Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов




НазваниеРабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов
страница1/5
Дата публикации14.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа по литературе

Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И.Н.Сухих. – М., Издательский центр «Академия», 2010.

Пояснительная записка

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям

Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Содержание курсов литературы и русского языка базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной литературой). На уроках литературы формируется эстетическое отношение к миру. Вместе с историей и обществоведением литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память, формирует у школьников активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Программа 7 класса строится на базовой литературоведческой категории «Герой», и её структура отражает различные аспекты изучения этой категории: родовой – лирический, эпический, эпический, драматический герой; жанровый уровень; «негероический герой». Программа названа «Герои и героическое» и продолжает изучение образа человека, но если в 6 классе изучение шло на эмоциональном уровне, то в 7 классе изучение всех тем идёт на аналитическом уровне.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности:

- осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение художественного текста,

- различные виды пересказа,

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения,

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов,

- составление планов и написание отзывов о произведениях,

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программе являются сочинения на литературную тему, итоговые тесты по темам, создание художественных текстов, итоговая контрольная работа за год.

Организация процесса обучения предполагает использование учебника Сухих И.Н. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2014.
Результаты обучения

Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные

Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литератур-ные произведения, выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонаци-онный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народ-ных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содер-жания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретиро-вать прочитанное, выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отно-шение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации. Рассказывать о само-стоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; сравнивая произведения героичес-кого эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художест-венную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, ар-гументированно оценивать их.

Личностные

Выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представ-лений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском нацио-нальном характере; обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, худо-жественный фильм); устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения. Сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравствен-ного идеала конкретного народа.

Метапред-метные

Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произве-дения для самостоятельного чтения; определять актуальность произведений для читателей раз-ных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произ-ведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитан-ному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искус-ствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработ-ки и презентации. Видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между пред-метами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Сопоставлять произведения рус-ской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследо-вательского характера, реферат, проект). Оценивать интерпретацию художественного текста, соз-данную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств


Распределение учебных часов по разделам программы

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане:

В год – 102 ч.

В неделю – 3 ч., не менее 34 недель

Преемственность: изучение литературы в 7 классе является логическим продолжением программы по литературе в 6 классе.

Организация учебного процесса: классно-урочная система

Материально-техническое обеспечение:

- Интернет ресурсы;

- Цифровые образовательные ресурсы;

- Тесты.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме (указано в учебно-тематическом планировании).
Учебно-тематический план.

Раздел, тема

Кол-во часов

ДР

РР

ВЧ

Тема 1. Героизм и патриотизм.

23

1

2

3

Раздел 1. Героический эпос в мировой литературе.

6

Раздел 2. Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси.

3

Раздел 3. Героический характер и подвиг в новой русской литературе.

14

Тема 2. Мир литературных героев.

26

1

2

4

Раздел 1. «Маленький человек» в русской литературе.

9

Раздел 2. Герой в лирике.

8

Раздел 3. Народный характер. Черты, составляющие характер русского народа.

9

Тема 3. Герой и нравственный выбор.

43

1

5

5

Раздел 1. Взросление героя. Становление души.

13

Раздел 2. Испытание героев любовью.

14

Раздел 3. Личность и власть: вечное противостояние.

8

Раздел 4. Человек и война.

8

Тема 4. «Странный человек» в движении времени. Значение понятия «странный человек».

10

1

0

1

Итого:

102

4

9

13


Настоящая программа предназначена к реализации в 7 «Б» классе. Учащиеся данного класса характеризуются разным уровнем подготовленности и темпа работы, также неоднородны они и по степени самостоятельности и ответственности. В связи с этим предполагается дифференциация учебного материала при проведении проверочных работ и распределении заданий на дом.

Класс активный, любознательный. Определенную проблему создает неумение учащихся слушать, поэтому необходимо постоянно акцентировать внимание школьников на важных моментах учебного курса, четко проговаривая цели и задачи урока, требования при выполнении того или иного задания.
Содержание курса

Тема 1. Героизм и патриотизм.

Введение. «Героический» герой и литературный герой. Эволюция понятия «герой» в истории культуры. Типы героев (первопредки и культурные герои; победители чудовищ, герои-воины, герои-«мудрецы»). Герои мифологические и герои исторические.

Раздел 1. Героический эпос в мировой литературе. Эпос. Эпопея. Народное представление о героическом, отраженное в мифе, фольклоре и литературе. Эпический герой у разных народов.

1. Гомер. «Илиада» (в переводе Н.И. Гнедича), «Одиссея» (в переводе В.А. Жуковского) — обзорное изучение. Гомер и его поэмы. «Гомеровский вопрос». Переводы Гомера. Сюжет и композиция «Илиады». Троянская война и ее изображение в эпосе. Боги и герои, участвовавшие в войне. Образы героев-воинов — Ахилла и Гектора (анализ эпизода «Умерщвление Гектора»). Бесстрашие и доблесть Ахилла, патриотизм и благородство Гектора. Война и вечные ценности (анализ эпизодов «Свидание Гектора с Андромахой», «Выкуп Гектора»). Эпический герой Гомера. Стилистика гомеровского «живописания». «Одиссея» — поэма об испытаниях и странствиях героя. Новый тип эпического героя в «Одиссее». Трансформация образа героя: от «быстроногого» Ахилла — к «хитроумному» Одиссею. Тема верности родине. Образ Одиссея: любознательность, смекалка, отвага, чувство товарищества (анализ эпизодов «Одиссей у циклопов», «Сирены; Скилла и Харибда»).

Теоретико-литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Сюжет как путешествие. Гекзаметр, составные эпитеты. Психологизм. Роль детали в развертывании сюжета. Образ героя в эпосе.

2. Национальный карело-финский эпос. «Калевала» - обзорное изучение. Карело-финский мифологический эпос. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, трудовых будней. Космогонический миф (анализ эпизода «Сотворение Вселенной»). Тип культурного героя в «Калевале». Царство мертвых — страна Похъёла. Чудо-мельница как модель мира (анализ эпизода «Ильмаринен выковывает Сампо»). Образы богатырей Ильмаринена и Вяйнямёйнена в их сопоставлении с героями Гомера.

Теоретико-литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе.

Культурное пространство. Жанр «Одиссеи» в мировой литературе. Герои гомеровского эпоса в мировом искусстве. Гомер и герои «Илиады» в поэзии ХХ века (А.Тарковский, А.Кушнер). Космогоническая мифология. Художественные фильмы В.Петерсена «Троя» и А. Кончаловского «Одиссея».

Внеклассное чтение. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор-богатырь»; средневековый эпос: «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»; армянский эпос «Давид Сасунский»; Ш.Руставели. «Витязь в тигровой шкуре»; И.А.Бродский. «Одиссей — Телемаку»; М. Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».

Раздел 2. Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси. Героические образы князей и святых в древнерусской литературе как пример служения государству, Богу, народу. Патриотизм древнерусской литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха. Личность князя Владимира Мономаха. Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения». Композиция «Поучения». Нравственный смысл произведения. Основы христианской морали в «Поучении». Психологический портрет русского князя.

Теоретико-литературные знания. Жанр поучения. Автор и его образ в древнерусской литературе. Канон и устойчивые фигуры речи.

Культурное пространство. Киевская Русь конца XI — начала XII века. Личность древнерусского князя. Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!».

Внеклассное чтение. А. О. Ишимова. «История России в рассказах для детей» (т. I, до гл. «Нашествие татар»); н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (т. I, гл. IV «Князь Владимир Мономах»).

Раздел 3. Героический характер и подвиг в новой русской литературе. Героизм как способность к совершению подвига и как каждодневный стоический труд.

1. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос произведения. Прославление товарищества, осуждение предательства. Историческая основа повести. Мир и обычаи Запорожской Сечи. Композиция произведения. Остап и Андрий: единый портрет героев в начале повести. Сходство и различия в характерах братьев. Принцип контраста в изображении героев. Образ Тараса, его героическое начало. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Авторское отношение к героям и событиям. Идея повести.

Теоретико-литературные знания. Литературный герой как тип и как характер. Основные способы создания характера в литературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими лицами, портрет, речь, поступки героя. Сравнительно-сопоставительная характеристика двух героев. Антитеза. Конфликт. Роль пейзажа в художественном произведении.

Культурное пространство. Украина в XVII веке. Богдан Хмельницкий и восстание под его предводительством. Народная картина «Казак Мамай», картины С. И. Васильковского, Н. С. Самокиша, иллюстрации к повести «Тарас Бульба» Е. А. Кибрика, В. Ерко.

2. Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Образ некрасовской Музы. Героический женский характер. Фольклорные традиции в поэме. Особенности композиции поэмы, смысл названия ее частей. Крестьянский быт и народный характер. Образ русской женщины. Художественные средства создания образа Дарьи. Авторское отношение к героине. Представления крестьян о счастье и долге. Образы природы и Мороза, их роль в поэме. Значение образа дороги. Трагическое и лирическое звучание произведения. Авторская позиция и средства ее воплощения в поэме.

Теоретико-литературные знания. Поэма как лиро-эпический жанр. Особенности создания образа в произведениях лиро-эпического жанра. Авторская позиция и средства ее выражения: лирические отступления, композиция, заглавие, пейзаж, символические образы, эпиграф, ритм, звукопись.

Культурное пространство. Крестьянский портрет в русском искусстве. Осмысление классики в ХХ веке (стихотворение Н. М. Коржавина «Вариации из Некрасова»).

3. М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Романтические герои и художественные средства их изображения. Легенда о Ларре и ее идея в рассказе «Старуха Изергиль». Образ героя-индивидуалиста. Способы создания образа Ларры. Легенда о Данко и ее идея. Утверждение подвига во имя людей. Крайняя степень самопожертвования Данко, исключительность, идеальность его характера. Романтический герой и толпа. Образ осторожного человека. «Песня о Соколе». Сущность спора Ужа и Сокола. Сокол как романтический герой. Значение понятия «безумство храбрых». Роль образов природы в рассказах Горького. Смысл горьковских афоризмов.

Диагностическая работа. М. Горький. «Челкаш».

Теоретико-литературные знания. Углубление представления о романтизме. Романтизм как творческий метод. Романтический герой. Романтический пейзаж. Автор и рассказчик. Антитеза. Афоризм.

Культурное пространство. Мифы о Прометее, предания о Каине и об Агасфере. Подвиги в мирное время. Романтизм в литературе ХХ века. Романтическое искусство (музыка, живопись, литература). Пейзаж. Художники-портретисты и пейзажисты.

Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Муза», «Русские женщины»; М. Горький. «Сказки об Италии»; В. О. Богомолов. «Иван»; Ф.А.Абрамов. «Дом»; В.Г. Распутин. «Последний срок»; В. Скотт. «Айвенго»; А. Дюма. «Королева Марго»; Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Черная стрела»; Р. Джованьолли. «Спартак».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного...
Данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы...

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа учителя
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе примерной...
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской...

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для национальных общеобразовательных учреждений под редакцией...

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе 8 класс
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса...

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 10 класса пояснительная записка
Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса создана...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции