Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений




Скачать 172.83 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений
Дата публикации29.09.2014
Размер172.83 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений под редакцией С.К. Бирюковой, Н.Н. Вербовой и др.

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

При разработке программы учитывались специфичность контингента класса, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся приходят в школу с очень слабой подготовкой.

Характерная черта программы снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Дети данного класса характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым, развитием, у них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления - сравнения, обобщения, классификации явлений, они с трудом воспринимают переносное значение слова, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.

Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

Задачи преподавания литературы

В содержание школьного курса литературы входит изучение выдающихся по своему значению и доступных учащимся произведений русской и зарубежной литературы. При этом школьники получают сведения по теории и истории литературы.

Русская литература, обладающая богатейшими гуманистическими и художественными традициями, как учебный предмет играет очень важную роль в нерусской школе. Будучи явлением мирового масштаба, она позволяет ученикам, владеющим русским языком, приобщиться к мировым духовным ценностям.

Читая произведения русской и зарубежной (на русском языке) классики, школьник попадает в волнующий мир глубоких и смелых мыслей, благородных и сильных чувств, ярких красок и образов, рожденных поэтическим видением жизни художников слова. Это чтение воспитывает гуманное отношение к людям разных национальностей, уважение к национальным особенностям, чувство единства человечества.

В предлагаемой программе учебный материал располагается, условно говоря, по спирали. Необходимость повторного возвращения к ранее изученному материалу обусловлена методическими предпосылками разработанной в Институте национальных проблем образования концепции литературного образования.

При изучении современной литературы важно показать ученикам, что роднит ее с прогрессивным наследием прошлого, что является развитием и продолжением лучших традиций, и раскрыть многообразие, эстетическое богатство литературы нашего времени. Это поможет учащимся сознательно и глубоко воспринимать произведения искусства слова, осознать специфику литературы, ее значение в жизни общества.

Содержание и структура программы

В программу средних классов включены небольшие по объему и несложные по содержанию произведения, проверенные школьной практикой, имеющие высокое художественное и воспитательное значение. Это тексты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Их образцовый русский литературный язык позволяет в процессе изучения художественных текстов обучать навыкам чтения, развивать устную и письменную речь нерусских учеников.

Литературные тексты для средних классов распределяются по трем рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для чтения и обсуждения, 3) для внеклассного чтения.

В программе для каждого класса дается примерный список произведений для чтения и заучивания наизусть. Педагог, учитывая конкретные условия своей работы и степень подготовленности учащихся, может расширить или сузить этот перечень.

Элементарные сведения по теории литературы даются на основе практических наблюдений над поэтическим языком произведений. При сообщении теоретических сведений учитель опирается на знания, полученные учащимися на уроках родной литературы.

В старших классах по-новому представлено содержание литературного образования. Отобраны и введены художественные тексты, ранее не

изучавшиеся. Впервые старшеклассники познакомятся с такими именами, как А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы



Название документа

Автор

Год

1

Государственный стандарт основного общего образования







2

Учебник

Н.Н. Вербовая, К.М. Нартов. Литература: учебник-хрестоматия для 9 кл. нац. шк. : в 2-х частях. = СПб.: изд-во «Просвещение», 1996. – 447с.

1996

3

Методические пособия

1. И.В. Золотарёва, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 416с. – (В помощь школьному учителю).

2006, 2010

4

Программы основной и средней школы. Русский язык и литература 5-11 классы национальных школ РФ.- СП: филиал изд-ва «Просвещение», 2002

С.К. Бирюкова, Н.Н. Вербовая и др.

2002


2. Календарно-тематическое планирование

урока


Название темы


Примечания


1.


Литература как образное отражение действительности.





2.


Внеклассное чтение. Из чтения летом. «Мне запомнилось».





3.


Жанры древнерусской литературы.





4.


«Повесть временных лет».





5.


«Евпатий Коловрат».





6'


«Слово о полку Игореве». Историческая основа.





7.


Герои «Слова. . .. ». Образ русской земли.





8.


«Слово и русская культура».


Д/с-


9.


Внеклассное чтение. «Близкая Древняя Русь».


лит. в шк. № 3, 94г.


10.


Русская литература XV - XVII веков.




11.

«Повесть о Шемякином суде»




12.


Русская литература 18 в. Классицизм.




13.


М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны».





14.


Р.Т. Державин . «Фелица».




15.


Г.Р. Державин о роли поэзии. «Памятник».


Анализ стих


16.


Д. И. Фонвизин «Недоросль».





17.


Обличение невежества, безнравственности крепостников - помещиков.


-

'


18.


Проблема истинного воспитания гражданина.





19.


Т/л. Сентиментализм как литературное направление Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».





20.


Н.И. Карамзин. «История государства Российского».





21.


А.Н.Радищев «Жизненный подвиг писателя».





22.


«Путешествие из Петербурга в Москву».





23.


Р/ р. Подготовка к сочинению «Русская деревня в произведениях Радищева и Карамзина».



24.

Р/р. Сочинение «Русская деревня в произведениях Радищева и Карамзина»




25.

Урок - обзор. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.




26.

И.А.Крылов - великий русский писатель-баснописец.





27.


Внеклассное чтение. Сатира С.Я. Маршака.





28.


В.А. Жуковский «Лесной царь», «Светлана».





29.


Поэтика романтических стихотворений «Море» и «Вечер».





30.


К.Ф. Рылеев «Гражданин».





31.


Внеклассное чтение. По повестям Б. Васильева или В. Быкова.





32.


А. С. Грибоедова.: личность и судьба





33.


А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».





34.

2-ое действие комедии. Обучение анализу монолога




35.

3-е действие комедии. Анализ сцены бала




36.

4-ое действие комедии. Смысл названия комедии




37.

Р/р. И. А. Гончаров «Миллион терзаний».




38.

Семинар. Молодое поколение в комедии.




39.

Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»




40.

В/ч. Чацкий и мы. А. Рыбаков «Каникулы Кроша». Ч. Айтматов «Верблюжий глаз».




41.

Урок-путешествие. А.С. Пушкин и мы.




42.

Свободолюбивая лирика поэта.




43.

Пушкин в южной ссылке. «К морю», «Цыганы».




44.

В Михайловском. «Борис Годунов».




45.

Любовная лирика поэта.




46.

Расцвет пушкинского реализма. «Маленькие трагедии».




47.

Пушкин о назначении поэта и поэзии




48.

Последние годы жизни поэта.




49.

Р/р. Письменный анализ стихотворения




50.

Р/Р. Моё любимое стихотворение Пушкина




51.

История создания романа «Евгений Онегин».




52.

В/ч. «Мой Пушкин»




53.

Онегин в Петербурге




54.

Онегин в деревне




55.

Онегин и Ленский




56.

Ольга и Татьяна




57.

Дворянское общество в романе




58.

Композиция романа. Лирические отступления




59.

Автор и его герой




60.

Р/р. Белинский о романе




61.

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин»




62.

В/ч. Урок современной поэзии «Стихи мои, свидетели живые…»




63.

Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова




64.

Лермонтов и светское общество. «Смерть поэта»




65.

Философская лирика. Мотивы тоски и одиночества




66.

Лирика разоблачения и протеста. Размышления о судьбах поколения. «Дума», «Как часто пёстрою толпою»




67.

Любовная лирика




68.

Тема поэта и поэзии.




69.

«Герой нашего времени». Композиция романа




70.

«Бэла»




71.

«Максим Максимыч»




72.

«Тамань»




73.

«Княжна Мэри»




74.

«Фаталист». Зачем я жил?




75.

Р/р. Белинский о романе




76.

В/ч. Нравственный облик моего современника




77.

В/ч. Ч. Айтматов «Белый пароход», В. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»




78.

Р/р. Сочинение. В чём трагедия поколения Печориных?




79.

Р/р. Работа с текстом. Друзья и враги Печорина













80.

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества




81.

«Ревизор» - бессмертное произведение Гоголя. История создания. Действующие лица




82.

Нравственные пороки чиновников




83.

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий




84.

Лестница славы и позор городничего




85.

«Мёртвые души». Замысел произведения




86.

Чичиков покоряет город




87.

Рыцарь пустоты и дубинноголовая помещица




88.

Ноздрё и Собакевич




89.

Прореха на человечестве. Плюшкин




90.

Народ в поэме




91.

Кто же он? Стало быть, подлец




92.

Духовная драма Гоголя.




93.

Р/р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя




94.

В/ч. Литература родного края




95.

А.И. Герцен. Личность и судьба




96.

«Былое и думы». Портреты литературных деятелей




97.

Зарубежная литература. Эсхил «Прометей прикованный»




98.

Дж. Боккаччо. «Декамерон»




99.

В. Шекспир. «Гамлет»




100.

Духовная трагедия Гамлета




101.

Мольер. «Мещанин во дворянстве»




102.

В/ч. Любимое произведение из курса литературы за 9 класс. Задание на лето







3.Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Г. И. Беленького (М. «Мнемозина», 2012 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учреждений....

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного...
Данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для...
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка»
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции