Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей




НазваниеПрограмма включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей
страница1/3
Дата публикации17.10.2014
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Культура > Программа
  1   2   3



Введение


Настоящая программа составлена кафедрой педагогики и технологий дошкольного и начального образования в соответствии с программой-минимум, разработанной на основе утвержденного Минобрнауки Российской Федерации паспорта научной специальности 13.00.02.

Содержание программы отражает основной объем знаний, необходимой будущему исследователю при выполнении научной работы.

Программа поможет сориентироваться в современных тенденциях и перспективах развития методики дошкольного обучения, выявить научные проблемы и в определенной степени обосновать тему будущего исследования.

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Педагогические теории, системы, технологии


Педагогика в системе современного человекознания.

Педагогика как область гуманитарного знания, её социальные функции. Предмет педагогики. Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность. Основные особенности педагогики: специфика предмета, категориального аппарата, методов исследования. Гуманизм как социально-ценностный комплекс взглядов, убеждений и как философская основа современной педагогики. Воспитание как социально-организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Процесс дифференциации и интеграции в современной педагогике. Расширение границ и отраслей педагогической науки (социальная педагогика, коррекционная педагогика, превентивная педагогика и др.).

Теоретические основы педагогики.

Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического процесса. Обоснование органического единства процессов обучения, воспитания, образования и развития. Основные компоненты целостного педагогического процесса: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. Общность и специфика функций, задач, содержания и методов процессов обучения и воспитания. Общие свойства и закономерности педагогического процесса: определяющая роль деятельности и общения в воспитании и обучении, - единство воспитания и самовоспитания, преподавания и учения, взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом процессе, Соотношение понятий "закономерность" и "принцип". Взаимосвязь принципов целостного педагогического процесса.

Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. Социализация и воспитание. Понятие о процессе воспитания. Диалектика и движущие силы воспитательного процесса. Проблема цели воспитания в современной педагогике. Сущность системного подхода в воспитании. Структурные компоненты процесса воспитания (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, медико-биологическое и др.), их взаимосвязь. Институты воспитания: государственные, общественные, частные, церковные и др.

Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Обучение как составная часть педагогического процесса, его сущность. Двусторонний характер процесса обучения: преподавание, учение. Гуманитаризация обучения. Организационные формы обучения. Содержание образования, исторические и современные подходы к его определению. Теория формального и материального образования. Информационный, операционный, аксиологический компоненты образования: гуманистический характер, целостность, интегративность, преемственность, открытость, вариативность.

2. Историческое развитие педагогической науки и практики


дошкольного воспитания

Основные закономерности и тенденции развития образования и дошкольного воспитания в мировой педагогической науке и практике. Взаимовлияние идей зарубежных и отечественных педагогов.

История зарубежной педагогической мысли.

Воспитательные системы Античного мира. Влияние идей древних философов (Платон, Аристотель, Квинтилиан) на теорию и практику раннего воспитания и обучения.

Воспитание в период средневековья. Гуманистические идеи эпохи Возрождения. Влияние взглядов Витторино да-Фельтре, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Эразма Роттердамского, Людвика Вивеса на развитие образования и воспитания.

Педагогическая теория Я.А. Коменского и её значение для становления дошкольной педагогики как науки. Содержание и методы воспитания и образования детей в "материнской" школе.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж.Локка. Педагогические идей эпохи Просвещения (А.Гельвеций, Д.Дидро и др.) и их влияние на развитие обучения и воспитания. Теория естественного воспитания Ж.-Ж.-Руссо и её влияние на возникновение концепции "свободного воспитания". Обоснование самоценности детства для становления человека. Содержание и методы воспитания на разных этапах развития ребенка.

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци и её значение для построения системы развивающего обучения маленьких детей. Дошкольное воспитание в педагогике филантропистов (И.Б.Базедов, Х.Вольке, Х.Г.Зальцман), Педагогические воззрения И.Ф.Гербарта, А.Дистервега и их влияние на развитие педагогической мысли.

Вопросы содержания и методов воспитания детей в теории и практике Р.Оуэна,

Ф.Фребель и его теория детскою сада. Значение системы дошкольною воспитания Ф.Фребеля для обоснования вопросов организации дошкольных учреждений и методики воспитания дошкольников.

Влияние идей "реформаторской педагогики" конца XIX - начала XX вв. на содержание и методы воспитания и обучения детей до начала систематического образования в школе (А.Лай, Д.Дьюи, О.Декроли и др.). Экспериментальные учреждения США и Западной Европы для маленьких детей.

Методы научной педагогики М.Монтессори и влияние её теории на практику работы современных детских садов.

Основные тенденции развития дошкольного воспитания за рубежом в XX веке.

История дошкольного воспитания в России.

Истоки русской педагогической мысли. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы. Развитие педагогической науки и практики на Руси. Просветительные реформы начала ХVIIIв. Гуманистические педагогические идеи русских просветителей (М.ВЛомоносов, И.И.Бецкой. Н.И.Новиков и др.) и возможность их использования в современной педагогической практике. Организация деятельности воспитательных домов в России. Вклад Е.Гугеля в разработку дидактических основ дошкольного воспитания.

В.Ф.Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей. Метод развивающей беседы. Создание детских приютов в России.

Особенности педагогических взглядов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.И.Пирогова на необходимость раннего воспитания и обучения детей.

Общественно-педагогическое движение 60-х гг. ХIХв. и его влияние на развитие идей и практики дошкольного воспитания. Обоснование К.Д.Ушинским антропологического принципа в педагогике. Идея народности воспитания. Задачи, принципы и методы первоначального образования детей.

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого.

Первые детские сады в России. Общественно-педагогическая деятельность по распространению идей дошкольного воспитания А.С.Симонович.

Характеристика педагогических взглядов Е.Н.Водовозовой, Е.И.Конради и их роль в создании теории дошкольного воспитания.

Деятельность общественных организаций по созданию разных типов дошкольных учреждений, разработке содержания и методов работы в них, подготовки педагогических кадров в конце XIX - начале XX вв.

П.Ф.Лесгафт о значении периода семейного воспитания для становления личности. Педагогическая теория П.Ф.Каптерева. Теория свободного воспитания К.Н.Вентцеля и её влияние на практику работы дошкольных учреждений в России. Педагогические взгляды и практическая деятельность Е.И.Тихеевой. Теоретическое и практическое обоснование Л.К.Шлегер необходимости создания системы "русского детского сада".

Дошкольные учреждения - первая ступень Единой Трудовой Школы Советской России. Педагогические идеи С.Т.Шацкого П.П.Блонского и их влияние на теорию и практику дошкольного воспитания. Преемственность и особенности становления системы общественного дошкольного воспитания в дореволюционной и Советской России.

Роль Всероссийских съездов и конференций по дошкольному воспитанию в разработке содержания и методов работы с детьми. Характеристика особенностей развития сети разных типов дошкольных учреждений в России в зависимости от социально-экономических условий страны. Деятельность отделов народного образования, журнала "Дошкольное воспитание", опытных дошкольных учреждений, коллективов научных работников по методическому обеспечению дошкольного воспитания. Характеристика первых программ детского сада, руководств по дошкольному воспитанию. Педология и её влияние на деятельность дошкольных учреждений.

Система подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений.

Проблема взаимодействия семейного и общественного воспитания. Детский сад и общественность.

Педагогические взгляды Н.К.Крупской и её деятельность по организации дошкольного воспитания. Педагогическая теория и практика А.С.Макаренко. Возможность использования их идей в современной педагогической практике.

Специфические черты развития отечественной дошкольной педагогики и её место в мировой педагогической практике.

Основные направления реорганизации и развития образования в условиях реформы социально-экономического развития страны.
3. Управление дошкольным образованием

Социально-педагогические системы, понятие и виды. Система образования. Образовательные учреждения как система. Система образования в Российской Федерации, зарубежных странах.

Основные понятия научного управления. Системный и ситуационный подходы как методология управления.

Основы управления социальным коллективом. Педагогический коллектив и его развитие. Основные функции педагогического управления. Показатели качества управления. Особенности управления образовательными учреждениями. Управление развитием образования в образовательном учреждении.

Становление и развитие общественного дошкольного образования (задачи, принципы, характер). Структура управления, организационно-правовая база. Сущность управленческого труда заведующего дошкольным учреждением, требования к личности, стилю руководства. Целевые и процессуальные функции управления. Механизм реализации функций педагогического анализа, планирования, организации, контроля регулирования; методы управления.

Методическое руководство педагогическим процессом. Квалификационные требования к методисту по дошкольному образованию. Содержание деятельности: проектирование, моделирование, создание пространственно-предметной среды дошкольного учреждения и условий для самореализации и профессионального роста кадров. Планирование, корректировка образовательного процесса, контроль за ним. Регулирование взаимоотношений между специалистами дошкольного учреждения. Создания психологического микроклимата.

Аттестация педагогических кадров. Подготовка специалистов к управленческой и педагогической работе в системе дошкольного образования.
4. Дошкольная педагогика

1. Общие вопросы дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика как наука. Научный аппарат педагогического исследования. Принципы организации педагогического исследования. Его методы, требования к ним. Дошкольная педагогика в системе наук.

Воспитание как общественное явление. Воспитательный процесс, его сущность.

Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания. Характеристика основных этапов возрастного развития ребенка. Новая этика отношений к детству.

Программа воспитания и обучения. Принципы построения программ. Вариативные программы, их оценка и возможности использования в практике дошкольных учреждений. Требования к оценке существующих и вновь создаваемых программ.

2. Педагогический процесс дошкольного учреждения.

Теоретические основы целостного педагогического процесса дошкольного учреждения. Сущность педагогического процесса, структура и составляющие его компоненты. Модели построения педагогического процесса. Их педагогическая оценка. Реализация личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса.

Планирование педагогического процесса. Цели и задачи. Принципы планирования. Моделирование образовательного процесса на принципах гуманизации, индивидуализации, дифференциации и целостности.

Педагогическая деятельность. Её структура и функции. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство.

3. Воспитание ребенка раннего возраста.

Основы теории воспитания ребенка раннего возраста. Своеобразие и особенности развития ребенка раннего возраста. Характеристика ведущих потребностей ребенка раннего возраста, средства их удовлетворения. Характеристика и развитие основных видов деятельности ребенка раннего возраста. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Основные педагогические правила их воспитания. Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению.

4. Умственное воспитание и обучение.

Развитие теории умственного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике.

Дидактика как теория обучения. Её предмет и задачи.

Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Содержание, особенности, источники познавательного материала и процесс его усвоения детьми.

Сенсорное воспитание - составная часть умственного воспитания. Его значение в умственном развитии дошкольника, ребенка раннего возраста.

Проблема организации учебно-познавательной деятельности детей. Обучение - сущностная сторона педагогического процесса. Его функции, место в целостном педагогическом процессе, структура, динамика.

Проблема содержания обучения детей дошкольного возраста в теории педагогики. Многообразие форм организации и методов обучения, специфика их использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Дидактические основы построения учебного процесса. Принципы обучения.

Межпредметные связи в обучении. Их значение в усвоении знаний детьми дошкольного возраста,

Средства обучения. Дифференциальное обучение. Сущность, принципиальное отличие от других видов обучения. Развивающее обучение.

Современные технические средства обучения и методика их ис­пользования в учебном процессе.

Становление учебной деятельности в дошкольном возрасте. Свое­образие и развитие мотивов учения у дошкольников.

Взаимосвязь воспитания и обучения в процессе занятий.

Анализ педагогических исследований по проблемам умственного воспитания детей дошкольного возраста.

5. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Теоретические основы физического воспитания. Понятие "физическая культура". Естественно-научные основы физического воспитания. Биосоциальная природа развития движений. Анализ теорий спонтанного физического развития.

Физическое воспитание как составная часть всестороннего развития ребенка.

Закономерности развития двигательных функций и воспитание физических качеств у детей от рождения до 7 лет.

6. Теория и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе.

Воспитание как ведущая функция педагогики дошкольного детства. Всесторонность и гармоничность воспитательного процесса.

Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания. Сущность и "механизмы" нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические основы теории воспитания. Развитие социальных эмоций в дошкольном возрасте и их роль в воспитании.

Формирование основ социального поведения детей дошкольного возраста.

Принцип воспитания в деятельности и его реализация в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Гуманизация воспитания. Взаимосвязь и иерархия общечеловеческого, конкретно-исторического, национального, индивидуально-ценностного в воспитании.

Система методов воспитания.

Воспитание гуманных чувств и отношений в дошкольном возрасте.

Воспитание нравственно-волевых качеств. Начала самовоспитания в дошкольном возрасте.

Сочетание возрастного, личностного, индивидуального подходов в воспитании. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек.

Критерии нравственной воспитанности ребенка дошкольного возраста.

Проблемы коррекции поведения детей дошкольного возраста.

Проблема формирования взаимоотношений детей, её исследование в трудах отечественных ученых. Создание объективных условий, способствующих развитию взаимоотношений. Воспитание коллекти­вистической направленности личности дошкольника.

Современные исследования по проблемам нравственного воспитания детей.

Взаимодействие педагога с ребенком в воспитательно-образовательном процессе детского сада и его значение в нравственном воспитании дошкольников.

Позиция педагога и возможности её изменения.

Проблема общения педагога с ребенком, его значение в удовлетворении потребностей ребенка, в создании положительного микроклимата в группе.

7. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Становление и развитие трудовой деятельности ребенка. Средства трудового воспитания дошкольников. Основные проблемы содержания, методов и форм организации трудовой деятельности детей в детском саду в исследованиях отечественных педагогов. Методика воспитания детей в процессе трудовой деятельности.

8. Эстетическое воспитание.

Понятия: эстетическое воспитание, эстетическое развитие, художественное воспитание. Эстетика как методологическая основа теории эстетического воспитания. Средства эстетического воспитания.

Становление и развитие теории эстетического воспитания в отечественной педагогике. Проблемы эстетического воспитания. Взаимосвязь с сенсорным, умственным, нравственным и трудовым воспитанием.

Виды эстетической деятельности. Этапы и методы формирования детского творчества. Проблема взаимосвязи обучения и творчества.

Особая роль искусства и художественной деятельности как средства эстетического воспитания.

Развитие творческих и специально-художественных способностей. Одаренные дети. Особенности их воспитания.

9. Игра - ведущая деятельность и средство воспитания дошкольников. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Её сущность. Характеристика основных направлений в исследовании игры в отечественной педагогике (Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, А.К.Бондаренко и др.). Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Развитие игрового творчества детей дошкольного возраста. Воспитание детей в игре. Формирование взаимоотношений в игре. Дидактическая игра детей дошкольного возраста. Её характеристика и значение как средства обучения и воспитания.

10. Детский сад и семья.

Основные проблемы семьи и воспитания ребенка в семье. Семья глазами ребенка. Условия, способствующие формированию ребенка, как члена семейного коллектива.

Воспитание мальчиков и девочек в семье. Народная педагогика в домашнем воспитании.

Методы формирования у родителей педагогической рефлексии.

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребенка дошкольного возраста.

11. Детский сад и школа.

Ребенок в системе "детский сад - школа". Проблема преемственности в работе детского сада и школы.

Готовность ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема. Критерии готовности ребенка к школе. Диагностические методики.
5. Развитие речи детей

Задачи и функции методики управления речевым развитием детей.

Теоретические основы методики развития речи. Методологические характеристики языка и речи. Речевая деятельность, её структура.

Естественнонаучные, психологические и лингвистические основы методики развития речи.

Современные представления об онтогенезе речи. Сравнительный анализ теоретических подходов к речевому развитию детей в современных зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях. Речевое развитие как формирование языковой способности. Механизмы овладения языком детьми дошкольного возраста: подражание, языковое обобщение. Саморазвитие детской речи. Проблемы обучения детей родной речи.

Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью. Психолого-педагогические основы разработки программы речевого развития детей. Ребенок и языковая среда. Речевое общение как фактор освоения социального опыта и родного языка.

Методические принципы развития родной речи в детском саду:

взаимосвязь сенсорного, умственного и лингвистического развития; учет индивидуальных особенностей речевого развития; обогащение мотивации речи; организация наблюдений над языком; коммуникативный и деятельностный подход к развитию речи; взаимосвязь различных сторон речевого развития; обеспечение активной речевой практики детей.

Вопросы развития речи и обучения родному языку в истории за­рубежной и отечественной педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Е.Н. Водовозова, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина и др.).

Основные направления современных исследований в области методики развития речи: структурное, функциональное, когнитивное.

Структурное направление. Определение задач, содержания и методов формирования в речи разных уровней структуры языка - фонетического, лексического, грамматического.

Анализ исследований по вопросам развития словаря (М.М.Конина, А.М.Бородич, Ф.А.Сохин, В.И.Логинова, Н.П.Савельева, В.В.Гербова, А.П.Иваненко, Ю.С.Ляховская, В.И.Яшина, Г.Н.Бавыкина, Е.М.Струнина, Н.П.Иванова, А.А.Смага и др.), грамматического строя речи (А.Н.Гвоздев, Ф.А.Сохин, М.И.Попова, А.В.Захарова, В.И.Ядэшко, А.Г.Арушанова, Э А.Федеравичене. М.С.Лаврик. Г.Н.Николайчук и др ), воспитания звуковой культуры речи (Е.И.Радина, М.А.Александровская, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, Г.А.Тумакова и др.).

Функциональное направление. Вопросы обучения родному языку в его коммуникативной функции. Развитие связной речи и речевого общения. Развитие диалогической и монологической речи на протяжении дошкольного детства. Анализ исследований по проблеме формирования связной речи (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.М.Леушина, Л.А.Пеньевска, Развитие словесного творчества детей, его сущность, взаимосвязь обучения и творчества. Руководство детским словесным творчеством. Обзор исследований по проблеме (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, ЕА.Флерина, Н.А.Ветлугина. В.А.Сухомлинский, Н.Орланова, О.С.Ушакова, А.Е.Шибицкая и др.).

Когнитивное направление. Вопросы взаимосвязи умственного и речевого развития. Особенности представлений детей о языковой действительности: о звуковом строении слова, словесном составе предложений, осознание процесса произнесения и слушания, разложение сложных языковых целых на простейшие единицы, связь между значениями слов и выражений, семантические и фонетические сопоставления. Разработка методов формирования элементарного осознания речи и языка. Обзор исследований (И.А.Бодуэн де Куртене, Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, С.Н.Карпова, Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, Г.П.Белякова и др.).

Ребенок и книга. Литературное образование детей. Влияние худо­жественной литературы на речевое развитие. Особенности восприятия и понимания дошкольниками литературных произведений разных жанров.

Художественно-речевая деятельность детей.

Аналитический обзор педагогической литературы по вопросам приобщения детей к книжной культуре и развития художественно-речевой деятельности (Е.А.Флерина, А.В.Запорожец, О.И.Соловьева, М.М.Конина, Н.С.Карпинская, Р.И.Жуковская, Л.М.Гурович, С.М.Чемортан и др.).

Диагностика речевого развития детей.

Методики изучения разных сторон речи, критерии оценки их сформированности. Изучение уровня речевой подготовки детей к школьному обучению.
6. Экологическое образование детей дошкольного возраста.

Методологические и теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста.

Сущность и задачи экологического воспитания дошкольников. Принципы, пути и средства экологического образования.

Общение с природой как средство экологического воспитания детей, его гуманистической направленности.

Содержание и структура системных знаний об объектах и явлениях природы.

Педагогические условия воспитания экологической культуры ребенка-дошкольника. Формирование основ экологического сознания у детей дошкольного возраста. Эстетические и гуманистические проблемы формирования личности ребенка в условиях современной экологической ситуации.

Процесс становления осознанного, гуманно-деятельностного отношения дошкольников к природе. Комплексный подход к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения. Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве.

Критерии сформированности экологической направленности личности ребенка-дошкольника.

Основы организации педагогического процесса, направленного на экологическое воспитание в дошкольном учреждении.

Вопросы ознакомления детей с природой и экологического образования в трудах зарубежных и русских педагогов (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева и др.).

Анализ современных психолого-педагогических исследований по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста.
7. Физическая культура детей.

Понятие "физическая культура дошкольника". Физическое воспитание как приобщение к физической культуре. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок как субъект педагогического взаимодействия в системе физического воспитания. Естественно-научные и психологические основы физического воспитания. Биосоциальная природа развития движений. Функциональные системы Целостность развития детского организма.

Учет психофизиологических и соматических особенностей потенциальных возможностей детей. Анализ теорий физического развития.

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры.

Закономерности и особенности физического развития детского организма. Интенсивность и неравномерность развития основных систем;

пластичность органов и систем; единство и взаимосвязь психомоторного развития. Особенности развития функции коры головного мозга, органов и систем под влиянием физических упражнений. Возрастные особенности моторной функции. Взаимосвязь и взаимозависимость развития двигательных функций и центральной нервной системы. Морфо-функциональное развитие двигательного анализатора. Динамика основных показателей развития от рождения до 7-ми лет, влияние на них физических упражнений.

Особенности и закономерности становления произвольных движений. Условия накопления двигательного опыта и творческого его использования. Формирование двигательных навыков и воспитание психофизических качеств. Физиологическая и психологическая сущность двигательных навыков и умений. Многоуровневая система регуляции движений. Закономерности формирования навыков.

Цель, задачи и средства физического воспитания. Физические уп­ражнения, их классификация. Развитие основных движений. Гимнастика. Подвижные игры и игры с элементами спортивных игр, их значение в физическом воздействии на организм, воспитание личности. Спортивные упражнения и их специфическая роль в воспитании детей.

Основы обучения и развития детей в процессе формирования дви­гательной культуры. Методы и приемы обучения физическим упражнениям. Этапы обучения. Соотношение обучения и самостоятельной двигательной деятельности.

Диагностика физического развития детей

Система физического воспитания в России.

Инновационные системы физического образования и развития дошкольников.

Анализ педагогических исследований по проблеме физической культуры детей дошкольного возраста.
8. Музыкальное воспитание дошкольников

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников. Музыкальная культура: сущность, понятия, структура. Основные исследования (М.С.Каган, А.Моль, Н.И.Киященко, В.А.Разумный, Р.А.Тельчарова, А.И.Катинене). Музыкальная культура дошкольника. Музыкально-эстетическое сознание ребенка. Виды му­зыкальной деятельности как средства формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Педагогические условия успешности формирования основ музыкальной культуры дошкольников в разных возрастных группах детского сада.

Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста. Музыка как вид искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная интонация и музыкальный образ. Средства музыкальной выразительности. Принципы формообразования в музыке. Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста в разных группах детского сада. Основные исследования проблемы развития музыкального восприятия дошкольников (Т.С.Бабаджан, И.Л.Дзержинская, Н.А.Ветлугина, С.М.Шоломович, Л.Н.Комиссарова, О.П.Радынова и др.). Принципы художественности и доступности репертуара. Педагогические условия успешности формирования музыкального восприятия детей в разных группах детского сада.

Развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте. Природа музыкальных способностей, их психологическая сущность. Содержание понятий "музыкальные способности", "музыкальность", "музыкальная одаренность". Структура музыкальности.

Различные подходы к изучению аспектов проблемы развития му­зыкальных способностей в зарубежной и отечественной науке (С.Сишор, Г.Ревеш, Э.Виллемс, И.Павлов, И.Сеченов, Б.Асафьев, Б.Теплов, Н.Ветлугина).

Б.М.Теплов - основоположник современной отечественной теории развития музыкальных способностей детей. Изучение проблемы развития музыкальных способностей дошкольников в работах И. А. Ветлугиной.

Изучение проблемы развития музыкальных способностей детей на современном этапе.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач му­зыкального воспитания детей. Особенности развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности детей. Пути и методы изучения проблемы формирования музыкальных способностей. Диагностика развития музыкальных способностей у детей.

Проблема развития творчества в музыкальной деятельности дош­кольников.

Понятие творчества в философской и психолого-педагогической литературе. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на проблему детского художественного творчества.

Исследование проблемы детского музыкального творчества в оте­чественной педагогике. Значение исследований А.П.Усовой и её учеников в установлении взаимосвязи процессов обучения и творчества.

Изучение проблемы детского музыкального творчества в работах Н.А.Ветлугиной и её учеников (Дзержинская И.Л., Ходькова А.И., Волчанская Т., Акишев С.В., Акбарова Р.Т.).

Генетическая основа развития детского творчества. Этапы творческого процесса. Особенности развития творчества детей в разных видах музыкальной деятельности. Наличие предпосылок в развитии творчества детей. Самостоятельность и подражательность как необходимые ступени в развитии творчества дошкольников, методы активизации детского музыкального творчества.
9. Развитие детского изобразительного творчества.

История развития методов преподавания изобразительного искусства и их специфика в дошкольном художественном образовании.

Методы обучения рисованию в Древней Египте, Греции, Древнем Риме, в эпоху Возрождения, в России. Копировальный и натуральный методы преподавания изобразительного искусства. А.В.Бакушинский, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Р.Г.Казакова, Т.Г.Казакова о методах обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Теории одаренности и изобразительных способностей. Художественная одаренность как предпосылка к развитию изобра­зительных способностей. Детская одаренность как дар природы инди­видуальности каждого ребенка. Структура изобразительных способностей. Особенности их развития под влиянием обучения. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. Н.Н.Волков, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Е.ФЛомов, В.С.Кузин, В.С.Мухина о психологии изобразительных способностей.

Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Научное обоснование необходимости разработки наглядных пособий по обучению детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Р.Г.Казакова, Т.Г.Казакова, Л.В.Компанцева, Т.Н.Доронова и др. их идеи по обучению детей рисованию в пособиях для воспитателей. Е.А.Флерина, Н.Б.Халезова, Р.Г.Казакова и их идеи по обучению детей лепке в пособиях для воспитателей. З.А.Богатеева, И.Л.Гусарова, М.А.Гусакова, А.А.Грибовская, С.В.Иванникова и их идеи по обучению детей аппликации в пособиях для воспитателей. В.Г.Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н.Поддъяков и их идея по обучению конструирования в пособиях для воспитателей.

Традиции и новации в вариативных программах и методиках по развитию детского изобразительного творчества.

Научное обоснование необходимости обеспечения свободы выбора преподавателем изобразительного искусства и воспитателем варианта программы и методики по обучению детей изобразительной деятельности. Сравнительный анализ содержания программ "Воспитание и обучение в детском саду" (типовая), "Радуга" (Т.Н.Доронова), "Дом радости" (Саморукова), "Истоки" (Т.Г.Казакова), "Детская одаренность" (Р.Г.Казакова) и др. авторские программы.

Теория и практика обучения изобразительной деятельности в наследии Е.А.Флериной и Н.П.Сакулиной.

Е.А.Флерина - исследователь детского изобразительного творчества, первый автор программы и методики обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Н.П.Сакулина - исследователь детского рисования, автор программ для воспитателей и преподавателей педучилищ по изобразительной деятельности.

Развитие идей Е.А.Флериной и Н.П.Сакулиной в современном дошкольном образовании,
10. Математическое развитие детей

Теоретические основы методики развития математических пред­ставлений у детей дошкольного возраста.

Вопросы методического развития детей дошкольного возраста в трудах И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.Тихеевой, Ф.С.Блехер, Ж.Пиаже, А.М.Леушиной, П.Я.Гальперина.

Анализ современных программ математического развития дош­кольников.

Развитие количественных представлений у дошкольников. Особенности восприятия, действий, сравнения количества предметов детьми.

Развитие представлений о числе и натуральной последовательности чисел. Счетная и измерительная деятельность. Решение арифметических задач.

Развитие представлений о величине. Основные свойства величины. Особенности восприятия величины предметов в раннем возрасте. Чувственное познание - основа формирования представлений о про­тяженности. Измерение. Параметры измерения. Метрические меры. Роль слова в восприятии, сравнении и измерении величины предметов. Содержание и методика формирования представлений о величине предметов.

Развитие представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Понятия "форма", "геометрическая фигура". Геометрические фигуры как эталон восприятия формы предметов. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрической фигуры. Обследовательские действия и их роль в познании формы. Роль слова в формировании представлений о форме. Развитие геометрических представлений у детей. Содержание и методика развития представлений о форме предмета и геометрических фигурах.

Пространственные представления дошкольников. Понятие пространства и пространственных ориентировок. Генезис пространственных ориентировок у детей. Чувственная основа формирования пространственных ориентировок. Роль слова в формировании ориентировки в пространстве. Содержание и методика развития представлений о пространстве у детей.

Развитие представлений о времени у детей. Время и его особенности. Восприятие времени в дошкольном детстве. Содержание и методика развития представлений о времени у детей разных возрастных групп.

Диагностика математического развития детей.

Обзор современных психолого-педагогических исследований по проблемам математического развития детей дошкольного возраста.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей icon8(8352) 375-199, 452-771 conf@inet21com inet21. com
Приглашаем научных сотрудников, аспирантов, докторантов, соискателей, педагогов, психологов опубликовать результаты теоретических...

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей iconСовременное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта
Книга предназначена для экспертов диссертационных исследований, членов Диссертационных Советов, научных руководителей и научных консультантов,...

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей iconОнлайн конференция действует на постоянной основе. Она способствует...
Приглашаем научных сотрудников, аспирантов, докторантов, соискателей, педагогов, психологов, студентов вузов (только в соавторстве...

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей iconПрактические рекомендации по написанию научных статей введение
Научная публикация – основной результат деятельности исследователя. Главная цель научной публикации – сделать работу автора достоянием...

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей iconВ. П. Кохановский Кохановский В. П., Лешкевнч Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б
Книга предназначена для аспирантов и соискателей мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных,...

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей iconДополнительная образовательная программа Тхэквондо (итф) возраст...
Итф подготовлена с учетом нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ в системе Министерства образования...

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей iconРабочая программа учебной дисциплины химия уровень основной образовательной...
Цель дисциплины: усвоение научных знаний в области химии, овладе­ние химическим практикумом

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей iconАнализ работы школы за 2010- 2011 уч год
Учебный план школы на 2010-2011 учебный год был составлен с учетом нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность школ в системе...

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей iconКнига предназначена для научных работников в области психологии и...
Настоящая книга содержит изложение экспериментальных исследований, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей...

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей iconПрограмма курса английского языка для аспирантов и соискателей физического...
Тандарт предусматривает достижение такого уровня владения английским языком, который позволит аспирантам и соискателям успешно продолжать...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции