Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология»




Скачать 113.07 Kb.
Название Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология»
Дата публикации 05.10.2014
Размер 113.07 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа



программа учебной дисциплины


Русский язык в свете глобальных проблем современности


Магистратура по направлению 520300 – «Филология»
Образовательная программа магистратуры

«Русский язык и культура в современном мире»

Квалификация (степень) «магистр»



Аннотация

Курс «Русский язык в свете глобальных проблем современности» посвящен формированию у магистрантов представления о месте и роли русского языка в современном мире. Учащиеся знакомятся как с важнейшими тенденциями развития и бытования современного русского языка, обусловленными как законами самого языка, так и экстралингвистическими факторами. Задачей курса является расширение научного и культурного кругозора учащихся.





  1. Русский язык в свете глобальных проблем современности

  2. Шифр дисциплины __________

  3. А. Цели освоения дисциплины:

- расширение научного и культурного кругозора учащихся;

- формирование у учащихся представления о месте и роли русского языка в современном мире.

Б. Задачи дисциплины:

- изучение важнейших процессов, происходящих в современном русском

языке под влиянием глобализации;

- анализ экстралингвистических факторов, влияющих на состояние

современного русского языка.

IV. Место дисциплины в структуре ООП:

А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:

  • тип образовательного стандарта и вид учебного плана:

  • ММ – магистр МГУ;

  • направление подготовки: «Филология»;

магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире».

Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:

- вариативная часть профессиональный цикл;

- междисциплинарный курс

- второй курс

- семестр: четвертый.

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины:

- Практический русский язык;

- Практическая стилистика;

- Практическая лексикология.

Г. Общая трудоемкость (в ак. часах и зачетных единицах):

- 72 ч. 2 зач. ед.

Д. Форма промежуточной аттестации:

- зачет.

V. Формы проведения:

- форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:

лекции -- 12 ч., семинар – 12 ч. Самост. работа – 48 ч.

самостоятельная работа – 14 часов;

- формы текущего контроля:

устные опросы;

письменные тесты;

контрольные работы;

- формы проведения промежуточной аттестации (зачета)

устный ответ на вопросы.
VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:





п/п

Наименование раздела и темы дисциплины

Трудоемкость (в часах) по формам занятий

Формы текущего контроля успеваемости

аудиторная работа

самостоятельная работа

лекции

практические занятия

1



Русский язык как один из мировых языков

1



1



6






2

Русский язык и социальные процессы в постсоветском пространстве

1

1

6

Устный опрос.

Тест



3

Лексические заимствования в современном русском языке: диалог культур или экспансия?



1



1



6

Устный опрос.

Контрольная работа

4

Русский язык и национальная безопасность: проблема интеграции иноязычных мигрантов

2

2

6

Устный опрос


5

Русский язык и национальные языки народов России

1

1

6

Устный опрос.

Письменная работа



6

Современная языковая норма в русском языке и социально-психологические факторы ее нарушения



2



2

6



Устный опрос.

Тест


7

Интернет и глобальная унификация языковых средств


2


2


6

Устный опрос

Письменная работа

8

SMS-сообщение как культурный феномен XXI века

2

2

6

Устный опрос

Тест
















Зачет




итого

12

12

48





VII. Содержание дисциплины по разделам и темам – аудиторная и самостоятельная работа

Тема 1. Русский язык как один из мировых языков

Основные критерии выделения мировых языков. Информативность, распространенность, богатство средств выражения русского языка. Сфера распространения русского языка. Факторы, обеспечивающие интерес к изучению русского языка. Взаимодействие мировых языков. Русский язык в университетах мира.

Тема 2. Русский язык и социальные процессы в постсоветском пространстве

Структура населения в бывших советских республиках. Судьба русского языка в Белоруссии, Казахстане и Киргизии. Русский язык в странах Балтии. Русский язык на Украине.

Тема 3. Лексические заимствования в современном русском языке:

диалог культур или экспансия?

Заимствования как результат межнациональных контактов, социальных, экономических и культурных связей между языковыми коллективами. Причины заимствований. Источники заимствований в русском языке в разные периоды его истории. Внутриязыковые и экстралингвистические факторы в процессе адаптации иноязычных слов. Проблема целесообразности использования заимствований. Роль глобальных процессов в освоении иноязычной лексики.

Тема 4. Русский язык и национальная безопасность: проблема интеграции иноязычных мигрантов.

Основные характеристики потока мигрантов: этнический состав, социальный статус, профессиональный состав, культурно-образовательный уровень. Миграционные службы и их задачи. Демографические факторы. Проблема обучения детей мигрантов и коренного населения в крупных российских городах. Проблемы миграции и внутренняя языковая политика.

Тема 5. Русский язык и национальные языки народов России

Характеристика исторического момента: распад Советского союза и рост национального самосознания народов России. Центробежные тенденции в постсоветский период. Национальный язык как фактор формирования национальной самобытности. Глобализация и проблема культурного самоопределения народов России. Внутренняя языковая политика России как

многонационального государства.

Тема 6. Современная языковая норма в русском языке и социально-

психологические факторы ее нарушения

Понятие языковой нормы. Источники языковой нормы. Характерные черты языковой нормы. Типы языковых норм. Различные случаи нарушения нормы. Проблема размывания языковых норм русского языка в постперестроечный период. Роль современных СМИ в процессе нормообразования. Изменение статуса литературного языка как результат демократизации речи. Узус как важный фактор формирования нормы.

Тема 7. Интернет и глобальная унификация языковых средств

Глобальные информационные технологии и их влияние на национальные языки. Интернет как средство глобальной коммуникации. Стандартизация и унификация языка как потребность глобального информационного общества.

Антропологические последствия стандартизации языка.

Тема 8. SMS-сообщение как культурный феномен XXI века.

SMS-сообщение и стремление к экономии языковых средств. SMS-коммуникация и другие виды речевого общения. Основные темы и речевые жанры, представленные в SMS-сообщениях Речевые особенности русскоязычных SMS-сообщений.
VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины

Универсальные компетенции:

А) общенаучные (частично):

- способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1);

- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

Б) инструментальные (частично):

- владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

- владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).

В) системные (частично):

- способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

- умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (М-СК-5).
Профессиональные компетенции

общепрофессиональные компетенции (частично):

- знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

- владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

- владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

- способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

- умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);
IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:

Образовательные технологии:

В ходе преподавания дисциплины используются традиционные и современные формы обучения, в том числе основанные на привлечении сетевых технологий.
X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов

В качестве средства текущего контроля теоретических знаний магистрантов используется форма устного опроса по материалам лекций и по прочитанной литературе, а также письменные тесты. В качестве формы текущего контроля практических навыков магистрантов предлагаются аудиторные и внеаудиторные письменные задания. В процессе освоения материала в течение семестра проводятся письменные контрольные работы.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – зачет.

Б. Образец теста

1. Назовите традиционные источники языковой нормы:

а) диалект; б) просторечие; в) произведения русской классической литературы.

2. Языковая норма а) абсолютно неизменна; б) относительно устойчива; в) быстро изменяется с течением времени.

3. Языковая норма а) возникает естественным путем, в речи носителей языка; б) вводится филологами; в) вводится административным путем;

4. Языковая норма а) объективна, вытекает из природы языка; б) субъективна, понимается разными носителями языка по-разному; в) ситуативна, может изменяться в зависимости от ситуации.
В. Примерный список вопросов к зачету


  1. Основные критерии выделения мировых языков

  2. Русский язык как один из мировых языков.

  3. Судьба русского языка в Белоруссии, Казахстане и Киргизии в постперестроечный период.

  4. Русский язык на Украине в постперестроечный период.

  5. Основные источники лексических заимствований в современном русском языке.

  6. Роль глобальных процессов в освоении иноязычной лексики.

  7. Проблема целесообразности использования заимствований.

  8. Национальный язык как фактор сохранения национальной самобытности.

  9. Внутренняя языковая политика России как многонационального государства.

  10. Понятие языковой нормы.

  11. Традиционные и современные источники языковой нормы.

  12. Изменение статуса русского литературного языка в XXI веке.

  13. Стандартизация и унификация языка как потребность глобального информационного общества.

  14. SMS-коммуникация как вид речевого общения.

  15. Речевые особенности русскоязычных SMS-сообщений.


XI. Литература


  1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.

  2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

  3. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М., 2001.

  4. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства. М., 1996.

  5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2007.

  6. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2012.

  7. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.


Разработчики:

кафедра русского языка

для иностранных учащихся

филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова доцент, д.ф.н. Л.В. Красильникова
кафедра русского языка

для иностранных учащихся

филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова преп., к.ф.н. О.М. Сергеева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика...
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире»
Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»
Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа практики текстологическая практика Магистратура по направлению...
Место практики в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»
Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура...
Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания...
Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Историческая морфология русского языка...
Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»
Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины историческая фонетика русского языка...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»
Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
...
Программа учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем современности Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины культурно-языковые процессы 18 века...
Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции