер»

Задание: представьте себе, что вы - режиссер и снимаете фильм по данному рассказу. Выберите фрагменты для съемки и расскажите о нем по плану:

1) краткое содержание фрагмента;

2) крупный план;

3) звук;

4) цвет.

Мотивируйте предположительный подбор актеров.

IV. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне наизусть по выбору учащихся

V. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»

Что дало нам сегодня знакомство с рассказом Ю. Яковлева?

Возникает ли у вас подобное чувство сопереживания, сопричастности к событиям, когда вы читаете книги, смотрите фильмы?

VІ. Домашнее задание

Подготовиться к письменному ответа на вопрос: «Что нового вошло в мою жизнь во время чтения произведений, посвященных Второй мировой войне?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: Русские народные сказки. Викторина по сказкам
За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о...
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Урок внеклассного чтения в 3 б классе по теме: «Стихотворения русских поэтов о зиме»
Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. И сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице зиме. В чем же её волшебство...
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Урок №40. Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)
Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…»
Один из них – «географический». Мы живем в Сибири. Кажется, что большая литература и знаменитые писатели далеко и с нами связаны...
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
Цели: познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»; показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;...
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Рекомендованная литература для внеклассного чтения в средней школе. Топ-100
Паустовский К. Г., Житков Б. С., Зощенко М. М., Астафьев В. П., Пермяк Е. А., Драгунский В. Ю., Гайдар А. П., Яковлев Ю. Я., Железников...
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции