Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г.




НазваниеРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г.
страница1/3
Дата публикации26.09.2014
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г.) , на основе примерной Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2009г.)

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высо­кими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на прин­ципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нрав­ственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатей­шими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Изучение литературы в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманисти­ческого мировоззрения, гражданского сознания, чувства патрио­тизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, об­разного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; форми­рование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художест­венных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и тео­ретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведе­ний с привлечением базовых литературоведческих понятий и не­обходимых сведений по истории литературы; выявления в произ­ведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содер­жания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (не­русским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически восприни­мать произведения русской литературы, отличающиеся от произ­ведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, на­ряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершин­ным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

  • формирование умений сопоставлять произведения русской и род­ной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, вышит п, национально- и культурно-обусловленные различия;

  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.


Данная программа предполагает работу с учебником-хрестоматией авторов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, который соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год( Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. №1067)

.

Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая ду­ховный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного,
правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятель­ности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в обще­нии с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человече­ским ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художест­венный текст возможно только при соответствующей эмоционально- эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит oт читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко и теоретико-литературных зна­нии и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение художественного текста;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

|— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

— анализ и интерпретация произведения;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет Литература одна из важнейших частей образовательной области Филология. Взаимосвязь литературы и русского язы­ки обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство ' слова раскрывает все богатство национального языка, что требует вни­мания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения — слово как единица языка и речи, его функционировании в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования — литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план предусматривает обязательное изучение на базовом уровне предмета в объеме 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Из них на развитие речи- ??? ч.

контрольные работы- ????

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художест­венных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художествен­ных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного тек­ста;

  • различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами коммента­рия, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаи­ческих текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным про­изведениям и на основе жизненных впечат­лений;

  • целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные ,групповые; творческие, самостоятельные работы.

Виды и формы контроля: устный и письменный опрос, тестовая проверна.

Требования к результатам освоения программы по литературе

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять те­зисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе вы­ученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, со­чинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходи­мую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произве­дений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произве­дении и его авторе (справочная литература, периодика, телевиде­ние, ресурсы Интернета).

Содержание учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVTI в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правила классицизма в драматическом произ­ведении.

.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

Александр Сергеевич Пушкин (10ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева».

«Пиковая дама». Проблема « человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей в повести. Композиция повести

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми- рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. М.Е. Салтыков-Щедрин — писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художест­венно-политическая сатира на современные писа­телю порядки. Ирония писателя-гражданина, би­чующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. За­щита беззащитных. Нравственные проблемы расска­за. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представ­лений). Художественная деталь (развитие представ­лений).

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сосло­вий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе по­ступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

Теория литературы. Художественная деталь. Ан­титеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (1 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

.

Антон Павлович Чехов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее про­изведения (развитие представлений).

Александр Иванович Куприн (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Харак­тер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (раз­витие представлений).

Писатели улыбаются (4 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические прие­мы (развитие представлений).

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рас­сказы писательницы (для внеклассного чтения). Са­тира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассно­го чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

Александр Трифонович Твардовский (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых пере­ломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фолъклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).

А.П. Платонов. Слово о писателе. « Возвращение» Картины войны и мирной жизни в рассказе . Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представ­ления).

Виктор Петрович Астафьев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобио­графический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»', Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразитель­ные средства языка (развитие представлений).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и лю­бовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий ко­медиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво­рянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Коме­дийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные исто­ки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (раз­витие понятий).

Дж. Свифт. Слово о писателе«Путешествия Гулливера» Сатира на государственное устройство общества.

Вальтер Скотт (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму до­машнего быта, обстановки, семейных устоев и от­ношений.

Теория литературы. Исторический роман (разви­тие представлений).

Место предмета

Базисный учебный план предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе на базовом уровне в объеме 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Из них на уроки развития речи - 9 часов, внеклассное чтение-9 ч., на выполнение контрольных работ - 3 часа.

Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Виды и формы контроля: тестирование





Тема уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

1

Русская литература и история

1

2.09




Знать: информацию о взаимодействии литературы и истории.

Уметь:  объяснить различие между литературой и произведениями; составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; пересказывать статью. Использовать на практике: владение  диалогической речью




2

Устное народное творчество (2ч.)

Русская песня как отражение жизни народа . Частушка как малый песенный жанр


1

6.09




Знать: основные жанры УНТ; литературные термины, содержание произведений.

Уметь: выразительно читать, анализировать текст

Использовать на практике:  владение основными видами публичных выступлений.




3

Предания как исторический жанр

русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».


1

9.09




Знать: своеобразие исторической и лирической песен; знать термины  

« историческая песня», «предание», содержание прочитанных произведений.

Уметь: выразительно читать, анализировать образы.

Использовать на практике монологическую речь.






4

Древнерусская литература(2ч.)

Из «Жития Александра Невского». Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.



1


13.09




Знать: особенности житийного жанра в литературе содержание и идейность изучаемого произведения.

Уметь: определять худ.особенности «Жития» (канонические черты) воспринимать  и анализировать художественные черты




5

« Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века.

1

16.09




Уметь: выразительно читать, анализировать образы.

Использовать на практике: монологическую речь.





6

Из русской литературы 18 века (2ч.)

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» Сатирическая направленность комедии



1

20.09




Знать: основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; содержание пьесы, черты классицизма; условия возникновения классицизма как литературного направления.

Уметь:  определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии;  определять тематику  и проблематику произведения.

Использовать на практике: владение монологической и диалогической речью.




7

Проблема воспитания истинного гражданина. Анализ эпизода

комедии Д.И.Фонвизина


1

23.09




Знать особенности анализа эпизода драматического произведения.

Уметь:  определять проблематику литературного произведенияу; анализировать образы.

Использовать на практике: владение монологической и диалогической речью.




8

Р.р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в древнерусской литературе и в литературе 18 века.»

1

27.09




Уметь:    определять тематику  и проблематику произведения.

Использовать на практике: владение монологической и диалогической речью.




9

Иван Андреевич Крылов(2ч.)

Слово о баснописце. Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя»,их историческая основа



1

30.09




Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Крылова; языковое своеобразие басен Крылова.

Уметь: выразительно читать, анализировать  басни.

Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений;

уметь анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; уметь: объяснять смысл морали басни.




10

Внеклассное чтение. И.А.Крылов-

поэт и мудрец.

Многогранность

личности.


1

4.10




Уметь: выразительно читать, анализировать  басни.

Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений;

уметь анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; уметь: объяснять смысл морали басни




11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Смерть Ермака» Историческая тема думы

1

7.10




Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя; о думе как жанре, исторической основе произведения.
Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст, пользоваться справочной литературой




12

А.С.Пушкин(10ч.)

Слово о поэте. Основные мотивы стих. «Тучи», «К***», «19 октября» Особенности поэтической формы.





1

14.10




Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа.  




13

А.С.Пушкин и история Историческая тема в творчестве Пушкина.


1

18.10




Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа.  




14

А.С.Пушкин. «История Пугачева». История Пугачевского восстания в историческом труде и в художественном произведении А.С.

Пушкина «Капитанская дочка.

Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора


1

21.10




Знать: исторические источники;
содержание изучаемого произведения

Уметь: определять тематику  и проблематику произведения.

Использовать на практике: владение монологической и диалогической речью.




15

А.С.Пушкин.» Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

25.10










16

Петр Гринев: жизненный путь героя, формирование характера. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1

28.10




Уметь: определять тематику  и проблематику произведения.

Использовать на практике: владение монологической и диалогической речью
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение; пересказывать, участвовать в диалоге  по прочитанному  произведению; владеть различными видами  пересказа, сравнивать героев,




17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

8.11




Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа.  

Использовать на практике: умение обосновывать суждения, приводить доказательства.




18

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в оценке автора

1

11.11




Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа.  

Использовать на практике: умение обосновывать суждения, приводить доказательства.




19

Р.р.Гуманизм и историзм  А.С. Пушкина

Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка

1

15.11




Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа.  

Использовать на практике: умение обосновывать суждения, приводить доказательства.




20

А.С. Пушкин. «Пиковая дама»Проблема « человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей в повести. Композиция повести

1

18.11




Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа.  

Использовать на практике: умение обосновывать суждения, приводить доказательства.




21

Контрольная работа  по творчеству А.С. Пушкина

1

22.11










22

М.Ю.Лермонтов(4ч.)

Слово о поэте. Воплощение исторической темы в его творчестве


1

25.11




Знать: основные факты жизни и творческого пути

М.Ю.Лермонтова; содержание  поэмы «Мцыри»; оценку образа  Мцыри В.Г.Белинским.






23

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Свободный, мятежный , сильный дух героя

1

29.11




Знать: содержание  поэмы «Мцыри»; оценку образа  Мцыри В.Г.Белинским.
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение; пересказывать, участвовать в диалоге  по прочитанному  произведению




24

Особенности композиция поэмы. Роль описаний природы в поэме. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

1

2.12




Уметь: выразительно читать, анализировать произведение; пересказывать, участвовать в диалоге  по прочитанному  произведению




25

Р.р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:


1

6.12




Уметь:, выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.  

Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений.




26

Н.В. Гоголь(7ч.)

Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении..


1


9.12




Знать:  основные факты жизни и творческого пути писателя; основы сценического поведения; содержание комедии; позицию автора по отношению к каждому  из героев.




27

Н.В. Гоголь.  «Ревизор» как социальная комедия История создания и постановки комедии.  «Ревизор» в оценке современников.

1

13.12




Знать:   содержание комедии; позицию автора по отношению к каждому  из героев.

Уметь: определять род и жанр произведения,

выразительно читать, выражать свое отношение к прочитанному




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение,...

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.), на основе примерной Программы основною...

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconРабочая программа по литературе для IX класса
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004г

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)...

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)...

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconАннотация к рабочей программе по литературе для обучающихся 9 класса...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы...

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г. iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции