Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень).




НазваниеРабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
страница1/6
Дата публикации09.10.2014
Размер0.59 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка.

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 9 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов по 3 часа в неделю

Учебных недель 35 Всего 105 часа.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
Программа предусматривает работу по развитию речи:




п/п

Содержание

Кол-во часов




Подготовка к сочинению по поэме «Слово о полку Игореве»

1




Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1




Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

2




Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

2




Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1


Обоснованность программы
9 класс - это этап литературного образования, который можно считать переходным, так как именно в этот период формируется представление об основах историко-литературного процесса. 9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.

Не случайно при множествах проблем, общих для преподавания в средней школе, возникает одна особо важная: как привить любовь к чтению, как помочь осознать значимость литературы в обществе? Ведь, как справедливо отметил В.Г. Белинский, «кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает». Учащиеся испытывают затруднения в определении тематики произведения, комплекса проблем, рассматриваемых в нем, системы авторских оценок и представлений об идеале, роли языковых средств выразительности, что в итоге приводит к неполному восприятию художественного текста. Ученики затрудняются в выявлении «сквозных тем», конструктивных проблем русской литературы, не научены рассматривать их в контексте мировой культуры. Обучение их этому позволит сформировать представления о непрерывности литературного процесса, способствует осознанию нравственных ценностей; таких, как справедливость, честь, совесть, доброта, любовь, дружба, патриотизм в качестве главных приоритетов культурного человека. В этой связи особо важное значение в курсе преподавания литературы является формирование читательской компетенции. Согласно государственному стандарту по литературе, под читательской компетенцией понимается формирование у учащихся потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, развитие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции. Кроме того, особо значимым в условиях существования Единого Государственного Экзамена является формирование у ребенка представлений не только о фабуле произведения, но и о других его компонентах (проблема, идея, система авторских оценок, комплекс средств художественной выразительности, пейзаж, портрет, интерьер и др.).


Формы организации учебного процесса

1. Работа в группах сменного состава;

2. КСО (коллективный способ обучения);

3. Работа в разноуровневых группах;

4. Фронтальные беседы;

5. Исследовательские работы:

Эти методы работы соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении.
Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Контекст: литературный контекст, биографический контекст, исторический контекст, культурологический контекст.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, художественное время и пространство (хронотоп), изображенный мир, интерьер, функции интерьера (обозначение места и времени действия, средство создания образа человека, форма присутствия автора, средство создания образа эпохи).

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха. Гипербола. Аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, пропуск, инверсия, анафора, эпифора, градация, парцелляция, умолчание.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconПояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconПояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования...

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconРабочая программа по истории основного общего образования 8 класс
России составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы...

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе Класс
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной...
...

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). iconРабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции