Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология»




Скачать 401.65 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология»
страница1/3
Дата публикации01.10.2014
Размер401.65 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Лекции > Программа
  1   2   3
программа учебной дисциплины


Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного

Магистратура по направлению 032700.68 – «Филология»




Образовательная программа магистратуры «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»


Квалификация (степень) «магистр»



Аннотация курса

Целью освоения дисциплины «Лексикология в преподавании РКИ» является изучение таких вопросов, как системность лексики, проблема лексического значения, многокомпонентная модель лексического значения (денотативный, сигнификативный, парадигматический, синтагматический, фоновый, прагматический, образный компоненты значения), типы парадигматических отношений в лексике, взаимосвязь лексики и грамматики, структура лексического значения, способы семантизации лексики, принципы описания лексики, система лексических заданий, проблема учебного комментария, учебники по лексике для иностранных учащихся и учебные словари и др. Значительное место в курсе уделяет лингводидактической модели языковой личности и единицам данной модели.

Неотъемлемой задачей курса является анализ практического материала, лексико-семантических групп, представляющих наибольшие трудности для иностранных учащихся (такие, как использовать / пользоваться / употреблять / применять, решить / решиться / отважиться / осмелиться / посметь, стараться / пытаться / пробовать / стремиться, действительный / настоящий, личный / частный / собственный, стройка / постройка / строительство и др.), а также работа над составлением лексического комментария, отработка навыков объяснения значения лексических единиц в зависимости от их типов. Наибольшее внимание уделяется развитию навыков проведения самостоятельных исследований, а также совершенствованию педагогической (дидактической) компетенции.

Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, анализ трудных случаев словоупотребления в русском языке, анализ словарей и учебных пособий по лексике, составление лексических заданий, работу над составлением лексического комментария, составление словаря лингвистических и методических терминов, подготовку докладов и творческих работ. Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ: «Типология личности», «Понятие концепта с точки зрения лингвокультурологии и когнитивистики», «Модальные частицы русской речи: трудны случаи употребления», «Понятие прецедентного текста», «Возможности использования прецедентных текстов в преподавании РКИ» и т. п.


I. Название дисциплины: Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного

II. Шифр дисциплины

III. Цели и задачи дисциплины

Цели освоения дисциплины:

А. Целями освоения дисциплины «Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного» являются:

  • выработка сформированного представления о системности лексики, проблеме лексического значения, многокомпонентной модели лексического значения (денотативный, сигнификативный, парадигматический, синтагматический, фоновый, прагматический, образный компоненты значения), типах парадигматических отношений в лексике, взаимосвязи лексики и грамматики, структуре лексического значения, способах семантизации лексики, принципах описания лексики, системе лексических заданий, проблеме учебного комментария, учебниках по лексике для иностранных учащихся и учебных словарях и др.;

  • выработка сформированного представления о единстве лингвистического и дидактического в описании русской лексике.

Б. Задачи освоения дисциплины

Названные цели конкретизируются в следующих задачах:

  • Сформировать представление о принципах анализа лексического материала.

  • Сформировать навыки и умения по анализу практического материала, лексико-семантических групп, представляющих наибольшие трудности для иностранных учащихся.

  • Сформировать навыки и умения по составлению лексического комментария, отработки навыков объяснения значения лексических единиц в зависимости от их типов.

  • Сформировать навыки проведения самостоятельных исследований.

  • Совершенствование педагогической (дидактической) компетенции.

  1. Место дисциплины в структуре ООП (учебный план магистратуры; ММ – магистр МГУ):

Вариативная часть. Курс по выбору

Данная дисциплина предназначена для магистрантов, получающих квалификацию по направлению подготовки «Филология» по образовательной программе «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате.
Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:

  • дает сумму необходимых теоретических (лингвистических) знаний по практической лексикологии; формирует способность к специфическому лингвистическому мышлению при анализе русской лексике; предоставляет теоретические знания, обязательные 1) для параллельного изучения дисциплин обязательного цикла; 2) для изучения серии дисциплин по выбору;

  • формирует навыки и умения анализа русской лексики, дает лингвистическую основу для формирования навыков и умений преподавания русской лексики, навыков и умений проведения сопоставительного анализа лексики русского и родного языка.


А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:

— направлению подготовки «Филология»

— профиль подготовки / магистерская программа: Квалификация (степень) «магистр»
Б. Информация о месте дисциплины  в образовательном стандарте: вариативная часть;

— тип: курс по выбору;

— 1 г.о;

— 2 семестр;

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины;

Современный русский язык: Лексикология.

Г. Общая трудоемкость: 72 ч., 2 зач. ед. ;

Д. Форма промежуточная аттестации: зачет;

V. Формы проведения:

А. Для дисциплин:

— форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:

лекции – 18 ч.;

практические занятия (семинары) – 18 ч.;

самостоятельная работа 18 ч.;

— формы текущего контроля: устный опрос, коллоквиумы, творческая работа (написание рефератов, докладов, составление лексического комментария, лексических заданий), работа со словарем;

VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:


№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины

Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий

Формы контроля

Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)

Самостоятель-ная работа

Лекции

Практические занятия (семинары)

Лабораторная работа



1

Предмет функциональной лексикологии. Связь функциональной лексикологии с другими науками и дисциплинами – лингвистикой, лексической семантикой, лексикографией, психологией и лингводидактикой.


2







2



2

Лексическая семантика. Понятия семасиологии и ономасиологии.


2







2



3

Лексика как система. Единицы лексической системы. Типы отношений между единицами лексической системы. Теория семантического поля. Типы объединений лексических единиц: ассоциативное поле, семантическое поле, функционально-семантическое поле, лексико-семантическая группа, тематическая группа. Взаимодействие лексики и грамматики. Идеографические словари и возможности их использования в преподавании РКИ.


2

2




4

Устный опрос. Работа со словарем

4

Проблема лексического значения. Онтологическая сущность лексического значения. Многокомпонентная природа лексического значения. Модель лексического значения. Денотат, сигнификат, парадигматика, синтагматика, прагматика, фоновый компонент, образный компонент, ассоциативный компонент. Соотнесение компонентов лексического значения с единицами уровней языковой личности. Типы лексического значения.


1

1




2

Устный опрос, лексические задания

5

Семантическая структура слова. Понятия семы и семемы. Степень выраженности сем. Эксплицитно-имплицитная структура значения слова. Типы сем. Компонентный анализ значения слова как метод выявления сем.


1

1




2

Устный опрос, лексические задания

6

Синтагматический компонент значения слова. Проблема сочетаемости. Понятие абсолютной и относительной ценности слова. Синтаксическая и лексическая сочетаемость. Понятие семантического согласования. Основной закон семантического согласования. Паратаксис и гипотаксис.


1

1




2

Устный опрос Лексические задания

7

Фоновый компонент значения слова. Предмет и задачи когнитивистики. Понятие концепта. Понятие когнемы. Классификация безэквивалентной и фоновой лексики. Роль лексического фона в коммуникации. Лингвострановедческая теория слова Верещагина-Костомарова. Лингвострановедческие и культурологические словари.


2







2

Устный опрос, работа со словарем

8

Прагматический компонент значения слова. Понятия пресуппозиции и рефлексии. Оценочный микрокомпонент в значении слова: пейоратив и мелиоратив. Эмоциональный компонент в значении слова. Употребление слова в зависимости от его стилистической окрашенности.


1

1




2

Устный опрос

Доклад

9

Приёмы и способы семантизации. Связь способа семантизации с типом лексического значения.





2




2

Устный опрос

Лексические задания

10

Проблемы обучения лексике. Принципы обучения лексике. Сознательно-практический и коммуникативный методы обучения языку. Принцип учёта и прогнозирования трудностей в описании и преподавании лексики. Зависимость форм работы над лексикой от характера языкового материала. Лексика как аспект обучения. Речевые ошибки. Лексические ошибки как объект и инструмент лингвистического анализа. Понятие отрицательного языкового материала. Понятие лексической интерференции.


1

1




2

Устный опрос

11

Система упражнений по лексике. Типы языковых упражнений. Типы предречевых и речевых упражнений. Игровые задания по лексике.





2




2

Устный опрос

Лексические задания

12

Учебный комментарий. Виды лингвистического комментария. Способы выделения единиц комментирования. Соответствие единиц комментирования единицам уровней языковой личности. Структура комментария. Способы семантизации лексики в комментарии.

1

1




2

Составление лексического комментария

Коллоквиум

13

Лингводидактическая модель языковой личности


2







2



14

Единицы когнитивного уровня языковой личности и способы их семантизации


1







1

Устный опрос

15

Единицы мотивационного уровня языковой личности и их актуализация в коммуникативном акте.

1







1

Устный опрос

Реферат

16

Трудные случаи словоупотребления: приёмы семантизации, система упражнений





2




2

Устный опрос

Лексические задания

17
















экзамен























18

итого

18

14




32



VII. Содержание дисциплины по разделам и темам (этапам) – аудиторная и самостоятельная работа:

Раздел I. Функциональная лексикология

  1. Предмет функциональной лексикологии. Связь функциональной лексикологии с другими науками и дисциплинами – лингвистикой, лексической семантикой, лексикографией, психологией и лингводидактикой.

  2. Лексическая семантика. Понятия семасиологии и ономасиологии.

  3. Лексика как система. Единицы лексической системы. Типы отношений между единицами лексической системы. Теория семантического поля. Типы объединений лексических единиц: ассоциативное поле, семантическое поле, функционально-семантическое поле, лексико-семантическая группа, тематическая группа. Взаимодействие лексики и грамматики. Идеографические словари и возможности их использования в преподавании РКИ.

  4. Проблема лексического значения. Онтологическая сущность лексического значения. Многокомпонентная природа лексического значения. Модель лексического значения. Денотат, сигнификат, парадигматика, синтагматика, прагматика, фоновый компонент, образный компонент, ассоциативный компонент. Соотнесение компонентов лексического значения с единицами уровней языковой личности. Типы лексического значения.

  5. Семантическая структура слова. Понятия семы и семемы. Степень выраженности сем. Эксплицитно-имплицитная структура значения слова. Типы сем. Компонентный анализ значения слова как метод выявления сем.

  6. Синтагматический компонент значения слова. Проблема сочетаемости. Понятие абсолютной и относительной ценности слова. Синтаксическая и лексическая сочетаемость. Понятие семантического согласования. Основной закон семантического согласования. Паратаксис и гипотаксис.

  7. Фоновый компонент значения слова. Предмет и задачи когнитивистики. Понятие концепта. Понятие когнемы. Классификация безэквивалентной и фоновой лексики. Роль лексического фона в коммуникации. Лингвострановедческая теория слова Верещагина-Костомарова. Лингвострановедческие и культурологические словари.

  8. Прагматический компонент значения слова. Понятия пресуппозиции и рефлексии. Оценочный микрокомпонент в значении слова: пейоратив и мелиоратив. Эмоциональный компонент в значении слова. Употребление слова в зависимости от его стилистической окрашенности.

  9. Приёмы и способы семантизации. Связь способа семантизации с типом лексического значения.

  10. Проблемы обучения лексике. Принципы обучения лексике. Сознательно-практический и коммуникативный методы обучения языку. Принцип учёта и прогнозирования трудностей в описании и преподавании лексики. Зависимость форм работы над лексикой от характера языкового материала. Лексика как аспект обучения. Речевые ошибки. Лексические ошибки как объект и инструмент лингвистического анализа. Понятие отрицательного языкового материала. Понятие лексической интерференции.

  11. Система упражнений по лексике. Типы языковых упражнений. Типы предречевых и речевых упражнений. Игровые задания по лексике.

  12. Учебный комментарий. Виды лингвистического комментария. Способы выделения единиц комментирования. Соответствие единиц комментирования единицам уровней языковой личности. Структура комментария. Способы семантизации лексики в комментарии.


Задания для самостоятельной работы

Подбор учебно-методической литературы по дисциплине; углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование; изучение и анализ лексического материала в учебниках и учебных пособиях по РКИ, работа со словарем.
Раздел II. Лингводидактическая модель языковой личности

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconУчебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Историческая морфология русского языка...
Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины историческая фонетика русского языка...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины 19 век в истории русского языка и культуры...
Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции