Скачать 217.73 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Психолого-педагогический факультет Кафедра общей педагогики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.06 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Специальность: 050711.65 Социальная педагогика Специализация: Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением Квалификация (степень) выпускника: специалист Форма обучения: заочная – 5,5 лет Н. Новгород 2012 Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования» принята на заседании кафедры «общей педагогики», протокол № 1 от «30» августа 2012г. Разработчик: к.п.н., доцент И.В.Лебедева СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой «Общей педагогики» _________________/__Николина В.В./ «____»_______________20__г. СОГЛАСОВАНО Декан факультета «__________________» _________________/_______________/ «____»_______________20__г. 1. Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины «История педагогики и образования» являются - развитие исторического мышления будущих педагогов; - сформировать профессиональное отношение к педагогическому опыту прошлого и его осмыслению с позиций современности. Задачи : - формирование представлений об основных этапах и закономерностях развития историко-педагогического процесса; - знакомство студентов с педагогическими идеями и системами наиболее выдающихся представителей отечественной и зарубежной педагогики на всех этапах её развития в нашей стране и за рубежом; - формирование умений критического анализа и обобщения педагогических работ прошлого в целях творческого применения ценных идей и опыта в современных условиях. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «История педагогики и образования» относится к дисциплинам направления. Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Социальная педагогика», «Современные подходы и концепции воспитания». Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Педагогическая технология», «Педагогика», «Педагогическая антропология». 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения данной дисциплины студент должен: Знать: - Основные исторические этапы и закономерности развития историко-педагогического процесса в нашей стране и за рубежом. - Иметь представление о педагогических системах прошлых эпох, оказавших наибольшее влияние на развитие историко-педагогического процесса - основные идеи и содержании деятельности выдающихся педагогов прошлого. Уметь: - обобщать и анализировать информацию в процессе изучения различных исторических источников (нормативных документов, работ классиков педагогики, учебной и художественной литературы и т.д.) с профессиональных педагогических позиций, обосновывать свою позицию в дискуссионных вопросах; - оценивать значение работ и деятельности выдающихся педагогов прошлого для своей эпохи и современного этапа развития педагогической теории и практики, уметь вычленить новаторские идеи педагога и провести аналогию с современными педагогическими проблемами Владеть навыками: - публичного выступления, дискуссии и организации культурно-просветительской деятельности по историко-педагогической тематике, подготовки и презентации эссе аналитического характера. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Тематический план
5.2. Содержание разделов дисциплины 1. История образования как область научного знания и учебный предмет. Предмет истории образования – развитие теории и практики образовательной сферы в различные исторические эпохи, включая и современность, в ее историческом контексте развития. Возникновение и развитие истории педагогики во второй половине XIX века как этап развития педагогической науки. П.Ф. Каптерев – основоположник отечественной истории педагогики. Идеологизация истории педагогики в советскую эпоху. Переосмысление оценок хода историко-педагогического процесса в начале XXI века. Раздел 2. Педагогика Древнего мира. 2.1. Воспитание и школа в античной цивилизации Классовый характер воспитания как отражение социально-экономических изменений в обществе. Появление в рабовладельческом обществе воспитательных систем. Педагогика Древней Греции. Афинская и Спартанская системы воспитания. Заимствование античной культуры Древним Римом. Общее и различное в целях и содержании воспитания в крупнейших государствах античного мира. Вопросы педагогики и воспитания в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и трудах Марка Фабия Квинтилиана.Влияние идей античной педагогики на развитие сферы образования и европейской цивилизации в целом. 2.2.Педагогика цивилизаций древнего мира Древний мир – прародина образования. Образование и педагогические идеи Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии. Раздел 3. Педагогика эпохи Средневековья 3. 1.Воспитание и образование в Западной Европе эпохи Средневековья. Влияние христианской религии на воспитание эпохи Средневековья. Педагогические идеи христианства. Воспитание, школа и педагогическая мысль эпохи феодализма. Антигуманный, авторитарный характер воспитания, тотальное влияние религии, господство схоластики в содержании образования, догматическая методика обучения. Типы школ и содержание обучения. Рыцарская система воспитания. Воспитание знатной женщины. Система ученичества в ремесленной подготовке. Развитие городских школ и университетов. Первые университеты, их значение в прогрессивном развитии европейской цивилизации. позднего средневековья. 3.2.Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века Особенности воспитания у древних славян. Истоки русской национальной школы. Влияние культуры Византии и принятого от нее христианства на развитие просвещения Киевской Руси. Попытки организации первых школ, Русские «книжники» (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Ефросинья Черниговская и др.). Усовершенствование азбуки (принятие кириллицы). Создание первой библиотеки при Софийском соборе в Киеве. Берестяные грамоты. Памятники древнерусской литературы как источники педагогических идей. Церковные и монастырские школы. «Мастера грамоты». Киево-братская коллегия – первое высшее учебное заведение. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий. Славяно-греко-латинская академия – 1687 г. Распространение книгопечатания (Иван Федоров). Создание учебной литературы (учебники, азбуки, учебные пособия, прописи и т.д.) Открытие школ в Москве. Педагогическая мысль Древней Руси (трактаты И. Федорова. Ф. Ртищева, С. Полоцкого, К. Истомина и др.). Усиление гуманистических традиций в российской педагогике. 3.3 Педагогические идеи западноевропейских гуманистов эпохи Возрождения Возрождение гуманистических педагогических идей античной цивилизации в XV – XYI веках. Новые тенденции в развитии образования, новый идеал человека в воспитании. Педагогические идеи мыслителей эпохи Возрождения: Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Эразма Роттердамского, Томазо Кампанеллы, Томаса Мора. Движение Реформации, ее влияние на педагогическую мысль Западной Европы Раздел 4. Педагогика Нового времени 4.1.Зарубежная школа и педагогика в XVII – XIX веках Развитие прогрессивных идей эпохи Возрождения в XVIII веке (в эпоху Просвещения). Лозунг эпохи «Просвещение спасет мир!». Педагогические идеи мыслителей XVIII века. Ненасильственная педагогика английского философа Джона Локка. Работа «Мысли о воспитании». Философская база его педагогических взглядов. Педагогические идеи французских материалистов (Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеций, Шарль Мотескье, Вольтер). 4.2. Образование и педагогическая мысль России XVIII – XIX веков Противостояние прогрессивных и реакционных сил в развитии образования России XIX века. Развитие образования и педагогической мысли в России первой половины XIX в. Политика царского правительства в области образования. Чередование прогрессивных реформ начала века и реакционных и контрреформ 30-х годов. Школьные уставы 1804 г. и 1828 г. как основа становления и развития системы образования. К.Д. Ушинский – основоположник отечественной педагогической науки. Значение его деятельности и педагогического наследия. 4.3. Педагогическое учение основоположника педагогической науки Я.А. Коменского 4.3. Педагогическое учение основоположника педагогической науки Я.А. Коменского Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки. Образовательная практика и педагогическое творчество основоположника мировой педагогики. Труды Я.А.Коменского, их аналих и непреходящеезначение для современности. 4.4. Выдающиеся западноевропейские педагоги-мыслители эпохи Просвещения. Социально-педагогические воззрения Ж.Ж.Руссо. Педагогическая антропология Ж.Ж.Руссо – обоснование естественного воспитания и свободного развития человека. Педагогический роман «Эмиль, или о воспитании». Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждый возрастной период. Роль труда в воспитании. Проблема семейного и общественного воспитания. Отражение и трансформация идей Руссо в развитии педагогической теории. Социально-экономические и политические условия в странах Западной Европы и США в XIX веке. Их влияние на систему образования. Педагогические идеи в классической немецкой философии XIX века (И. Кант, Г.Ф. Гегель). Педагогические идеи социалистов (Сен-Симон, Ш.Фурье, Р. Оуэн). Педагогические идеи позитивизма (Г. Спенсер). Коммунистическая концепция воспитания (К. Маркс, Ф. Энгельс). 4.5. Развитие системы образования и педагогической мысли в России XVIII века Петровские реформы начала XVIII века в России в области просвещения. Основные типы учебных заведений: специальные и общеобразовательные школы. Развитие сословного образования. Педагогические взгляды В.Н. Татищева, И.Т. Посошкова, Ф. Прокоповича. Просвещение и школа после Петра 1. Создание государственной системы образования в эпоху Екатерины II. Роль Московского университета в развитии школы и педагогической мысли России. Просветительская деятельность и педагогические взгляды М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Создание народных училищ. Педагогические идеи и деятельность Ф.И. Янковича. Устав народным училищам Российской империи 1786 года. Прогрессивные завоевания просветительских реформ XVIII века. 4.6. Западноевропейские педагоги-классики XIX века (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт) Классики педагогики XIX века (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег). Развитие систем начального, среднего и высшего образования в странах Западной Европы и США в XIX веке. 4.7.Педагогическое наследие основоположника отечественной педагогической науки К.Д. Ушинского Противостояние прогрессивных и реакционных сил в развитии образования России XIX века. Развитие образования и педагогической мысли в России первой половины XIX в. Политика царского правительства в области образования. Чередование прогрессивных реформ начала века и реакционных и контрреформ 30-х годов. Школьные уставы 1804 г. и 1828 г. как основа становления и развития системы образования. К.Д. Ушинский – основоположник отечественной педагогической науки. Значение его деятельности и педагогического наследия. 4.8. Официальная и демократическая педагогика в России XIX века Отечественные педагоги-теоретики рубежа XIX –XX века. Прогрессивные социально-экономические реформы 60-х годов. Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. Н.И. Пирогов. «Вопросы жизни». Критика состояния школьного дела. Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Педагогические идеи и эксперименты Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. Идея народного воспитания С. А. Рачинского. Петербургское педагогическое общество (В.И. Водовозов, А.Я. Герд, П.Г. Редкин, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.). Развитие начального образования (земские школы). Народное образование конца XIX века, реакционные контрреформы 70-80-х годов. Педагогическая мысль России конца XIX- начала XX века. Раздел 5. Педагогика Новейшего времени 5. 1. Реформаторское педагогическое движение в Западной Европе и США в начале XX века. Социально-экономические предпосылки реформаторского движения в западной педагогике конца XIX – начала XX века. Социально-ориентированные и личностно-ориентированные педагогические теории и эксперименты. Прагматическая педагогика Д. Дьюи: поиск путей реализации личности, достижения гармонии в развитии человека и общества. Теория «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера. Обращение к личности ребенка и разным методам ее диагностики в экспериментальной педагогике Э. Торндайка, Э. Меймана, в педагогике «действия» В. Лая. Опыт практической реализации гуманистических концепции «свободного воспитания» (движение «Новые школы», М. Монтессори, Я. Корчак, Вальдорфские школы). 5. 2. Развитие системы народного образования и педагогической науки в СССР в советский период Первые декреты Советского правительства по народному образованию. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Борьба за идеологическое перевоспитание учительства. Педагогика переходного периода в трудах и деятельности педагогов-марксистов (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.Н. Лепешинский, П.А. Блонский, А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин). Реформирование и развитие школы в 20-е годы. Экспериментальные учебные программы ГУСа. Утверждение административно-политизированной системы управления сферой народного образования в условиях тоталитарного государства. Реформирование школы на основе постановлений ЦК ВКП(б) о школе 1931 и 1932 года. Восстановление классно-урочной системы обучения, усиление позиций «школы учебы», ликвидация трудового обучения в школах. Осуществление всеобщего начального обучения. Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» и его влияние на дальнейшее развитие педагогики и психологии. Идеологизация учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность и работы С.Т. Шацкого. Работа первой опытной станции Наркомпроса, ее ликвидация. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Его педагогический эксперимент как воспитательная система. Система народного образования страны в период Великой Отечественной войны. Организация Академии педагогических наук РСФСР. Восстановление и развитие школы в послевоенное время. Политика КПСС в области образования. Осуществление семилетнего всеобуча. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (1958 г.). Разработка теории и практики производительного обучения и трудового воспитания школьников. Переход к всеобщему среднему образованию. Создание Академии педагогических наук СССР. Активизация экспериментальных исследований в педагогической науке, основные направления научных исследований. Общие черты социально-ориентированный педагогики советского периода. Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Педагогика Сухомлинского как предвестник гуманизации сферы образования в стране. Реализация гуманистической концепции в движении педагогов-новаторов, «педагогике сотрудничества» 80-х годов. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.). Начало деидеологизации и демократизации сферы образования после Пленума ЦК КПСС 1985 года. Демократизация СНО Российской Федерации в 90-е годы. 5. 3. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса Глобальные факторы, оказывающие влияние на развитие сферы образования в конце ХХ – начале ХХI века: научно-технический прогресс и гуманизация общественного сознания. Ведущие мировые тенденции развития сферы образования, определяемые этими факторами: демократизация системы народного образования, (проявляющаяся в его большей доступности повышении уровня обязательного общего бесплатного усиления образования, доступности высшей школы); обновление содержания и средств обучения (введение экологических и гигиенических дисциплин, компьютеризация обучения, оснащение его другими новейшими техническими средствами); дифференциация образования (интенсивное развитие различных профилей и типов школ, предназначенных для оптимального учета направленности познавательных и профессиональных интересов оптимального развития одаренных детей и детей с ограниченными возможностями); усиление гуманистической направленности воспитания (критика педагогического авторитаризма, усиление позиций личностно-ориентированного подхода, повышение внимания к проблеме воспитания толерантности молодежи и повышения активности и самостоятельности детей, интеграция школьного и внешкольного воспитания); модернизация классно-урочной системы и методов обучения в направлении стимулирования познавательной активности и самостоятельности учащихся развития творческого мышления (развитие идей Дальтон-плана, метода проектов, Вальдорфской школы и т.д.); активизация экспериментальной педагогики в этом направлении (движения «открытые» и «альтернативные школы», организация Федерального бюро экспериментальных школ (США) и Европейской федерации экспериментальных школ (Париж); усиление интеграционных процессов в образовании. Болонский процесс. Проявление этих тенденций за рубежом и в нашей стране. Нерешенные педагогические проблемы и их причины. Негативные последствия экономического кризиса 90-х годов в России. Ведущие педагогические концепции современной зарубежной педагогики: традиционные, рационалистические, феноменологические. Гуманизация отечественной педагогики. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 6.1. Основная литература:
7.2. Дополнительная литература:
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета: метод.пособия, тесты, раздаточный материал, хрестоматии, словари, наглядные средства. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, телевизор, видеомагнитофон, интерактивная доска. 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Контрольные вопросы к экзамену
|
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Иностранный язык (английский язык)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Методы полевых исследований по ботанике»... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое... |
||
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по производственной практике принята на заседании... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Андрогогика» принята на заседании... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |