Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений




Скачать 211.47 Kb.
НазваниеПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений
страница1/2
Дата публикации17.10.2014
Размер211.47 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
I Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького (М. «Мнемозина», 2012 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учреждений. На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Назначение программы:

• приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы

• сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

• освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

• воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

• использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д.). В 6 классе рассматривается одна из ведущих проблем- особенности труда писателя, его позиция изображения человека как важнейшая проблема литературы. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

• познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

• практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

• эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

• развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

II Содержание тем учебного курса

Введение. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

Устное народное творчество. Былины. Былины как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и язык былин. Былинный стих, гипербола.Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Из литературы Древней Руси.Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. Первые летописцы.«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше – кожемяке, о белгородском киселе). Лиризм повествования.«Слово о погибели Русской земли».

«ЕвпатийКоловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отражённые в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. изображение ЕвпатияКоловрата как былинного героя.

Баллады. В.А.Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Переводы Жуковского «Лесной царь» (из И.В.Гёте), «Перчатка» (из И.Ф. Шиллера).Баллада как литературный жанр. Фольклорная основа баллады. История создания баллады «Светлана». Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле.А.К.Толстой. Сведения о жизни поэта. Баллада «Канут». Особенности балладного сюжета.
Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека.

А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность. Отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Художественное воспроизведение быта и нравов древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность и поэтичность речи «Песни о вещем Олеге».«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей. «Зимняя дорога», «Зимний вечер». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. А.С.Пушкин «Дубровский. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство, власть, передающих динамику действия и переживаний. Поэтические средства создания этих картин.«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе.Изображение крестьянского бунта в романе «Дубровский» А.С.Пушкина. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство одиночества и грусти поэта.М.Ю.Лермонтов «Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописныхкартин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения. Параллелизм в стихотворении. М.Ю. Лермонтов. Избранные поэтические страницы. «Казачья колыбельная песня». «На севере диком…», «Утёс» (особенности выражения темы одиночества).

Трёхсложные размеры стиха.
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!...» Мотивы родной природы в русской лирике.

Тема дороги, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов. Мотивы грусти, тоски, разгульного веселья, бесшабашной удали. Проникновенный лиризм стихотворений. В.А.Жуковский «Певец во стране русских воинов…», Н.П.Огарев «Дорога», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», А.А.Фет «Чудная картина…», И.З.Суриков «Степь».
Мотивы родной природы в произведениях С.Т.Аксакова.С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя. Значение русской деревенской жизни, тонкое чувство природы.
«О, смех – великое дело!»

Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя. «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана Головы).Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы в повести «Майская ночь, или Утопленница».

А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». Приёмы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя.
Человек в ситуациях нравственного выбора

В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе»(«Дети подземелья»).Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести «В дурном обществе» доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица.

Н.Д.Телешов «Домой». Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Человечность старика – каторжника. Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.).

А.Доде «Маленький шпион». Мотивы поступков и ответственности человека за них в рассказе.

А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини, её самоотверженность, доброта, отзывчивость.М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе.Жанр сказки-были. Смысл названия произведения. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль в сказке-были.
Движение весны

Страницы поэзии. И.А.Бунин «Бушует полная вода…», «Всё темней и кудрявей березовый лес зеленеет…». А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». И.Северянин «Весенний день». А.Т.Твардовский «Весенний, утренний, тоненький…». А.П.Межиров «Летит сосулька из зимы в весну…».

М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя. «Не надо врать». Юмористические рассказы о детях и для детей.

Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

Н.М. Рубцов. Сведения о жизни писателя. «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей». Патриотический характер лирики поэта. Преломление общественных мотивов в личном, «частном».

Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя. «Последний дюйм» Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бена и Дева и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

III Учебно – тематический план


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во вн.чт.

Кол-во уроков по р/р

1

Введение

1







«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

2

Устное народное творчество

3

1




3

Из литературы Древней Руси

5

1




4

Баллады

4

1




Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека.

5

А.С.Пушкин

8

1

2

6

М.Ю.Лермонтов

5







«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!...» Мотивы родной природы в русской лирике.

7

В.А.Жуковский

1

1




Н.П.Огарев

А.К.Толстой

А.А.Фет

И.З.Суриков

8

Мотивы родной природы в произведениях С.Т.Аксакова

1







«О, смех – великое дело!»

9

Н.В.Гоголь

3

1




10

А.П.Чехов

2




2

Человек в ситуациях нравственного выбора

11

В.Г.Короленко

3







12

Н.Д.Телешов

2







13

А.Доде

1







14

А.П.Платонов

1

1




15

М.М.Пришвин

3







Движение весны

16

И.А.Бунин

1







А.А.Ахматова

17

И.Северянин

1







А.Т.Твардовский

А.П.Межиров

В детские годы

18

М.М.Зощенко

1

1




19

Ю.М.Нагибин

1







20

В.Г.Распутин

2




2

21

Н.М.Рубцов

1







22

Дж.Олдридж

2




1

Подведение итогов

1







Итого

68
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений под редакцией...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного...
Данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для...
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка»
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции