Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева




Скачать 217.73 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева
Дата публикации 05.10.2014
Размер 217.73 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > История > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра общей педагогики




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

_________________Г. А. Папуткова

«__» _____________20____г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.06 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность: 050711.65 Социальная педагогика

Специализация: Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: заочная – 5,5 лет
Н. Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050711 «Социальная педагогика», утвержденного 21.12.2009г.

  2. Учебного плана по специальности 050711.65 Социальная педагогика, специализация Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением, утвержденного 22 декабря 2011г.


Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол № 1 от «30» августа 2012г.

Разработчик: к.п.н., доцент И.В.Лебедева

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «Общей педагогики»

_________________/__Николина В.В./

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета «__________________»

_________________/_______________/

«____»_______________20__г.
1. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «История педагогики и образования» являются

- развитие исторического мышления будущих педагогов;

- сформировать профессиональное отношение к педагогическому опыту прошлого и его осмыслению с позиций современности.

Задачи :

- формирование представлений об основных этапах и закономерностях развития историко-педагогического процесса;

- знакомство студентов с педагогическими идеями и системами наиболее выдающихся представителей отечественной и зарубежной педагогики на всех этапах её развития в нашей стране и за рубежом;

- формирование умений критического анализа и обобщения педагогических работ прошлого в целях творческого применения ценных идей и опыта в современных условиях.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История педагогики и образования» относится к дисциплинам направления. Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Социальная педагогика», «Современные подходы и концепции воспитания».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Педагогическая технология», «Педагогика», «Педагогическая антропология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

Знать:

- Основные исторические этапы и закономерности развития историко-педагогического процесса в нашей стране и за рубежом.
- Иметь представление о педагогических системах прошлых эпох, оказавших наибольшее влияние на развитие историко-педагогического процесса

- основные идеи и содержании деятельности выдающихся педагогов прошлого.
Уметь:

- обобщать и анализировать информацию в процессе изучения различных исторических источников (нормативных документов, работ классиков педагогики, учебной и художественной литературы и т.д.) с профессиональных педагогических позиций, обосновывать свою позицию в дискуссионных вопросах;

- оценивать значение работ и деятельности выдающихся педагогов прошлого для своей эпохи и современного этапа развития педагогической теории и практики, уметь вычленить новаторские идеи педагога и провести аналогию с современными педагогическими проблемами

Владеть навыками:

- публичного выступления, дискуссии и организации культурно-просветительской деятельности по историко-педагогической тематике, подготовки и презентации эссе аналитического характера.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 7

Общая трудоемкость дисциплины

200




Аудиторные занятия,

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

40

Лекции

30

Практические занятия,

семинары

10

Лабораторные работы

-

Другие виды работ

-

Самостоятельная работа

160

Вид итогового контроля




экзамен


5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого

по разделам

дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Раздел 1. История образования как область научного знания и учебный предмет

1

-

10

11

1. История образования как область научного знания и учебный предмет

1

-

10

11

Раздел 2. Педагогика Древнего мира.

8

2

30

40

2.1. Воспитание и школа в античной цивилизации

4

1

15

20

2.2. Педагогика цивилизаций Древнего мира

4

1

15

20

Раздел 3. Педагогика эпохи Средневековья.

10

3

40

53

3.1. Воспитание и образование в Западной Европе эпохи Средневековья. Педагогические идеи эпохи Возрождения

3

1

10

14

3.2.Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века

3

2

10

15

3.3 Педагогические идеи западноевропейских гуманистов эпохи Возрождения

2

-

10

12

3.4. Литературно-педагогические памятники Древней Руси

2

-

10

12

Раздел 4. Педагогика Нового времени.

6

3

40

49

4.1. Зарубежная школа и педагогика в XVII – XIX веках






-

5

5

4.2. Образование и педагогическая мысль в России XVIII -XIX веков.

2

-

5

7

4.3. Педагогическое учение основоположника педагогической науки Я.А. Коменского

-

-

5

5

4.4. Выдающиеся западноевропейские педагоги-мыслители эпохи Просвещения

-

-

5

5

4.5. Развитие системы образования и педагогической мысли в России XVIII века

2

-

5

7

4.6. Западноевропейские педагоги-классики XIX века (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт)

-

-

5

5

4.7.Педагогическое наследие основоположника отечественной педагогической науки К.Д. Ушинского

2

-

5

7

4.8. Официальная и демократическая педагогика в России XIX века

Отечественные педагоги-теоретики рубежа XIX –XX века

-

3

5

8

Раздел 5. Педагогика новейшего времени

5

2

40

47

5.1.Реформаторское педагогическое движение в Западной Европе и США в начале XX века.


2

-

14

16

5.2. Развитие системы народного образования и педагогической науки в СССР в советский период


1

1

14

16

5.3. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса


2

1

12

15

Итого:

30

10

160

200


5.2. Содержание разделов дисциплины

1. История образования как область научного знания и учебный предмет.

Предмет истории образования – развитие теории и практики образовательной сферы в различные исторические эпохи, включая и современность, в ее историческом контексте развития. Возникновение и развитие истории педагогики во второй половине XIX века как этап развития педагогической науки. П.Ф. Каптерев – основоположник отечественной истории педагогики. Идеологизация истории педагогики в советскую эпоху. Переосмысление оценок хода историко-педагогического процесса в начале XXI века.

Раздел 2. Педагогика Древнего мира.

2.1. Воспитание и школа в античной цивилизации

Классовый характер воспитания как отражение социально-экономических изменений в обществе. Появление в рабовладельческом обществе воспитательных систем. Педагогика Древней Греции. Афинская и Спартанская системы воспитания. Заимствование античной культуры Древним Римом. Общее и различное в целях и содержании воспитания в крупнейших государствах античного мира. Вопросы педагогики и воспитания в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и трудах Марка Фабия Квинтилиана.Влияние идей античной педагогики на развитие сферы образования и европейской цивилизации в целом.

2.2.Педагогика цивилизаций древнего мира

Древний мир – прародина образования. Образование и педагогические идеи Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии.

Раздел 3. Педагогика эпохи Средневековья

3. 1.Воспитание и образование в Западной Европе эпохи Средневековья.

Влияние христианской религии на воспитание эпохи Средневековья. Педагогические идеи христианства. Воспитание, школа и педагогическая мысль эпохи феодализма. Антигуманный, авторитарный характер воспитания, тотальное влияние религии, господство схоластики в содержании образования, догматическая методика обучения. Типы школ и содержание обучения. Рыцарская система воспитания. Воспитание знатной женщины. Система ученичества в ремесленной подготовке. Развитие городских школ и университетов. Первые университеты, их значение в прогрессивном развитии европейской цивилизации.

позднего средневековья.

3.2.Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века

Особенности воспитания у древних славян. Истоки русской национальной школы. Влияние культуры Византии и принятого от нее христианства на развитие просвещения Киевской Руси. Попытки организации первых школ, Русские «книжники» (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Ефросинья Черниговская и др.). Усовершенствование азбуки (принятие кириллицы). Создание первой библиотеки при Софийском соборе в Киеве. Берестяные грамоты. Памятники древнерусской литературы как источники педагогических идей. Церковные и монастырские школы. «Мастера грамоты». Киево-братская коллегия – первое высшее учебное заведение. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий. Славяно-греко-латинская академия – 1687 г. Распространение книгопечатания (Иван Федоров). Создание учебной литературы (учебники, азбуки, учебные пособия, прописи и т.д.) Открытие школ в Москве. Педагогическая мысль Древней Руси (трактаты И. Федорова. Ф. Ртищева, С. Полоцкого, К. Истомина и др.). Усиление гуманистических традиций в российской педагогике.

3.3 Педагогические идеи западноевропейских гуманистов эпохи Возрождения

Возрождение гуманистических педагогических идей античной цивилизации в XV – XYI веках. Новые тенденции в развитии образования, новый идеал человека в воспитании. Педагогические идеи мыслителей эпохи Возрождения: Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Эразма Роттердамского, Томазо Кампанеллы, Томаса Мора. Движение Реформации, ее влияние на педагогическую мысль Западной Европы

Раздел 4. Педагогика Нового времени

4.1.Зарубежная школа и педагогика в XVII – XIX веках

Развитие прогрессивных идей эпохи Возрождения в XVIII веке (в эпоху Просвещения). Лозунг эпохи «Просвещение спасет мир!». Педагогические идеи мыслителей XVIII века. Ненасильственная педагогика английского философа Джона Локка. Работа «Мысли о воспитании». Философская база его педагогических взглядов. Педагогические идеи французских материалистов (Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеций, Шарль Мотескье, Вольтер).

4.2. Образование и педагогическая мысль России XVIII – XIX веков

Противостояние прогрессивных и реакционных сил в развитии образования России XIX века. Развитие образования и педагогической мысли в России первой половины XIX в. Политика царского правительства в области образования. Чередование прогрессивных реформ начала века и реакционных и контрреформ 30-х годов. Школьные уставы 1804 г. и 1828 г. как основа становления и развития системы образования. К.Д. Ушинский – основоположник отечественной педагогической науки. Значение его деятельности и педагогического наследия. 4.3. Педагогическое учение основоположника педагогической науки Я.А. Коменского

4.3. Педагогическое учение основоположника педагогической науки Я.А. Коменского

Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки. Образовательная практика и педагогическое творчество основоположника мировой педагогики. Труды Я.А.Коменского, их аналих и непреходящеезначение для современности.

4.4. Выдающиеся западноевропейские педагоги-мыслители эпохи Просвещения.

Социально-педагогические воззрения Ж.Ж.Руссо. Педагогическая антропология Ж.Ж.Руссо – обоснование естественного воспитания и свободного развития человека. Педагогический роман «Эмиль, или о воспитании». Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждый возрастной период. Роль труда в воспитании. Проблема семейного и общественного воспитания. Отражение и трансформация идей Руссо в развитии педагогической теории.

Социально-экономические и политические условия в странах Западной Европы и США в XIX веке. Их влияние на систему образования.

Педагогические идеи в классической немецкой философии XIX века (И. Кант, Г.Ф. Гегель). Педагогические идеи социалистов (Сен-Симон, Ш.Фурье, Р. Оуэн).

Педагогические идеи позитивизма (Г. Спенсер). Коммунистическая концепция воспитания (К. Маркс, Ф. Энгельс).

4.5. Развитие системы образования и педагогической мысли в России XVIII века

Петровские реформы начала XVIII века в России в области просвещения. Основные типы учебных заведений: специальные и общеобразовательные школы. Развитие сословного образования. Педагогические взгляды В.Н. Татищева, И.Т. Посошкова, Ф. Прокоповича. Просвещение и школа после Петра 1. Создание государственной системы образования в эпоху Екатерины II. Роль Московского университета в развитии школы и педагогической мысли России. Просветительская деятельность и педагогические взгляды М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Создание народных училищ. Педагогические идеи и деятельность Ф.И. Янковича. Устав народным училищам Российской империи 1786 года. Прогрессивные завоевания просветительских реформ XVIII века.

4.6. Западноевропейские педагоги-классики XIX века (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт)

Классики педагогики XIX века (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег). Развитие систем начального, среднего и высшего образования в странах Западной Европы и США в XIX веке.

4.7.Педагогическое наследие основоположника отечественной педагогической науки К.Д. Ушинского

Противостояние прогрессивных и реакционных сил в развитии образования России XIX века. Развитие образования и педагогической мысли в России первой половины XIX в. Политика царского правительства в области образования. Чередование прогрессивных реформ начала века и реакционных и контрреформ 30-х годов. Школьные уставы 1804 г. и 1828 г. как основа становления и развития системы образования. К.Д. Ушинский – основоположник отечественной педагогической науки. Значение его деятельности и педагогического наследия.

4.8. Официальная и демократическая педагогика в России XIX века

Отечественные педагоги-теоретики рубежа XIX –XX века. Прогрессивные социально-экономические реформы 60-х годов. Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. Н.И. Пирогов. «Вопросы жизни». Критика состояния школьного дела. Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Педагогические идеи и эксперименты Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. Идея народного воспитания С. А. Рачинского. Петербургское педагогическое общество (В.И. Водовозов, А.Я. Герд, П.Г. Редкин, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.). Развитие начального образования (земские школы).

Народное образование конца XIX века, реакционные контрреформы 70-80-х годов. Педагогическая мысль России конца XIX- начала XX века.

Раздел 5. Педагогика Новейшего времени

5. 1. Реформаторское педагогическое движение в Западной Европе и США в начале XX века.

Социально-экономические предпосылки реформаторского движения в западной педагогике конца XIX – начала XX века. Социально-ориентированные и личностно-ориентированные педагогические теории и эксперименты. Прагматическая педагогика Д. Дьюи: поиск путей реализации личности, достижения гармонии в развитии человека и общества. Теория «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера. Обращение к личности ребенка и разным методам ее диагностики в экспериментальной педагогике Э. Торндайка, Э. Меймана, в педагогике «действия» В. Лая. Опыт практической реализации гуманистических концепции «свободного воспитания» (движение «Новые школы», М. Монтессори, Я. Корчак, Вальдорфские школы).

5. 2. Развитие системы народного образования и педагогической науки в СССР в советский период

Первые декреты Советского правительства по народному образованию. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Борьба за идеологическое перевоспитание учительства. Педагогика переходного периода в трудах и деятельности педагогов-марксистов (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.Н. Лепешинский, П.А. Блонский, А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин). Реформирование и развитие школы в 20-е годы. Экспериментальные учебные программы ГУСа.

Утверждение административно-политизированной системы управления сферой народного образования в условиях тоталитарного государства. Реформирование школы на основе постановлений ЦК ВКП(б) о школе 1931 и 1932 года. Восстановление классно-урочной системы обучения, усиление позиций «школы учебы», ликвидация трудового обучения в школах. Осуществление всеобщего начального обучения. Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» и его влияние на дальнейшее развитие педагогики и психологии. Идеологизация учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность и работы С.Т. Шацкого. Работа первой опытной станции Наркомпроса, ее ликвидация.

Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Его педагогический эксперимент как воспитательная система.

Система народного образования страны в период Великой Отечественной войны. Организация Академии педагогических наук РСФСР. Восстановление и развитие школы в послевоенное время.

Политика КПСС в области образования. Осуществление семилетнего всеобуча. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (1958 г.). Разработка теории и практики производительного обучения и трудового воспитания школьников. Переход к всеобщему среднему образованию. Создание Академии педагогических наук СССР. Активизация экспериментальных исследований в педагогической науке, основные направления научных исследований. Общие черты социально-ориентированный педагогики советского периода.

Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Педагогика Сухомлинского как предвестник гуманизации сферы образования в стране. Реализация гуманистической концепции в движении педагогов-новаторов, «педагогике сотрудничества» 80-х годов. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.). Начало деидеологизации и демократизации сферы образования после Пленума ЦК КПСС 1985 года. Демократизация СНО Российской Федерации в 90-е годы.

5. 3. Ведущие тенденции современного развития мирового

образовательного процесса

Глобальные факторы, оказывающие влияние на развитие сферы образования в конце ХХ – начале ХХI века: научно-технический прогресс и гуманизация общественного сознания. Ведущие мировые тенденции развития сферы образования, определяемые этими факторами: демократизация системы народного образования, (проявляющаяся в его большей доступности повышении уровня обязательного общего бесплатного усиления образования, доступности высшей школы); обновление содержания и средств обучения (введение экологических и гигиенических дисциплин, компьютеризация обучения, оснащение его другими новейшими техническими средствами); дифференциация образования (интенсивное развитие различных профилей и типов школ, предназначенных для оптимального учета направленности познавательных и профессиональных интересов оптимального развития одаренных детей и детей с ограниченными возможностями); усиление гуманистической направленности воспитания (критика педагогического авторитаризма, усиление позиций личностно-ориентированного подхода, повышение внимания к проблеме воспитания толерантности молодежи и повышения активности и самостоятельности детей, интеграция школьного и внешкольного воспитания); модернизация классно-урочной системы и методов обучения в направлении стимулирования познавательной активности и самостоятельности учащихся развития творческого мышления (развитие идей Дальтон-плана, метода проектов, Вальдорфской школы и т.д.); активизация экспериментальной педагогики в этом направлении (движения «открытые» и «альтернативные школы», организация Федерального бюро экспериментальных школ (США) и Европейской федерации экспериментальных школ (Париж); усиление интеграционных процессов в образовании. Болонский процесс.

Проявление этих тенденций за рубежом и в нашей стране. Нерешенные педагогические проблемы и их причины. Негативные последствия экономического кризиса 90-х годов в России. Ведущие педагогические концепции современной зарубежной педагогики: традиционные, рационалистические, феноменологические. Гуманизация отечественной педагогики.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература:

  1. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей и направлений /Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. – 232с.

  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов: Допущено учебно-методическим объединением вузов России.- М.: КноРус, 2010 – 740с.

  3. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов: Допущено учебно-методическим объединением вузов России. - М.:ЮРАЙТ, 2011 – 574с.

  4. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов: Допущено учебно-методическим объединением вузов России /Бордовская Н.В., Реан А.А.. – СПб: Питер, 2011. – 299с.

  5. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие /Под ред. Н.С. Зыковой, Ф.В. Повшедной. – Н.Новгород: НГПУ, 2009. – 170с.

  6. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов: рекомендовано учебно-методическим объединением вузов России /Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, - 2009 – 432с.


7.2. Дополнительная литература:

  1. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков . Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва.: Просвещение, 2009

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. / РАН, РАО; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – М.Просвещение, 2011. – 79с.

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.:Просвещение, 2011.- 33с.

  4. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. спец. / М.В. Буланова-Топоркова, А.В.Духавнева, В.С.Кукушин, Г.В.Сучков; Под общ. ред. В.С.Кукушина.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.; Р н/Д: МарТ, 2010.- 333 с.

  5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.В.Матяш.- М.: Академия, 2011.- 144 с.

  6. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, шк. Педагогов и вуз. Преподавателей: Рек. Науч.-метод. советом М-ва образования и науки по психологии и педагогике / Под ред. Н.В.Бордовской.- М.: КноРус, 2010.- 232 с.


7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebibkioteca.ru

Универсальные базы данных изданий



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета: метод.пособия, тесты, раздаточный материал, хрестоматии, словари, наглядные средства.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, телевизор, видеомагнитофон, интерактивная доска.

9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Контрольные вопросы к экзамену

  1. История образования и педагогической мысли как область научного знания и учебный предмет.

  2. Педагогика первобытного общества и цивилизаций Древнего Востока.

  3. Воспитание, школа, и педагогическая мысль в античном мире.

  4. Воспитание и образование в Западной Европе эпохи Средневековья.

  5. Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения.

  6. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки. Знание его наследия для развития педагогической теории и школы.

  7. Анализ педагогических трудов Я.А. Коменского «Материнская школа», «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках». Их значение для развития педагогической теории и практики.

  8. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе эпохи Просвещения. Педагогические идеи Д.Локка, Д.Дидро, К.А. Гельвеция.

  9. Педагогическое творчество Ж.Ж. Руссо. Идея свободного воспитания личности.

  10. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века. Первые памятники русской педагогической мысли: «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др.

  11. Преобразование в сфере просвещения и развития педагогической мысли в России первой половины XVIII века. Реформаторская деятельность Петра I и его сподвижников. М.В. Ломоносов – видный деятель российского просвещения.

  12. Педагогические идеи и образовательная система России во второй половине XVIII века. Просветительская деятельность И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.Н. Новикова, А.Н. Радищева.

  13. Гуманистическая педагогика И.Г. Песталоцци. Знание его экспериментальной деятельности и теоретического наследия для развития мировой педагогики.

  14. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Ее значение для развития педагогической науки и школы.

  15. Дидактика развивающего обучения в педагогическом наследии А.Дистервега. Значение его работ и деятельности для развития педагогического образования.

  16. Социально-педагогические эксперименты Р.Оуэна.

  17. Развитие системы образования в России первой половины XIX века. Педагогические идеи и просветительская деятельность декабристов.

  18. Основные направления развития педагогической теории и практики в России второй половины XIX века. Общественно-педагогическое движение. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова и Л.Н. Толстого.

  19. Вопросы воспитания и развития личности в философско-педагогических работах В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена.

  20. Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Значение его педагогического наследия для развития отечественной школы и педагогической науки.

  21. Анализ работ К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психологическом и воспитательном значении». Их значение для развития педагогической теории и практики.

  22. Реформаторская педагогика Западной Европы и США в конце XIX – начале XX века (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, А. Лай, Э. Мейман, М. Монтессори, Р. Штейнер и др.).

  23. Школа и педагогика России на рубеже XIX-XX веков. Видные представители отечественной педагогики этого периода: И.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Ласгафт, П.Ф., Каптеров и др.

  24. Развитие отечественной школы и педагогики после Октябрьской революции 1917 года, в 20-е и 30-е годы. Видные деятели советской педагогики П.П. Блонский, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская. Педагогика Русского Зарубежья (И.С. Гессен, В.В. Зеньковский и др.).

  25. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. Их значение для развития современной педагогической теории и практики.

  26. Развитие системы народного образования и педагогической науки в СССР в 40-е – 80-е годы ХХ века. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.

  27. Развитие идей «педагогики сотрудничества» в опыте педагогов-новаторов 80-х годов ХХ века.

  28. Ведущие факторы и тенденции развития образования в современном мире.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по дисциплине «Иностранный язык (английский язык)»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по дисциплине «Методы полевых исследований по ботанике»...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое...
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по производственной практике принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол №1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к п. н., доцент И. В. Лебедева icon Рабочая программа по дисциплине «Андрогогика» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции