Скачать 88 Kb.
|
ПРОГРАММА подготовки студентов 11 курса ЕНФ к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения», «Социальная педагогика», «Основы специальной педагогики», «Управление образовательными системами», «История образования и педагогической мысли») Модуль «Введение в педагогическую деятельность» 1.Возникновение и становление педагогической профессии. Охарактеризовать соотношение следующих понятий: «педагогический работник», «педагог», «учитель», «воспитатель». 2.Особенности педагогической профессии, ее основные функции и задачи в контексте ведущих идей Федерального Закона от 29.12.2012 №278ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3.Социальные и профессиональные функции учителя, их сущность и специфические особенности. 4.Выдающиеся учителя разных времен, их вклад в развитие теории и практики подрастающего поколения. 5. Общая и профессиональная культура педагога. 6.Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. 7.Сущность профессиональной пригодности профессиональной готовности педагога и их отличительные особенности. 8.Профессиональная компетентность педагога. Структура профессиональной компетентности . Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. 9.Основные свойства, характеризующие учителя как субъекта педагогической деятельности. 10.Структура педагогической деятельности учителя и сущность отдельных ее видов. 11.Професионально-личностное самовоспитание и развитие педагога. Профессиональное самовоспитание учителя. 12.Специфические особенности деятельности учителя сельской школы. 13.Основные требования к личности учителя. Перспективы развития педагогической профессии. Модуль «Общие основы педагогики» 1.Педагогиа как наука, ее объект. Методологические основы педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Задачи педагогической науки. 2.Личность как объект и субъект воспитания. Внешние и внутренние факторы развития личности. 3.Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Цель воспитания обучающихся в современных общеобразовательных учреждениях в контексте государственных и правительственных документах об образовании: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа». 4.Система образования и ее характеристика. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» о сущности и структуре системы образования. Образовательные стандарты и образовательные программы. 5.Целостный педагогический процесс – основной фактор развития и формирования личности. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Модуль «Теория и методика воспитания» 1.Сущность воспитания и его место в целостном педагогическом процессе. Движущие силы и логика воспитательного процесса. 2.Базовые теории воспитания и развития личности. 3.Закономерности, принципы и направления воспитания. 4.Воспитание в рамках Государственного образовательного стандарта. Цели и содержание воспитания в общеобразовательной школе. Программа духовно – нравственного развития воспитания и социализации личности. 5.Духовно-нравственое развитие личности и становление ее мировоззрения. 6.Нравственное и гражданское воспитание в современной школе в контексте идей «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ( А.Я.Данилюк, В.А.Тишков, А.М.Кондаков). 7.Трудовое, экономическое обучение и воспитание учащихся. 8.Физическое и экологическое воспитание школьников. Формирование здорового образа жизни современного школьника. 9.Эстетическое воспитание учащихся в современной школе. 10.Общее понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Условия оптимального выбора и применения учителем методов воспитания. 11.Характеристика методов воспитания, воздействующих на сознание и направленность личности (взгляды, убеждения, цели, ценностные ориентации и т.д.). 12.Характеристика методов воспитания, формирующих опыт поведения, деятельности и общения личности. 13.Характеристика методов воспитания, стимулирующих и корректирующих деятельности поведение личности. 14.Понятие о коллективе, группе. Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива. 15.Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива. Педагогические условия его становления. 16.Понятие воспитательной системы. Характеристика воспитательной системы школы. 17.Содержание, формы и методы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Специфика и основания семейного воспитания. 18.Педагогика межнационального общения. 19.Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. 20.Самовоспитание учащихся. Модуль «Теория обучения (дидактика)» 1.Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции. 2.Сущность процесса обучения. Его методологические и теоретические основы. Особенности процесса обучения как целостной системы. 3.Структура процесса обучения, мотивы учения. 4.Закономерности, принципы и правила обучения. 5.Понятие о содержании образования, Современные концепции содержания образования. 6.Государственный образовательный стандарт. Структура Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 7.Нормативные документы, регламентирующие содержание образования и их характеристика: учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия. 8.Понятие о методах, приемах, правилах обучения, Условия выбора учителем методов обучения. 9. Классификация методов обучения. Основания типологизации ( по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.). 10.Характеристика методов обучения в зависимости от источника знаний ( словесные, наглядные практические). 11.характеристика методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности школьников ( по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину). 12.Характеристика методов обучения в зависимости от обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования ( когнитивные, креативные, оргдеятельностные). 13.Характеристика видов обучения. 14.Понятие о системах и формах организации обучения. 15.Урок – основная форма организации учебного процесса. Связь урока с другими формами обучения. 16.Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Требования к современному уроку. 17.Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка уроков. 18.Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Взаимообучение школьников. 19.Пракикумы и семинары, их место в общей системе учебной работы. 20. Факультативные занятия и их организация. 21.Учебные экскурсии, их виды, методика организации и прведения. Домашняя учебная работа школьников. 22.Диагностика и контроль в обучении. Формы и виды контроля 23.Педагогическая технология в обучении и ее сущность. Класификация педагогических технологий. 24.Инновации в образовании. Авторские школы. Модуль «Социальная педагогика» 1.Социализация как контекст социального воспитания. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. 2.Подростковая среда и субкультурв как фактор социализации. 3. Дополнительное образование для детей. 4.Общественные объединения детей и подростков. Модуль «Основы специальной педагогики» 1.Специальная педагогика в системе отраслей педагогической науки. Задачи специально педагогики. 2.Норма и отклонения в развитии человека. 3.Федералный государственный образовательный стандарт общего образования о содержании программы коррекционной работы, ее целях, задачах и направлениях деятельности. 4.Инклюзивное образование и его сущность. Модуль «Управление образовательными системами» !.Основные понятия и принципы общей теории социального управления. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. 2.Принципы, методы и формы управления педагогическими системами. 3.Основные функции управления школой. Управленческая культура руководителя. 4.Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы. 5.Классный руководитель в воспитательной системе школы. Функции и задачи классного руководителя. Диагностика в работе классного руководителя. Планирование воспитательной работы. Организация воспитательной работы. Модуль «История образования и педагогической мысли» 1.История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Предмет и задачи истории образования и педагогической мысли. Методологические основы и классификация историко-педагогического знания. 2.Воспитание в первобытном обществе. 3.Воспитание и школа в условиях цивилизаций Древнего Востока. 4.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Античном мире. 5.Воспитание, школа и педагогическая мысль эпохи Средневековья. 6.Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения. 7.Развитие образования в Новое время. Я А.Коменский – основоположник педагогической науки. Значение его наследия для развития педагогической теории и школы. 8.Анализ педагогических трудов Я.А.Коменского: «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «Великая дидактика». Их значение для развития педагогической теории и практики. 9.Образование и педагогическая мысль в Западной Европе эпохи просвещения. Педагогические идеи Д.Локка, Д.Дидро, К.А.Гельвеция. 10.Педагогическое творчество Ж.-Ж.Руссо. Идея свободного воспитания личности. 11.Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве с древнейших времен и до ХХУ11 века. Первые памятники русской педагогической мысли: «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой». 12.Преобразования в сфере просвещения и развития педагогической мысли в России первой половины ХУ111 века. М.В.Ломоносов – видный деятель российского просвещения. 13.Педагогические идеи и образовательная система России во второй половине ХУ111 века. Просветительская деятельность И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева. 14.Гуманистическая педагогика И.Г.Песталоцци. Значение его экспериментальной деятельности и теоретического наследия для развития мировой педагогики. 15.Педагогическая теория И.Ф.Гербарта. Ее значение для развития педагогической теории и образовательной практики. 16.Дидактика развивающего обучения в педагогическом наследии А.Дистервега. Значение его работ и деятельности для развития педагогического образования. 17.Социально-педагогические эксперименты Р.Оуэна. 18.Развитие системы образования в России первой половины Х1Х века. Педагогические идеи и просветительская деятельность декабристов. 19.Основные направления развития педагогической теории и практики в России второй половины Х1Х века. Общественно-педагогическое движение. Педагогическая деятельность Н.И.Пирогова и Л.Н.Толстого. 20.Вопросы воспитания и развития личности в философско-педагогических работах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена. 21.Великий русский педагог К.Д.Ушинский. Значение его педагогического наследия для развития отечественной школы и педагогической науки. 22.Анализ работ К.Д.Ушинского: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении». Их значение для развития педагогической теории и практики. 23.Реформаторская педагогика Западной Европы и США в конце Х1Х-начале ХХ века ( Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, А.Лай, Э.Мейман, М.Монтессори, Р.Штейнер и др.). 24.Школа и педагогика России на рубеже Х1Х-ХХ веков. Видные представители отечественной педагогики этого периода: И.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев. 25.Развитие отечественной школы и педагогики после Октябрьской революции 1917 года. 20-е и 30-е годы. Видные деятели советской педагогики: П.П.Блонский, А.В.Луначарсий, Н.К.Крупская . Педагогика русского зарубежья ( С.И.Гессен, В.В.Зеньковский и др.). 26.Педагогическое наследие А.С.Макоренко и С.Т.Шацкого. Их значение для развития современной теории и образовательной практики. 27.Развитие системы народного образования и педагогической науки в СССР в 40-е – 80-е годы ХХ века. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского. 28.Развитие педагогики и образования в постиндустриальной России. 29.Ведущие тенденции развития образования в современном мире. |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана... |
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе... |
||
Программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых... Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Б2 Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |