Скачать 109.21 Kb.
|
МБОУ «СОШ№2» г. Каспийска РД «Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке русских композиторов» Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе Учитель русского языка и литературы Халидова Мальвина Абдурашидовна 20.05.2014 г. КаспийсКИнтегрированный урок литературы и музыки в 5 классе «Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке русских композиторов» Цели:
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод творческого самовыражения, метод дискуссий, метод развития творческого самочувствия. Оборудование:
А. Плещеев Все гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, отец которой - Пушкин. Н. Доризо
Ход урока (Звучит «Вальс» Г.Свиридова)
У.Л. -Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и дорогие дети! Наш сегодняшний урок посвящен творчеству величайшего русского поэта, А.С.Пушкина. Тема сегодняшнего нашего урока : «Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке русских композиторов». (слайд1,2)Урок сегодня у нас не обычный, а интегрированный. Мы проведем урок литературы и музыки. У.м. - Целью нашего урока является:1) Выяснить, какие музыкальные произведения появились благодаря сказкам А.С.Пушкина(слайд 3) 2) Научить видеть через прекрасные жизненные истины: добро, зло, всепрощение, красоту. Мы не только должны с ними познакомиться, но так же услышать, как композиторы с помощью музыки рисуют пушкинских героев. А мы, как благодарные слушатели, используя все богатство русского языка, попытаемся охарактеризовать услышанную музыку. У.Л.- В качестве эпиграфа к урока мы взяли слова Плещеева А. и Доризо Н.(слайд 4)
При жизни поэта было сделано 12 его портретов. На портретах он выглядит по - разному. Это объясняется особенностью его внешности. Лицо его было необычайно живым, поэтому выражение часто менялось. У. л. Перед нами 3 разных портрета А.С.Пушкина. Что их объединяет? Какое сходство? «В отечественной художественной культуре, наверное, больше всех повезло А.С.Пушкину: трудно найти в его творчестве произведения, которые бы не привлекали художников, кинематографистов, композиторов и театральных режиссеров. (Звучит вальс Г.Свиридова). Это и понятно: Пушкин – наше «начало всех начал».
Говоря о Пушкине, мы не можем не вспомнить одного из главных людей в его жизни и творчестве. Как вы думаете, о ком идет речь? С 1797 года она жила в семье Пушкиных, нянчила поэта, его брата и сестру. Была неграмотна, но знала множество песен, сказок, прибауток. Многие из них стали основой произведений поэта. (Ответы учеников)(слайд 8) Входят Пушкин и Арина Родионовна. 1. А.С. Пушкин: - Где это мы? Куда попали? Я говорил, что с этой машиной времени шутки плохи! Арина Родионовна: - Не волнуйтесь, батюшка Александр Сергеевич. Место вроде хорошее. Вон и книг сколько! Какие все красивые! А.С. Пушкин: - Да никак мы в библиотеке, нянюшка! Интересно, что сейчас читают ребятки? Какая литература у них в чести? Арина Родионовна: - Ой, батюшка Александр Сергеевич, да это никак выставка Ваших книг! Ух, их сколько: и сказки, и повести, и стихи…(слайд 9) А.С. Пушкин: - Помнят, значит, меня ребятишки и любят читать все, что я сочинил. Сказки … Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А вот и “Повести Белкина”. Помнишь, нянюшка, “Гробовщика”? Пресмешная вещь. Какие небывалые гости пришли на праздник к этому гробовщику! Вот бы и нам собрать всех героев моих произведений, вспомнить прошлое, душу потешить! Арина Родионовна: - А что, батюшка Александр Сергеевич, не попытаться ли нам прибегнуть к волшебству? Не позвать ли нам на помощь Царевну-Лебедь? Появись, Царевна-Лебедь! Нам нужна твоя помощь!(слайд 10,звучит мелодия из балета «Лебединое озеро»П.И.Чайковского) Царевна-Лебедь: - Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему? А.С. Пушкин: - Грусть-тоска меня съедает, Одолела молодца – Бал хотел б увидеть я, Чтоб из книжек все герои На тот бал явились вскоре. Будем петь, и танцевать, И былое вспоминать… У.Л. Ну что, ребята, поможем поэту в этом? . - Вспомним, что мы знаем о ней. (просмотр видеопрезентации)(слайд 11) Стихотворение Н. Доризо(читает ученица) как нельзя лучше показывает значение Арины Родионовны в творчестве поэта.(слайд 12) «Арина Родионовна». Все было мудро предназначено судьбой: И сказки, и былины. Его сама Россия нянчила Руками крепостной Арины. В светелке теплота перинная, Свеча устало догорала, И песня русская, старинная Его, младенца, пеленала… Когда я бронзе вижу Пушкина, Стоящего в плаще крылатом, Живое личико старушкино Всегда мне видится с ним рядом. Трудилась, Господа не гневала, Жила, как все…Вставала рано. Но без нее, быть может, не было б У нас Людмилы и Руслана. Водила в сутолоке рыночной На праздники народных зрелищ, В душе звала сынком, кровиночкой, А вслух – лишь Александр Сергеич. С ним вы, Арина Родионовна, В веках остались неразлучно. Святое слово – слово «Родина» - Так с Вашим именем созвучно! У.Л.- Воспоминаниями о няне овеяны многие произведения А.С.Пушкина: «Сват Иван…», «Зимний вечер», романы «Евгений Онегин» и «Дубровский» и многие другие. Обратимся к некоторым из них.(слайды13,14) ( Включается фонограмма мелодии «Пряха». На её фоне подготовленные учащиеся читают фрагменты из стихотворений «В вечерней тишине…», «Мастерица ведь была…» и стихотворения и «Няне» «Зимний вечер» (под мелодию романса «Зимний вечер»). - Какое из стихотворений вам нравится больше? Почему? - Какова интонация всех этих стихотворений? Обоснуйте. У.Л. Со слов няни А.С.Пушкин записал семь сказок. Одна из них послужила материалом для «Сказки о царе Салтане…», другая – для «Сказки о попе и работнике его Балде», третья – для «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Все сказки Пушкина иллюстрировалис художниками, но самые популярные и любимые из них – «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде».Рассмотрим некоторые из них. (Слайды15-19) (Демонстрируются палехские миниатюры). 4. Беседа по иллюстрациям к сказкам Пушкина. 5. Работа по теме урока. У.Л.: Как и было сказано, трудно найти такое произведение Пушкина, которое не привлекло композиторов. По произведениям поэта было создано более 20 опер и 10 балетов. Учитель музыки: Творение музыки, что может быть чудесней? Они рождают в людях красоту, они способны излечить недуги, осуществить заветную мечту. Красота спасет мир, а знакомство с красивой музыкой зарядит нас положительными эмоциями, что благотворно скажется на нашем здоровье. Пожалуй, нет ни одного человека в нашей стране, который не слышал бы о таком гениальном композиторе, как Н.Л.Римский – Корсаков. А что вы знаете об этом композиторе? (Слайд20,ответы учащихся) Вдохновленный вечными идеалами любви, верности, добра человеческого достоинства, воспетыми в сказке Пушкина Н.Л.Римский - Корсаков создает в 1900 году одноименную оперу «Сказка о царе Салтане».(слайд 21) - А что такое «опера»? (ответы учеников) Сейчас прослушаем фрагмент из этой оперы «Три чуда» и постараемся услышать, какими увидел композитор пушкинских героев. У.Л.: А какие три чуда были в этой сказке?(ответы учеников)(слайд21) Прослушивание фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане»(слайд 21) У.М.: Какое настроение передал композитор? Как меняется музыка в зависимости от того, какое чудо описывается? (слайд22) У.Л.: Мы с вами говорили, что многие сказки строятся на антитезе — противопоставлении ( вспомните сказку «Щелкунчик и Мышиный король» - антитеза добра - зла, уродства — красоты). А что же противопоставляется в сказке «О царе Салтане» (добро-зло, коварство — любовь). Назовите яркие эпизоды сказки, где мы видим борьбу добра и зла ? (бочка). Да, именно в этом эпизоде мы видим свершение зла, руководит этим злом чёрная ненависть, зависть. Представьте себе замкнутое пространство, темнота, а вокруг бушующее море, заезды, ветер, скалы... (звучит вступление ко второму действию оперы; бочка, морской пейзаж)(слайд23) (ученица читает на фоне музыки от слов: «В синем небе... до ...нас на сушу»; музыка затихает) В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День.прошел - царица вопит... А дитя волну торопит: "Ты, волна моя, волна? Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!" И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она. Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко: "Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?" - молвил он, Вышиб дно и вышел вон. У.л. (слайд24)
У. м. Другой, не менее знаменитый композитор, вдохновленный творчеством А.С.Пушкина,- это Д.Шостакович.(слайд25) В списке произведений Шостаковича "Сказка о Балде" опус № 36 значится как музыка к мультипликационному фильму по сказке Пушкина для "Ленфильма", который так и не вышел на экраны. Фильм задумывался как мультипликационная опера - Шостакович писал музыку по сценарию, как оперу, а затем уже соответственно музыке и тексту художники-мультипликаторы выстраивали зрительный ряд. Шостаковичу пришлось для создания "русского народного" колорита использовать специфический состав оркестра, в который вошли главным образом деревянные и медные духовые, а также ударные. В отдельных номерах подключались балалайка, саксофон, гитара, реже струнные. Работа над фильмом продвигалась медленно и он так и не был закончен. Отснятые четыре части фильма хранились на складе "Ленфильма", который сгорел в начале Великой Отечественной войны. В. Цехановская, жена режиссера, которая оставалась вместе с мужем в блокадном Ленинграде, сохранила 60 метров пленки – сцену базара, которую показали в 1967 году на V Московском международном кинофестивале. Фантазия и юмор Шостаковича в этом опусе поразительны. Чего стоит, например, песня Балды, которую он напевает под аккомпанемент самой что ни на есть натуральной балалайки . Другой неподражаемый фрагмент - "Сон поповны", в котором саксофон выводит душещипательную мещанскую мелодийку под гитару, а затем следует томный вальс. Я предлагаю вам прослушать фрагменты из этой оперы.(слайды 26,27) 6. Физкульминутка У.л. Ребята, предлагаю немного отдохнуть, давайте проведем гимнастику для глаз.(слайды 28-30) 7.Исполнение романса учеником. У.М. –Также на стихи Пушкина создано много романсов. Давайте послушаем романс «Я помню чудное мгновенье» Музыка Михаила Глинки . Исполняет Гюсеев Руслан.(слайд 31) 8.Викторина по сказкам А.С.Пушкина. У.л Продолжим наш урок. Предлагаю вашему вниманию викторину по сказкам Пушкина. Проверим, внимательно ли вы читали их.(слайды 32-48) 9.Вывод – обобщение. У.м. Как вы думаете, что было бы, если А.С.Пушкин не создал бы «Сказку о попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане»?(слайд 49) У.Л. Пушкин был и остается гениальным поэтом, который умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг; Пушкин – самое дорогое, самое родное и близкое для каждого из нас. Он всегда с нами. Читайте же Пушкина! Читать его стихи надо умело, не спеша, с пониманием. Обращайтесь к Пушкину всегда, в любое время, в любом возрасте… 10. Подведение итогов урока. Домашнее задание.(слайд 50) Написать сочинение «За что я люблю сказки А.С.Пушкина?» |
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, запись романса С. Рахманинова «Сирень», фонохрестоматия по литературе... |
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный... Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерный диск бэнп «Литература», иллюстрации к пьесе А. С. Грибоедова... |
||
Урок экскурсия в лингво ботанический сад мкоу «Маджалисская сош им. Темирханова Э. Д.» Оборудование: интерактивная доска, презентация, индивидуальный раздаточный материал, открытки с изображением цветов |
Литература Тема урока : Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, сборник «Мифы Древней Греции», иллюстрации к тексту, толковый... |
||
«Унылая пора! Очей очарованье!» Классная доска, ватман, разноцветные листья, картины об осени, запись произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года», компьютер... |
Основные компоненты современного урока Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и |
||
Урока : • образовательная: обобщить знания по теме «Школьная жизнь» Оснащение урока: ноутбук, доска (экран), раздаточный материал (карточки), тетради |
Классный час на тему: "День Святого Валентина" Кабинет украшен шарами. На доске плакаты в форме сердца. Звучит музыка. Е. Дога. Вальс. Начинается классный час со стихотворения... |
||
Урок по литературе в 9 классе моу «Абрамовская основная общеобразовательная школа» ... |
Солженицын Александр Исаевич Ход урока Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича» Цель урока: показать публицистичность рассказа, обращённость его к читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |