Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)»




Скачать 258.6 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)»
страница1/2
Дата публикации28.09.2014
Размер258.6 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной, утверждённой МО РФ (М.: Просвещение, 2010) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Так как учащиеся данного класса владеют основами ведения диалога, активно высказывают собственную точку зрения, проблемное обучение определяется как ведущее.

Центральная проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс, в связи с принципом целостного изучения русской литературы.

На освоение содержания программы по литературе в 8 классе федеральным базисным учебным планом отведено 68 часов (2 часа в неделю)

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Методики и технологии, применяемые для осуществления эффективного обучения:

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Коллективное обучение.

  • Проблемное обучение.

  • Дифференцированное обучение.

  • Разноуровневое обучение.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Проектная деятельность.

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо

Календарно-тематическое планирование





Тема урока

Кол-во часов по теме

Количество часов по разделу

Дата проведения урока

Форма проведения урока

Форма контроля

план

факт


1


Вводный. Русская литература и история.




1





Комбинированный урок ИКТ


Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанного.




Устное народное творчество.




3










2

Исторические народные песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён»

1







Изучение нового материала ИКТ

Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы

3

Лирические песни. «В тёмном лесе…», «Породила меня матушка…»

1







Изучение нового материала ИКТ

Монологический ответ о народных песнях. Выразительное чтение.

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1







Изучение нового материала

Выразительное чтение




Древнерусская литература




2










5

«Житие Александра Невского»

1







Изучение нового материала ИКТ

Самостоятельная работа, письменная характеристика Александра Невского

6

«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

1







Углубление ЗУН

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра




Из русской литературы

18 века




4










7

Д.И.Фонвизин и его время. «Недоросль». Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии.

1







Углубление ЗУН ИКТ

Ответы на проблемные вопросы

8

Назначение человека. Уроки Стародума. Характеры героев

1







Изучение нового материала

Ответы на вопросы

9

Простакова и её принципы воспитания.

1







Совершенствование ЗУН

Участие в аналитической беседе

10

Подготовка сочинению-рассуждению по комедии «Недоросль»

1







Урок развития речи

Сочинение-рассуждение




Из русской литературы

19 века




30










11

Любовная лирика А.С.Пушкина.

«К ***»

1







Изучения нового материала ИКТ

Чтение наизусть. Ответы на проблемные вопросы

12

Тема «дружества святого». «19 октября»

1







Изучения нового материала

Выразительное чтение. Анализ лирического произведения.

13

Человек и природа в стихотворении «Туча»

1







Изучение нового материала

Аргументированные ответы на вопросы

14

Творческая история повести «Капитанская дочка»

1







Изучение нового материала ИКТ

Индивидуальный, ответы на вопросы

15

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

1







Изучение нового материала

Индивидуальный, ответы на вопросы


16

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав

1







Совершенствование ЗУН

Индивидуальный, ответы на вопросы

14

Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12

1







Совершенствование ЗУН

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

16

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1







Совершенствование ЗУН ИКТ

Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно)

17

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1







Урок обобщения и систематизации ЗУН ИКТ

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

18-19

Сочинение по повести «Капитанская дочка»

2







Урок обобщения и систематизации ЗУН. Урок развития речи

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

20

«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина

1







Контрольный урок

Участие в проблемной беседе. Письменные ответы на проблемные вопросы.

21

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

1







Урок обобщения и систематизации ЗУН

Оценка выполнения предложенных заданий

22

Жизнь и судьба М.Лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве поэта

1







Изучение нового материала ИКТ

Оценка ответов учащихся на уроке

23

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

1







Совершенствование ЗУН ИКТ

Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать

24

Образ Мцыри в поэме

1







Комбинированный урок

Оценка ответов учащихся

25

Своеобразие поэмы «Мцыри»

1







Урок совершенствования ЗУН

Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы

26

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

1







Комбинированный урок

Оценка ответов на поставленные вопросы

27

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

1







Совершенствование ЗУН ИКТ




28

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

1







Изучение нового материала

Выборочная проверка записей, сделанных учеником

29

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

1







Комбинированный урок

Оценка ответов учащихся в ходе урока

30

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

1







Комбинированный урок

Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.

31

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1







Комбинированный урок

Оценка ответов во время работы с текстом

32

Практическая работа по комедии «Ревизор»

1







Комбинированный урок

Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы.

33

«Шинель» - одна из петербургских повестей

1







Изучение нового материала

Сопоставительный анализ.

34

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1







Изучение нового материала

Языковой анализ текста

35

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

1







Комбинированный урок ИКТ

Оценка умения анализировать произведение

36

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

1







Совершенствование ЗУН

Оценка ответов во время беседы

37

Нравственные проблемы в повести «Отрочество»

1







Комбинированный урок

Ответы во время беседы, тест

38

Поэзия родной природы . Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

1







Урок развития речи ИКТ

Чтение наизусть

39

А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1







Комбинированный урок ИКТ

Оценка выразительного чтения наизусть




Из русской литературы 20 века




18










40

И.А.Бунин. Слово о писателе. Тема любви в рассказе «Кавказ»

1







Совершенствование ЗУН ИКТ

Оценка за выполнение домашнего задания

41

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1







Совершенствование ЗУН ИКТ

Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы

42

А.М.Горький. личность писателя. «Явление босяка» в творчестве писателя. Рассказ «Челкаш»

1







Комбинированный урок

Индивидуальная

43

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

1







Совершенствование ЗУН ИКТ

Коллективная, групповая, индивидуальная

44

И.С.Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем»

1







Комбинированный урок.

Сочинение-миниатюра «Как я писал сочинение»

45

М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

1







Комбинированный урок

Выборочный пересказ

46

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

1







Совершенствование ЗУН ИКТ

Индивидуальная

47

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

1







Изучение нового материала

Коллективный, индивидуальный

48

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

1







Совершенствование ЗУН

Оценка ответов во время урока

49

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»

1







Совершенствование ЗУН

Оценка ответов во время урока. Тест

50-51

Урок развития речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину

2







Комбинированный урок

Индивидуальная

52

А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1







Комбинированный урок

Ответы на проблемные вопросы

53

В.П.Астафьев.Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1







Комбинированный урок

Выборочный пересказ

54

Б.Л.Васильев. Проблема истинного и ложного в рассказе «Экспонат №»

1







Комбинированный урок

Цитатный план ответа на проблемные вопросы.

55

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне

1







Урок контроля

Отзыв

56

Истинная человечность в рассказе Г.К.Паустовского «Телеграмма»

1







Комбинированный урок

Участие в проблемной беседе

57

Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова.

1







Комбинированный урок ИКТ

Выразительное чтение

58

Из зарубежной литературы




7










59-60

У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

2







Комбинированный урок

Индивидуальный, тест

61

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера»

1







Комбинированный урок

Ответы на проблемные вопросы

62

Ж.Б.Мольер.Комедия «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественность буржуа.

2







Комбинированный урок

Сопоставительный анализ

63

Вальтер Скотт «Айвенго» - исторический роман

1







Комбинированный урок

Участие в проблемной беседе

.64-67

Защита проектов

4







Урок обобщения

Проекты

68

Рекомендации на лето

1














Содержание учебного курса
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом

Исторические народные песни. Лирические песни

Древнерусская литература


Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

“Житие Александра Невского” (возможен выбор другого произведения).

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

«Повесть о Шемякином суде»

литература XVIII века


Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconПояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса...
На основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной. Издательство...

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconПояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа
Рф №1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной...

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на...
Программа для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной Литература 5-11 классы (Базовый уровень) 11-е изд., переработанное....

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconРабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной...
...

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы...
Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г. И. Беленького...

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconРабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconX-xi классы обсуждено составители
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных...

Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Г. И. Беленького (М. «Мнемозина», 2012 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учреждений....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции