План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»)




Скачать 67.93 Kb.
Название План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Дата публикации 27.05.2014
Размер 67.93 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

средняя (полная) общеобразовательная школа №12

города Волжска Республики Марий Эл

План – конспект

урока литературы в 9 классе Б
После финала (заключительный урок

по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Выполнила учитель русского языка

и литературы высшей категории

Медведева Надежда Юрьевна

2009 год

Тема урока: После финала (заключительный урок

по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Цели урока: 1. Подведение итогов работы над

произведением

2.Выявление композиционных и сюжетных особенностей пьесы

3. Проверка умения учащихся

ориентироваться в тексте, делать выводы

по прочитанном

4. Развитие и совершенствование навыков

самостоятельной работы с текстом,

выполнения тестовых заданий

5. Воспитание патриотизма, умения

критически относиться к прочитанному

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерный диск БЭНП «Литература», иллюстрации к пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»
ХОД УРОКА


  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Мы закончили знакомство с содержанием пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума». Сегодня попробуем подвести некоторые итоги, обобщить прочитанное и понять, каков конфликт этого произведения.

Сначала немного повторения. Вспомните, кто из героев произносит эти фразы, и перед вами раскроется портрет автора. Идёт работа с игровым тестом (тест находится в материалах компьютерного диска БЭНП «Литература»)

Звучит вальс А.С.Грибоедова, учащиеся по одному подходят к доске и отвечают на вопросы интерактивной игры. Когда все ответы даны правильно, на экране появляется портрет А.С.Грибоедова.

Это автор бессмертной комедии.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

    1. Сюжетные и композиционные особенности пьесы

Если вас попросят пересказать сюжет этой пьесы, о чём вы будете рассказывать? Почти ни о чём. Получается, что в пьесе нет интригующего движения от завязки к развязке. Что происходит на протяжении четырёх действий пьесы? Событий, определяющих занимательность пьесы, здесь нет. Единственное событие в первом действии – приезд в дом к Фамусову, известному в Москве барину средней руки, Александра Андреевича Чацкого. Когда-то он жил, воспитывался в этом доме.

Беседа с классом по вопросам:

  1. Почему Чацкий воспитывался в доме Фамусова?

  2. Сколько лет его не было в Москве?

  3. Что привело его вновь в дом Фамусова?

  4. Как складываются теперь его отношения с Софьей?

Явившись в дом, где о нём уже начали забывать, Чацкий пробыл здесь целый день, с раннего утра до вечернего разъезда гостей, и спутал, как говорится все карты, свои, любимой девушки, своего соперника Молчалина и самого Фамусова, после чего, на всех негодуя, покинул дом, чтобы никогда впредь не возвращаться. Путаница, которую вызвало появление Чацкого, могла бы явиться завязкой занимательной интриги. Ничуть не бывало, Чацкий неприкаянно слоняется по дому, ища способа видеть Софью и с ней объясниться. Она уклоняется. Казалось бы, Чацкий ищет причины охлаждения когда-то неравнодушной к нему девушки. Но нечего искать: причина налицо. Здесь же в доме происходят свидания Софьи с Молчалиным.

Какое-то подобие движения сюжетной пружины появляется в середине 3 действия, когда Софья, раздосадованная сатирическими замечаниями Чацкого, говорит невзначай: «Он не в своём уме…». Это её замечание, подхваченное завзятым светским сплетником господином N., передаётся из уст в уста, внося бурное оживление в скудную болтовню в гостиной Фамусова.

2. Выполнение игрового теста

Давайте ещё раз вспомним, как распространяется весть о сумасшествии Чацкого. Для этого один ученик работает с тестом у интерактивной доски, остальные ему помогают. (тест находится в материалах компьютерного диска БЭНП «Литература»)

Физкультурная пауза


  1. Поиски интриги.

Однако и клевета на Чацкого ничего не меняет в ситуации. Чацкому и без объявления его безумным ясно, что здесь ему не рады, что для всех он чужой. Наконец в последнем акте происходит сцена узнавания истины. Но читатели уже знают всё то, что приходится услышать Чацкому, да и сам Чацкий это давно предполагает, потому что уже в конце первого действия ему известно, кого любит Софья, каково её мнение о Чацком, каковы намерения Фамусова и в чём он заблуждается.

Итак, ничего интригующего, заставляющего трепетно ждать развязки. И мало того, что нет никаких событий, - даже словесные прения , споры, объяснения и узнания истины накиданы в пьесе вперемежку, как будто автор нарочно перемешал их, избегая стройной последовательности. Делает автор это, потому что стремится выразить саму жизнь, в которой поступки и чувства не выстраиваются линейно, а, обладая внешней непоследовательностью, связаны изнутри психологической закономерностью.

А.С. Грибоедов в своём письме Катенину говорит об этом так. Цитируется по книге И.Медведевой «Горе от ума» А.С.Грибоедова», Москва, «Художественная литература», 1989, с.10.

Из этого авторского пояснения явствует, что коллизия Чацкого развивается в пьесе на стержне любовных отношений. Именно они ведут действие, что отнюдь не ослабляет общественно- политического накала комедии. Напротив, этот накал потому и силён, что возникает в результате реальных, жизненных предпосылок (борьбы Чацкого за своё чувство, а тем самым – за свои идеалы).

  1. Личная и общественная драма Чацкого

Любовные объяснения и вся так называемая любовная

интрига в целом неразделимы с общественно-политическими выпадами Чацкого и его «антиподов» и провоцируют между ними конфликт, уже выходящий за пределы любовных чувств. Каждая вспышка личной обиды влечёт за собой невольное восстание Чацкого против косности окружения Софьи. Это характерно для психологии Чацкого, человека мыслящего, передового, к тому же ещё и юношески горячего.

Давайте попробуем найти в тексте подтверждение этим положениям.

Действие 1, явление 7. Монолог Чацкого о Москве и её жителях чем вызван? Репликой Софьи: «Ребячество!» в ответ на его воспоминания.

Действие 2, явление 2. Пылкие рассуждения Чацкого в ответ на рассказ Фамусова о его дяде Максиме Петровиче чем вызваны? Почти прямым отказом Фамусова в сватовстве.

Действие 3, явление 22. Размышления о засилии всего иностранного вызваны презрением Софьи.

Действие 4, явление 14. Последний монолог Чацкого вызван его полным разочарованием в Софье.

Итак, мы доказали, что личная обида влечёт за собой публичное разоблачение общественных недостатков. Значит, личное и общественное в Чацком неразделимы. Отсюда и два несчастья, две драмы Чацкого: личная и общественная.

В чём, по-вашему, заключается личная драма Чацкого?

Коротко записать: измена и насмешка Софьи, её любовь к Молчалину, который, по мнению Чацкого, пустой, никчёмный человек. Автор противопоставляет Чацкого и Софье, и Молчалину. Их чувства ничтожны и низменны по сравнению с искренними чувствами и горем Чацкого. Обманчивы были его ожидания найти в Софье счастье в личной жизни. В этой общественной среде его могло ждать только горе. Поэтому его личная драма неразрывна с общественной.

В чём, по-вашему, заключается общественная драма Чацкого?

Коротко записать: Чацкий один выступает против целого фамусовского общества. Его никто не понимает, объявляют сумасшедшим. Но изменить он ничего не может.

  1. Основной конфликт пьесы

Конфликт – противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении действующими силами (характерами, обстоятельствами, обществами)

В чём, по-вашему, заключается основной конфликт пьесы?

Основной конфликт пьесы – это конфликт нового и старого, прогрессивного просвещения и крепостничества, т.е. противоречие между «веком минувшим» и «веком нынешним».

  1. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: каковы сюжетные и композиционные особенности пьесы?

  1. Рефлексия

    1. Что мы сделали сегодня на уроке? Чему научились?

    2. Какое бы задание мы ни делали, для нас важно знание текста. Если этого нет, то любая работа бесполезна. Знание текста мы сейчас проверим с помощью теста. Задания теста построены по принципу ЕГЭ.

Выполнение теста у доски и в тетрадях с последующей самопроверкой. (тест находится в материалах компьютерного диска БЭНП «Литература»)

Муниципальное образовательное учреждение

средняя (полная) общеобразовательная школа №12

города Волжска Республики Марий Эл


План – конспект

урока литературы в 9 классе Б
После финала (заключительный урок

по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Выполнила учитель русского языка

и литературы высшей категории

Медведева Надежда Юрьевна

2007 год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема
Цель: дать представление о личности А. С. Грибоедова и его трагической судьбе; проследить историю создания комедии «Горе от ума»
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon Противоречия комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»
Еще в XIX веке о «бессмертной» комедии А. С. Грибоедова высказался весь цвет русской литературы и критики всех направлений. Однако,...
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon Тема: «Проблема ума и безумия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Вид урока: урок- исследование. Исследователь А. С. Грибоедов, исследователь- учитель, исследователь-ученик
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин...
Тема: "Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно встал...
Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно — встал здорово»
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon Список литературы для летнего чтения (9 класс)
И. Гончаров «Мильон терзаний» (критическая статья по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon Тест по литературе часть I укажите правильный ответ
Укажите литературный род, к которому принадлежит пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon А. С. Грибоедов «Горе от ума», 9 класс
По свидетельству С. Бегичева, близкого друга А. С. Грибоедова, замысел комедии возник в 1816 г., работать над ней дра­матург начал...
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный урок по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума») icon Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции