Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору)




Скачать 275.84 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору)
Дата публикации23.09.2014
Размер275.84 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
программа учебной дисциплины

Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного

(курс по выбору)

По направлению подготовки «Филология»




Квалификация (степень) «магистр»


Профиль «Русский язык как иностранный»
Образовательная программа магистратуры «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Краткое содержание курса.
Курс «Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного» адресован магистрантам первого года обучения и призван, во-первых, определить роль и место культуроведческой информации в системе общей подготовки иностранных учащихся по русскому языку; во-вторых – систематизировать и углубить знания слушателей по истории русской культуры. Курс разработан с опорой на такие принципы современных образовательных технологий, как личностная ориентированность материала, интенсивность, диалогичность, моделирование потенциально актуальных профессиональных ситуаций, креативность и др. Наряду с традиционными лекционными и семинарскими занятиями предполагается использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий, аудио- и видеотехники.

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного» являются:

  • знакомство учащихся с наиболее важными, сущностными явлениями русской художественной культуры;

  • систематизация уже имеющихся у учащихся знаний;

  • обучение методике представления русской художественной культуры на занятиях по русскому языку как иностранному.


Достижение указанных целей предполагает решение следующих конкретных задач:

  • дать учащимся необходимые знания в области лингвометодических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка как иностранного;

  • познакомить учащихся с основными источниками информации в области преподавания русского языка как иностранного, прежде всего – с культуроведческой и лингводидактической литературой, а также с соответствующими интернет-ресурсами;

  • выработать у учащихся навыки и умения, необходимые для последующей профессиональной деятельности.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Вариативная часть.

Данная дисциплина предназначена для магистрантов, обучающихся по образовательной программе «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате. Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:

  • предоставляет сумму знаний, систематизирующих культуроведческую подготовку учащихся;

  • дает возможность адекватно воспринимать особенности русского языка во взаимосвязи с культурой;

  • вырабатывает навыки и умения, необходимые для преподавателя русского языка как иностранного.


3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

М-ОНК-3 (частично); М-ИК-3 (частично); М-СК-2 (частично); М-ПК-6, 7,8; М-ПК-15 (частично), М-ПК-16 (частично).


    • С-СПК:

- владение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного: монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом и т.п.

- способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму знаний в области истории русской культуры применительно к задаче преподавания русского языка как иностранного;

-умение самостоятельно создавать учебные материалы с опорой на различные источники информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные понятия и термины, важные для обучения иностранцев практическому русскому языку в его взаимосвязи с культурой;

  • современные подходы к изучению и описанию истории русской культуры в целях преподавания русского языка в иноязычной аудитории;

  • основную научную, учебную и учебно-методическую литературу по обучению иностранцев практическому русскому языку и культуре.

Уметь:

  • планировать и организовывать как общий учебный процесс, так и отдельные занятия в свете задач преподавания русского языка и русской культуры иностранным учащимся;

  • самостоятельно разрабатывать фрагменты системы упражнений и заданий;

  • создавать фрагменты учебных материалов по курсу.

Владеть:

  • навыками самостоятельной работы с современной лингвокультуроведческой и лингводидактической литературой по изучаемым вопросам;

  • навыками и умениями в области преподавания культуроведческого аспекта в рамках различных курсов русского языка как иностранного;

  • современными средствами и возможностями представления учебных материалов в целях преподавания русского языка и культуры в иноязычной аудитории.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа)






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекция

с.р.с.

семинар

с.р.с.




1.

Вводная лекция. Древняя Русь. Восточнославянские племена. Язычество в Древней Руси и его отражение в языке, в фольклоре.

1

1

1

1

1

1

коллоквиум

2.

Древнерусская письменность, литература. Значение старославянского / церковнославянского языка. История русской азбуки. Библия в России.

1

2

1

1

1

1

коллоквиум

3.

Особенности традиционного русского быта в системе культуры. Фольклор, русская литература и искусство

1

3

1

1

1

1

коллоквиум


4.

Московское княжество, его значение в становлении русской цивилизации и духовной культуры. Концепция Москвы как «Третьего Рима». Своеобразие архитектуры Московской Руси. Соборы Московского Кремля. Иконопись. Андрей Рублёв. Дионисий. Музыка Древней Руси.

1

4

1

1

1

1

коллоквиум


5.

Российская Империя. Пётр I. Значение петровских реформ. Екатерина II. Влияние Запада: языковой, культурный, цивилизационный аспекты.


1

5

1

1

1

1

практическое задание (подготовка доклада/сообщения)


6.

Петербург как новая столица России и как символ новой российской цивилизации. Российское Просвещение. Петербургская Императорская Академия Наук. М. В. Ломоносов. Императорский Московский университет.

1

6

1

1

1

1

коллоквиум

7.

XVIII век в истории русской художественной культуры. Живопись. Архитектура. Литература. Театр.

1

7

1

1

1

1

коллоквиум

8.

Звучащая речь в контексте русской национальной культуры

1

8

2

2







подготовка

сообщения на выбранную тему

9.

Звучащая речь в аспекте межкультурной коммуникации.

1

9

2

2







10.

XIX век в истории русской цивилизации. Победа над Наполеоном, её цивилизационное значение. Западничество и славянофильство как две концепции развития российской цивилизации.

1

10







2

2

коллоквиум

11.

Расцвет литературы и искусства в Российской Империи XIX века.

Архитектура. Живопись. Театр. Музыкальная культура. Русский романс.

1

11

1

1

1

1

Практическое задание (подготовка пробных учебных материалов)

12.

Сословность российской культуры. Дворянская культура. Культурный быт дворянской усадьбы.

1

12







2

2

коллоквиум

13.

Традиционный русский быт: крестьянский, купеческий. Русское купечество и меценатство. Прикладное искусство, народное творчество. Художественные промыслы.

1

13

1

1

1

1

коллоквиум

14.

Россия на рубеже XIX–XX веков. Предреволюционная эпоха. «Серебряный век» в русской культуре: архитектура (русский модерн), живопись, музыка, литература. Балет.

1

14

1

1

1

1

коллоквиум

15.

Россия в XX веке. СССР как новый тип российской цивилизации. Литература и искусство советского периода.

1

15

1

1

1

1

коллоквиум

16.

РФ (постсоветский период). Распад СССР. Новые формы исторического бытия Русского Мира. Роль русского языка и русской культуры как объединяющих начал Русского Мира. Возрождение Православия в России. Духовные ценности Русского Мира в их соотношении с ценностями Запада и Востока.

1

16

1

1

1

1

коллоквиум

17.

Тенденции в развитии современного русского языка. Влияние англоязычной компьютерной терминологии. Влияние на язык молодёжных субкультур.

1

17

1

1

1

1

Практическое задание (выступление с докладом)

18.

Современная русская литература в Отечестве, в Ближнем и Дальнем Зарубежье, отражение в ней современного бытия Русского Мира.

1

18

1

1

1

1

коллоквиум




Итого







18

18

18

18




























Зачет


4.2. Содержание дисциплины

1. Древняя Русь. Восточнославянские племена.

Язычество в Древней Руси и его отражение в языке, в фольклоре. Языческая религия как мировоззренческая система. Древнерусские имена языческих божеств: Даждьбог, Сварог, Перун, Велес и др. Культ предков, растений, деревьев, животных, птиц, рыб.

Образы низшей мифологии – покровителей жилища и семьи: домовой, леший, водяной и др. Враждебные стихии: огненный змей, упыри и др., магия и ритуалы в системе языческих представлений.

Пословицы и поговорки как своеобразный морально-этический кодекс существования человека. События, обычаи и верования древней Руси как темы пословиц.
2. Древнерусская письменность, литература. Значение старославянского / церковнославянского языка. История русской азбуки. Библия в России.

История создания славянской письменности. Причины, обусловившие её появление.

Солунские братья свв. Кирилл (Константин Философ) и Мефодий – первые славянские просветители.

Славянские азбуки – глаголица и кириллица. Названия славянских букв.

Развитие кириллического письма в России.

История русского букваря. Русская азбука в русской литературе.
3. Особенности традиционного русского быта в системе культуры. Фольклор, русская литература и искусство.

Русский дом как явление материальной и духовной культуры. Национальный костюм. Особенности русского национального стола.

Традиционная семья. Семейные традиции и праздники.

Русский традиционный календарь. Обычаи и праздники.

Русский быт во фразеологии и фольклоре, в произведениях литературы и искусства.
4. Московское княжество, его значение в становлении русской цивилизации и духовной культуры. Концепция Москвы как «Третьего Рима».

Своеобразие архитектуры Московской Руси. Соборы Московского Кремля.

Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Дионисий.

Музыка Древней Руси.
5. Российская Империя. Пётр I. Значение петровских реформ. Воплощение процесса европеизации в культурных преобразованиях петровского времени. Реформа в области образования, открытие в Москве первой Школы математических и навигационных наук и Морской академии в Петербурге. Культурно-историческое значение таких мероприятий, как введение европейского летоисчисления, выпуск первых газет, замена церковнославянского шрифта гражданским и окончательное отделение светской книжности от церковной, открытие общедоступного театра.
Екатерина II. Влияние Запада: языковой, культурный, цивилизационный аспекты.
6. Петербург как новая столица России и как символ новой российской цивилизации.

Российское Просвещение. Петербургская Императорская Академия Наук.

Феномен универсализма М.В. Ломоносова (1711-1765) – ученого, поэта, драматурга, теоретика литературы и художника. Императорский Московский университет.
7. XVIII век в истории русской художественной культуры. Отличительная черта русского Просвещения – параллельное развитие классицизма и сентиментализма.

Художественная литература в контексте общей культуры. «Культурное многоязычие» как результат вторжения разнородных культурных традиций других стран. Ускоренный, концентрированный характер литературного процесса в XVIII веке.

Теоретические проблемы литературы и искусства в работах Ломоносова (проблемы «смешанных вымыслов», характера и типов художественного обобщения, понимания жанровой системы литературы в ее соотношении с особенностями стилей).

Создание новой системы литературных жанров, характерной для эпохи классицизма.

Живопись. Особое место жанра портрета, углубление портретного психологизма (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

Архитектура. Развитие дворцово-парковой архитектуры и парковой скульптуры. Крепости, соборы, загородные резиденции как образцы нового типа строительства.
Театр. Многообразие театральных представлений в эпоху Петра I: праздничные шествия, фейерверки, ассамблеи, маскарады. Крепостные театры (театр гр. Шереметьева в Останкино). Ф. Волков (1729-1763) и первый государственный русский театр (1756) в период царствования Елизаветы Петровны.
8. Звучащая речь в контексте русской национальной культуры.

Звуковые, ритмические и интонационные нормы в свете русской культурной традиции. Социальная значимость и стилистическая окраска произносительных вариантов. Стили произношения. Эмоционально-стилистические особенности русской звучащей речи.

Факторы сохранения норм русского литературного произношения. Роль театра в сохранении русского литературного произношения. Особенности употребления орфоэпических вариантов на сцене и в художественном чтении.

Основные трудности современного русского литературного произношения. Проблемы культуры русской устной публичной речи.

Звуковой "портрет" на сцене и на экране. Общая и художественная функции сценического произношения. «Игра произношением» как одна из возможностей придать характерность сценическому или экранному образу.

Звуковой символизм. Звуковые ассоциации в русской культурной традиции. Связь между звуковым оформлением и эмоциональным восприятием текста. Звук в поэзии.
9. Звучащая речь в аспекте межкультурной коммуникации.

Русская звучащая речь в восприятии иностранцев. Основные проблемы в восприятии русской звучащей речи носителями иноязычных систем. Наиболее частые отклонения в иностранном акценте от звуковых, ритмических и интонационных норм русской звучащей речи.

Звуковой портрет иностранца в лингвистической реальности и в искусстве. Средства создания звукового портрета иностранца в литературе, на сцене и на экране. Иноязычный акцент в характерных ролях.

Орфоэпическая ситуация в русском языке на фоне иноязычных систем. Относительная жесткость русских орфоэпических правил в сравнении с широким диапазоном колебаний в произношении, характерном для большинства иноязычных систем. Особенности соотношения русской литературной и диалектной фонетики. Специфика отношения к диалектному произношению в русской культурной традиции.

10. XIX век в истории русской цивилизации. Духовный подъём в царствование Александра I (1801-1825): проведение либеральных реформ, открытие университетов и сети гимназий. Отечественная война 1812 года. Победа народов России над Наполеоном (1813).

Возникновение тайных обществ. Декабристское восстание (1825). Правление Николая I – время реакции, формирование государственной великодержавной идеологии, выраженной в идеологической формуле: «Православие, самодержавие, народность». Реформы Александра II (Отмена крепостного права 19 февраля 1861 г., земская реформа 1864 г., судебная и военная реформы) и противоречия в их осуществлении. «Народничество», возникновение революционных террористических обществ, убийство Александра II.

Западничество и славянофильство как две концепции развития российской цивилизации. Самоидентификация русской культуры. Судьба России и пути её исторического развития.

Русская культура в системе взаимоотношений Россия – Запад. Феномен П.Я. Чаадаева.

Русская культура в диалоге с культурами народов, живущих на границах с Россией. Тема Кавказа в русской литературе (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой).

Поиски духовного и нравственного идеала в русской культуре XIX века.

11. Расцвет литературы и искусства в Российской Империи XIX века. Концепция личности в культуре XIX века и смена литературных направлений.

Романтическая версия – «человек необыкновенный».

Реалистическая версия – «человек как все». Пафос сострадания «маленькому человеку» – отличительная черта гуманизма русской культуры XIX века.

Архитектура. Живопись. Театр. Музыкальная культура. Русский романс.
12. Сословность российской культуры. Дворянская культура. Культурный быт дворянской усадьбы. Взаимосвязь разных видов искусства: архитектуры, садово-парковой культуры, скульптуры, музыки, живописи и театра, создающих синкретический образ усадьбы.

Особенности жизни поместного дворянства XIX – начала ХХ века: образование и воспитание молодежи, круг интересов мужчин и женщин, будни, праздники и русские национальные традиции в жизни помещиков. Роль усадьбы в формировании личности дворянина.

Влияние усадьбы на русскую культуру и искусство. Мемориальные усадьбы, связанные с именами деятелей русской культуры XVIII-XIX вв. (Архангельское, Михайловское, Тарханы, Мураново, Спасское-Лутовиново, Абрамцево, Ясная Поляна).

13. Традиционный русский быт: крестьянский, купеческий. Русское купечество и меценатство. Первые представители торгового сословия, открыватели новых земель, герои русского народного творчества (Василий Буслаевич, Садко Богатый гость и др.).

Административное выделение купеческого сословия и расширение его социальной базы после реформ Петра I.

Эволюционный путь развития различных поколений русских купцов от «самодура-дикаря» до просвещенного мецената.

Отражение жизни купечества в русской литературе и искусстве (А.Н. Островский, М. Горький, П. А. Федотов, Б.М. Кустодиев, В. Г. Перов).

Благотворительская деятельность русского купечества в области здравоохранения, социального обеспечения и национальной культуры.

Культурно-просветительская деятельность братьев Третьяковых, С.В. Морозова, С.И. Мамонтова, А.А. Бахрушина.
Прикладное искусство, народное творчество. Художественные промыслы. Резьба и роспись. Городецкая и хохломская роспись (г. Городец, с. Хохлома) и история промыслов.

Богородская деревянная игрушка и история ее возникновения. Сергиев Посад – один из крупных центров русской культуры ХIV – ХVIII веков. Мастера-игрушечники и популярный русский сувенир «матрешка».

История возникновения гжельского фарфора и фаянса (д. Гжель). Многообразие видов и тем художественного промысла гжели, изделия гжели на международных выставках, в музеях мира и частных коллекциях.

Дымковская, филимоновская и каргопольская игрушка – декоративная глиняная скульптура. Языческие традиции в росписи и изготовлении игрушек.

Финифть – искусство живописи и эмали в городе-заповеднике Ростове Ярославской области.

Искусство уральских камнерезов. Облицовка дворцов, изготовление предметов быта и ювелирных изделий.

Холмогорская резьба по кости. Бытовые и ювелирные изделия «поморов».

Искусство лаковой миниатюры в поселках Мстера и Палех, в с. Федоскино.

Подносы села Жостово и русское чаепитие. Оригинальная художественная система и самобытный стиль жостовских мастеров.

Шитье, вышивка, ткачество, вязание, низание бисером – традиционные занятия русских женщин. Самобытные традиции кружевоплетения на Руси. Вологодское кружево, золотошвейный промысел Торжка, платки Павловского Посада.
14. Россия на рубеже XIX–XX веков. Предреволюционная эпоха. «Серебряный век» как единое духовно-историческое явление в русской культуре.

Кризис гуманизма. Переосмысление духовных ценностей, созданных культурой XIX века. Человек, концепция личности в культуре Серебряного века. Отражение социальных и культурных противоречий эпохи в литературе и искусстве.

Эсхатологические мотивы в поэзии А. Блока; предчувствие конца и катастрофы в драматургии А. Чехова; критика социальной действительности в творчестве М. Горького; рождение авангарда – отрицание традиционной культуры и традиционных форм социальной жизни в культуре авангарда (футуризм). Опора на традиции мировой культуры как способ преодоления современного кризиса искусства (акмеизм, «Мир искусства»).

Общеевропейская концепция искусства модерна («Искусство – Жизнестроение») в контексте русской культуры Серебряного века.

Осмысление судьбы России, русского национального характера, русской ментальности в философии, литературе, искусстве.
15. Россия в XX веке. СССР как новый тип российской цивилизации. Литература и искусство советского периода.

Динамика социокультурных особенностей ХХ века как отражение сложностей и противоречий эпохи, включающей Серебряный век русской культуры (с конца XIX в. до 20-x годов ХХ в.), советский (до 1991 г.) и постсоветский периоды.

Основные «культурные модели» социализма, отражающие различные этапы социалистического строительства и соответственно культурные нормы и формы творческой деятельности с временными рамками: 1918-1936 гг.; 1936-1956 гг.; 1956-1963 гг.; 1963-1985 гг.; 1985-1991 г.г.

Начальный период (1918-1921 гг.) – период разрушения и отрицания традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право). Построение нового общества и «переделка» человека как основная идеологическая задача, предопределяющая и формирующая новую культуру.

Образование к середине 30-х годов советской многонациональной культуры как жесткой системы. Создание нормативных культурных образцов в различных видах искусства.

Предвоенный, военный и послевоенный периоды как составные части второй сложной и противоречивой культурной модели (1936 -1956 гг.).

Определение культуры – «пролетарская» по содержанию и «национальная» по форме – и нарастание противоречий в социокультурной среде. Политика репрессий (1937 г.) и борьба с «классово-чуждыми» деятелями культуры.

Третья модель (1956-1963 (68) гг.) – время «оттепели».

Социокультурная модель эпохи застоя (1963-1985).

Альтернативная культура как составная часть русской культуры ХХ века в формах культуры русского зарубежья, контр-культуры диссидентов и молодежной субкультуры.

Последняя культурная модель социализма – время распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры (1985-1991). Противопоставление различных национальных культур, нарастание социокультурной напряженности, возникновение военных конфликтов и распад единого социокультурного пространства.

16. РФ (постсоветский период). Распад СССР. Новые формы исторического бытия Русского Мира. Роль русского языка и русской культуры как объединяющих начал Русского Мира. Возрождение Православия в России. Духовные ценности Русского Мира в их соотношении с ценностями Запада и Востока.

Распад единого социального и культурного пространства и изменение ценностных ориентаций в художественной культуре и в жизнедеятельности людей. Деформация и разрушение в условиях рыночной экономики культурной инфраструктуры (состояние библиотек, музеев, театров, кинотеатров). Коммерциализация искусства и отъезд за рубеж большого количества музыкантов, художников, писателей.

Возрождение христианских ценностей и их отражение в различных видах художественного творчества. Принятие закона «О свободе совести и религиозных организаций», восстановление разрушенных храмов, издание двухтомного текста Русской Библии, узаконивание дней главных православных праздников – выходными как свидетельство духовного возрождения России.

Разрушение единого художественного и духовного пространства, характерного для литературы советского периода. Создание нового культурного пространства: возвращение в литературу авторов и художественных произведений, ранее запрещенных. «Открытие» российским читателем русской философии начала ХХ века.
17. Тенденции в развитии современного русского языка.

Влияние англоязычной компьютерной терминологии. Заимствованная лексика в современном русском языке.

Жаргон и ненормативная лексика в современном языке: как относиться к данной тенденции?

Влияние на язык молодёжных субкультур.

Особенности языка Интернета, смс-сообщений: безграмотность или новый функциональный стиль?

Среднее образование в современной России и его роль в формировании языковой личности носителя русского языка XIX века.
18. Современная русская литература в Отечестве, в Ближнем и Дальнем Зарубежье, отражение в ней современного бытия Русского Мира.

Изменение роли и места русской художественной литературы в системе духовной культуры в постперестроечную эпоху. Спор критики о кризисе литературы. Утрата литературой главенствующей роли в системе культуры. Литература и рынок.

Эстетическая и мировоззренческая переориентация художественной культуры в целом. Отказ от идеологического кода прочтения произведений художественной культуры.

Новые социокультурные формы жизни литературы. Отмена цензуры, Появление новых издательств, журналов, альманахов.

Способы самоидентификации русского духовного сознания: почвеннические и западнические настроения в литературе и художественной культуре.

Постмодернистская литературная игра как способ постижения действительности. Поэтические школы и направления русской поэзии конца ХХ века.

Постперестроечный период как время многосторонних поисков и выявления новых творческих возможностей, появления новых индивидуальностей в различных областях художественной культуры. Стилевое и тематическое разнообразие литературы первого десятилетия ХХI века: фантастический реализм, антиутопия, метапроза, интерес к религиозной тематике, религиозно-мистические искания литературы, экзистенциализм и философская фантастика, «офисная литература», литература «среднего класса», развитие традиций социальной прозы. Выделение историко-биографического жанра литературы как одного из ведущих в современной литературе.

Соотношение «серьезной» и «развлекательной» (детективы, фантастика) литературы.
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс разработан с опорой на такие принципы современных образовательных технологий, как личностная ориентированность материала, интенсивность, диалогичность, моделирование потенциально актуальных профессиональных ситуаций, креативность и др. Наряду с традиционными лекционными и семинарскими занятиями предполагается использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий, аудио- и видеотехники.

Обязательным является просмотр фрагментов аспектных видеоуроков и их анализ с целью формирования и развития профессиональных навыков и умений в области преподавания русского языка иностранцам. Планируются также интерактивные формы профессионального общения: коллоквиумы, практикумы, совместный анализ научной и учебно-методической литературы по различным аспектам преподавания русского языка, использование материалов кафедрального Интернет-сайта http://www.philol.msu.ru/~didactling_rki и других Интернет-ресурсов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов обеспечивается списками основной и дополнительной литературы, включающей теоретические работы по проблемам преподавания истории русской культуры в иноязычной аудитории, а также учебники и учебные пособия для иностранных учащихся. Текущий контроль проходит в форме коллоквиумов, практикумов, тестов, контрольных работ.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины: зачет.
Вопросы для повторения


  1. История создания кириллической азбуки.

  2. Социальное и культурное содержание Крещения Руси.

  3. Икона – больше, чем искусство (на примере «Троицы» Андрея Рублёва).

  4. Элементы русского традиционного быта в современной жизни.

  5. Русские народные промыслы.

  6. Фольклор в русском искусстве: живописи, музыке, литературе (по выбору учащегося).

  7. Традиционные праздники в России.

  8. Смысл и значение петровских реформ.

  9. Роль личности М.В. Ломоносова в истории русской науки и культуры.

  10. Звуковые, ритмические и интонационные нормы в контексте русской культурной традиции.

  11. Литературные общества начала XIX века.

  12. Русская музыкальная культура в ХIХ веке.

  13. Русский романс: особенности жанра.

  14. Исторические судьбы русской дворянской усадьбы в XVIII – начале XX вв.

  15. Место театра в культуре XIX века.

  16. Деятельность купцов и меценатов как особое явление духовной и культурной жизни России.

  17. Основные направления в литературе и искусстве Серебряного века.

  18. Революция в искусстве – путь к обновлению жизни (русский художественный авангард).

  19. Театр Серебряного века.

  20. Взаимоотношения искусства и власти в СССР.

  21. Герой и время в русском кино (на материале одного или более фильмов).

  22. Духовные поиски русской культуры после распада СССР.

  23. Творчество одного из современных писателей (режиссёров, композиторов, художников).

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Лотман Ю.М.Беседы о русской культуре. СПб, 1994.

  2. Лихачев Д.С.Человек в литературе Древней Руси (любое издание).

  3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного (любое издание).

  4. Кондаков И.В.Введение в историю русской культуры. М., 1997.

  5. Из истории русской художественной культуры. Программа курса для иностранных учащихся / ред. Л.В.Ершова, Л.Н. Кашежева, А.Г.Лилеева. М., МГУ, 2010.

  6. Из истории русской художественной культуры: хрестоматия/ ред. А.Г.Лилеева, И.В. Ружицкий. М.: Флинта, 2006.

  7. Из истории русской культуры: хрестоматия / ред. А.Г.Лилеева, И.В. Ружицкий. МГУ. М.:, Гуманитарий, 2008.

  8. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В. Теоретические положения. Принципы описания // Русское культурное пространство. Лингвокультурологический словарь. Выпуск 1. / Под ред. И.В. Захаренко, В.В. Красных, Д.Б. Гудкова. М.: Гнозис, 2004.


б) дополнительная литература:

  1. Лихачёв Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. Спб., 2009.

  2. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. Спб.,2002.

  3. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

  4. Ильина Т.В. История искусства. Отечественное искусство. М., 1994.

  5. Русская духовная культура. М., 1995.

  6. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

  7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Любое издание.

  8. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001.

в) Интернет-ресурсы:

1. Кафедральный Интернет-сайт http://www.philol.msu.ru/~didactling_rki.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • наличие в методическом кабинете кафедр русского языка как иностранного (а. 840), в библиотеке и в Интернете необходимой научной и учебно-методической литературы;

  • наличие аудио- и видеотехники;

  • доступ к Интернету через компьютерное оборудование кафедр русского языка как иностранного (а.1009а, а. 833, а. 836).



Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология».

Разработчики:


Филологический

факультет МГУ

имени М.В. Ломоносова,

кафедра дидактической

лингвистики и теории

преподавания русского языка

как иностранного
доцент Л.В. Ершова
профессор Е.Л. Бархударова

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconПрограмма учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconУчебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconПрограмма учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconПрограмма учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
...

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, в курсе акцентируется внимание на русском...

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconПрограмма учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания русского языка как иностранного (курс по выбору) iconПрограмма учебной дисциплины Современные концепции учебника русского...
Целями освоения дисциплины «Современные концепции учебника русского языка как иностранного» являются

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции