6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т.Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.
Отличительными особенностями программы являются использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.
Основная проблема изучения литературы в 6 классе — образ героя в художественной литературе. Предмет обсуждения большинства программных произведений — герой — ровесник учеников.
Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике. Поэтому литература XX века занимает в программе примерно столько же места, сколько литература всех предшествующих эпох. Последовательность расположения материала позволяет ученикам увидеть связь времен и связь литератур разных народов. Освоение теоретических понятий способствует более глубокому постижению конкретных художественных произведений.
Особая роль при организации изучения произведений принадлежит ученическому творчеству.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представления)); жанры литературы (начальные представления), баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги); сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели; использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.); отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы Введение — 2 часа.
Герой в мире художественного слова — 1 час. Повторение изученного в 5 классе — 1 час. Далекое прошлое человечества — 7 часов.
История человечества в произведениях литературы.
Литература XIX века — 66 часов.
Незабываемый мир детства и отрочества - 52 часа.
Еще немного приключений — 14 часов. Литература XX века — 24 часа. Читателям XXI века. Итоговые уроки — 3 часа.
Поурочное планирование
№ урока
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Вид контроля, самостоятельной деятельности
|
Домашнее задание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
|
1
|
Герой в мире художественного слова
|
Урок-
беседа
|
Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Подросток — герой художественных произведений. Представления учащихся об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, попытки творчества. Знакомство с учебником для 6 класса
|
Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (образ ровесника в художественной литературе). Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного
|
Рассказы о прочитанных за лето книгах
|
Вопросы и задания (с. 4)
|
2
|
Повторение изученного в 5 классе
|
Урок-
беседа
|
Беседа о прочитанных за лето книгах. Сюжет, композиция, герои произведений. Викторина по теории литературы
|
Знать: содержание и героев прочитанных произведений.
Понимать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (образ ровесника в художественной литературе). Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного
|
Викторина, вопросы и задания (с. 4)
|
Вопросы 1—4 первого уровня (с. 13)
|
ДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (7 часов)
|
3
|
История человечества в произведениях литературы. Былины — богатырский эпос русского народа
|
Урок изучения нового материала, урок- беседа
|
История человечества в произведениях литературы. Былины — богатырский эпос русского народа. Отличие былины от сказки. Особенности исполнения былин (сказыва- ние). Сказители былин. Комментированное чтение былины «На заставе богатырской»
|
Знать: теоретико-литературные понятия эпос, былина\ содержание и героев былин; особенности исполнения былин. Понимать: значение былин в сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: отличать былины от сказок; воспринимать и выразительно читать тексты былин
|
Вопросы 1-4 первого уровня (с. 13)
|
Вопросы и задания 5 первого уровня, 1—3 второго уровня, 1-4 третьего уровня (с. 13)
|
4
|
Былина «На заставе богатырской»
|
Урок- беседа
|
Герои былины: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Характеристика героев. Значение образа коня Ильи Муромца. Противостояние Ильи и нахвальщика. Особенности композиции (построения) былины (зачин, повторы, диалог, концовка). Изобразительно-выразительные средства, их роль в былине. Роль деталей в тексте. Словарная работа. Репродукции картин И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей- разбойник», В.М. Васнецова «После
|
Знать: теоретико-литературные понятия былина, эпос, гипербола, эпитет, постоянный эпитет; особенности жанра и композиции былин; содержание былины «На заставе богатырской».
Понимать: роль деталей в былине; патриотический пафос былины; значение былин в развитии русского искусства. Уметь: выразительно читать былину; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразитель-
|
Выразительное чтение, вопросы и задания 5 первого уровня, 1—3 второго уровня, 1 —4 третьего уровня (с. 13)
|
Чтение сказки А.Н. Островского «Снегурочка»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
побоища Игоря Святославича с половцами» (цветная вклейка учебника)
|
ные средства и определять их роль; сопоставлять произведения фольклора и живописи; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
|
|
5
|
A.H. Островский. Весенняя сказка «Снегурочка» (сцены)
|
Урок изучения нового материала
|
Слово об А.Н. Островском. А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Портрет драматурга работы В.Г. Перова (цветная вклейка учебника). Пьеса «Снегурочка» - весенняя сказка, по определению автора. Развитие понятия о драматическом произведении. История создания пьесы, ее театральная жизнь. Сюжет и герои пьесы- сказки. Время и место действия. Фольклорная основа пьесы. Комментированное чтение
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Островского; историю создания, сюжет и героев пьесы-сказки «Снегурочка»; теоретико-литературные понятия пьеса, пьеса-сказка, драматическая поэма в стихах, пролог, действие, явление, ремарка, диалог, монолог.
Понимать: особенности пьесы-сказки в стихах; смысл подзаголовка «Весенняя сказка»; связь пьесы-сказки с фольклором.
Уметь: воспринимать и пересказывать пьесу-сказку; использовать теоретико-литературные понятия в речи
|
Вопросы и задания (с. 24-25)
|
Выразительное чтение первого и второго действий по ролям, вопросы и задания (с. 30-31)
|
6
|
Герои пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка»
|
Урок изучения нового материала, урок- беседа
|
Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы. Главные черты Снегурочки, ее отличие от людей. Группы персонажей: сказочные герои, мифологические герои, обыкновенные люди, действующие лица, воплощающие природные силы и стихии, образы, связанные с атмосферой народного праздника, веселья. Характеристика Леля, Купавы, Мизгиря, Бобыля и Бобылихи, Берендея. Обучение выразительному чтению по ролям. Словарная работа
|
Знать: сюжет и героев пьесы-сказки. Понимать: отличие главной героини от людей, причины их недовольства Снегурочкой; главную ценность берендеев — любовь; суть конфликта Снегурочки с берендеями; позицию автора. Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; группировать персонажей по их происхождению; сопоставлять пьесу с произведениями фольклора; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 30-31,32)
|
Выразительное чтение третьего и четвертого действий по ролям, вопросы и задания (с. 37)
|
7
|
Художественные особенности пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка»
|
Урок- бе- седа, урок- практикум
|
Композиция пьесы, ее кульминация. Анализ явления второго действия четвертого. Главный смысл пьесы-сказки в словах Весны (пролог): «На свете все живое должно любить». Философская глубина этих слов. Изобразительно-выразительные средства, их роль в пьесе. Роль деталей в пьесе. Смысл финала пьесы-сказки. Выразительное чтение по ролям. Словарная работа
|
Знать: сюжет и героев пьесы-сказки. Понимать: роль деталей в пьесе; философский смысл произведения; смысл финала пьесы; гуманистический пафос произведения, его актуальность. Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать текст; аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному произведению; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания всех уровней (с. 37), 1-2 первого уровня, 1-2 второго уровня,1—2 третьего уровня (с. 41-42)
|
Вопросы 3—4 третьего уровня (с. 42), выполнение иллюстраций (или декораций) к пьесе- сказке
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
«Снегурочка» А.Н. Островского в русском искусстве
|
Урок развития речи
|
Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка» в музыкальном искусстве. Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Песня Леля «Туча с громом сговаривалась» из оперы Н.А. Римского-Корсакова, ее эстетическое совершенство. Экранизация пьесы, просмотр и обсуждение фрагментов. Фольклорная сказка «Снегурочка» и пьеса А.Н. Островского: общее и различное. Репродукции картин В.М. Васнецова «Снегурочка и Лель», «Берендеев посад», «Снегурочка» (цветная вклейка учебника). Рисунки учащихся к пьесе-сказке
|
Знать: произведения искусства по мотивам пьесы-сказки.
Понимать: роль пьесы-сказки в русском искусстве; эстетическое значение произведения.
Уметь: сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; соотносить пьесу с ее фольклорной основой и экранизацией; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; обсуждать произведения искусства; представлять свои рисунки к произведению
|
Вопросы и задания 3—5 третьего уровня (с. 42)
|
Чтение статьи «Мир вещей далекого прошлого» (с. 42-43), вопросы и задания первого уровня (с. 43)
|
9
|
Мир вещей далекого прошлого
|
Урок изучения нового материала, урок- беседа
|
Приметы времени в материальной культуре человечества. Влияние места расположения, архитектуры зданий на облик населенного пункта. Детали быта, обихода, описанные в произведениях о далеком прошлом. Понятие об интерьере. Приметы времени на иллюстрациях к фольклорным произведениям. Словарная работа
|
Знать: теоретико-литературное понятие интерьер.
Понимать: связь времени и места с материальной культурой; роль мира вещей в произведениях литературы и искусства. Уметь: находить детали в произведениях литературы и искусства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; объяснять значение слов, называющих предметы мира вещей прошлого
|
Описание примет времени на иллюстрациях, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 43-44)
|
Задание третьего уровня (с. 44), чтение статьи «Незабываемый мир детства и отрочества» (с. 46-47), статьи о В.А. Жуковском (с. 47-50)
|
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (66 часов)
|
10
|
Незабываемый мир детства и отрочества. Творчество В.А. Жуковского
|
Урок изучения нового материала, урок- беседа
|
Литература XIX века о детстве и юношестве. Слово о В.А. Жуковском. Дружба поэта с А.С. Пушкиным. Тема дружбы и картины природы в стихотворениях В.А. Жуковского «Дружба», «Вечер». Жуковский — автор баллад. Понятие о балладе. Тематика и герои баллад В.А. Жуковского. Портрет В.А. Жуковского работы О.А. Кипренского. Сочетание портрета, пейзажа, интерьера на картине Е.Р. Рейтерна «В.А. Жуковский» (цветная вклейка учебника). Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад В.А. Жуковского. Комментированное чтение баллады «Кубок»
|
Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); портреты В.А. Жуковского; признаки жанра баллады. Понимать: роль В.А. Жуковского в обогащении русской литературы произведениями европейских авторов. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; описывать картины; определять роль деталей в поэтическом тексте
|
Выразительное чтение, описание репродукций картин
|
Выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Кубок», вопросы и задания первого и второго уровней (с. 56-57)
|
|