Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений




НазваниеПояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений
страница1/5
Дата публикации27.09.2014
Размер0.56 Mb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Рабочая программа по литературе

11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 11 классе:

1. На основе сформированного в 5–10 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать ее внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, знакомящих с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену – с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В. Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь литературный материал скомпонован вокруг центральной проблемы 11 класса – «Национальное своеобразие и история русской литературы ХХ века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, видеть их порядок, отношения между ними.

Курс рассчитан на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи – 12 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы, решение тестов.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Золотарёва И.В. Литература. 11 класс. Поурочные разработки : книга для учителя / И.В.Золотарёва. – М. : ВАКО, 2010.

2. Коровина, В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы. (Базовый уровень). 10–11 классы. (Профильный уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2010.

3. Кунарев, А. А. Русская литература ХХ века. 11 кл. : практикум / А. А. Кунарев, О. Н. Михайлов, В. А. Чалмаев ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2006. – 318 с.

4. Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. А. Смирнова [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2010.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 кл. / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.

3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».



п/п

Система уроков

Педагогические

средства

Вид деятельности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения.

Дата

Базовый уровень

Продвинутый

уровень

1

2

3

4

5

6

7



Русская литература 19 века

в контексте мировой культуры.

Проблемная

лекция, работа

с книгой,

демонстрация

Коллективная,

групповая

Знать основные

темы русской

литературы19 в.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы19 в. с

мировой культурой





Обзор русской литературы первой

половины 19 в.

Проблемная

лекция, работа

с книгой,

демонстрация

Коллективная,

групповая

Знать основные

произведения и

писателей русской

литературы первой

половины 19 в.

Уметь определять

принадлежность

отдельных произведений

к литературным направлениям 19 в.

Уметь выделять из

общего

контекста русской

литературы

первой половины 19 века произведения,

связанные с национальным

самоопределением русской литературы.






Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Обзор лирики

Проблемная

лекция, работа

с книгой,

демонстрация

Коллективная,

групповая

Уметь раскрывать

«вечные темы»

в творчестве Пушкина:

природа, любовь,

дружба, творчество,

общество и человек,

свобода, смысл

человеческого бытия.

Знать о художественных открытиях Пушкина.

Уметь анализировать

стихотворения поэта,

раскрывая их гуманизм

и философскую глубину






Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражание Корану», «Демон».

Беседа,

работа

с книгой,

демонстрация

Коллективная,

групповая

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы»

Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста.






Практикум.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти».


Беседа. Практикум.



Индивидуальная,

коллективная,

групповая

Уметь определять роль изобразительных средств.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа.







Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…».

Домашнее сочинение по лирике Пушкина.


Беседа,

проблемные

задания

Коллективная,

групповая

Уметь определять роль изобразительных средств.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа.







Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»


Лекция, беседа.

Индивидуальная:

подготовить

сообщения

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, составлять вопросы по теме урока.









Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

Беседа.

Групповая,

индивидуальная:

подготовить

сообщения

Знать основные

образы поэмы

своеобразие жанра

и композиции

произведения.

Уметь раскрыть

конфликт личности

и государства.

Уметь раскрыть

проблему

индивидуального

бунта.




!

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

Письменная работа.

Индивидуальная.

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности лирики А.С.Пушкина.









Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Обзор лирики.

Лекция, беседа.

Коллективная,

групповая. Индивидуальная:

подготовить

сообщение на тему

«Романтизм и реализм в творчестве

М.Ю.Лермонтова»


Уметь раскрыть основные темы и мотивы

в творчестве Лермонтова: тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества.


Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм, философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.






Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермрнтова. «Молитва» («Я матерь Божия, ныне с молитвою…»

Беседа. Практикум.

Фронтальная

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Уметь выявлять смысл названия художественного произведения






Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»

Работа с текстом

Групповая



Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм, философскую глубину






Философские мотивы лирики М.Ю, Лермонтова. «Как часто, пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»



Работа с текстом

Групповая

Уметь владеть различными видами пересказа.


Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм, философскую глубину




!



Вн. чтение. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

Семинар


Фронтальная

Уметь сохранять логику изложения, удерживаться в границах темы

Уметь осмыслить роль и значение произведения в историко-литературном аспекте








РР. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова

Проблемные задания.

Групповая,

индивидуальная

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.


Уметь создавать сочинения разных жанров.







Жизнь и творчество Н.В.Гоголя (обзор).



Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация.

Индивидуальная: подготовить сообщения.

Знать особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение







«Петербургские повести Н.В.Гоголя. Обзор «маленького человека» .

Семинар.

Лекция, беседа, выступления учащихся.

Групповая,

индивидуальная

Знать историю создания повести, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь анализировать прозаическое произведение







Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

Практикум

Групповая.


Знать содержание, уметь характеризовать персонажей поэмы.

Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст литературного произведения.






Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Беседа, работа с текстом.

Групповая.


Понимать роль главного героя в системе образов.

Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций.







Вн. чтение. Н.Г.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Невский проспект»



















РР Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Проблемные задания.



Индивидуальная

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.


Уметь создавать сочинения разных жанров.






Русская литература и общественная мысль второй половины 19 века.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

групповая

Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философской мысли 80 – 90-х годов.











Художественный мир И.А.Гончарова. Личность и судьба писателя. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблема.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая


Знать биографию Гончарова, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души). Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.


Уметь анализировать прозаическое произведение






Глава «Сон Обломова» и её роль в романе И.А.Гончарова «Обломов». Обломов – «коренной народный наш тип»

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания.

Групповая.

Знать роль данного эпизода в общем содержании романа. Уметь анализировать эпизод художественного произведения.


Уметь находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, создавать устные сообщения.








«Обломов». Андрей Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская.

Беседа, проблемные задания.

Групповая

Уметь составлять сравнительную характеристику.


Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст литературного произведения.






«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

Семинар. Самостоятельное планирование и проведение исследования

Фронтальная,

групповая


Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст литературного произведения.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение...
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе для 10 класса пояснительная записка
Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего...

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа учителя
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,...

Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции