Скачать 444.37 Kb.
|
Российская Федерация МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2 243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82 Рассмотрено Утверждена на заседании методического приказом директора Совета школы МБОУ ССОШ №2 протокол № 1 № 178 от 02.09.2013 От «30» 08 2013 г. ___________Бурая Е.М. Рабочая учебная программа по литературе 8 класс для базового уровня Составлена на основе программы по литературе для классов с базовым уровнем (Коровина В.Я.) 68 ч., 2 ч. в неделю) (наименование программы, авторы программы) Срок реализации программы: 2013 – 2014 г. Пожарская Л.В. ( Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу) г.Стародуб 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы по литературе для 8-го класса (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение», 2009 год. Программа полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и программе по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программой предусмотрено изучение фольклора, древнерусской литературы, литературы 18, 19, 20 веков, что помогает школьникам понять творчество отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики литературных направлений, течений и т.д. Программа данного класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя или читателя и т.д.) В программе 8 класса затронута одна из ведущих проблем - взаимосвязь литературы и истории. Сохраняя преемственность с программой 5-7 классов, решая свои традиционные задачи, данная программа готовит школьников к восприятию историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Программа строится на принципе концентризма, т. е. предполагает возвращение к отдельным авторам, произведения которых уже были изучены, но задачи изучения текста на каждом этапе различные. Особое внимание в программе отводится выразительности чтения и совершенствованию речи учащихся. Цели: Изучение литературы в среднем звене школы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Для реализации рабочей учебной программы выбран учебник «Литература. 8 класс.» в двух частях под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, М. : Просвещение, 2012 год, т. к. он полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному центру СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Рабочая программа-68 часов Количество тем:-9 Введение (1 час) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Раздел 1. Устное народное творчество (2ч.) В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской Народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий Раздел 2. Из древнерусской литературы (2ч.) Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Раздел 3. Из литературы 18 века (Зч.) Денис Иванович Фонвизин. (3 ч.) Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Раздел 4. Из литературы 19 века (33ч.) Иван Андреевич Крылов (2ч.) Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. «Обоз», их историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа. Кондратий Федорович Рылеев (1 ч.) Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы, Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Александр Сергеевич Пушкин(10 ч.) Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча» Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К *** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Особенности поэтической формы. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная, Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч) Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Николай Васильевич Гоголь (8 ч) Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты, Петербург «как символ вечного адского холода» Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч) Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе, «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Николай Семенович Лесков (1 ч) Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа, Деталь как средство создания образа в рассказе. Лев Николаевич Толстой (3 ч) Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделения двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Антон Павлович Чехов (2 ч) Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Вн. чт Рассказ А. П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. Раздел 5. Из русской литературы 20 века (11 ч.) Иван Алексеевич Бунин(1 ч) Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина - прозаика. Александр Иванович Куприн (2 ч) Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Развитие речи. Урок - диспут. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. Александр Александрович Блок (2 ч) Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению. Приемы создания художественных образов. «На поле Куликовом». Прием и создание художественных образов. Сергей Александрович Есенин (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Развитие речи. Урок - конференция. Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. М. А. Осоргин (1 ч) Слово о писателе. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Иван Сергеевич Шмелев (1 ч) Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству. Константин Георгиевич Паустовский (1 ч) Слово о писателе. «Телеграмма». Уроки нравственности. Раздел 6. «Писатели улыбаются» (5 ч.) Журнал «Сатирикон»(1 ч) Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Александр Трифонович Твардовский (3 ч) Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. Композиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство Твардовского в поэме. Вн.чт. А. П. Платонов(1 ч) Слово о писателе.«Возвращение». Картина войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. Раздел 7. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. (3 ч.) Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова «Москвичи», М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги», В. Высоцкого «Песня о земле». Развитие речи. Виктор Петрович Астафьев(1 ч) Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Развитие речи. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века». Раздел 8. Русские поэты о Родине, родной природе (1 ч.) Вн.чт. А.С.Пушкин «Цветы последние милее…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами» Вн/чт. И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо, «Бабье пето»; И, Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Раздел 9. Из зарубежной литературы (7 ч.) Уильям Шекспир(2 ч) Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер( 1 ч) Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве" — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Джонатан Свифт(1 ч) Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Вальтер Скотт(1 ч) Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. |
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального... В. Я. Коровиной. Программа полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и программе по литературе под... |
Базовый уровень Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, сайта Министерства... |
||
Пояснительная записка Данная программа по литературе составлена на... Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования... |
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), примерной программы основного общего образования по литературе и программы «Литература,... |
||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по Литературе... Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |
Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... |
||
Рабочая программа по литературе для 9Акласса составлена на основе... Маоу кирсановская сош и программой для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе... |
||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе... |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |