Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы»




Скачать 312.47 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы»
страница1/3
Дата публикации30.09.2014
Размер312.47 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы  к учебнику. « Русский   язык .  10 -11  классы » (Авторы. Н.Г.  Гольцова , И.В. Шамшин) – 6 изд. - М.: ООО «ТИД»  Русское  слово - РС, 2010. учебного плана МБОУ башкирская гимназия им.Н. Наджми., Федерального перечня учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год. и предназначена для изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне.
Составлена из расчета 2 часа в неделю, всего 68 часов . Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Цели обучения русскому языку

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.



В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского народа;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения;

использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся использовать все виды языкового анализа.

Программа построена таким образом, что материал для повторения сочетается с материалом для углубления и расширения знаний по русскому языку, что обеспечивает осознанное формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей.

Добавление дополнительного часа в неделю при обучении русскому языку в 11 классе определяется практической целенаправленностью и направлено на выработку практических навыков, навыков грамотного письма.

Формы текущего и итогового контроля

Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, , контрольно-измерительные материалы. .

Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы у выпускников формируются также ключевые и общепредметные компетенции: коммуникативная, языковедческая, культуроведческая, ценностно- смысловые, учебно-познавательные компетенции, информационные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Используемые технологии: технология деятельностного подхода,  технология дифференцированного обучения, проблемно-диалогическая технология ,ИКТ, здоровьесберегающая технология.

Содержание программы

Введение

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография1.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ2

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.
1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.

2 См. также раздел «Культура речи».

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного...

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconРабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой мо РФ ( Москва...

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconРабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного ) общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconБазовый уровень
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, сайта Министерства...

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconРабочая программа по русскому языку Редкокашиной Ольги Вячеславовны
Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе Программы к учебнику Русский язык. 10-11 классы (Авторы...

Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, на основе Программы к учебнику. «Русский язык. 10 -11 классы» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции