Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика»




НазваниеПрограмма подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика»
Дата публикации05.10.2014
Размер88 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > История > Программа
ПРОГРАММА

подготовки студентов 11 курса ЕНФ к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения», «Социальная педагогика», «Основы специальной педагогики», «Управление образовательными системами», «История образования и педагогической мысли»)
Модуль «Введение в педагогическую деятельность»
1.Возникновение и становление педагогической профессии. Охарактеризовать соотношение следующих понятий: «педагогический работник», «педагог», «учитель», «воспитатель».

2.Особенности педагогической профессии, ее основные функции и задачи в контексте ведущих идей Федерального Закона от 29.12.2012 №278ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.Социальные и профессиональные функции учителя, их сущность и специфические особенности.

4.Выдающиеся учителя разных времен, их вклад в развитие теории и практики подрастающего поколения.

5. Общая и профессиональная культура педагога.

6.Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.

7.Сущность профессиональной пригодности профессиональной готовности педагога и их отличительные особенности.

8.Профессиональная компетентность педагога. Структура профессиональной компетентности . Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

9.Основные свойства, характеризующие учителя как субъекта педагогической деятельности.

10.Структура педагогической деятельности учителя и сущность отдельных ее видов.

11.Професионально-личностное самовоспитание и развитие педагога. Профессиональное самовоспитание учителя.

12.Специфические особенности деятельности учителя сельской школы.

13.Основные требования к личности учителя. Перспективы развития педагогической профессии.
Модуль «Общие основы педагогики»
1.Педагогиа как наука, ее объект. Методологические основы педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Задачи педагогической науки.

2.Личность как объект и субъект воспитания. Внешние и внутренние факторы развития личности.

3.Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Цель воспитания обучающихся в современных общеобразовательных учреждениях в контексте государственных и правительственных документах об образовании: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».

4.Система образования и ее характеристика. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» о сущности и структуре системы образования. Образовательные стандарты и образовательные программы.

5.Целостный педагогический процесс – основной фактор развития и формирования личности. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Модуль «Теория и методика воспитания»
1.Сущность воспитания и его место в целостном педагогическом процессе. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

2.Базовые теории воспитания и развития личности.

3.Закономерности, принципы и направления воспитания.

4.Воспитание в рамках Государственного образовательного стандарта. Цели и содержание воспитания в общеобразовательной школе. Программа духовно – нравственного развития воспитания и социализации личности.

5.Духовно-нравственое развитие личности и становление ее мировоззрения.

6.Нравственное и гражданское воспитание в современной школе в контексте идей «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ( А.Я.Данилюк, В.А.Тишков, А.М.Кондаков).

7.Трудовое, экономическое обучение и воспитание учащихся.

8.Физическое и экологическое воспитание школьников. Формирование здорового образа жизни современного школьника.

9.Эстетическое воспитание учащихся в современной школе.

10.Общее понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Условия оптимального выбора и применения учителем методов воспитания.

11.Характеристика методов воспитания, воздействующих на сознание и направленность личности (взгляды, убеждения, цели, ценностные ориентации и т.д.).

12.Характеристика методов воспитания, формирующих опыт поведения, деятельности и общения личности.

13.Характеристика методов воспитания, стимулирующих и корректирующих деятельности поведение личности.

14.Понятие о коллективе, группе. Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива.

15.Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива. Педагогические условия его становления.

16.Понятие воспитательной системы. Характеристика воспитательной системы школы.

17.Содержание, формы и методы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Специфика и основания семейного воспитания.

18.Педагогика межнационального общения.

19.Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

20.Самовоспитание учащихся.
Модуль «Теория обучения (дидактика)»
1.Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции.

2.Сущность процесса обучения. Его методологические и теоретические основы. Особенности процесса обучения как целостной системы.

3.Структура процесса обучения, мотивы учения.

4.Закономерности, принципы и правила обучения.

5.Понятие о содержании образования, Современные концепции содержания образования.

6.Государственный образовательный стандарт. Структура Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

7.Нормативные документы, регламентирующие содержание образования и их характеристика: учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия.

8.Понятие о методах, приемах, правилах обучения, Условия выбора учителем методов обучения.

9. Классификация методов обучения. Основания типологизации ( по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.).

10.Характеристика методов обучения в зависимости от источника знаний ( словесные, наглядные практические).

11.характеристика методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности школьников ( по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину).

12.Характеристика методов обучения в зависимости от обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования ( когнитивные, креативные, оргдеятельностные).

13.Характеристика видов обучения.

14.Понятие о системах и формах организации обучения.

15.Урок – основная форма организации учебного процесса. Связь урока с другими формами обучения.

16.Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Требования к современному уроку.

17.Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка уроков.

18.Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Взаимообучение школьников.

19.Пракикумы и семинары, их место в общей системе учебной работы.

20. Факультативные занятия и их организация.

21.Учебные экскурсии, их виды, методика организации и прведения. Домашняя учебная работа школьников.

22.Диагностика и контроль в обучении. Формы и виды контроля

23.Педагогическая технология в обучении и ее сущность. Класификация педагогических технологий.

24.Инновации в образовании. Авторские школы.
Модуль «Социальная педагогика»
1.Социализация как контекст социального воспитания. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

2.Подростковая среда и субкультурв как фактор социализации.

3. Дополнительное образование для детей.

4.Общественные объединения детей и подростков.
Модуль «Основы специальной педагогики»
1.Специальная педагогика в системе отраслей педагогической науки. Задачи специально педагогики.

2.Норма и отклонения в развитии человека.

3.Федералный государственный образовательный стандарт общего образования о содержании программы коррекционной работы, ее целях, задачах и направлениях деятельности.

4.Инклюзивное образование и его сущность.
Модуль «Управление образовательными системами»
!.Основные понятия и принципы общей теории социального управления. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.

2.Принципы, методы и формы управления педагогическими системами.

3.Основные функции управления школой. Управленческая культура руководителя.

4.Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

5.Классный руководитель в воспитательной системе школы. Функции и задачи классного руководителя. Диагностика в работе классного руководителя. Планирование воспитательной работы. Организация воспитательной работы.
Модуль «История образования и педагогической мысли»
1.История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Предмет и задачи истории образования и педагогической мысли. Методологические основы и классификация историко-педагогического знания.

2.Воспитание в первобытном обществе.

3.Воспитание и школа в условиях цивилизаций Древнего Востока.

4.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Античном мире.

5.Воспитание, школа и педагогическая мысль эпохи Средневековья.

6.Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения.

7.Развитие образования в Новое время. Я А.Коменский – основоположник педагогической науки. Значение его наследия для развития педагогической теории и школы.

8.Анализ педагогических трудов Я.А.Коменского: «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «Великая дидактика». Их значение для развития педагогической теории и практики.

9.Образование и педагогическая мысль в Западной Европе эпохи просвещения. Педагогические идеи Д.Локка, Д.Дидро, К.А.Гельвеция.

10.Педагогическое творчество Ж.-Ж.Руссо. Идея свободного воспитания личности.

11.Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве с древнейших времен и до ХХУ11 века. Первые памятники русской педагогической мысли: «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой».

12.Преобразования в сфере просвещения и развития педагогической мысли в России первой половины ХУ111 века. М.В.Ломоносов – видный деятель российского просвещения.

13.Педагогические идеи и образовательная система России во второй половине ХУ111 века. Просветительская деятельность И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева.

14.Гуманистическая педагогика И.Г.Песталоцци. Значение его экспериментальной деятельности и теоретического наследия для развития мировой педагогики.

15.Педагогическая теория И.Ф.Гербарта. Ее значение для развития педагогической теории и образовательной практики.

16.Дидактика развивающего обучения в педагогическом наследии А.Дистервега. Значение его работ и деятельности для развития педагогического образования.

17.Социально-педагогические эксперименты Р.Оуэна.

18.Развитие системы образования в России первой половины Х1Х века. Педагогические идеи и просветительская деятельность декабристов.

19.Основные направления развития педагогической теории и практики в России второй половины Х1Х века. Общественно-педагогическое движение. Педагогическая деятельность Н.И.Пирогова и Л.Н.Толстого.

20.Вопросы воспитания и развития личности в философско-педагогических работах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена.

21.Великий русский педагог К.Д.Ушинский. Значение его педагогического наследия для развития отечественной школы и педагогической науки.

22.Анализ работ К.Д.Ушинского: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении». Их значение для развития педагогической теории и практики.

23.Реформаторская педагогика Западной Европы и США в конце Х1Х-начале ХХ века ( Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, А.Лай, Э.Мейман, М.Монтессори, Р.Штейнер и др.).

24.Школа и педагогика России на рубеже Х1Х-ХХ веков. Видные представители отечественной педагогики этого периода: И.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев.

25.Развитие отечественной школы и педагогики после Октябрьской революции 1917 года. 20-е и 30-е годы. Видные деятели советской педагогики: П.П.Блонский, А.В.Луначарсий, Н.К.Крупская . Педагогика русского зарубежья ( С.И.Гессен, В.В.Зеньковский и др.).

26.Педагогическое наследие А.С.Макоренко и С.Т.Шацкого. Их значение для развития современной теории и образовательной практики.

27.Развитие системы народного образования и педагогической науки в СССР в 40-е – 80-е годы ХХ века. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского.

28.Развитие педагогики и образования в постиндустриальной России.

29.Ведущие тенденции развития образования в современном мире.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconРабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана...

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconПрограмма по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана...

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Б2
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции