Скачать 401.65 Kb.
|
программа учебной дисциплиныЛексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700.68 – «Филология»Образовательная программа магистратуры «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» Квалификация (степень) «магистр»Аннотация курса Целью освоения дисциплины «Лексикология в преподавании РКИ» является изучение таких вопросов, как системность лексики, проблема лексического значения, многокомпонентная модель лексического значения (денотативный, сигнификативный, парадигматический, синтагматический, фоновый, прагматический, образный компоненты значения), типы парадигматических отношений в лексике, взаимосвязь лексики и грамматики, структура лексического значения, способы семантизации лексики, принципы описания лексики, система лексических заданий, проблема учебного комментария, учебники по лексике для иностранных учащихся и учебные словари и др. Значительное место в курсе уделяет лингводидактической модели языковой личности и единицам данной модели. Неотъемлемой задачей курса является анализ практического материала, лексико-семантических групп, представляющих наибольшие трудности для иностранных учащихся (такие, как использовать / пользоваться / употреблять / применять, решить / решиться / отважиться / осмелиться / посметь, стараться / пытаться / пробовать / стремиться, действительный / настоящий, личный / частный / собственный, стройка / постройка / строительство и др.), а также работа над составлением лексического комментария, отработка навыков объяснения значения лексических единиц в зависимости от их типов. Наибольшее внимание уделяется развитию навыков проведения самостоятельных исследований, а также совершенствованию педагогической (дидактической) компетенции. Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, анализ трудных случаев словоупотребления в русском языке, анализ словарей и учебных пособий по лексике, составление лексических заданий, работу над составлением лексического комментария, составление словаря лингвистических и методических терминов, подготовку докладов и творческих работ. Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ: «Типология личности», «Понятие концепта с точки зрения лингвокультурологии и когнитивистики», «Модальные частицы русской речи: трудны случаи употребления», «Понятие прецедентного текста», «Возможности использования прецедентных текстов в преподавании РКИ» и т. п. I. Название дисциплины: Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного II. Шифр дисциплины III. Цели и задачи дисциплины Цели освоения дисциплины: А. Целями освоения дисциплины «Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного» являются:
Б. Задачи освоения дисциплины Названные цели конкретизируются в следующих задачах:
Вариативная часть. Курс по выбору Данная дисциплина предназначена для магистрантов, получающих квалификацию по направлению подготовки «Филология» по образовательной программе «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате. Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:
А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане: — направлению подготовки «Филология» — профиль подготовки / магистерская программа: Квалификация (степень) «магистр» Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте: вариативная часть; — тип: курс по выбору; — 1 г.о; — 2 семестр; В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины; Современный русский язык: Лексикология. Г. Общая трудоемкость: 72 ч., 2 зач. ед. ; Д. Форма промежуточная аттестации: зачет; V. Формы проведения: А. Для дисциплин: — форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме: лекции – 18 ч.; практические занятия (семинары) – 18 ч.; самостоятельная работа 18 ч.; — формы текущего контроля: устный опрос, коллоквиумы, творческая работа (написание рефератов, докладов, составление лексического комментария, лексических заданий), работа со словарем; VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:
Раздел I. Функциональная лексикология
Задания для самостоятельной работы Подбор учебно-методической литературы по дисциплине; углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование; изучение и анализ лексического материала в учебниках и учебных пособиях по РКИ, работа со словарем. Раздел II. Лингводидактическая модель языковой личности |
Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
||
Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского... «История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного».... |
Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
||
Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка... Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка... |
||
Программа учебной дисциплины Историческая морфология русского языка... Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
Программа учебной дисциплины историческая фонетика русского языка... Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
||
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Программа учебной дисциплины 19 век в истории русского языка и культуры... Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |