Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс»




Скачать 109.21 Kb.
Название Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс»
Дата публикации 10.06.2014
Размер 109.21 Kb.
Тип Презентация
literature-edu.ru > Литература > Презентация






МБОУ «СОШ№2» г. Каспийска РД

«Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке русских композиторов»

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе

Учитель русского языка и литературы Халидова Мальвина Абдурашидовна
20.05.2014

г. КаспийсКИнтегрированный урок литературы и музыки

в 5 классе

«Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке русских композиторов»

Цели:

  1. Обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку, театр.

  2. Выяснить, какие музыкальные произведения появились благодаря сказкам А.С.Пушкина

  3. Научить видеть через прекрасное жизненные истины: добро, зло, всепрощение, красоту



Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод творческого самовыражения, метод дискуссий, метод развития творческого самочувствия.

Оборудование:

  • Эпиграф: Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменяла.

А. Плещеев

Все гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, отец которой - Пушкин.

Н. Доризо

  • Портреты А.Пушкина, Н.Римского – Корсакова, Д.И.Шостаковича.

  • Выставка сказок А.Пушкина (книги, иллюстрации, плакаты)

  • Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска)

Ход урока

(Звучит «Вальс» Г.Свиридова)

  1. Вступительное слово.

У.Л. -Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и дорогие дети! Наш сегодняшний урок посвящен творчеству величайшего русского поэта, А.С.Пушкина. Тема сегодняшнего нашего урока : «Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке русских композиторов». (слайд1,2)Урок сегодня у нас не обычный, а интегрированный. Мы проведем урок литературы и музыки.

У.м. - Целью нашего урока является:1) Выяснить, какие музыкальные произведения появились благодаря сказкам А.С.Пушкина(слайд 3)

2) Научить видеть через прекрасные жизненные истины: добро, зло, всепрощение, красоту.

Мы не только должны с ними познакомиться, но так же услышать, как композиторы с помощью музыки рисуют пушкинских героев. А мы, как благодарные слушатели, используя все богатство русского языка, попытаемся охарактеризовать услышанную музыку.

У.Л.- В качестве эпиграфа к урока мы взяли слова Плещеева А. и Доризо Н.(слайд 4)


  1. Выступления учащихся.(слайд 5)

  1. Ученица. Пушкин! Когда же мы слышим его имя, мы вспоминаем знакомый облик: вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с длинными пальцами. Таким мы с детских лет знаем великого поэта по двум самым популярным портретам выдающихся русских художников – В.Тропинина и О.Кипренского. (слайд 6)Орест Кипренский написал портрет по заказу друга поэта А.А.Дельвига. Этот свой портрет Пушкин ценил более других, он висел в квартире поэта на Мойке.

  2. Ученик. Пушкин – гениальный поэт, интересная личность, обаятельный человек – всегда привлекал внимание художников. Создано множество его изображений.(слайд 7)

При жизни поэта было сделано 12 его портретов. На портретах он выглядит по - разному. Это объясняется особенностью его внешности. Лицо его было необычайно живым, поэтому выражение часто менялось.

У. л. Перед нами 3 разных портрета А.С.Пушкина. Что их объединяет? Какое сходство?

«В отечественной художественной культуре, наверное, больше всех повезло А.С.Пушкину: трудно найти в его творчестве произведения, которые бы не привлекали художников, кинематографистов, композиторов и театральных режиссеров. (Звучит вальс Г.Свиридова). Это и понятно: Пушкин – наше «начало всех начал».


  1. Сценка «А.С.Пушкин и няня» (слайд 8)


Говоря о Пушкине, мы не можем не вспомнить одного из главных людей в его жизни и творчестве. Как вы думаете, о ком идет речь? С 1797 года она жила в семье Пушкиных, нянчила поэта, его брата и сестру. Была неграмотна, но знала множество песен, сказок, прибауток. Многие из них стали основой произведений поэта. (Ответы учеников)(слайд 8)
Входят Пушкин и Арина Родионовна.
1. А.С. Пушкин:

- Где это мы? Куда попали?
Я говорил, что с этой машиной времени шутки плохи!
Арина Родионовна:

- Не волнуйтесь, батюшка Александр Сергеевич. Место вроде хорошее. Вон и книг сколько! Какие все красивые!
А.С. Пушкин:

- Да никак мы в библиотеке, нянюшка!
Интересно, что сейчас читают ребятки? Какая литература у них в чести?
Арина Родионовна:

- Ой, батюшка Александр Сергеевич, да это никак выставка Ваших книг!
Ух, их сколько: и сказки, и повести, и стихи…(слайд 9)
А.С. Пушкин:

- Помнят, значит, меня ребятишки и любят читать все, что я сочинил.
Сказки … Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А вот и “Повести Белкина”. Помнишь, нянюшка, “Гробовщика”? Пресмешная вещь. Какие небывалые гости пришли на праздник к этому гробовщику! Вот бы и нам собрать всех героев моих произведений, вспомнить прошлое, душу потешить!
Арина Родионовна:

- А что, батюшка Александр Сергеевич, не попытаться ли нам прибегнуть к волшебству? Не позвать ли нам на помощь Царевну-Лебедь? Появись, Царевна-Лебедь! Нам нужна твоя помощь!(слайд 10,звучит мелодия из балета «Лебединое озеро»П.И.Чайковского)
Царевна-Лебедь:
- Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?
А.С. Пушкин:


- Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца – 
Бал хотел б увидеть я,
Чтоб из книжек все герои
На тот бал явились вскоре.
Будем петь, и танцевать,
И былое вспоминать…
У.Л. Ну что, ребята, поможем поэту в этом?

. - Вспомним, что мы знаем о ней. (просмотр видеопрезентации)(слайд 11)

Стихотворение Н. Доризо(читает ученица) как нельзя лучше показывает значение Арины Родионовны в творчестве поэта.(слайд 12)
«Арина Родионовна».
Все было мудро предназначено судьбой:

И сказки, и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светелке теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И песня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом.

Трудилась, Господа не гневала,

Жила, как все…Вставала рано.

Но без нее, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «Родина» -

Так с Вашим именем созвучно!

У.Л.- Воспоминаниями о няне овеяны многие произведения А.С.Пушкина: «Сват Иван…», «Зимний вечер», романы «Евгений Онегин» и «Дубровский» и многие другие.

Обратимся к некоторым из них.(слайды13,14)

( Включается фонограмма мелодии «Пряха». На её фоне подготовленные учащиеся читают фрагменты из стихотворений «В вечерней тишине…», «Мастерица ведь была…» и стихотворения и «Няне» «Зимний вечер» (под мелодию романса «Зимний вечер»).

- Какое из стихотворений вам нравится больше? Почему?

- Какова интонация всех этих стихотворений? Обоснуйте.

У.Л. Со слов няни А.С.Пушкин записал семь сказок. Одна из них послужила материалом для «Сказки о царе Салтане…», другая – для «Сказки о попе и работнике его Балде», третья – для «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Все сказки Пушкина иллюстрировалис художниками, но самые популярные и любимые из них – «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде».Рассмотрим некоторые из них. (Слайды15-19) (Демонстрируются палехские миниатюры).

4. Беседа по иллюстрациям к сказкам Пушкина.

5. Работа по теме урока.

У.Л.: Как и было сказано, трудно найти такое произведение Пушкина, которое не привлекло композиторов. По произведениям поэта было создано более 20 опер и 10 балетов.

Учитель музыки:

Творение музыки, что может быть чудесней? Они рождают в людях красоту, они способны излечить недуги, осуществить заветную мечту. Красота спасет мир, а знакомство с красивой музыкой зарядит нас положительными эмоциями, что благотворно скажется на нашем здоровье.

Пожалуй, нет ни одного человека в нашей стране, который не слышал бы о таком гениальном композиторе, как Н.Л.Римский – Корсаков. А что вы знаете об этом композиторе? (Слайд20,ответы учащихся)

Вдохновленный вечными идеалами любви, верности, добра человеческого достоинства, воспетыми в сказке Пушкина Н.Л.Римский - Корсаков создает в 1900 году одноименную оперу «Сказка о царе Салтане».(слайд 21)

- А что такое «опера»? (ответы учеников)

Сейчас прослушаем фрагмент из этой оперы «Три чуда» и постараемся услышать, какими увидел композитор пушкинских героев.

У.Л.: А какие три чуда были в этой сказке?(ответы учеников)(слайд21)

Прослушивание фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане»(слайд 21)

У.М.: Какое настроение передал композитор? Как меняется музыка в зависимости от того, какое чудо описывается? (слайд22)

У.Л.: Мы с вами говорили, что многие сказки строятся на антитезе — противопоставлении ( вспомните сказку «Щелкунчик и Мышиный король» - антитеза добра - зла, уродства — красоты). А что же противопоставляется в сказке «О царе Салтане» (добро-зло, коварство — любовь).

Назовите яркие эпизоды сказки, где мы видим борьбу добра и зла ? (бочка). Да, именно в этом эпизоде мы видим свершение зла, руководит этим злом чёрная ненависть, зависть. Представьте себе замкнутое пространство, темнота, а вокруг бушующее море, заезды, ветер, скалы...

(звучит вступление ко второму действию оперы; бочка, морской пейзаж)(слайд23)

(ученица читает на фоне музыки от слов: «В синем небе... до ...нас на сушу»; музыка затихает)

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День.прошел - царица вопит...
А дитя волну торопит:
"Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!"
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.

У.л. (слайд24)

  • Что происходит в вашей душе, когда вы слушаете музыку и читаете сказку?

  • Какие чувства пробуждает у вас эта музыка?

  • Обогатилась ли ваше представление о прочитанном в сказке после прослушивания фрагмента оперы?

  • Каков характер морского пейзажа?

  • Чего больше в этой музыке: соли от горьких слез царицы, печали или веселья, бодрости?

  • Созвучны ли настроения композитора и поэта?


У. м. Другой, не менее знаменитый композитор, вдохновленный творчеством А.С.Пушкина,- это Д.Шостакович.(слайд25)

В списке произведений Шостаковича "Сказка о Балде" опус № 36 значится как музыка к мультипликационному фильму по сказке Пушкина для "Ленфильма", который так и не вышел на экраны. Фильм задумывался как мультипликационная опера - Шостакович писал музыку по сценарию, как оперу, а затем уже соответственно музыке и тексту художники-мультипликаторы выстраивали зрительный ряд.

Шостаковичу пришлось для создания "русского народного" колорита использовать специфический состав оркестра, в который вошли главным образом деревянные и медные духовые, а также ударные. В отдельных номерах подключались балалайка, саксофон, гитара, реже струнные.  Работа над фильмом продвигалась медленно и он так и не был закончен. Отснятые четыре части фильма хранились на складе "Ленфильма", который сгорел в начале Великой Отечественной войны. В. Цехановская, жена режиссера, которая оставалась вместе с мужем в блокадном Ленинграде, сохранила 60 метров пленки – сцену базара, которую показали в 1967 году на V Московском международном кинофестивале. Фантазия и юмор Шостаковича в этом опусе поразительны. Чего стоит, например, песня Балды, которую он напевает под аккомпанемент самой что ни на есть натуральной балалайки . Другой неподражаемый фрагмент - "Сон поповны", в котором саксофон выводит душещипательную мещанскую мелодийку под гитару, а затем следует томный вальс. Я предлагаю вам прослушать фрагменты из этой оперы.(слайды 26,27)

6. Физкульминутка

У.л. Ребята, предлагаю немного отдохнуть, давайте проведем гимнастику для глаз.(слайды 28-30)

7.Исполнение романса учеником.

У. –Также на стихи Пушкина создано много романсов. Давайте послушаем романс «Я помню чудное мгновенье» Музыка Михаила Глинки . Исполняет Гюсеев Руслан.(слайд 31)

8.Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

У.л Продолжим наш урок. Предлагаю вашему вниманию викторину по сказкам Пушкина. Проверим, внимательно ли вы читали их.(слайды 32-48)

9.Вывод – обобщение.

У.м. Как вы думаете, что было бы, если А.С.Пушкин не создал бы «Сказку о попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане»?(слайд 49)
У.Л. Пушкин был и остается гениальным поэтом, который умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг; Пушкин – самое дорогое, самое родное и близкое для каждого из нас. Он всегда с нами.

Читайте же Пушкина! Читать его стихи надо умело, не спеша, с пониманием. Обращайтесь к Пушкину всегда, в любое время, в любом возрасте

10. Подведение итогов урока. Домашнее задание.(слайд 50)

Написать сочинение «За что я люблю сказки А.С.Пушкина?»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, запись романса С. Рахманинова «Сирень», фонохрестоматия по литературе...
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный...
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерный диск бэнп «Литература», иллюстрации к пьесе А. С. Грибоедова...
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon Урок экскурсия в лингво ботанический сад мкоу «Маджалисская сош им. Темирханова Э. Д.»
Оборудование: интерактивная доска, презентация, индивидуальный раздаточный материал, открытки с изображением цветов
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon Литература Тема урока : Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, сборник «Мифы Древней Греции», иллюстрации к тексту, толковый...
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon «Унылая пора! Очей очарованье!»
Классная доска, ватман, разноцветные листья, картины об осени, запись произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года», компьютер...
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon Основные компоненты современного урока
Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon Урока : • образовательная: обобщить знания по теме «Школьная жизнь»
Оснащение урока: ноутбук, доска (экран), раздаточный материал (карточки), тетради
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon Классный час на тему: "День Святого Валентина"
Кабинет украшен шарами. На доске плакаты в форме сердца. Звучит музыка. Е. Дога. Вальс. Начинается классный час со стихотворения...
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon Урок по литературе в 9 классе моу «Абрамовская основная общеобразовательная школа»
...
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» icon Солженицын Александр Исаевич Ход урока Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Цель урока: показать публицистичность рассказа, обращённость его к читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции