Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина»




Скачать 240.14 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина»
Дата публикации07.10.2014
Размер240.14 Kb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > История > Методические рекомендации
Скворцова Ирина Викторовна, к.п.н., заведующая центром гражданского образования ОГБОУДПОУИПКПРО.
Методические рекомендации по проведению

урока «Моя малая родина» 1 сентября 2014 года

в школах Ульяновской области
Вступление

Все мы живём под впечатлением крымских событий. Очень хочется думать и верить, что возвращение Крыма "домой" - событие знаковое, что это своего рода "жирная точка" в затянувшейся 20-летней паузе перед очередным державным взлетом. Это событие, в частности, означает, что патриотизм вновь начинает занимать своё главенствующее место в ряду жизненно важных национальных ценностей россиян.

Сегодняшний момент в жизни России характеризуется небывалым всплеском интереса к отечественной истории, ее персонажам, желанием знать героическое прошлое своих предков, стремлением приобщиться к ее богатой многонациональной культуре. Известно, что усиление внимания к своей истории всегда сопутствует важным периодам развития страны. В немалой степени то, что будет происходить в будущем, определяется знанием и пониманием того, что было в прошлом.

Более двух десятилетий нашему обществу пытались навязать так называемую космополитическую, или безгосударственную модель бытия. Эту модель последовательно и целенаправленно пытались претворить в жизнь многие либеральные политики при активнейшем содействии Запада. «Моя Родина — весь мир!» - позиция космополитов. На самом деле это иллюзия, так как весь мир разделен на страны, цивилизации, культуры. И если человек отказывается от советской или российской идентичности, то он неизбежно приходит к какой-либо другой. А вместе с ней приобретает патриотизм иного рода, например, - западный. Недаром для наших либералов слова «весь мир» фактически синонимичны понятию «западный мир», «западная цивилизация». Ведь для них, всё, что пропагандируют и навязывают те же Соединённые Штаты — это и есть общечеловеческие ценности. Мировоззрение, обрекающее Россию на такое будущее, не может претендовать на название "патриотического". Нельзя не согласиться с мнением о том, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.

Патриотизм для россиян - это своего рода иммунная система социума, нации, государства как единого организма. Наше дальнейшее развитие возможно лишь на основе конструктивного взаимодействия самобытных национальных культур народов России. Мы должны восстановить прерванную преемственность исторического развития, опереться на богатейший отечественный духовный опыт, самобытный фундамент нравственно-религиозного и общественно-политического бытия. Сегодня нет важнее задачи, чем возрождение России в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладали над материальным, где целью жизни была не вещь, не потребление и нажива, а совершенствование, преображение души. Известный немецкий философ Вальтер Шубарт (1897–1941) четко выразил нашу историческую миссию, которая, как никогда, актуальна сегодня: "русский обладает…теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов. …Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе".
Методическая часть

Отсюда столь актуальна для всего российского общества проблема российской идентичности, одним из эффективных механизмов формирования которой являются школьные уроки краеведения, краелюбия, носящие ярко выраженную патриотическую направленность. Уроки, на которых учитель помогает ребенку встроить себя в контекст региональной истории и культуры и осознать себя её преемником и носителем.

Цель урока:

Первый урок нового учебного года, как камертон, должен настроить учащихся на идею: при всех сложных процессах , тяжелых периодах истории России, её многонациональный народ выступал и будет выступать как оплот справедливости и гуманизма, миролюбия, уважения человеческого достоинства.

Россия - страна победительница, её народ - победитель, преодолевший суровые испытания на всех этапах своего развития. Трудовые и ратные победы России складываются из побед её граждан, живущих во всех уголках огромной страны, достойных сынов и дочерей Отечества, и важнейшая опора этих побед - бережное отношение к истории и культуре своего народа, их сохранение и преумножение.

Задачи урока:

-раскрыть значение "малой родины" как важнейшего источника нравственного развития личности;

- расширение и систематизация знаний и представлений школьников о родном крае (топонимика, природа, геральдика, национальный состав, обычаи и традиции жителей и др.);

- продолжить знакомство учащихся с судьбами земляков, оставивших о себе добрый след в памяти потомков;

- формирование бережного отношения к культурно - историческому и природному наследию родного края, пробуждение желания посвящать свой труд, способности, таланты укреплению и процветанию родного края, России.
Предложенная тема урока позволяет учителю конструировать свой собственный вариант его проведения, ориентируясь на потребности учащихся конкретного класса, их возраст, уровень подготовленности, предшествующую работу в нем, культурно-исторический контекст места, в котором расположена школа и живут ученики, историю их семей и степень развития местного сообщества.

Основные принципы урока:

- высокий эмоциональный настрой, создание внутренней мотивации;

-урок должен стать уроком сотрудничества, диалога учителя, учащихся, их родителей, представителей местного сообщества;

- разнообразие приемов и методов работы;

-широкое применение технических средств обучения (видеопрезентация, атрибуты символики региона и муниципалитета, экспонаты музея, предметы народного творчества и др).

- данный урок - это сочетание четырёх факторов: обучения, развития, воспитания и творчества.

Возможные формы проведения урока:

Ученик должен почувствовать особую торжественность и важность происходящего. С этой целью рекомендуется провести урок в нетрадиционной форме. Это может быть:

Урок - размышление

Учитель создаёт такую педагогическую ситуацию, в которой учащиеся пытаются определить своё понимание того, что значит любить свою родину.

К примеру, предлагается заслушать два небольших эссе, написанных сверстниками.

"Самыми дорогими являются воспоминания детства: яркое солнце, отражающееся в глади огромного пруда, шелест опавшей листвы под ногами девочки - первоклассницы, летние дожди, затяжные, безудержные, приносящие чувство умиротворения и красоты. Зима, такая же непредсказуемая и волшебная, приносящая с собой и лютые морозы, и солнечную белизну снежного покрова. Но самое главное мое воспоминание, которое , наверное навсегда останется со мной, - это запах осеннего грибного леса, который буквально обрушивается на тебя, когда ты, приехав из душного, суетного города, подхватив дедову корзинку, вступаешь в "царство Берендея..."

"Настоящие чувства к Родине начинаешь испытывать, когда спортсмены твоей страны победили. Они счастливы, обнимают друг друга, радуются, как дети. Затем звучит наш Гимн, поднимается российский триколор. И ты понимаешь, что причастен к этой победе. Это НАША команда, НАША победа! Нет ничего сильнее этих чувств и той общей радости, которую ощущаешь со всей страной. Ведь ты не один сидишь у экрана телевизора и переживаешь эти чувства. Единение со всеми, осознание себя частью страны, твоей страны. Наверное это и есть патриотизм?"

Обсуждение эссе выводит ребят на разговор о том, что такое "малая" и большая Родина, как эти чувства рождаются, как важны они в жизни человека.
Урок - дискуссия (диспут)

Урок проблемного типа.

Учитель заранее записывает на доске ряд суждений известных политиков, деятелей науки и культуры о патриотизме и предлагает принять позицию одного из автора. Позиция должна быть подтверждена вескими аргументами.

На основе принятия школьниками различных позиций происходит продуктивная дискуссия, спор, поиск истины.

Афоризмы для размышления
"Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь"

И.А.Ильин
"Патриотизм портит мировую историю"

Бертран Рассел
"Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему миру"

Гельвеций К
"Патриотизм - это изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово"

Марк Твен
"На родине у тебя прошлое и будущее. В чужом краю - одно лишь настоящее"

Л.Гиршфельд
"Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека"

Наполеон Бонапарт
"Патриотизм означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны"

Махатма Ганди.
Урок - исследование

В качестве мотивации к предстоящей исследовательской работе учитель предлагает прослушать стихотворение Н.Берек "Колокольные звоны":
Осуществляя Связь Времён,

Мы возрождаём наши души!

И пусть невежды и кликуши

Кричат и затыкают уши,

Но слышен колокольный звон!

Иван стотысячный проснётся!

Очнётся страждущий народ!

Ещё Россия засмеётся!

Она уже с колен встаёт!

Пространство наполняет Светом,

Осуществляя Связь Времён.

Художником, Певцом, Поэтом

Мир этот будет возрождён.

Огонь священного Искусства

Огнем любви мне полнит грудь.

В сердцах людей - святые чувства:

Божественна людская суть!
Организуется работа по анализу стихотворения, подводя учащихся к осознанию собственной роли и места каждого в возрождении своей страны. Сегодня это роль пытливых исследователей прошлого и настоящего родного края, завтра - активных участников социального творчества, неравнодушных преобразователей родной земли.

Класс делится на творческие группы, объединяющие детей и взрослых:

- группа историков (изучение и сбор материалов об истории малой родины, его топонимики, геральдики);

- творческая группа художников, поэтов и прозаиков (рисунки, фотографии, рассказы, стихи и песни, посвященные малой Родине);

- творческая группа мастеров-умельцев (изучают историю возникновения ремесел, народных промыслов на территории края, знакомятся с именами и судьбами мастеровых);

- объединение защитников природы малой Родины (изучают флору и фауну родного края, проводят акции защиты и помощи природе);

- творческая группа музееведов (собирают артефакты, готовят новые экспозиции школьного музея, выставки удивительных находок, разрабатывают интерактивные экскурсии, музейные уроки, встречи с интересными людьми).

- объединение журналистов (собирают информацию о выдающихся земляках, участниках военных событий и тружениках тыла, интересных личностях, выпускниках школы и др.).

- «Пресс-центр» (освещает участие учеников школы в интересных событиях в жизни школы и местного сообщества);

-группа книгоиздателей (выпускает книги, буклеты, посвященные малой Родине, ее красоте, особенностям, замечательным людям, проблемам; книги с рассказами, стихами, рисунками ребят их учителей и родителей о малой Родине);

На уроке творческие группы ( команды), используя методику мозгового штурма, определяют проблемное поле своего направления исследования, разрабатывают пути его реализации.

Урок - путешествие

Урок отличается элементами театрализации (сценарий, наглядные средства, ИКТ, видео сопровождение и др.). Учитель, как правило, выполняет роль ведущего, организует деятельность учащихся (в групповом или индивидуальном режиме). Урок деятельностного типа.

Тематика путешествия может быть самой разнообразной, например:

"Литературные прогулки по родному краю";

"Архитектурный Симбирск - Ульяновск";

"Ваше имя означает храбрость";

"Сила, коренящаяся в вере (духовно - религиозная жизнь края)";

"Прикоснемся сердцем к красоте (о памятниках природы края)";

"Он жизни свет в историю вносил (о почетных жителях симбирско - ульяновского края) и др.

Приветствуется, когда в содержание рассказов, бесед включены сведения не только регионального достоинства, но и местного.

Вторым вариантом урока - путешествия может быть разработка школьниками виртуальных туристических маршрутов, например,"Ульяновск - Радищево". Ребята изучают все памятники истории, природы, культуры, которые встретятся на пути следования, знакомятся с персоналиями, которыми гордятся жители этих мест, готовят видеопрезентацию.

Результатом и продуктом деятельности учащихся, как правило, являются творческие проекты и выступления;

Урок - открытие

Для подростков очень важно наличие в жизни образца для подражания, референтного взрослого. С целью формирования уважительного отношения школьников к людям с активной жизненной позицией, развитым патриотическим самосознанием проводим урок "Люди, которые меня восхитили". Каждый учащийся готовит рассказ о человеке, достойном уважения, почитания, который восхитил тебя своими поступками, отношением к жизни. Им может быть как современник, так и человек из прошлого (политик, ученый, бизнесмен, благотворитель и др).
Практическая часть
Примерный сценарий проведения урока России

Данный урок может послужить отправной точкой для разработки и реализации общешкольного проекта, под условным названием "Имя любви моей -Родина", который станет системообразующим ядром многоплановой работы по формирования чувства гражданственности и патриотического самосознания школьников, организуемой в течении всего учебного года.

Урок России

"Среди лугов, охваченных холмами, лежит кусочек родины моей... "

( для учащихся основной и старшей школы)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Урок начинается с просмотра небольшой видеопрезентации родного края.

На её фоне звучит стихотворение Виталия Бакалдина. (читает учитель)

В жизни нам дана

Родина одна.

У меня она -

вишня у окна.

Прямо у дверей

золото полей,

дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа

пролегла в хлеба, здесь моя судьба -

радость и борьба, здесь взращённый мной

колос налитой -

гордость и отрада жизни молодой.

От тебя вдали

в пламени, в пыли

годы нас вели

вглубь чужой земли,

но всегда со мной

в стороне иной был в трудах-походах

ты, мой край родной.

Видно, так и быть,

здесь мне век прожить,

до конца дружить,

до конца любить.

Здесь мои друзья,

здесь моя семья,

большего не скажешь -

здесь земля моя.

Вопрос к классу: Что для вас значат слова "Моя Земля", "Родина моя"? (ответы школьников)

Учитель: Родина. Родная земля. Родимый край. Родная деревня (город). Сколько в этих простых словах сокровенного смысла, затаенной грусти и гордости! Что такое Родина для каждого из нас? Перед глазами предстают те родные места, где беззаботно бегал по улицам, лицо матери и отца, дом, где родился и вырос, те люди, которые тебе близки и дороги. Часто сельчане любят оседлать велосипед и мчаться по безбрежным просторам родного края.

Дорога бежит среди хлебных полей, и кажется, нет ей конца. Огромные желтеющие нивы ржи и пшеницы сменяются сочной и яркой зеленью посевов свеклы, а там кукуруза, уже вставшая в рост человека и скрывшая в листве свои ровные рядки, а там подсолнечник, вскинувший к небу яркие корзинки. Дорога то спускается в пересохшую балку, то едва заметно поднимается к горизонту, плывущему в мареве летнего зноя. А что там дальше, за горизонтом? Живописные малахитовые леса, зеленые островки осинников и селения.

У каждого населенного пункта своя история и свое лицо. Даже в названиях есть что-то таинственное и завораживающее. Иной раз в таком путешествии встретится хранитель предании местной старины, который поэтическую легенду смешает вам с привнесенными в нее книжными фактами. Поверить не во все можно, а послушать интересно. Да, эта наша Малая Родина. Какого бы возраста и национальности каждый из нас ни был, Родина для каждого – это край, где ты родился.

Что такое Россия? Это жаркое лето,

Когда много цветов на зелёном лугу,

Когда брызги на море жемчужного цвета,

Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,

Когда в небе, курлыча, летят журавли,

Когда шишки созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют снова в нашем краю.

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

В. Духанин

Для чего нам нужно знать историю родного края? Каждый из нас имеет глубокие корни, которые уходят вглубь веков. Прошли тысячелетия, сменилось бесчисленное множество поколений. Забыты имена. Пусть не сохранились имена наших далеких предков, но они были. Пусть канули в лету их деяния, помыслы, их чаяния и надежды, но мы должны знать, как они жили, чем занимались.

Учитель: Мы, здесь собравшиеся, такие разные, но всех нас объединяет то, что мы россияне!

" Россия...Какое красивое слово!

"И роса, и сила, и синее что-то..."- подметил великий русский поэт С.А.Есенин

Вопрос к классу: Какие эмоции возникают у вас, когда вы слышите имя Россия? (при наличии времени можно дать школьникам задание нарисовать то, что возникает в их сознании, когда произносится имя Россия).

- А как называется край в котором мы живем? (Ульяновская область)

- Найдите и отметьте его на карте Российской Федерации.

- Как еще часто называют наш край? (Поволжье)

- Почему его так называют? (По названию реки Волга)

- Кого ещё в России называют волжанами? Назовите наших ближайших соседей. (Самарская область, Татарстан, Чувашия, Мордовия и др.).

- Часто можно услышать, что эти территории называют "Венок дружбы".

Чем объяснить такое поэтичное название? (Поволжье многонационально. В нем живут русские, татары, мордва, чуваши и представители других народностей. Их издавна связывают узы дружбы, взаимопонимания, уважения к языку, традициям, обычаям друг друга).

Учитель: Послушайте, как замечательно сказал о единении наших народов поэт В.Крючков:

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара - туман,

Песок – из мельчайших песчинок,

Россия – из россиян.

Давно мы по духу едины

И связаны общей судьбой,

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки -

Похожи на крепкие пальцы

Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,

Татары, якуты, мордва.

Опорой единственной нашей

Всегда остаётся Москва.

Земля и вода - неразрывны,

Как берег или река,

Неразделимы ливни,

И ветер, и облака.

У радуги - нет половинок.

И если волна- то волна,

И нету полуросинок,

Вот так и Россия – одна.
Основная часть урока. Актуализация и фиксирование знаний о родном крае.

О родном крае композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, художники картины.

Назовите имена наших земляков, которые посвятили свой талант воспеванию красоты сибирско-ульяновского края.( художники- П.И.Пузыревский, Д.И.Архангельский, А.А.Пластов, И.Давиденко, И.Лежнин,А.Моторин, Б.Склярук, Б.Худяков, поэты -Н.Благов, А.Чесноков,Т.Эйхман, Л.Никитина и др.

Организуется выставка репродукций картин художников, поэтических сборников. Желательно пригласить местных поэтов, художников , музыкантов и попросить их рассказать о своем творчестве.

Учитель предлагает школьникам вспомнить и прочесть стихи о Родине.

Сам учитель читает стихотворение, которое сопровождается показом слайдов репродукций картин А.А. Пластова.

- Здесь Пластов жил. Здесь - Прислониха.

Он здесь косил и здесь пахал.

Здесь для своих произведений

Он вдохновение черпал.

С полотен Пластова на нас

Земная жизнь глядит из рамы:

"Колхозный ток" в пылу, в работе

И ласковая нежность "Мамы".

И в "Сенокосе песнь Победы,

И в " Юности" - мечтаний поле

Деревни жизнь в картине "Лето"

Идет, знакомая до боли.

Работал Пластов честно, тихо.

В картинах вехи жизни ставил.

Давала темы Прислониха

И Прислониху он прославил.

По всему свету путь победный

Прошли, на родине взяв старт,

"Родник", и " Завтрак трактористов"

" Весна" и " Деревенский март".

И что бы не писал художник,

Суть творчества его проста:

Незыблема любовь к России,

И бескорыстна и чиста.

Т.А.Эйхман.
- Небольшое приволжкое село Прислониха, чем оно стало в судьбе всемирно известного художника?

-Малой родиной.

- Как вы думаете, что такое малая Родина? (высказывания ребят)

-Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.

Учитель: Первый урок в новом учебном году мы посвящаем своей малой родине.

Давайте все вместе разгадаем кроссворд, который я приготовила, пока вы отдыхали на каникулах ( учитель заранее готовит небольшой кроссворд, главным словом которого является название того населенного пункта, в котором живут школьники).

На экране появляется слайд с изображением панорамы села (поселка, города) и крупными буквами написано его название.

Школьникам предлагается выполнить групповое задание.

Класс заранее поделен в соответствии с буквами алфавита: 1 группа от А до Е, 2 группа от Ж до М, третья от Н до Т и последняя от У до Я. Задача- в течении 3-5 минут подобрать прилагательные, начинающиеся с букв, доставшихся командам, раскрывающие характер и особенности данного населенного пункта.

Педагог отмечает ребят, которые подобрали редкие, но очень точные слова - характеристики и делает вывод о том, что каждое слово наполнено добротой и любовью. И в этом просматривается отношение ребят к родному краю.

Учитель. Каждый населенный пункт имеет свою историю. Рождение одного села (города) подтверждено историческими источниками, о других память хранит легенды, сказания.

Что вы знаете о появлении своей родины на карте Земли, о происхождении её названия ?

Встреча с интересным человеком:

Дети рассказывают и им на помощь приходит авторитетный специалист - глава поселения, сотрудник музея, работник архива или журналист, исследующий проблему профессионально.

Дети знакомятся с основными топонимами родного края (название населенного пункта, близлежащего водного источника, гор, оврагов и долин).

По итогам услышанного можно предложить в качестве домашнего задания написать рассказ или стихотворение, в которых присутствуют имена собственные, о которых сегодня узнали.

Учитель. Так повелось, что воплощением России всегда были его символы. Победы Петра в Северной войне, знамя Победы над поверженным рейхстагом, открытие Олимпийских игр в Сочи и др. - все эти события неотделимы от символов страны.

Российский флаг! Дыхание весны!

И отсветы великой ратной битвы.

Три символа, три цвета сплетены

И на века в едином стяге сшиты.
В нем белый цвет - сиянье чистоты,

Знак вечности, знак силы и победы;

В полях российских так снега чисты,

И также храмы осияны светом.
Багровым светом полоса горит,

То память о минувшем лихолетье.

Взгляни! А может, то рассвет разлит,

И ты - грядущего преемник и наследник.
Цвет неба, цвет морей и васильков,

И цвет мечты неотразимо синей!

Всплывает флаг российских трёх цветов:

Опора, сила, мощь моей России.
Проводится работа на выявление понимания, что такое символ.

Ребята говорят о значении слова, называют главные символы России - герб, флаг и гимн.

Далее целесообразно обратиться к рассмотрению герба Российской Федерации, Ульяновской области и муниципального образования.

Можно предложить школьникам проверить свои знания символики страны, попросив, к примеру, объяснить, какова история рождения государственного флага России и значение цветов триколора.

(Его история начинается в 17 веке. Создателем флага был Петр 1. Национальный флаг России имел три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную и с 1705 года официально назывался " торговых, коммерческих и промышленных российских судов флагом". По международной традиции военно - морские корабли имели особый флаг, а торговый флаг одновременно являлся и национальным, поэтому символом военно - морского флота стал Андреевский флаг. Он так назван в честь апостола Андрея Первозванного, который считался покровителем России. Этот флаг существовал до 1917 года. Затем его сменил красный с серпом и молотом, а 22 августа 1991 года бело-сине-красный вновь стал Государственным флагом России.

Красный, синий и белый - любимые цвета народа.

Красный цвет символизировал храбрость, удаль, красоту.

Голубой означает величие , красоту, ясность.

Белый цвет - цвет чистоты и святости.

Целесообразна организация работы с гербом муниципалитета. Школьники высказывают предположения о значении каждого элемента символа.

Предлагается самостоятельно разработать герб своего села, поселка, школы и провести конкурс лучших работ.

Подводя разговор о том, каким ребята представляют герб своей малой родины, уместно поговорить о том, чем славен их край, какие исторические события произошли на его территории, чем он знаменит.

Учитель: хорошо иметь богатую историю родного края и знать её, похвально уметь разбираться в символах своей большой и малой Родины. Но все же историю ткут люди - своим каждодневным трудом, своими трудовыми и ратными подвигами, своим отношением к окружающей жизни. В каждом селе или городе жили, да и сегодня живут люди, о которых все вокруг говорят "Он очень уважаемый, очень достойный человек".

Вопрос к классу: "А что значит быть достойным человеком?"( идет обсуждение. Ребята называют имена людей, прославивших место своего рождения. В школьном музее можно развернуть тематическую выставку "И жизни след оставили своей" и прослушать интересные факты биографии своих земляков).

Учитель: Есть такое выражение - "удивительное рядом". Сегодня у нас в гостях уважаемый и удивительный человек (врач, депутат, участник локальных войн, деятель культуры и др.).

Он удивляет окружающих людей своим отношением к делу, которому служит, своим не безразличием к чужим проблемам, своей добротой и неиссякаемым оптимизмом. О таких говорят, что на них Россия держится.

Выступление приглашенного гостя ( ребята задают вопросы, вместе размышляют о том, как сделать жизнь интересной, наполненной смыслом, нужной и полезной).

Вопрос к ребятам:

Как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях "жить" и "существовать"?

Выслушиваем ответы учащихся, подводим итог:

"Существовать" – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. "Жить" – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей, о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями.

Как вы думаете, существуют ли возрастные рамки, когда ребенок, подросток может начать трудиться на благо общества, родного края? (ответы школьников)

Учитель предлагает ребятам , работая в творческих группах, подумать о том, какой вклад мы, школьники, можем внести в развитие своей малой родины - Симбирско-ульяновского края, что реально можем сделать для ее развития и процветания.( трудовые десанты, благотворительные акции, социально - значимые проекты).

Завершить встречу можно прочтением стихотворения, найденного советскими солдатами в 1945 году в развалинах концлагеря Заксенхаузене:

Я вернусь к тебе, Россия,

Чтоб услышать шум твоих лесов,

Чтоб увидеть реки голубые,

Чтоб идти тропой твоих отцов.
Я давно не пел в густых дубравах

И не плыл по глади русских рек,

Не сидел под дубом величавым

С синеокой - другом юных лет.
Но я каждый день и миг с тобою.

И лишь дрёма века мне смежит,

Я иду с подругой дорогою

Тропкой, что у озера лежит…
Я вернусь к тебе, Россия,

Чтоб услышать шум твоих лесов,

Чтоб увидеть реки голубые,

Чтоб идти тропой твоих отцов.

Учитель подводит ребят к мысли о том, что Родина - важнейшая жизненная ценность человека.

Как обращение старшего поколения к молодежи могут прозвучать следующие строки ( читает один из приглашенных гостей):

Берегите Россию, нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.

Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.

И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечной ей быть

Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.

Берегите Россию, нет России другой.

Рекомендуемая литература

1. Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе.- Ульяновск.- ГУП «Облтипография «Печатный двор», 2003.

2. .Аржанцев Б.В. От Нищего до Воеводы или Кто есть Кто в Синбирске второй половины 17 века. Генеалогический свод России . Малая Родина. Симбирская ветвь Родословной России. - Ульяновск: «Печатный двор», 2002.

3. Венец. Историко-краеведческий альманах.1. Ульяновск.: Ульяновское отделение Всероссийского фонда культуры, 1991.

4. Волкова, П.И., Тихонова, А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

5. Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению./ Составитель В.Н.Янушевский. --Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000-256 с.

6. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю [Текст] /С.Ю.Прохорова, Е.А.Хасьянова. – Москва: Планета, 2013.

7. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие/ Под ред. В.Н.Янушевского.- Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001-224 с.

8. Тихонова, А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.

9. Журнал для чтения взрослыми детям «Симбик».

10. Ульяновская Симбирская энциклопедия: в 2 т. /под ред. В.Н. Егорова.- Ульяновск: Симбирская книга, 2004.

. Аксенова М. Ю. Родной край .(Природа Ульяновской области):/ М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова,- Ульяновск: УИПК ПРО, 2008.

2. Венец. Историко-краеведческий альманах.1. Ульяновск.: Ульяновское отделение Всероссийского фонда культуры, 1991.

3.Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе.- Ульяновск.- ГУП «Облтипография «Печатный двор», 2003.

4. Ульяновская Симбирская энциклопедия: в 2 т. /под ред. В.Н. Егорова.- Ульяновск: Симбирская книга, 2004.

5. Словарь географических названий Ульяновской области /под ред. Н.В. Лобина. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004.

6.Аржанцев Б.В. От Нищего до Воеводы или Кто есть Кто в Синбирске второй половины 17 века. Генеалогический свод России . Малая Родина. Симбирская ветвь Родословной России. - Ульяновск: «Печатный двор», 2002.

7.Историческое краеведение: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /Под ред.Т.Б.Табардановой . - Ульяновск ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001 - 240с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconПоложение о V всероссийском конкурсе творческих работ «Моя малая Родина» 1
Настоящее Положение регламентирует порядок и условия проведения V всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина»

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconПоложение о районном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина:...
Районный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее Конкурс) проводится Министерством образования,...

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconНаша Малая Родина!
Родину. Это самые приятные воспоминания, они греют душу и дают поддержку каждому живущему на земле. И у каждого из нас есть свой...

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconМетодические рекомендации по проведению открытого урока, посвященного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconМетодические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего...
Первый урок в новом учебном году пройдет 2 сентября 2013 года в рамках республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»....

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconМетодические рекомендации по проведению молодёжных дебатов
Департамент по молодёжной политике Министерства образования Ульяновской области

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconМетодические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы. Тема 4
Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина» iconМетодические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции