Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология»




Скачать 254.89 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология»
страница1/2
Дата публикации05.10.2014
Размер254.89 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2
программа учебной дисциплины


Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного

Магистратура по направлению 520300 – «Филология»



МП «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Квалификация (степень) «магистр»



Аннотация курса

Курс «Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного» дает представление о специфике словообразовательного фрагмента функциональной коммуникативно-когнитивной лингводидактической модели языка; о единстве лингвистического и дидактического в описании русского словообразования; предлагает сумму необходимых теоретических (лингвистических) знаний по функциональному словообразованию; формирует способность к специфическому лингвистическому мышлению на базе принципов системности и функциональности при анализе русской производной лексике; формирует навыки и умения анализа русского словообразования; дает лингвистическую основу для формирования навыков и умений преподавания русского словообразования. .В процессе работы по настоящему курсу происходит совершенствование коммуникативной и педагогической компетенций учащихся в области русского языка как иностранного.

I. Название дисциплины: Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного;

II. Шифр дисциплины;

III. Цели и задачи дисциплины:

А. Цели дисциплины:

  • выработка сформированного представления о специфике словообразовательного фрагмента функциональной коммуникативно-когнитивной лингводидактической модели языка;

  • выработка сформированного представления о системности словообразования;

  • единстве лингвистического и дидактического в описании русского словообразования.



Б. Задачи дисциплины:

Названные цели конкретизируются в следующих задачах:

  • Сформировать представление о принципах описания словообразовательного материала в функционально-коммуникативном и когнитивном планах.

  • Сформировать навыки и умения рассмотрения производных слов с точки зрения внутреннего и внешнего контекстов.

  • Сформировать навыки и умения по разработке заданий и упражнений по словообразованию.

  • Совершенствование педагогической (дидактической) компетенции.

IV. Место дисциплины в структуре ООП:

А. Информация

— по направлению подготовки «Филология»

— профиль подготовки / магистерская программа: Квалификация (степень) «магистр»

Вариативная часть. Курс по выбору. ММ – магистр

Данная дисциплина предназначена для магистрантов, получающих квалификацию по направлению подготовки «Филология» по образовательной программе «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате по курсу «Современный русский язык: словообразование».
Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:

  • дает сумму необходимых теоретических (лингвистических) знаний по функциональному словообразованию; формирует способность к специфическому лингвистическому мышлению при анализе русской производной лексике; предоставляет теоретические знания, обязательные 1) для параллельного изучения дисциплин обязательного цикла; 2) для изучения серии дисциплин по выбору (функциональный синтаксис и др.);

  • формирует навыки и умения анализа русского словообразования, дает лингвистическую основу для формирования навыков и умений преподавания русского словообразования.


Б. Информация о месте дисциплины  в образовательном стандарте и учебном плане:

— вариативная часть

— курс по выбору

— 1 курс;

— 2 семестр;

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины:

Современный русский язык: морфемика и словообразование.

Г. Общая трудоемкость (в ак. часах и зачетных единицах): 72 ч., 2 зач. ед.;

Д. Форма промежуточная аттестации: зачет;

V. Формы проведения:

А. Для дисциплин:

лекции – 18ч.;

практические занятия (семинары) – 14 ч.;

самостоятельная работа 40 ч.;

— формы текущего контроля: устный опрос, коллоквиумы, творческая работа (написание рефератов), выполнение упражнений и заданий, работа со словарем;

VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:

№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины / Наименование разделов (этапов) практики

Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий (для дисциплин) и видам работ (для практик)

Формы контроля

Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)

Самостоятель-ная работа

Лекции

Практические занятия (семинары)

Лабораторная работа / Камеральная работа

1

Словообразовательная система русского языка.


2




2




2

Словообразовательный компонент как составная часть коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов.

2







2





3

Изучение и описание русского словообразования в аспекте РКИ.

1

1




2

Устный опрос

4

Единицы словообразования в функциональном плане.



1

1




2

Устный опрос.

5

Функции словообразования.


2







2

Устный опрос.

6

Три области словообразования : общая характеристика.

Область чистой транспозиции.

2

2




4

Устный опрос

Практические задания

7

Модификационная область словообразования.

2

2




4

Устный опрос

Практические задания

8

Мутационные область словообразования

2

2




4

Устный опрос Практические задания

9

Комплексные единицы словообразования.

Словообразовательное гнездо

2







2

коллоквиум

10

Комплексные единицы словообразования.

Словообразовательные парадигмы

1

1




2

Устный опрос Практические задания

11

Комплексные единицы словообразования.

Специфика приставок и суффиксов как словообразовательных аффиксов.

2







2

Устный опрос


12

Словообразование прилагательных.

1

1




2

Устный опрос Практические задания

13

Словообразовательный материал в учебниках и пособиях по РКИ.

Словообразовательные словари и их использование в преподавании РКИ.




2




2

Устный опрос




Промежуточный контроль













зачет




итого

18

14




32




VII. Содержание дисциплины  – аудиторная и самостоятельная работа:

Тема 1. Словообразовательная система русского языка.

Содержание темы (этапа)

Задания для самостоятельной работы

Раздел I. Корректировочная часть

Тема 1. Словообразовательная система русского языка.

Содержание темы (этапа)

Словообразовательные единицы. Место словообразовательных единиц в системе языка и уровни языка. Связь словообразования с лексикой, морфологией, синтаксисом, текстом, стилистикой, орфографией и орфоэпией. Способы словообразования.

Задания для самостоятельной работы Повторение материала по курсу «Современный русский язык: Морфемика. Словообразование».
Раздел II. Основная часть. Функциональное словообразование.

Тема 1. Словообразовательный компонент как составная часть коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов.

Содержание темы (этапа)

Место словообразования в обучении РКИ. Словообразовательный аспект в курсе практического русского языка.

Задания для самостоятельной работы Подбор учебно-методической литературы по дисциплине; углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование; изучение и анализ словообразовательного материала в учебниках и учебных пособиях по РКИ, работа со словарем.
Тема 2. Изучение и описание русского словообразования в аспекте РКИ.

Содержание темы (этапа)

Системно-структурный, функционально-коммуникативный и когнитивный подходы к русскому словообразованию. Определение функционального словообразования в аспекте РКИ. Два направления функционально-коммуникативного изучения и описания русского словообразования.

Задания для самостоятельной работы Углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование;
Тема 3. Единицы словообразования в функциональном плане.

Содержание темы (этапа)

Словообразовательная модель и производное слово как основные единицы обучения русскому словообразованию. Понятие словообразовательной модели и словообразовательной категории в функциональном словообразовании. Критерии продуктивности, активности, регулярности моделей, употребительности и актуальности производных для их введения в учебные программы по РКИ. Функционально-семантические поля. Функционально-семантические категории. Семантико-словообразовательные категории, словообразовательные категории (разной степени абстрактности).


Ономасиологический и семасиологический подходы к словообразовательному материалу и развитие четырех видов речевой деятельности.
Задания для самостоятельной работы Углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование.
Тема 3. Функции словообразования.

Содержание темы (этапа)

Языковые и речевые функции русского словообразования. Эстетическая, игровая и прагматико-рекламные функции словообразования. Значение словообразовательного комментария при лингвостилистическом анализе художественного текста в иностранной аудитории.

Задания для самостоятельной работы Углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование.
Тема 4. Три области словообразования: общая характеристика.

Содержание темы (этапа)

Область чистой транспозиции. Транспозиционные словообразовательные модели и категории. Особенности функционирования транспозиционных производных в предложениях и текстах книжного характера. Конструктивная, стилистическая функции. Производные слова как номинализации (свертывание пропозициональных структур) и их роль в организации высказывания и текста. Конкретные значения у отглагольных имен. Система упражнений и заданий.

Модификационная область словообразования. Три группы модификационных моделей. Словообразовательные модели с суффиксами субъективной оценки: языковой, речевой, культурно-прагматический аспекты. Стилистическая и экспессивная функции. Система упражнений и заданий. .Деривационный и прагматический потенциал русских имен и особенности их функционирования. Система упражнений и заданий.

Мутационные область словообразования. Мутационные словообразовательные модели и категории. Опора на когнитивный аспект русского словообразования. Соотношение словообразовательного и лексического значений. Система упражнений и заданий. Специфика функционирования производных мутационной области словообразования. Степени идиоматичности производного слова. Номинативная, компрессивная функции. Семантические разновидности производных имен лиц. Синтаксические условия их функционирования.
Задания для самостоятельной работы Углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование; изучение и анализ словообразовательного материала в учебниках и учебных пособиях по РКИ, написание рефератов, докладов, выполнение упражнений и заданий, работа со словарем, подготовка к коллоквиуму.
Тема 5 Комплексные единицы словообразования.

Содержание темы (этапа)

Словообразовательное гнездо как фрагмент национальной языковой картины мира. Комплексные единицы словообразования - парадигма, цепочка, гнездо - в практике преподавания РКИ. Вклад словообразования в формирование языковой картины мира, его категоризации и концептуализации (Е. С. Кубрякова).

Словообразовательные парадигмы в лингвометодическом аспекте. Словообразовательная парадигма слов, входящих в одну лексико-семантическую (тематическую группу). Глагольные словообразовательные парадигмы.

Специфика приставок и суффиксов как словообразовательных аффиксов. Приставочное глагольное словообразование. Методический аспект работы с приставочными производными глаголами.

Задания для самостоятельной работы Углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование; изучение и анализ словообразовательного материала в учебниках и учебных пособиях по РКИ, написание рефератов, докладов, подготовка к коллоквиуму, выполнение упражнений и заданий, работа со словарем.
Тема 6. Словообразование прилагательных.

Содержание темы (этапа)

Работа над паронимами в иностранной аудитории.

Изучение и анализ словообразовательного материала в учебниках и учебных пособиях по РКИ.

Задания для самостоятельной работы Углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование; изучение и анализ словообразовательного материала в учебниках и учебных пособиях по РКИ.
Тема 7. Словообразовательный материал в учебниках и пособиях по РКИ. Словообразовательные словари и их использование в преподавании РКИ.

Содержание темы (этапа)

Анализ подачи словообразовательного материала в учебниках и пособиях по РКИ. Типы упражнений. Зарубежные методические концепции изучение русского словообразования в аспекте РКИ (на примере китайской и американской методической системы). Роль словообразовательных навыков в развитии четырех видов речевой деятельности на русском языке. Связь словообразовательного материала и речевой темы. Словообразовательные словари и их использование в преподавании РКИ.

Задания для самостоятельной работы Углубленное изучение лекционных тем по дисциплине (работа с конспектом лекций); чтение учебной и научной литературы, конспектирование; написание рефератов, изучение и анализ словообразовательного материала в учебниках и учебных пособиях по РКИ. Подбор вопросов, выносимых на консультацию перед зачетом.



VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины / прохождения практики – по видам компетенций: ОНК – общенаучные компетенции; ИК – инструментальные компетенции; СК – системные компетенции; ПК – профессиональные компетенции; СПК – специализированные компетенции (указываются компоненты компетенций, в формировании которых участвует данная дисциплина/ практика, – в соответствии с образовательным стандартом):

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции:

а) общенаучные: (частично)

способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

б) инструментальные: (частично)

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).

в) системные: (частично)

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
...

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Историческая морфология русского языка...
Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины историческая фонетика русского языка...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины 19 век в истории русского языка и культуры...
Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования...

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconУчебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции