Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии
Название работы: А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени»
Автор: Вандышева Лариса Анатольевна
Место выполнения работы: МБОУ СОШ № 8 с.Левокумка
Урок литературы в 8 классе
Тема: А. И. КУПРИН: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ.
«КУСТ СИРЕНИ»
Цели урока:
-
кратко познакомить учащихся с основными страницами биографии писателя; содержанием рассказа «Куст сирени»;
-
на основе работы с литературным произведением развивать навыки анализа поступков героев, их характеров, развивать навыки грамотной устной речи, коммуникативные компетенции и творческие способности учащихся;
-
воспитывать активную жизненную позицию, приобщать к нравственным ценностям.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, запись романса С.Рахманинова «Сирень», фонохрестоматия по литературе для 8 класса к учебнику под редакцией В.Я.Коровиной, карточки для опроса, задания для групп, костюмы и реквизит для инсценировки.
Ход урока
-
Организация внимания.
-
Проверка домашнего задания.
-Проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя А.И.Куприна.
(Реализация домашнего задания - работа со статьей об А.И.Куприне, с.67-68 учебника «Литература. 8 класс. В 2 ч. Ч.2 /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2013»).
Работа на листочках.
«Верно или неверно утверждение?»
Поставьте «+», если утверждение верно; « - », если утверждение неверно.
1.
|
Александр Иванович Куприн родился в Москве
|
-
|
2.
|
Соседние городки, по русской привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»
|
+
|
3.
|
Куприна воспитывал отец
|
-
|
4.
|
Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 42 года
|
|
5.
|
Печатает свои произведения в московских газетах
|
-
|
6.
|
Во время Гражданской войны оказывается за границей
|
+
|
7.
|
С 1920 года живёт в Эстонии
|
-
|
8.
|
Военная служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна
|
+
|
9.
|
«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель
|
-
|
10.
|
Рассказу «Куст сирени» присущи психологизм, увлекательность сюжета, внимание к художественной детали
|
+
|
-Сейчас наши гости проверят ваши знания. А каждый из вас, просматривая презентацию, проанализирует, как он справился с работой, какие ошибки допустил.
(Реализация индивидуального домашнего задания - просмотр презентации о жизни и творчестве А.И.Куприна).
I стадия «Вызов»
- Подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «сирень».
( Сирень - красивый цветок, который распускается весной. Весна - это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень - цветок влюблённых. А ещё считают, что пятилепестковая сирень приносит счастье.)
Звучит романс С. Рахманинова «Сирень».
(Реализация индивидуального домашнего задания - просмотр презентации о сирени, подготовленной учащимся)
-
-
Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя - А.И.Куприна и вместе с нашими гостями поразмышляем над его рассказом «Куст сирени».
-
О чём может быть рассказ, который называется «Куст сирени»?
- Давайте проверим на
ши догадки, познакомимся с рассказом.
Словарная работа:
П.Работа над художественным произведением.
Знакомство с текстом
-
Инсценирование эпизода из рассказа со слов: «Николай Евграфович Алмазов едва дождался...» до слов: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать».
-
Как бы вы поступили на месте Алмазова?
-
Прослушивание отрывка со слов: « Муж и женам долго сидели в тяжёлом раздумье.» до слов: «На другой день Верочка никак не могла усидеть дома.» (См. фонохрестоматию)
-
Выразительное чтение заключительной части рассказа.
(Реализация индивидуального домашнего задания)
-
Подтвердились ли наши предположения о содержании рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?
Составление плана рассказа
-
На какие части можно разделить рассказ? Как бы вы их назвали7
-
часть - «Г оре»
-
часть - «Надежда»
-
часть - «Счастье»
Исследование текста.
-
Николай Алмазов возвращается домой. Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?
-
Докажите, что Вера сопереживает мужу. В чём это выражается?
-
Как реагирует Алмазов на слова жены?
-
Какой же выход находит Вера?
-
Как встречает садовник супружескую чету Алмазовых?
-
Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет на поле, где нужно посадить куст?
-
В каком еще эпизоде мы видим переживания героини?
8.Чем же заканчивается эта история?
9.Как Вера отнеслась к успехам мужа?
Работа в группах
Каждая из трех творческих групп получает задание, над которым коллективно работает в течение 5-7 минут.
-
группа
Запишите черты характера Верочки. Подтвердите свои утверждения цитатами из текста. Что означает, по- вашему, имя Вера?
-
группа
Запишите черты характера Николая. Подтвердите свои утверждения цитатами из текста. Что означает, по- вашему, фамилия Алмазов?
-
группа
-Какую роль играют в тексте художественные детали ( портфель, шкатулка с драгоценностями)?
Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году? (О. Генри «Дары волхвов»)
Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)
Ответы групп.
Николай
|
Вера
|
раздражен, недоволен
|
спокойна, терпелива, нежна, ласкова
|
беспомощен, пассивен
|
находчива, активна, деятельна, точна, быстра
|
не видит выхода, не верит в успех
|
верит в успех дела, надеется на положительный исход
|
подчиняется жене, действует по её плану
|
чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.
|
Выводы:
-Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горю, неудаче приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.
-Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.
«Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у тебя остаётся», - считал Л.Н. Толстой.
- Согласны ли вы с высказыванием Л. Толстого?
-
Рефлексия.
- С каким настроением вы работали на уроке?
-Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
-О чём ещё хотелось бы поговорить?
-Какие у вас остались вопросы?
-Что пригодилось бы вам в жизни?
Домашнее задание (на выбор)
Написать сочинение-миниатюру от 1-го лица «Письмо Веры своей подруге об истории с кустом сирени» или «Письмо садовника своему брату о визите Алмазовых».