Скачать 344.02 Kb.
|
программа учебной дисциплиныТеория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного Магистратура по направлению 520300 – «Филология» Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация (степень) «магистр»Аннотация В курсе рассматриваются общие принципы изучения и описания русского языка в целях его преподавания зарубежным учащимся. Формируются представления о тесной связи лингвистического и дидактического начал в процессе обучения русскому языку как иностранному. Описываются языковые системы разных уровней, языковые единицы разных уровней, их взаимодействие при выполнении как основных функций языка – функции общения и функции объективации нашего мышления и категоризации окружающего мира, – так и более частных языковых и речевых функций. В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, В курсе акцентируется внимание на русском языке не только как составной части русской культуры, но и как основе культуры.
Целями освоения дисциплины «Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного» являются:
Задачи освоения дисциплины Названные цели конкретизируются в следующих задачах:
Вариативная часть. Профессиональный цикл Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка как иностранного Первый курсПервый и второй семестр Данная дисциплина предназначена для магистрантов, получающих квалификацию по направлению подготовки «Филология» по образовательной программе «Русский язык и культура в современном мире». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате. Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:
VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции: а) общенаучные: (частично) способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2); способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3). б) инструментальные: (частично) владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1); владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3); владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4). в) системные: (частично) способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1); способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2); способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3); Профессиональные компетенции Общепрофессиональные компетенции: (частично) знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1); владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2); владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3); владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4); владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5); способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6); умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7); а также следующими М-СПК: способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области преподавания русского языка как иностранного; владение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного: монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом и т.п. способность к самостоятельному усвоению новых подходов к преподаванию русского языка как иностранного; способность к специфическому лингвистическому мышлению преподавателя, обучающего русскому языку нерусских; способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач. ед. 144 ч. (экзамены 2 зач. ед. 72 ч) (всего 216 часа) 1 семестр: лекции – 18, семинары – 18. самостоятельная работа – 18+18 ч. 2 семестр: лекции – 16, семинары – 16, самостоятельная работа – 16+24 ч. Итого: Лекции – 34 ч. Семинары – 34 ч. Самостоятельная работа -- 76 ч. (36+40) Экзамен – 36 ч. + 36 ч. = 72 ч.
|
Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского... «История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного».... |
Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка... Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка... |
||
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского... В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на... |
Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания... Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов... |
||
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
||
Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
||
Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания... ... |
Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания... ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |