Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком




Скачать 289.83 Kb.
НазваниеПрограмма составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком
страница1/3
Дата публикации20.10.2014
Размер289.83 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Лекции > Программа
  1   2   3




Введение

Цель кандидатского экзамена по специальности 10.02.01 – русский язык состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями ученой степени кандидата наук знаний, касающихся важнейших проблем теории и истории русского языка, а также истории лингвистических учений.

Подготовка к экзамену в индивидуальном порядке может включать написание реферата, проведение зачета по отдельным разделам программы и проблеме диссертации. Проверка языковой компетентности включает в себя умение анализировать тексты разных периодов развития языка.

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ВАКом.

Программа состоит из двух частей: основной и дополнительной. Дополнительная часть разработана с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • ДВА ОБЪЕКТА ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА: ЖИВОЙ ЯЗЫК (ДИА­ЛЕКТНЫЙ) И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК.

  • ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКАЯ ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ОБЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ГЕНЕЗИСА.

Славянские племенные диалекты в Восточной Европе позднепраславянской эпохи по данным археологии и лингвогеографии. Диалектная гетерогенность древневосточнославянского ареала, восходящая к позднепраславянской эпохе. Противопо­ставление на территории славянских диалектов Восточной Евро­пы двух основных диалектных зон. Место восточнославянских диалектов в славянском мире. Древнейшие изоглоссы, устанавливающие генетическую общность южно- и северновосточнославянских диалектов с раз­ными диалектными зонами славянского мира. Вопрос о формировании древнерусского языкового единства. Общевосточнославянские фонетические изменения.


  • ЮЖНОВОСТОЧНОСЛАВЯНСКАЯ ДИАЛЕКТНАЯ СИСТЕМА ЭПОХИ ДРЕВНЕЙШИХ СЛАВЯНСКИХ ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОСТИ (XI—XII ВЕКА).

Фонетическая система, реконструируемая по данным старейших памятников письменности. Восточнославянские морфологические особенности.


  • СЕВЕРНОВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ДИАЛЕКТЫ СТАРШЕГО ПЕРИОДА (XI—XII ВВ.) ПО ДАННЫМ ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОСТИ И СОВРЕ­МЕННЫХ ГОВОРОВ.

Особенности фонетической системы. Особенности морфологической системы. Древненовгородский диалект и его внутренняя неодно­родность. Специфика древненовгородского диалекта в узком смысле (древненовгородское койне).


  • КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ, ОТНОШЕНИЕ КНИЖНОГО ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА К ДИАЛЕКТНОМУ.

Русский извод церковнославянского языка: а) механизм формирования; б) орфоэпические, орфографические и грамматические признаки. Типы текстов в древнерусской книжности. Тексты, представляющие: а) стандартный церковнославянский; б) гибридный церковнославянский. Специфика норм гибридного цер­ковнославянского языка. Проблема стандартного древнерусского языка. Типы текстов, представляющие стандартный древнерусский. Специфика языка бытовой письменности. Берестяные грамоты как лингвистический источник. Графико-орфографические системы бытовой письменности Древней Руси.


  • ИСТОРИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА (XII—XVII вв.).

Падение редуцированных и его последствия. Специфика отражения процесса в южно- и северновосточнославянских памятниках, в памятниках книжных и бытовых. Изменения в системе консонантизма после падения редуцированных. Формирование корреляции твердости-мягкости согласных; диалектные различия. Изменения в системе вокализма после падения редуцированных . История гласных среднего и верхне-среднего подъема в разных диалектных системах. Основные изменения в истории акцентной системы русского языка. История аканья. Взаимообусловленность изменений в разных звеньях фонетической системы — разные типы диалектного развития.


  • ИСТОРИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА (XII—XVII вв.).

Имена — основные тенденции развития и их возможные реализации, представленные русскими диалектами, специфика литературной нормы: перестройка системы именного склонения; история категории числа; история взаимодействия адъективного и местоименного склонения; морфологическое оформление категории прилагательного; история указательных и личных местоимений; вопрос об относительных местоимениях в истории русского языка; история счетных слов и формирование числительного. Глагол — основные события в истории, проблема соотношения живого языка и книжной нормы: история видо-временной системы и проблема хронологии разных этапов ее формирования: история категории глагольного вида, проблема причин и хронологии перестройки системы форм прошедшего времени, история форм непрошедшего времени, формирование грамматических форм будущего времени; история причастных форм: литературный язык м диалектный; история ирреальных наклонений; система русского глагола в ее возможных диалектных вариантах.


  • ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.


ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

  • Предмет и место фонетики среди других лингвистических дисциплин. Учение о фонеме. Фонема. Система фонем. Звуковые единицы речи, параметры их формирования и функционирования в речевой деятельности человека. Процесс коммуникации. Лингвистические и экстралингвистические аспекты речи. Фонетика как наука, использующая методы исследования в области психологии, социологии, физиологии, акустики, математики.




  • АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА РУССКОЙ РЕЧИ.

Краткие сведения из истории экспериментальной фонетики. Методы артикуляционного анализа: метод палатографии, метод кинорентгенографии, метод фотоосциллографии, метод тензометрии. Артикуляторная классификация звуковых типов, основные критерии разграничения согласных и гласных звуковых типов. Артикуляторная классификация русских гласных звуко-типов. Собственная длительность русских гласных звукотипов. Степени редукции гласных звукотипов, глухие гласные. Дифтонги и дифтонгоиды в русской речи. Артикуляторная классификация согласных звукотипов по признакам места и способа образования. Собственная длительность русских согласных звукотипов. Специфика палатализованных согласных в русской речи (по данным кинорентгенографии) . Аффрикаты и аффрицированные звуковые типы.

Слог. Артикуляционное строение слога. Принципы сегментации потока речи на слоги. Классификация типов слогов. Типы артикуляционных слоговых таблиц для разных целей прикладных исследований. Коартикуляция, ее типы.


  • АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУССКОЙ РЕЧИ.

Основные понятия акустического анализа речи. Методы исследований акустических параметров речи: метод осциллографии, метод спектрографии, устройства для анализа просодических параметров речи. Спектральные характеристики русских гласных звукотипов, их собственная частота основного тона. Спектральные характеристики согласных звукотипов.


  • СТРАТИФИКАЦИЯ РУССКОЙ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ И ЕЕ ЕДИНИЦ.

Звуковая система (система звуковых типов). Система слогов. Словесное ударение в русской речи, его конститутивная функция. Правила подвижности/неподвижности русского словесного ударения. Система фонетических слов (ритмических структур). Частотные типы фонетических слов в русской речи. Артикуляторные и акустические характеристики «сильных» и «слабых» частей фонетических слов русской речи. Понятие полизвукотипа. Синтагма. Синтагма в отличие от словосочетания. Синтагматическое ударение, его конститутивная функция. Фразовые выделительные ударения. Классификация типов фразовых выделительных ударений по их функциям. Фраза. Ее структурированность просодическими средствами. Фоноабзац. Его структурированность просодическими средствами. Текст.


  • ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

Общие сведения о восприятии звучащей речи человеком. Методы исследования восприятия. Метод имитации. Восприятие звуковых типов русской речи. Восприятие фонетических слов русской речи. Восприятие синтагм, фраз, фоноабзацев русской речи, их основные характеристики. Восприятие темпа русской речи.


  • ПРОСОДИЯ И ИНТОНАЦИЯ.

Просодические средства. Просодические единицы. Функции просодии. Функции интонации. Основные модели русской интонационной системы.


  • АВТОМАТИЧЕСКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ И СИНТЕЗ РЕЧИ.

Системы автоматического распознавания речи. Системы автоматического синтеза речи.


  • ФОНЕТИЧЕСКИЕ СТИЛИ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ.

Фонетические стили звучащих подготовленных текстов. Фонетические стили спонтанной речи.


  • ФОНОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ФОНОЛОГИИ В РОССИИ

Теория фонологии в концепции И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского. Тезисы Казанской лингвистической школы в области изучения звучащей речи, сформулированные Бодуэном де Куртенэ. Петербургская фонологическая школа. Развитие идей Бодуэна де Куртенэ в трудах Л. В. Щербы, Л. Р. Зиндера и др. Основные положения петербургской фонологической школы. Прикладные фонологические исследования петербургской школы: создание письменности для бесписьменных языков, разработка тестовых речевых материалов в целях диагностики тугослышащих и глухих, разработка речевых таблиц для про­верки каналов радиотелефонной связи. Московская фонологическая школа. Основные положе­ния МФШ. Развитие идей МФШ в трудах В. Н. Сидорова, Р. А. Аванесова, П. С. Кузнецова, А. А. Реформатского, М. В. Панова и др. Попытки синтеза концепций Петербургской и Москов­ской фонологических школ. Фонологические исследования в области русской диа­лектологии. Прикладные аспекты деятельности МФШ: а) Реформа русской орфографии (Р. А. Аванесов, В. Н. Сидоров), б) Реформа алфавитов для тюркских языков (А. М. Сухотин, В. Н. Сидоров). Фонологическая система современного русского языка.


  • ОСНОВЫ РУССКОЙ МОРФОНОЛОГИИ

  • ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ. ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ



МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • ПАРАДИГМАТИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ

Выделение грамматических классов и морфологический анализ словоформ в русском языке. Грамматические классы лексем. Разбиение словоформ на лексемы. Перечень основных грамматических категорий и категориальных значений по грамматическим классам. Внешние характеристики основных грамматических классов: внешний вид представляющих словоформ, количество, важнейшие семантико-синтаксические черты. Флективное представление русского текста. Основа и флексия. Словоформы оформленные и неоформленные. Лексемы изменяемые и неизменяемые. Грамматические классы с точки зрения оформленности/неоформленности, изменяемости/неизменяемости . Грамматические категории. Категория падежа. Типы падежей с точки зрения степени синтаксической и морфологической самостоятельности.Категория числа. Проблема числовой дефектности; парадигматический статус лексем Singularia tantum. и Pluraria. tan.tu.rn.. Так называемая счетная форма. Категория согласовательного класса. Субстантивные и адъективные лексемы. Статус так называемых кратких прилагательных. Субстантивированные прилагательные, их парадигматический статус. Словоизменительные классы субстантивных и адъективных лексем. Разбиение на так называемые типы склонения. Парадигматический синтез. Парадигматика уникальных (местоименных) лексем. Парадигматика глагола. Словоизменительные классы глаго­лов. Понятие репрезентации. Причастия. Сопоставление парадигматики имени и глагола с точки зрения внешних черт морфологического синтеза.


  • УПОТРЕБЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.

Именные категории. Именные категории; их статус с точки зрения грамматичности. Формально-согласовательные и семантически наполненные категории. Инвентарь и правила выбора граммем падежа. Проблема так называемого «второго родительного» и «второго предложного». Особые случаи: именительный представления, именительный падеж в роли дополнения; творительный предикативный. Падеж числовых выражений. Правила выбора граммем числа. Семантические и синтаксические правила. Особые случаи: дистрибутивные конструкции, определительные конструкции; число дополнения как маркировка оппозиции по статусу. Глагольные категории. Инвентарь глагольных категорий. Семантические и синтаксические правила выбора граммем вида и граммем наклонения. Особые проблемы русской аспектологии: видовая парность, грамматический статус вида, степень семантичности видового пове­дения глагольных лексем; вид и глагольная префиксация. Вид и классификация глагольной лексики. Проблема залога русского глагола. Морфологические и семантические ограничения на употребление пассивных конструкций. Так называемые рефлексивные глаголы (ся-глаголы): основные типы по отношению к исходной лексеме. Словоизменение и словообразование. Грамматические (словоизменительные) и словообразовательные значения. Регулярное словообразование в русском языке; синтаксические словообразовательные показатели (субстантивация, адьективизация, адвербиализация). Обзор основных несинтаксических словообразовательных показателей имени и глагола. Словосложение в русском языке.


  • ЭЛЕМЕНТЫ МОРФОНОЛОГИИ И АКЦЕНТНОЙ ГРАММАТИКИ.

Задача морфонологического описания; морфонологическое представление. Понятие чередования; устранимые и неустранимые чередования. Важнейшие чередования в русском словоизменении и словообразовании (обзор и классификация). Понятие акцентной парадигмы. Классификация русских акцентных парадигм. Обзор акцентных свойств имени и глагола. Основные тенденции исторического развития русской акцентуации. Морфологизация и семантизация ударения в истории русского языка.


  • СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК В СОПОСТАВЛЕНИИ С ДРУГИМИ СЛАВЯНСКИМИ ЯЗЫКАМИ.

Типология грамматических категорий славянских языков (краткий обзор). Различия между славянскими языками в инвентаре грамматических категорий и граммем: утрата и редукция падежной системы; двойственное число; перестройка глагольных систем (случай болгарского языка). Различия между славянскими языками в правилах употребления грамматически категорий: несовпадения в числовом поведении существительных, видовом поведении глаголов, и др. Морфологические особенности русского языка и восточнославянских языков в целом.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconЗаседание Комиссии филологического факультета по приему в аспирантуру граждан России
В. Н. Денисенко, зав кафедрой русского языка и методики его преподавания проф. В. М. Шаклеин, зав кафедрой массовых коммуникаций...

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconУчебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, в курсе акцентируется внимание на русском...

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconПояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconПрограмма включает дополнительную часть к основной, разработанную...
Настоящая программа составлена кафедрой педагогики и технологий дошкольного и начального образования в соответствии с программой-минимум,...

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconПрактическое занятие №1 Основные этапы развития методики преподавания...
Ф. И. Буслаев – основатель научной методики преподавания филологических дисциплин

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconПрограмма учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
...

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconПрограмма учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
...

Программа составлена кафедрой русского языка и методики его преподавания на основе программы-минимум, рекомендуемой ваком iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции