Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы




Скачать 180.82 Kb.
Название Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы
Дата публикации 21.06.2014
Размер 180.82 Kb.
Тип Программа дисциплины
literature-edu.ru > Маркетинг > Программа дисциплины



Правительство Российской Федерации

Программа дисциплины

Маркетинг


для направления подготовки бакалавра

Автор программы:

Тюрин Д.В.

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии c:

  • Образовательным стандартом вуза;

2Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Маркетинг» являются научить слушателей пользоваться минимальным маркетинговым инструментарием и примерами опыта других фирм в организации маркетинга, выполнении основных его функций, чтобы работая в компании и получив маркетинговую задачу, слушатель смог бы организовать и провести данную работу, опираясь на полученные теоретические знания и рассмотренные практические примеры.

Задачами преподавания дисциплины являются следующие:

  • Создание системных представлений о методологии и методах организации и проведения маркетинга в компании.

  • Первичное знакомство студентов с основными направлениями маркетинга.

  • Формирование у студентов общего представления о целях, сущности и методах реализации маркетинга на предприятии.

  • Обучение ориентироваться в выборе необходимых и достаточных маркетинговых инструментов при решении тех или иных конкретных поставленных задач в практике.

  • Владение особенностями, достоинствами и недостатками источников маркетинговой информации для эффективной реализации задач.

  • Предоставление возможности овладения практическими навыками реализации простейших задач в области системы маркетинга издательского бизнеса.


Курс раскрывает теоретические и практические основы построения основных направлений маркетинга на предприятии силами сотрудников маркетингового подразделения, а также с привлечением сторонних специализированных агентств с акцентом на оптимальные исполнения в условиях дефицита финансовых и трудовых ресурсов.

Курс раскрывает теоретические и практические основы маркетинга, принципы использования маркетинговых инструментов в деятельности.

Изучение данного курса необходимо для формирования у специалистов разного уровня квалификации представления о методах организации, проведения и анализа маркетинговой информации, проведения опросов и прочих мероприятий, которые могут быть реализованы в рамках структурной иерархии маркетингового подразделения компаний и отдельных специалистов данного сектора.

По итогам курса слушатели смогут самостоятельно разрабатывать план маркетинговой активности на предприятии, выбрать адекватные задачам методы, сделать выводы и разработать рекомендации по совершенствованию решения маркетинговых задач своей фирмы.

Преподавание курса сопровождается графической и иллюстративной информацией в форме презентаций PowerPoint.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: ключевые понятия, цели и задачи использования различных направлений маркетинга; основные приемы работы на конкретных рынках и ключевые показатели его оценки.

  • Уметь: анализировать маркетинговые среды рынка, разрабатывать концепции проведения маркетинговых мероприятий, выбирать пригодные в конкретных ситуациях маркетинговые методы, проводить изучение конкурентной среды и потребительских предпочтений, сегментировать и выделять целевую аудиторию потребителей, обрабатывать и анализировать результаты маркетинговой активности.

  • Иметь навыки (приобрести опыт): использования современных инструментов, применяемых в проведении маркетинговой деятельности, получения и анализа необходимой информации.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

ОК-1

Распознает значимые единицы при проведении маркетинговых мероприятий, может объединить информацию в смысловые блоки, выделить связи и принципы распространения информации, проанализировать результат и обосновать свои выводы


Семинарские занятия с разбором конкретных практических ситуаций


Способность ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной и научной речи

ОК-2


Применяет базовые логические законы для оценки различных данных; обосновывает свои выводы; умеет обоснованно реагировать на проблематику системы маркетинга компании, рассматривая различные варианты развития ситуации

Семинарские занятия с разбором конкретных практических ситуаций по проблемам компаний, требующих получения рыночной информации

Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ОК-9

Дает определение информации; понимает и показывает на конкретных примерах роль информации в современном обществе; демонстрирует способность анализировать информацию по разнообразным темам; распознает признаки информационных угроз; способен аргументированно рассуждать о роли маркетинга в части распространении информации в современном обществе, рассматривая как позитивные стороны процесса, так и риски

Семинарские занятия, в рамках которых рассматриваются удачные и неудачные примеры

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-10

Владеет специальным инструментарием для мониторинга и анализа первичной и вторичной информации, умеет подбирать подходящее программное обеспечение по ряду признаков для решения различных задач. Владеет современными инструментами поиска и анализа информации; владеет компьютерными программами, позволяющими хранить и перерабатывать информацию; применяет компьютер как средство автоматизации при проведении исследований, мониторинга, планирования и анализа

Лекционные и семинарские занятия с использованием для получения результата различных инструментов маркетинга

Способность проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий

ПК-30

Владеет навыками проведения маркетинговых исследований, анализа и аудита по различным темам.

Грамотно интерпретирует результаты аналитических исследований.

Практические занятия по подготовке методологий, аналитических записок, а также информационно-аналитических отчетов, основанные на данных мониторинга и анализа внутренней и внешней среды предприятий

Способность осуществлять обработку и подготовку данных для анализа, владением навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов, а также составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов

ПК-34

Владеет навыками написания информационных и аналитических записок, а также информационно-аналитических отчетов.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для бакалаврской программы настоящая дисциплина является базовой дисциплиной. Ее преподавание проводится на третьем курсе одновременно с изучением дисциплин профессионального цикла базовой части.

Изучение дисциплины «Маркетинг» основывается на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения положений экономической теории, философии, общего менеджмента и других дисциплин, имеющих отношение к предметной области учебного курса. Дисциплина закладывает фундамент для самостоятельной деятельности студентов бакалавриата в области подготовки и проведения маркетинговых мероприятий в рамках близкой к проблематике курса выбранной темы для написания и защиты выпускных квалификационных и бакалаврских работ, а также для их дальнейшей работы в академической или практической сфере после окончания обучения в бакалавриате.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

• В области экономической теории

• В области общего стратегического менеджмента

• В области статистики и эконометрики

• В области управления проектами

• В области управления персоналом
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

• Маркетинговые коммуникации

• Маркетинговые исследования

• Маркетинговое планирование

5Тематический план учебной дисциплины






Тема

Всего часов
Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семинарские и практические занятия



Сущность и назначение маркетинга

14

6

-

8



Сегментирование потребителей

28

10

6

12



Маркетинговые коммуникации в продвижении товаров и услуг

30

6

4

20



Брендинг

26

8

4

14



Маркетинговые исследования в журналистике

46

10

6

30

итого

144

40

20

84

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

Текущий

Эссе -самостоятельная домашняя работа
Промежуточная контрольная работа



в течение курса

Самостоятельная письменная работа-эссе и презентация на семинарах

Тест с закрытыми вопросами

Итоговый

Экзамен

на последней неделе курса

Письменный тест


6.1Критерии оценки знаний, навыков


Домашнее задание - эссе – анализ примеров успешного и неудачного маркетинга известных компаний за последние три года. Необходимо подобрать и дать оценку маркетинговой активности компаний по темам (один удачный и один неудачный пример по каждой тематике): сегментирование, рекламная деятельность, брендинг, маркетинговые исследования. Оценивается по 10-балльной шкале (Одз). Вес работы в итоговой оценке 30% ( k1).

Выполнение промежуточной контрольной работы является основанием допуска студента на итоговый экзамен по курсу.

Итоговый экзамен - контрольный тест с закрытыми вопросами на знание теоретических основ курса: 10 вопросов, при полном ответе на каждый вопрос студент получает 1 балл. Работа считается зачетной при условии получения студентом 5 и более баллов. При не достижении данного показателя студент автоматически получает «незачет» по дисциплине. Оценка за контрольную работу (Оитог) выставляется в следующей пропорции набранных баллов за ответы на вопросы: 5 ответов – 4 балла, 6 – 5 баллов, 7 – 6 баллов, 8 – 7 баллов, 9 – 8 баллов, 10 – 9 баллов, ответ на дополнительный устный вопрос для ответивших на все вопросы теста – 10 баллов. Вес работы в итоговой оценке 70% ( k2).

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает выполненные домашние работы - эссе студентов с презентацией результатов работы на семинарских занятиях, а также результаты экзаменационного письменного теста на знание теории курса.

Преподаватель оценивает домашнюю работу студентов: правильность выполнения самостоятельной работы, полноту освещения тем, логичность проведенного анализа, аргументированность доводов.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Онакопленная Итоговая= k1* Одз + k2 * Оитог
Способ округления накопленной итоговой оценки: в пользу студента.

На экзамене студент может получить дополнительный теоретический вопрос в форме собеседования, ответ на который оценивается в 1 дополнительный балл.

7Содержание дисциплины



Тема 1. Сущность и назначение маркетинга

• Подходы к определению маркетинга.

• Объекты маркетинга. Рынок: понятие, виды и принцип рынка.

• Маркетинговый процесс на предприятии.

• История и этапы развития маркетинга.

• Современные концепции маркетинга: социально-ответственный маркетинг, маркетинг партнерский отношений, латеральный и кастомизированный маркетинг, маркетинг, ориентированный на стоимость.

• Стратегический и операционный маркетинг.

• Комплекс функций маркетинга.

• Развитие маркетинга в России: специфика и проблематика. Современный маркетинг в России.
Основная литература:

И.В.Липсиц, Д.В.Тюрин и др. «Маркетинг» Учебник для бакалавров. Под ред. И.В.Липсица – М.: Геотар-Медиа, 2012 – Глава1, стр. 9-82
Тема 2. Сегментирование потребителей.

• Понятие и критерии сегментирования на потребительском и промышленном рынках.

• Причины разделения рынка. Особенности сегментов.

• Этапы сегментирования потребителей. Разновидности сегментирования. Выбор целевого сегмента и его позиционирование.

• Построение схемы позиционирования товаров в глазах потребителей. Возможные стратегии позиционирования. Задачи эффективного позиционирования.

• Поведение потребителей: маркетинг-микс (комплекс маркетинга) – 4р продавца и 4с потребителя, состав и политика развития маркетинг-микса, факторы, влияющие на поведение потребителя, этапы принятия решения о покупке.
Основная литература:

Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник - М.: Инфра-М, 2012 – Глава 4, стр. 91-97

Тема 3. Маркетинговые коммуникации в продвижении товаров и услуг.

• Понятие маркетинговых коммуникаций. Направления коммуникаций. Интегрированный подход.

• Виды обращений в комплексе маркетинговых коммуникаций. Состав и особенности видов коммуникаций. Источники запланированных и незапланированных обращений.

• Цели маркетинговых коммуникаций: основные и дополнительные. Назначение маркетинговых коммуникаций.

• Модель процесса прохождения маркетинговых коммуникаций. Основные понятия процесса, особенности этапов.

Основная литература:

И.В.Липсиц, Д.В.Тюрин и др. «Маркетинг» Учебник для бакалавров. Под ред. И.В.Липсица – М.: Геотар-Медиа, 2012 – Глава 9, стр. 310-317, 329-339

Тема 4. Брендинг

• Фирменный стиль в брендинге. Элементы фирменного стиля.

• Виды и функции товарных знаков.

• Понятие товарного знака, торговой марки и бренда: особенности и различия.

• История развития брендинга. Прообразы современного торгового знака.

• Подходы к понятию брендинга. Назначение брендинга для компании. Достоинства бренда для продавцов, производителей и потребителей.

• Основные характеристики и функции бренда. Особенности видов товарных знаков.

• Зонтичные бренды: особенности, зонтичные стратегии, подходы к их формированию, возможные проблемы использования, условия успешной реализации.

• Отличия промышленного бренда от потребительского. Бренд-архитектура.

• Этапы создания бренда. Позиционирование бренда. Составляющие разработки стратегии бренда. Рекомендации по созданию идеи бренда. Нейминг. Управление брендом.

Основная литература:

И.В.Липсиц, Д.В.Тюрин и др. «Маркетинг» Учебник для бакалавров. Под ред. И.В.Липсица – М.: Геотар-Медиа, 2012– Глава 9, стр. 317-329

Тема 5. Маркетинговые исследования


• Понятие и виды маркетинговых исследований.

• Функции маркетинга. Исследовательско-аналитическая функция, особенности и состав.

• Основные проблемы, требующие полевых исследований потребителей. Методы полевых исследований.

• Методы качественных и количественных исследований. Основные формы опросов. Достоинства и недостатки анкетирования и интервью. Формы проведения личных формализованных интервью.

• Этапы и методы проведения исследований конкурентов.
Основная литература:

Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник - М.: Инфра-М, 2012 – Глава 4, стр. 75-117, Глава 6, стр. 165-200

8Образовательные технологии


При проведении обучения используются презентации в программе Power Point, компьютерные программы для редактирования текстов и работы с электронными таблицами, а также информация, собираемая через интернет и открытые СМИ.

На лекциях и на семинарских занятиях проводится разбор практических задач и кейсов, проведение деловых, ролевых игр.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Для текущего контроля проводится эссе - самостоятельная домашняя работа и промежуточная контрольная работа




9.2Для оценки качества освоения дисциплины проводится итоговый экзамен - письменный контрольный тест на 30 мин. (ответы на закрытые вопросы)



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Дать определение маркетинга одним из изученных источников.

  2. Цель маркетинга

  3. 10 типов маркетинговой сущности

  4. Понятие рынка

  5. Периоды становления и развития мирового маркетинга.

  6. Основные постулаты маркетинга согласно «Теории маркетинга»

  7. 5 этапов маркетинга и их характеристики

  8. Действия и поведенческие компоненты рыночной ориентации

  9. Особенности принципа социально-ответственного маркетинга

  10. Особенности маркетинга партнерских отношений по сравнению с классическими продажами

  11. Определение латерального маркетинга

  12. Особенности кастомизированного маркетинга

  13. Суть маркетинга, ориентированного на стоимость

  14. Основные источники стоимости бизнеса

  15. Особенности стратегического и операционного маркетинга

  16. Ключевые функции стратегического маркетинга

  17. Комплекс функций маркетинга, состав функций

  18. Основные этапы развития маркетинга в России

  19. Основные особенности современного маркетинга в России

  20. Определение сегментирования

  21. Основные причины сегментирования рынка

  22. Особенности идентифицированных сегментов

  23. Два основных пути сегментирования, их особенности

  24. Основные мероприятия целевого маркетинга

  25. Признаки сегментирования на потребительском и промышленном рынках

  26. Суть и цель позиционирования

  27. Существующие стратегии позиционирования

  28. Суть и составляющие комплекса маркетинга

  29. Основные потребительские мотивы, их суть

  30. Этапы принятия потребителем решения о покупке

  31. Этапы анализа деятельности конкурентов

  32. Основные источники информации о конкурентах

  33. Определение фирменного стиля и его элементы

  34. Понятие бренда с разных позиций маркетинга

  35. История становления бренда

  36. Основные прообразы современного торгового знака

  37. Цели брендинга

  38. Достоинства бренда для производителей, продавцов и потребителей

  39. Основные характеристики бренда

  40. Характерные функции бренда и товарного знака

  41. Виды товарных знаков, их отличительные особенности

  42. Виды брендов, особенности их стратегий

  43. Основные подходы к формированию зонтичного бренда, основные проблемы

  44. Условия успешной реализации зонтичных брендов

  45. Отличия промышленного бренда от потребительского

  46. Понятие бренд-архитектуры, ее схематичное представление

  47. Этапы работ по созданию бренда

  48. Информация, необходимая для принятия решения о позиционировании бренда

  49. Цели и принципы измерения стоимости бренда, существующие методики

  50. Понятие и составляющие элементы конкурентоспособности товара

  51. Понятие маркетинговых исследований

  52. Типы маркетинговой информации, их особенности

  53. Основные подфункции исследовательско-аналитической функции маркетинга, их особенности

  54. Субъективные маркетинговые проблемы, требующие проведения полевых исследований потребителей

  55. Категории полевых исследований, их особенности

  56. Основные методы проведения полевых исследований, суть методов

  57. Основные методы опросов потребителей, их особенности, достоинства и недостатки

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




10.1Базовый учебник


И.В.Липсиц, Д.В.Тюрин и др. «Маркетинг» Учебник для бакалавров. Под ред. И.В.Липсица – М.: Геотар-Медиа, 2012

10.2Основная литература


1. Ф.Котлер «Маркетинг-менеджмент» - Питер, 2012

2. Д.В.Тюрин «Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести» Учебник - М.: Инфра-М, 2012

10.3Дополнительная литература


3. Д.В.Тюрин «Маркетинговые исследования: организация и проведение в компании» Учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2013

4. И.С. Березин Маркетинговый анализ: принципы и практика, российский опыт. – М.: Эксмо, 2007

5. И.С. Березин Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. – М.: Юрайт, 2012

6. Ф. Котлер, Г. Арметронг, Д. Сондерс, В. Вонг "Основы маркетинга" – М.: издательский дом Вильямс, 2007

7. Ж-Ж.Ламбен Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг. – СПб: Питер, 2005

8. Г.Л.Багиев, В.М.Тарасевич «Маркетинг» Учебник для вузов – Питер, 2012-12-02

9. Л.Е.Басовский, Е.Н.Басовская «Маркетинг» - М.: Инфра-М, 2010

10. «Маркетинг: теория и практика» Базовый курс. Под ред. С.В.Карповой – М.: Юрайт, 2012

11. Д.А. Шевченко «Реклама. Маркетинг. PR» Словарь терминов. – М.: РГГУ, 2012

12. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. - СПб: Издательство «Питер», 2001

13. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

14. Леманн, Дональд Р. Управление продуктом.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

15. Луис В. Штерн, Адель И. Эль-Ансари, Энн Т. Кофлан. Маркетинговые каналы. – Изд. Дом «Виль-ямс», 2002
16. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: практическое руководство. – М.: Изд-во «дело и сервис», 2002

17. Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообразования. — СПб.: Питер, 2004

10.4Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • MS Word, MS Excel, MS Power Point

Автор программы:

К.э.н., доцент Д.В.Тюрин


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Программа дисциплины Маркетинговый анализ и аудит для направления...
...
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Рабочей программы учебной дисциплины: / / рабочая программа учебной дисциплины
...
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Программа дисциплины «История литературной критики» (1780-1860-е)...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Учебной дисциплины «Теория текста и дискурса» Для направления подготовки магистров «Филология»
«Теория текста и дискурса» является составной частью дисциплины «Теория специализированной области филологии» для магистерской программы...
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Учебной дисциплины «Основы этнолингвистики» Для направления подготовки магистров «Филология»
Наименование дисциплины: «Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология»
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Программа дисциплины «История русской литературы (адаптационный курс)»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Программа дисциплины «Компьютерные инструменты лингвистических исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 035800....
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Учебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного...
Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»...
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы icon Рабочая программа дисциплины Образы природы в философском осмыслении...
Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Программа направлена на подготовку...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции