Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных




Скачать 121.42 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных
Дата публикации22.05.2014
Размер121.42 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > География > Урок
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению в учреждениях общего среднего образования

2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных

Дню знаний и Дню белорусской письменности
Первый урок в новом учебном году пройдет 2 сентября 2013 года в рамках республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі».Тема урока – «Як ты сэрцу майму міла, дарагая Беларусь!».

Основная задача первого урока – формирование гражданственности и патриотизма, воспитание у детей и учащейся молодежи чувства гордости за нашу страну и ее героев, уважения к ее научным достижениям, развитие социальной и творческой активности, содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к духовно-нравственной культуре.

При проведении первого урока важно опираться на знания, полученные обучающимися на уроках литературы, истории, географии и др. Целесообразно использовать региональный материал по истории и современному развитию области (района, города, деревни). Опираясь на межпредметные связи, педагог имеет возможность совершить вместе со школьниками экскурс в историю родного города (села, школы, улицы и т. д.).

В процессе подготовки и проведения первого урока необходимо учитывать возможности учреждения образования, специфику окружающего его социума, региона, при этом акцентируя внимание, в первую очередь, на максимальном вовлечении в организацию и проведение урока самих обучающихся.

Эмоционально-ценностное восприятие информации учащимися будет более действенным при включении в урок музыкальных произведений, иллюстраций, слайд-шоу, мультимедийных презентаций. Полнее раскрыть тему урока позволит широкое использование произведений белорусских поэтов и прозаиков, деятелей искусства, краеведческого материала, детских авторских работ, справочных материалов и т.п.

Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором следует использовать:

государственную символику;

Конституцию Республики Беларусь;

иллюстрированную карту Беларуси;

выставку книг о Беларуси;

фотографии (слайды) исторических мест и природы Беларуси; альбомы, стенды, репродукции картин на белорусскую тематику;

диски с записями песен о Беларуси и др.

творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т. д.) о Беларуси;

портреты знаменитых деятелей истории и культуры Беларуси (Е. Полоцкой, Ф. Скорины, Я. Купалы и др.), в своих произведениях и своей деятельностью прославивших нашу страну.

В содержание первого урока можно включить информацию о государственной символике, памятных датах, исторические сведения и др.
На первом уроке в I-IV целесообразно запланировать знакомство с государственной символикой Республики Беларусь: Государственным флагом и Государственным гербом.

В ходе первого урока педагог обращает внимание младших школьников на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни, а каждый шаг в гражданском становлении детей и молодежи отмечен встречей с государственными символами нашей Родины. Закрепить у детей правильное представление о символике помогают беседы: «О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн» и т.п.

Беседа должна сопровождаться показом картин природы родного края, его достопримечательностей и др. Можно предложить учащимся объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок о Родине. Например: «Береги землю родимую как мать любимую», «Всякому мила своя сторона». Будет полезным в начальных классах на первом уроке провести познавательные викторины «Моя Родина», игры-путешествия «Я и планета», экскурсии и др. На уроке возможен небольшой рассказ, беседа о земляке – жителе родного города, села, прославившем свой край успехами в труде или бою, в науке, литературе, искусстве или спорте.

На первом уроке для обучающихся II и III ступеней общего среднего образования можно попросить самих учащихся рассказать о том, что означают элементы государственной символики, как они отражают историю нашей страны. Рекомендуем провести экскурс в историю родного города (района, села и т.д.), рассказать об истории его создания, его гербе, гимне или песне, посвященной любимому городу, родному краю.

Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что 2 июля 2013 года состоялась торжественная церемония открытия площади Государственного флага в столице нашей Родины, в которой принял участие Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

В торжественной обстановке флаг размером 14х7 м был поднят на семидесятиметровый флагшток, установленный в центре площадки. Затем был исполнен гимн, который сопровождали залпы артиллерийского салюта, а в конце небо над столицей украсили огни фейерверка и было выпущено 10 тысяч воздушных шаров цветов государственного флага.

На церемонии открытия была заложена новая патриотическая традиция принесения клятвы верности Государственному флагу Республики Беларуси - символу и оплоту независимости и государственности. Для этого были приглашены достойные представители белорусского народа, своей доблестью, трудом и талантом прославившие Отечество, а также представители молодежи, идущие им на смену.

Площадь Государственного флага Республики Беларусь расположена в Минске на проспекте Победителей. Она представляет собой круг радиусом 50 м и сообщается с главным фасадом выставочного павильона НВЦ «Белэкспо» лестницей шириной 24 м. Вдоль пешеходной дорожки размещены семь гранитных стел с гербами областей и Минска. Симметрично с двух сторон от лестницы размещаются стелы с текстом Государственного гимна и географической картой Беларуси (http://www.belta.by/ru/all_news/society/Ploschad-Gosudarstvennogo-flaga-Belarusi-torzhestvenno-otkrylas-v-Minske_i_640022.html).

Педагогам необходимо учитывать, что привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная и туристская работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, поэтами и писателями, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.

Значимым событием для обучающихся может стать посещение филиала Национального исторического музея «Музей современной белорусской государственности» (г.Минск, ул.Карла Маркса, 38, контактный тел. +375 17 327 46 12). Экспозиция музея посвящена достижениям суверенной Беларуси во всех сферах общественной жизни (политике, экономике, культуре, науке, образовании и др.).

При проведении первого урока целесообразно обратить внимание учащихся, что начиная с 2013 года в нашей стране запланирован ряд мероприятий, посвященных 70-летию годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в том числе республиканской акции учащейся молодежи «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны».

Актуальными для школьников будут встречи-чествования ветеранов войны («Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»), беседы («Мир и война глазами детей»); викторины («Знаешь ли ты юных героев Великой Отечественной войны?»); посещение музеев и мемориальных комплексов, заочные путешествия («Перелистывая страницы истории»); конкурсы чтецов, рисунков и плакатов и т.д.

В музеях учреждений образования к первому уроку можно организовать тематические выставки, оформить экспозиции, созданные из материалов и вещественных экспонатов, собранных во время летних туристских походов, провести встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.

При организации первого урока следует обратить внимание на использование таких форм работы, как брейн-ринг, философский стол, деловая игра, презентация проектов и др. Торжественным возложением венков и цветов к памятникам, обелискам и захоронениям погибших в годы Великой Отечественной войны, на яркой эмоциональной ноте можно завершить мероприятия, посвященные Дню знаний.

В процессе подготовки первого урока незаменимым помощником для педагогов будет подарочное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь»; материал «День Конституции: юным гражданам о государстве и праве» (журнал «Выхаванне і дадатковая адукацыя», № 2, 2013, С.4–7), а также ряд следующих разработок: «Выхоўваць лепшыя якасці асобы. Калектыўная творчая справа «Любоў мая – Беларусь» (журнал «Народная асвета», № 2, 2012, С.49–52); разработки занятий по программе факультативных занятий «Мое отечество» по темам: «Я – гражданин Республики Беларусь», «Мы – белорусы» (журнал «Выхаванне і дадатковая адукацыя», № 4, 2011, С.50–56). В беседе со школьниками следует особо подчеркнуть, что в нашей стране физической культуре и спорту уделяется очень большое внимание. Политика государства нацелена на то, чтобы всем предоставить возможность заниматься физкультурой и спортом. Благодаря такому подходу белорусские школы, вузы, дошкольные учреждения хорошо оснащены для занятий спортом. Высокие достижения в спорте и наличие спортивных сооружений мирового класса свидетельствует об успешной реализации поставленных государством задач.

Наиболее популярными видами спорта являются: легкая атлетика, футбол, гимнастика, лыжный спорт, хоккей, теннис, фехтование, борьба, волейбол, гандбол, плавание, шахматы и шашки. На сегодняшний день в стране функционирует более 26 000 объектов физкультурно-спортивного назначения. Так, например, Республиканский центр олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи» считается одним из лучших в мире центров для проведения соревнований по биатлону. В Беларуси много учебных центров для подготовки профессиональных спортсменов, в т.ч.: Белорусский государственный университет физической культуры, 11 училищ олимпийского резерва, 165 специализированных школ олимпийского резерва, более 250 детско-юношеских спортивных школ. В Беларуси три крупных центра олимпийской подготовки: в Стайках, Раубичах и Ратомке.

280 уроженцев Беларуси стали чемпионами мира и Европы во многих видах спорта. Беларусь по праву может гордиться своей историей участия в Олимпийских играх. 69 белорусов стали олимпийскими чемпионами (http://www.belarus.by/ru/about-belarus/sport).

С начала 2013 года в нескольких видах спорта, входящих в программу Олимпийских игр, белорусскими спортсменами установлены 35 национальных рекордов. Наибольшее количество высших национальных достижений зарегистрировано в плавании – 12. Затем идут – пулевая стрельба, представителями которой установлено 9 рекордов Беларуси, шорт-трек (4), велоспорт, стрельба из лука, тяжелая атлетика (по 3) и легкая атлетика (1) (http://www.belarus.by/ru/press-center/news/belorusskie-sportsmeny-s-nachala-goda-ustanovili-35-natsionalnyx-rekordov_i_0000007019.html).
1 сентября – День белорусской письменности

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» с целью повышения престижа письменности и печати как основы многовековой национальной культуры, усиления их роли и значения в духовной жизни страны ежегодно в первое воскресенье сентября Беларусь отмечает свой национальный праздник – День белорусской письменности.

Традиционно праздник письменности проводится в исторических и культурных центрах нашей страны, неразрывно связанных с жизнью знаменитых деятелей Беларуси разных времен. Первый День белорусской письменности состоялся в 1994 году в городе Полоцке, на родине Франциска Скорины – белорусского и восточнославянского первопечатника, философа-гуманиста, писателя. В разные годы День белорусской письменности отмечался в Турове, Новогрудке, Несвиже, Орше, Пинске, Заславле, Мстиславле, Мире, Каменце, Поставах, Шклове, Борисове, Сморгони, Хойниках, Ганцевичах. В 2012 году праздник прошел в городе Глубокое Витебской области, который передал эстафету городу Быхову Могилевской области.

С Быховской землей связана история создания одного из самых значимых памятников белорусского летописания – Баркулабовской летописи, которая хронологически охватывает период с 1545 по 1608 годы. В ней помещены уникальные сведения об истории Восточной Беларуси, информация об исторических событиях белорусской культуры и православной церкви, об исторических личностях. Наибольшую ценность в Баркулабовской летописи представляют сведения о повседневной жизни простых людей Беларуси.

Именно здесь, на Быховщине, долгое время жили и творили Мелетий Смотрицкий и Лаврентий Зизаний – известные ученые, церковные и общественные

деятели. Их работы имели большое значение для развития славянского языка, знаковым событием в духовной и культурной жизни Беларуси.

С Быховской землей связана жизнь и творчество многих известных писателей, поэтов и литературоведов. Таких как Михаил Иосифович Мушинский – известный литературовед, текстолог, критик, доктор филологических наук, член-кореспондент НАН Беларуси, лауреат Государственной премии БССР им. Я. Колоса; Иван Михайлович Баранкевич – писатель, известен, как переводчик на русский язык произведений Я.Колоса; Михаил Павлович Поздняков – поэт, прозаик, переводчик, критик, литературовед, председатель Минского городского отделения Союза писателей Беларуси; Борис Васильевич Стрельцов – публицист, писатель, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, профессор, один из основоположников теории современной отечественной журналистики, непревзойденный мастер белорусского очерка; Василий Юрьевич Ткачев – прозаик, поэт, драматург, публицист.

На территории города Быхова и Быховского района расположен ряд историко-культурных ценностей. Среди них Быховский замок, который является памятником архитектуры XVII века, синагога, Грудиновский дворцово-парковый ансамбль, Свято-Вознесенский женский монастырь в агрогородке Барколабово. С последним из названных исторических объектов связана история одной из самых почитаемых белорусских православных святынь чудотворной иконы Божей Матери Барколабовской.

Основной территорией проведения праздника определена центральная часть Быхова. В этой зоне размещены ряд знаковых объектов Дня письменности. Недалеко от Октябрьской площади, где предполагается разместить Центральную площадку праздника, располагается сразу два памятника архитектуры: Быховский замок и синагога.

Новый внешний облик обретет к празднику Быховский районный Центр культуры и прилегающая территория, включая восстановление пруда. Непосредственно к празднику в городе появится отвечающий всем современным требованием районный историко-краеведческий музей. Еще одним знаковым объектом праздника является физкультурно-оздоровительный центр со стадионом.

Изюминкой Дня письменности в городе Быхове станет создание и установка монументально-скульптурной композиции. В основу данной композиции предлагается положить знаковые элементы из истории духовной и культурной жизни Быховского края: Баркулабовская летопись — уникальное художественное произведение, замечательный памятник белорусской письменности; Милетий Смотрицкий и его «Грамматика», которая в свое время на протяжении 150 лет являлась лучшим пособием для изучения славянского языка, а Михаил Ломоносов назвал ее «вратами своей учености»; Лаврентий Зизаний и его «Азбука», которая широко использовалась в братских школах Беларуси, Украины и Литвы.

Специально ко Дню белорусской письменности Могилевским облисполкомом и Быховским райисполкомом при поддержке Министерства информации Республики Беларусь запланирован выпуск значимой литературы: переиздание Баркулабовской летописи и публикация научно-исследовательского очерка об истории того времени и значении летописи в культурной жизни Беларуси, сборника произведений поэтов и писателей Быховского края в серии «Быховщина литературная», а также презентационного издания о Быховском районе (использованы материалы сайта Быховского районного исполнительного комитета bykhov.gov.by).

Ко Дню белорусской письменности в Быхове специальную молодежную программу подготовил БРСМ. 31 августа пройдет «ДАНС БАТЛейка», где будут звучать белорусские хиты и ремиксы на них. Своими сетами участников танцевальной вечеринки порадует победитель конкурса БРСМ «Битва диджеев» DJ Vlasov. Насыщенная программа мероприятий на молодежных площадках ожидает гостей и жителей Быхова 1 сентября. На интерактивной площадке «Живая книга» активисты БРСМ планируют установить макет книги, на страницах которой каждый желающий сможет написать символическим пером свои пожелания жителям Быхова, а также столице Дня белорусской письменности 2014 года. Программу праздника продолжит конкурс «Колер сучаснасцi», участники которого попытаются отразить особенности развития белорусской письменности на полотнах высотой в человеческий рост. Завершится праздничный вечер концертом молодых исполнителей.

В рамках праздника участники и гости смогут познакомиться с новыми книжными изданиями, встретиться с белорусскими и зарубежными литераторами, журналистами, издателями, послушать выступления поэтов и писателей, творческих коллективов и исполнителей. Особое внимание будет уделено книжным выставкам и ярмаркам. По традиции на Дне белорусской письменности пройдет награждение победителей конкурса на лучшие литературные произведения года и ряд других мероприятий.

Педагогическим коллективам следует уделить особое внимание организации в учреждениях образования мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности. Этот праздник должен дать возможность обучающимся обратиться к истокам национальной культуры белорусского народа, подчеркнуть тесную взаимосвязь и органичное единство славянских культурных традиций.

При планировании и организации мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности, рекомендуем обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые будут отмечаться в 2013/2014 учебном году (размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь в инструктивно-методическом письме «О преподавании учебных предметов «Белорусский язык» и «Белорусская литература» в 2013/2014 учебном году» (http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=14451).

Целесообразно провести творческие встречи учащихся с членами ОО «Союз писателей Беларуси», молодыми поэтами и писателями своего края с презентацией их книг и литературно-художественных композиций по произведениям, со сверстниками, делающими «пробы пера» и др. Будет актуальным проведение литературных, литературно-музыкальных, художественных конкурсов: «Любимый герой книги», «К книге и чтению – через досуг и общение», «Автограф», «Книга – мой спутник, мой друг», «Новые иллюстрации к старым любимым книгам», «Смотри, что мы читали!», «Мой любимый писатель», «Книга в моей жизни», «Книга – реликвия моей семьи», «Юные дарования», «Чытаем беларускую кнігу», «Я и книга» и др.

Мероприятия, проводимые в учреждениях общего среднего образования в первую неделю нового учебного года, должны стать импульсом для всей идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре, государственной идеологии, историческим традициям белорусского народа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий,...
В 2012 году будет отмечаться славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года. В связи с этим рекомендуется...

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации для педагогов по организации и проведению...
Отечественной войны 1812 года – события отечественной истории, которое будет служить для потомков высоким примером патриотизма, беспредельной...

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина»
Скворцова Ирина Викторовна, к п н., заведующая центром гражданского образования огбоудпоуипкпро

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по проведению открытого урока, посвященного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconМетодические материалы по подготовке и проведению егэ в пунктах проведения...
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconДиректор гкук «Пензенская областная библиотека для детей и юношества»
Акция «День лермонтовской поэзии в библиотеке» (далее Акция) состоится в рамках Плана мероприятий по подготовке и проведению в Пензенской...

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconОтчет о проделанной работе в Какашуринской сош №2 по плану основных...
Какашуринской сош №2 по плану основных мероприятий по проведению в образовательных учреждениях рд празднования 90 – летия со дня...

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconВ. А. Будкевич «25» июня 2014 г
Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ и физкультурно-оздоровительных...

Методические рекомендации по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по р азработке программ
Методические рекомендации по разработке программ профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ по специальностям...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции