Скачать 220.87 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Программа дисциплины Маркетинговый анализ и аудит для направления подготовки магистра Автор программы: Тюрин Д.В. Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра. Программа разработана в соответствии c:
2Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Маркетинговый анализ и аудит» являются научить слушателей пользоваться минимальным практическим инструментарием и примерами опыта других организаций в проведении маркетингового аудита, чтобы работая в компании и получив задачу проведения маркетингового анализа, аудита или ситуационного анализа, слушатель смог бы самостоятельно организовать и провести данную работу с минимальными финансовыми затратами, в максимально короткий срок, качественно и эффективно. Задачами преподавания дисциплины являются следующие:
Курс раскрывает теоретические и практические основы построения системы проведения всех видов маркетингового анализа и аудита в компании силами сотрудников маркетингового подразделения, а также с привлечением сторонних аудиторских или консалтинговых агентств с акцентом на оптимальные исполнения в условиях дефицита финансовых и трудовых ресурсов. В курсе подробно исследуются методики построения, планирования маркетингового аудита в компании, этапы разработки концепции маркетингового аудита и ситуационного анализа. Курс раскрывает теоретические и практические основы ревизии элементов системы маркетинга фирмы в целях поиска скрытых или явных резервов повышения эффективности, оптимизации маркетинговых бизнес-процессов. В курсе подробно исследуются методики оценки эффективности системы маркетинга, ситуации, в которых проводится аудит, виды маркетингового аудита. Подробно рассматривается процесс комплексного аудита, основные этапы проекта аудита маркетинга, его концепции. Особое внимание уделяется классификации ошибок системы маркетинга фирмы системного и функционального характера. Подробно разбираются формы аудита, их преимущества и недостатки, проблемные зоны, условия их эффективного проведения. В курсе предлагаются примеры основных документов, разрабатываемых по итогам маркетингового анализа и аудита фирмы, а также возможные источники информации для его проведения. Изучение данного курса необходимо для формирования у маркетологов разного уровня квалификации, приходящих на работу в фирме, где недостаточно развито направление маркетинга или формирующееся с «нуля», комплексного представления о методах сбора, анализа и оценки эффективности маркетинговой информации, собирающейся на разных уровнях структурной иерархии фирмы, особенностях и проблемах проведения аудита. По итогам курса слушатели смогут самостоятельно разрабатывать план проведения аудита маркетинга, выбрать адекватные задачам аудита методы получения и анализа информации, сделать выводы и разработать рекомендации по совершенствованию системы маркетинга своего предприятия. Преподавание курса сопровождается графической и иллюстративной информацией в форме презентаций PowerPoint. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДля магистерской программы «Маркетинг» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Ее преподавание проводится на первом курсе одновременно с изучением дисциплин профессионального цикла базовой части. Изучение дисциплины «Маркетинговый анализ и аудит» основывается на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения положений экономической теории, философии, общего менеджмента, маркетинга и других дисциплин, имеющих отношение к предметной области учебного курса. Дисциплина закладывает фундамент для самостоятельной деятельности студентов магистратуры в области подготовки и проведению исследования в рамках близкой к проблематике курса выбранной темы для написания и защиты магистерской диссертации, а также для их дальнейшей работы в академической или практической сфере после окончания обучения в магистратуре. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • В области экономической теории • В области общего стратегического менеджмента • В области маркетинга • В области статистики и эконометрики • В области маркетинговых исследований • В области управления проектами Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Научно-исследовательский семинар • Маркетинг-менеджмент 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковДомашнее задание - 1 изучения макросреды с проведением PESTLE-анализа выбранного рынка. Оценивается по 10-балльной шкале (Одз1). Вес работы в итоговой оценке 10% ( k1). Домашнее задание - 2 изучения микросреды с проведением анализа по пятифакторной моделе Портера выбранного рынка. Оценивается по 10-балльной шкале (Одз2). Вес работы в итоговой оценке 10% ( k2). Домашнее задание – 3 ситуационного анализа с проведением SWOT-анализа выбранного рынка. Оценивается по 10-балльной шкале (Одз3). Вес работы в итоговой оценке 10% ( k3). Практическое самостоятельное задание с проведением полевого исследования потребителей выбранного рынка или персонала выбранной компании. Оценивается по 10-балльной шкале (Осам. работа). Вес работы в итоговой оценке 20% ( k4). Итоговый контрольный тест с комбинацией отрытых и закрытых вопросов на знание теоретических основ курса: 20 вопросов, при полном ответе на каждый вопрос студент получает 1 балл. Работа считается зачетной при условии получения студентом 11 и более баллов. При не достижении данного показателя студент автоматически получает «незачет» по дисциплине. Оценка за контрольную работу (Оитог) выставляется в следующей пропорции набранных баллов за ответы на вопросы: 11-12 – 4 балла, 13-14 – 5 баллов, 15 – 6 баллов, 16 – 7 баллов, 17 – 8 баллов, 18 – 9 баллов, 19-20 – 10 баллов. Вес работы в итоговой оценке 50% ( k5). 6.2Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает выполненные домашние работы студентов с презентацией результатов работы на семинарских занятиях, а также результаты зачетного письменного теста на знание теории курса. Преподаватель оценивает самостоятельную домашнюю работу студентов: правильность выполнения самостоятельных работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы и применения метода. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Одз и Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= k1* Одз1 + k2* Одз2 + k3* Одз3 + k4* Осам.работа Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Онакопленная Итоговая= Онакопленная + k5 * Оитог Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента. На зачете студент может получить дополнительный теоретический вопрос в форме собеседования, ответ на который оценивается в 1 дополнительный балл. 7Содержание дисциплиныТема 1. Сущность и назначение аудита маркетинга • Определения маркетингового аудита в мировой литературе. История развития мировой практики маркетингового аудита. Основные цели и задачи аудита маркетинга. • Обзор основных ошибок, совершаемых на российских предприятиях при построении и функционировании системы маркетинга. Системные и функциональные ошибки маркетинга, основные зоны уязвимости маркетинга и их связь потенциалом повышения эффективности маркетинга предприятия. • Основные подходы к оценке результативности маркетинга, базовые методы выявления ошибок и слабых сторон системы маркетинга компании. • Ситуации, требующие проведения аудита маркетинга. Частичный и комплексный аудит маркетинга. Экспресс-аудит. Оценка целесообразности проведения комплексного аудита маркетинга. • Внешний и внутренний аудит (самоаудит маркетинга): сравнительный анализ достоинств и недостатков обоих подходов. Выбор подхода к проведению аудита Основная литература: Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник для магистратуры – М.: Инфра-М, 2012 – стр. 11-44 Тема 2. Планирование и организация самоаудита маркетинга. • Компоненты системы маркетингового аудита. Основные этапы процесса комплексного аудита маркетинга, сущность и назначение этапов. • Разработка концепции (плана) аудита маркетинга: содержание документа, этапы планирования. • Ответственные за проведение аудита и анализ его результатов. • Контроль процесса аудита маркетинга. Основная литература: Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник для магистратуры – М.: Инфра-М, 2012 – стр. 45-60 Тема 3. Основные методы проведения самоаудита маркетинга. • Обзор базовых методов проведения экспресс-аудита и комплексного аудита маркетинга. • Основные источники информации при проведении аудита маркетинга. Их особенности, достоинства и недостатки. • Анкетный метод (метод ключевых вопросов): сущность, особенности, достоинства и недостатки метода. Примеры анкет (ключевых вопросов) для проведения самоаудита. • Аналитические методы: основные методы стратегического и маркетингового анализа, используемые в аудите. • Использование экспертных и проективных методов получения и анализа информации. Основная литература: Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник для магистратуры – М.: Инфра-М, 2012 – стр. 60-74, 131-136, 179-188 Тема 4. Аудит внешней среды маркетинга предприятия • Сущность и ключевые цели аудита рынка (внешней среды маркетинга). Анализ макросреды и микросреды маркетинга. • Примерный план (концепция) аудита внешней среды. Примерный состав информации, необходимой для проведения аудита рынка. • Обзор современных методик стратегического анализа внешней среды маркетинга: SWOT-анализ, PEEST-анализ, GAP-анализ. Процедура и источники информации для стратегического анализа. • Методика расчета емкости рынка, особенности использования методов при аудировании. • Методы и источники получения информации о конкурентах. Методы легендированных (засекреченных) опросов корпоративных потребителей и конкурентов. Эффективные информационные легенды-прикрытия и приемы стимулирования респондентов к участию в аудите. • Методика проведения мистери-шоппинг. • Бенчмаркинг в аудите. Формирование карточек конкурентов • Оценка имиджа и уровня лояльности потребителей. Основная литература: Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник для магистратуры – М.: Инфра-М, 2012 – стр. 75-123 Тема 5. Аудит внутренней среды маркетинга предприятия • Аудит внутренней среды маркетинга: сущность, задачи, последовательность действий, практические результаты. • Внутрифирменная информация, необходимая для проведения эффективного аудита маркетинга. • Обзор современных методик анализа внутренней среды маркетинга: SNW-анализ, контент-анализ, портфельный анализ, функционально-стоимостной анализ. • Стратегический анализ внутренней среды маркетинга: оценка устойчивости и рыночного потенциала компании; целей и ресурсов предприятия. Оценка действующей маркетинговой стратегии. Экспресс-анализ стратегии маркетинга и стратегического плана. • Анализ результативности (эффективности) действующей системы маркетинга: базовые подходы и ключевые показатели. • Ревизия функциональных составляющих маркетинга: аналитической функции маркетинга (сбор и анализ информации); производственной функции маркетинга (ассортимент продуктов, конкурентоспособность и жизненные циклы основных продуктов, разработка новых продуктов); сбытовой функции маркетинга (система распределения и товародвижения, продвижение, ценовая политика); функции планирования, организации и контроля маркетинга. • Методы анализа действующей организационной схемы управления маркетингом. • Основные методы оценки уровня обслуживания: SERVQUAL, RATER • Основные методы аудита управления продажами Основная литература: Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник для магистратуры – М.: Инфра-М, 2012 – стр. 124-164 Тема 6. Интерпретация результатов аудита маркетинга • Основные методы совместного анализа результатов аудита внешней и внутренней среды маркетинга. • Формы представления результатов аудита маркетинга. • Обзор основных внутрифирменных документов, разрабатываемых по итогам проведения аудита маркетинга. • Примеры аудирования основных бизнес-процессов системы маркетинга, варианты их оптимизации, типичные ошибки и возможные проблемы. Основная литература: Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник для магистратуры – М.: Инфра-М, 2012 – стр. 165-183, 188-203 8Образовательные технологииПри проведении обучения используются презентации в программе Power Point, компьютерные программы для редактирования текстов и работы с электронными таблицами, а также информация, собираемая через интернет и открытые СМИ. На лекциях и на семинарских занятиях проводится разбор практических задач и кейсов, проведение деловых, ролевых игр. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Для текущего контроля проводятся три самостоятельные домашние работы и практическое самостоятельное полевое исследование потребителей по выбранному студентом рынку или персонал выбранной студентом компании9.2Для оценки качества освоения дисциплины проводится итоговый письменный контрольный тест на 45 мин. (ответы на комбинированные открытые/закрытые вопросы)Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 1. Определение маркетингового аудита. 2. Основные предметы интереса при проведении маркетингового аудита. 3. Цель маркетингового аудита. 4. Назначение аудита маркетинга. 5. Четыре основные характеристики аудита. 6. Основные способы реализации аудита. 7. Состав блоков и направлений маркетингового аудита. 8. Эффекты от проведения аудита. 9. Предметная область аудита. 10. Основные ошибки в организации маркетинговой функции в компании, выявляемые в ходе аудита, их особенности. 11. Методики оценки эффективности системы маркетинга. 12. Ситуации, в которых проводится маркетинговый аудит. 13. Виды самоаудита маркетинга. 14. Формы проведения управленческого аудита маркетинга. 15. Основные проблемные зоны внешнего аудита маркетинга. 16. Основные претензии к системе маркетинга руководителей компаний. 17. Основные компетенции маркетинга в сотрудниках, необходимых руководителям компаний. 18. Преимущества тендерного подхода в определении внешних аудиторских компаний. 19. Этапы сотрудничества с внешней аудиторской компанией на додоговорной стадии, их особенности. 20. Принципы выбора необходимой аудиторской компании для проведения аудита системы маркетинга. 21. Основные подходы к планированию бюджета внешнего аудита. 22. Главные условия проведения эффективного внешнего аудита системы маркетинга. 23. Основные документы, разрабатываемые по итогам маркетингового аудита. 24. Основные правила проведения внутреннего аудита системы маркетинга. 25. Содержательный процесс комплексного аудита системы маркетинга. 26. Концепция «6С» в аудите маркетинга, ее суть. 27. Суть анкетного подхода в аудите маркетинга. 28. Основные этапы проведения аудита маркетинга. 29. Суть и этапы постановки маркетинговых проблем на анализ. 30. Этапы разработки концепции аудита. 31. Особенности рабочего инструментария при проведении маркетингового аудита. 32. Основные правила пилотирования в аудите. 33. Формы организации внутреннего аудита маркетинга компании. 34. Основные источники информации при проведении аудита, их особенности, ограничения. 35. Методы сбора информации о внутренней среде маркетинга при аудите. 36. Основные методы проведения комплексного аудита системы маркетинга. 37. Основные задачи аудита макросреды маркетинга. 38. Цели анализа макро- и микросреды маркетинга в рамках аудита. 39. Факторы аудита макросреды. 40. Особенности стратегического анализа при аудите. 41. Основные методы проведения аудита внешней среды маркетинга. 42. Особенности метода GAP-анализа для аудита системы маркетинга. 43. Основные задачи аудита микросреды маркетинга. 44. Потенциальные источники ошибок при реализации полевых методов в маркетинговом аудите. 45. Этапы контроля качества первичной информации в ходе аудита. 46. Принципы работы и отбора полевого персонала при аудите. 47. Причины необходимости экспертизы в ходе проведения маркетингового аудита. 48. Основные виды экспертной информации в аудите. 49. Предъявляемые требования к экспертам при маркетинговом аудите. 50. Основные методы получения экспертной информации при аудите, суть и особенности методов. 51. Особенности и структура сегментации рынка при проведении аудита для рынка потребителей и организаций. 52. Особенности процесса сегментации при аудите. 53. Основные признаки профилирования базового рынка при аудите. 54. Наиболее часто используемые критерии сегментации конечных потребителей. 55. Методы сегментации и анализа, используемые в маркетинговом аудите. 56. Основные критерии отбора целевых сегментов в аудите. 57. Общая схема процедуры сегментации в аудите. 58. Субъективные маркетинговые проблемы, требующие полевых методов аудита. 59. Используемые методы полевых исследований в маркетинговом аудите, их особенности. 60. Особенности использования фокус-групп при проведении аудита. 61. Виды проекционных техник, применяемых при маркетинговом аудите, их особенности. 62. Качественные и количественные методы изучения имиджа компании в ходе аудита. 63. Основные методы опросов, используемых в аудите, их особенности. 64. Этапы разработки анкет при аудите системы маркетинга. 65. Структуры анкет для маркетингового аудита. 66. Основные типы выборки в маркетинговом аудите. 67. Основные методы исследований конкурентов в маркетинговом аудите. 68. Особенности методов полевых исследований конкурентов в аудите. 69. Области применения и основные условия метода мистери-шоппинг в аудите. 70. Основные требования к информации от конкурентов при аудите. 71. Принципы формирования карточек конкурентов по итогам аудита. 72. Основные продуктивные информационные легенды для аудита конкурентной среды. 73. Основные методы определения доли рынка конкурентов в ходе аудита. 74. Особенности метода бенчмаркинга в маркетинговом аудите. 75. Расширенные этапы проведения SWOT-анализа по итогам сбора информации в маркетинговом аудите: создание конфронтационной матрицы, выделение центральной проблемы и стратегических приоритетов, работа со стратегическими матрицами угроз и возможностей. 76. Возможные выводы и рекомендации по итогам аудита. 77. Особенности аудита и анализа внутренней отчетности службы маркетинга компании. 78. Основные компоненты маркетингового аудита. 79. Методы аудита внутренней среды маркетинга 80. Структура итогового документа по итогам маркетингового аудита. 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникД.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник для магистратуры – М.: Инфра-М, 2012 10.2Основная литература1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика – М.: Финпресс, 2008 2. Уилсон О. Аудит маркетинга – М.: Баланс-клуб, 2003 10.3Дополнительная литература3. Матюшина Т.В. «О типичных ошибках в управлении маркетингом и необходимости проведения аудита маркетинга предприятия» // журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования», № 5, 2004 4. Березин И.С. Маркетинговый анализ: принципы и практика, российский опыт. – М.: Эксмо, 2007 5. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. – М.: Юрайт, 2012 6. Ф. Котлер, Г. Арметронг, Д. Сондерс, В. Вонг "Основы маркетинга" – М.: издательский дом Вильямс, 2007 7. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб: Питер, 2007 8. Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг. – СПб: Питер, 2005 9. Кидонь В."Маркетинговый аудит на предприятии" // еженедельник "Аптека" №10 от 11.03.02 10. Шкардун В.Д. "Объекты маркетингового аудита" // журнал "Маркетинг и маркетинговые исследования" - №1, 2003 11. Шкардун В.Д. "Исполнители маркетингового аудита" // журнал "Маркетинг и маркетинговые исследования" - №2, 2003 12. Иванов Л.А. Книга директора по маркетингу – Питер, 2006 10.4Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
Автор программы: К.э.н., доцент Д.В.Тюрин |
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовки бакалавра |
Программа дисциплины м 1 Производственная практика основная образовательная... Место дисциплины в структуре ооп. Производственная (педагогическая) практика относится к разделу М. 3 «Практики и научно-исследовательская... |
||
Учебной дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов»»... Целями освоения дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов» являются |
Программа научно-исследовательской работы основная образовательная... Нир является обязательной составляющей образовательной программы профессиональной подготовки магистра. Нир направлена на подготовку... |
||
Учебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного... Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»... |
Программа дисциплины «История литературной критики» (1780-1860-е)... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |
||
Программа для студентов В основу разработки программы положен Государственный образовательный стандарт по специальностям: ''Юриспруденция'' ''Бухгалтерский... |
Учебной дисциплины «Теория текста и дискурса» Для направления подготовки магистров «Филология» «Теория текста и дискурса» является составной частью дисциплины «Теория специализированной области филологии» для магистерской программы... |
||
Учебной дисциплины «Основы этнолингвистики» Для направления подготовки магистров «Филология» Наименование дисциплины: «Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология» |
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |