Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы




Скачать 114.42 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы
Дата публикации05.10.2014
Размер114.42 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я.Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень) - М: «Просвещение», 2007 г. рассчитана на 21 час в год.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать худо­жественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, ко­торые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали до­стоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с класси­ческими образцами мировой словесной культуры, обла­дающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистиче­ские идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого чи­тателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и сво­бодно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без поте­ри того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих та­лантливых, чутких, обладающих творческим воображени­ем читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.
Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением ху­дожник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.
В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Объектом изучения литературы являются произведе­ния искусства слова, в первую очередь тексты произведе­ний русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В программе соблюдена системная на­правленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчест­ва отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Программа 9 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, объединенные одной проблемой – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотво­рении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к дру­гим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литера­турных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом. Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в программе В.Я.Коровиной (стр. 94).
Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Т.к. количество часов авторской программы и рабочей программы совпадает, то в рабочей программе не прописывается содержание предмета (стр.48-59), , основные виды устных и письменных работ (стр.60-61).

Тематическое распределение часов


№п\п

Разделы, темы

ДАТА

Количество часов по программе Коровиной В.Я.

Количество часов по рабочей программе




Введение.










1

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве»










2

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…»










Г.Р. Державин. «Фелиция», «Памятник»










А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»










3

Н.М. Карамзин. «Осень», «Бедная Лиза»

























4

Из русской литературы XIX века

Золотой век русской литературы










В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое», «Светлана»










К. Батюшков «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»; Е.А. Баратынский «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…»










5

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»










6-

7

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня, «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…», «Я памятник воздвиг нерукотворный…»

Поэма «Цыганы», роман «Евгений Онегин»










8-9

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Стихотворения: «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»










10

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»










11

А.Н. Островский. «Бедность не порок»










12

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»










13

Л.Н. Толстой. «Юность»










А.П. Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника»










Из поэзии XIX века А.А. Фет (по выбору)










14

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. «Темные аллеи»










15-16

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»










А. А. Блок. «Ветер принес издалека», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»










С. А. Есенин. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»










В.В. Маяковский. «Послушайте!»










17

М.А. Шолохов. «Судьба человека»










18

А.И. Солженицын. «Матренин двор»










19

Из зарубежной литературы

Гай Валерий Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…»










Данте Алигьери. «Божественная комедия»










Уильям Шекспир. «Гамлет»










И.-В. Гете. «Фауст»










Дж.-Г. Байрон.»Корсар»










20

Итоговый урок за курс 9 класса (ТЕСТ)










21

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ




68

21



Используемая литература

1.Литература. 9 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. изд. – М.: Просвещение, 2009

2. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. Демиденко Е.Л. 5-9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2006.

3. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Егорова Н.В 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004

4. Литература: 9 кл.: Метод.советы/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2005.

5. Поурочные разработки по литературе 9 класс под ред. И.В. Золотаревой, Н.В.Егоровой. – М.: ВАКО, 2005
Средства обучения

  1. Толковые словари по русскому языку;

  2. Словари литературоведческих терминов;

3. Раздаточный и дидактический материал;

4. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

5. Печатные пособия;

6. Тексты произведений;

7. Портреты писателей и поэтов;

8. Видеофильмы;

9. Таблицы по литературе

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений под редакцией...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconРабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconРабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconРабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку...
И класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку...
М класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Г. И. Беленького (М. «Мнемозина», 2012 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учреждений....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции