Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование»




Скачать 165.6 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование»
Дата публикации12.06.2014
Размер165.6 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Химия > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





УТВЕРЖДАЮ



Проректор по учебной работе

_________________________проф.В.В. Николина




«____»_________________2011г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХИМИЯ

Уровень основной образовательной программы бакалавриат

(бакалавриат, магистратура)
Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование»
Профиль(и) «Биология-химия»
Форма обучения очная

(очная, очно-заочная , заочная)
Срок освоения ООП нормативный

(нормативный или сокращенный срок обучения)
Факультет Естественно-географический
Кафедра Химии и химического образования


Декан факультета М.А.Картавых
Заведующий кафедрой В.М.Макаров


Нижний Новгород

2011

При подготовке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогической образование» ,

утвержденный Министерством образования и науки РФ « 22 »декабря 2009 года.
2) Учебный план профиля (профилей) «Биология-химия» ,

одобрен Ученым советом ГОУВПО «НГПУ»

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

химии и химического образования от «_____» ___________20___г. Протокол № _____
Заведующий кафедрой В.М.Макаров
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Советом факультета ЕГФ

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Председатель Совета факультета М.А.Картавых


Разработчики:


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины: овладение базовыми знаниями фундаментальных разделов химии.

Задачи:

1) теоретический компонент: обеспечить полное усвоение теоретических основ химии (строение атома, основные химические законы, типы химических реакций, закономерности протекания гомогенных и гетерогенных химических реакций);

2) познавательный компонент: сформировать умение расширять круг знаний на основе материала, приобретенного на аудиторных занятиях;

3) практический компонент: сформировать навыки выполнения лабораторных опытов, а также способность переносить приобретенные знания на предмет своей специальности.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – Б2 Математический и естественнонаучный цикл.

Дисциплины базируется на курсе химии средней школы. Студент должен знать строение атома и химические свойства элементов и их соединений; периодический закон Д.И. Менделеева; иметь понятие о способах образования и типах химических связей; правильно составлять уравнения химических реакций и знать их типы.

Основные положения дисциплины «Химия» могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Неорганическая химия, Органическая химия, Физическая химия, Неорганический синтез.

3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих специальных компетенций:

  • - владеет основными физическими и химическими понятиями; знаниями фундаментальных законов физики и химии, явлений и процессов, изучаемых этими науками (СК-1);

  • - понимает особенности химической формы организации материи, единство литосферы, гидросферы и атмосферы, роль неорганических и органических систем в эволюции Земли (СК-2);

  • - знает состав, строение и основные физические и химические свойства важнейших простых веществ и химических соединений; имеет представление об электронном строении атомов и молекул, закономерностях химических превращений веществ (СК-3)

  • - знает об основных принципах оптимальной организации технологических процессов химических производств (СК-7);

  • - умеет оценивать агрессивность и другие вредные воздействия химических систем, понимает необходимость безопасного устойчивого взаимодействия человека и окружающей среды (СК-9);

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4.1. Структура дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

I

II

III

часов

часов

часов

1

2

3

4

5

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

36

36







Лекции (Л)

9

9







Практические занятия (ПЗ)

27

27







Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

В том числе:

36

36







Подготовка к практическим занятиям

5

5







Индивидуальные домашние задания (ИДЗ)

9

9







Подготовка к коллоквиуму (Кол)

10

10







Подготовка к контрольной работе (КР)

11

11







Контроль самостоятельной работы (КСР)

9

18







Вид промежуточной аттестации

зачет (З),

зачет с оценкой (ЗО)

ФПА с оценкой

+



-







экзамен (Э)
















ИТОГО:

Общая трудоемкость

часов

72

72







зач. ед.

2

2








Распределение лекционных часов по курсу

« Общая химия »

для студентов I курса ЕГФ специальность «биология-химия». I — семестр.

9 часов.



Тема лекции

Число часов

1

Основные понятия и законы химии. Атомно-молекулярное

учение.

1

2

Классификация и номенклатура неорганических соединений

1

3

Строение атома

1

4

Периодический закон и периодическая система элементов

Д.И.Менделеева

1

5

Химическая связь. Межмолекулярное взаимодействие.

1

6

Растворы. Способы выражения концентрации.

1

7

Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Закон разбавления Оствальда.

1

8

Окислительно-восстановительные реакции.

2




Итого:

9



Тематический план

семинарских и лабораторно-практических занятий по курсу

« Общая химия »

для студентов I курса ЕГФ специальности «биология-химия» I семестр

27 часов



Тема занятия

Число

часов

часов

Задания к

теме Практикум

[2]

1

Введение. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Техника лабораторных работ. Знакомство с лабораторной посудой и оборудованием.

1

Стр. 4 - 38

2

Основные химические понятия и законы. Газовые законы.

2

Стр. 38-44

3

Эквивалент. Закон эквивалентов. Определение эквивалентов.

2

Стр. 44 - 49 Лаб.раб.№2, стр. 47 - 49.

4

Относительная атомная и молекулярная масса.

2

Стр.49 - 56 Лаб.раб.№1, стр. 52 - 54.

5

Химические формулы и уравнения. Стехиометрия. Расчёты по химическим формулам и уравнениям.

2

Стр.56 - 68.

6

Основные классы неорганических соединений. Номенклатура. Получение кислот, оснований и солей.

2

Стр. 153-156

7

Контрольная работа по пройденным темам.

2




8

Строение атома.

2

Стр. 68 - 72.

9

Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева.

2

Стр. 73 - 77.

10

Окислительно-восстановительные реакции. Подбор коэффициентов методом ионно-электронного баланса ( метод полуреакций ).

3

Стр. 164-175.

11

Химическая связь.

2

Стр. 77 - 92.

12

Коллоквиум: строение атома, химическая связь, периодический закон Д.И.Менделеева.

2




13

Растворы. Свойства растворов. Растворимость веществ.Приготовление растворов.

1

Стр.109-131.

14

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

1

Стр. 131-138.

15

Водородный электрод. Стандартные электродные и окислительно-восстановительные потенциалы. Уравнение Нернста. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

См.задания в тетради




Итого:

27





Темы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « Общая химия »

  1. Основные понятия и законы химии. Атомно-молекулярное учение. Эквивалент.

  2. Основные классы неорганических соединений.

  3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

  4. Растворы. Растворимость, способы выражения содержания растворённого вещества в растворе.

  5. Общие свойства растворов.

  6. Растворы электролитов. Теория электролитической диссоциации. Теория кислот и оснований.

  7. Комплексные соединения.

  8. Гидролиз (кислотно-основное взаимодействие ионов соли с водой).

  9. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).




  1. Гетерогенное равновесие. Произведение растворимости (ПР).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература Основная литература:

  1. Глинка Н.Л. Общая химия / Н.Л.Глинка, - М.: Интеграл-Пресс, 2002. (допустимы к использованию издания: 1970 - 80х годов)

  2. Бабич Л.В. Практикум по неорганической химии / Л.В.Бабич, С.А.Балезин и др. - М.: Просещение, 1991.

Дополнительная литература:

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия / Н.С.Ахметов, - М.: Высшая Школа, 2002.

  2. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия / Я.А.Угай, - М.: Высшая Школа, 1997.




  1. Павлов Н.Н. Общая и неорганическая химия / Н.Н.Павлов, - М.: Дрофа, 2002.

  2. Рэмсден Э.Н. Начала современной химии / Пер. с английского, под.ред. В.И.Барановского, А.А.Белюстина и др. - Л.: Химия, 1989.

5. Фримантл М. Химия в действии / М.Фримантл, в 2-х ч., ч. 1, пер. с
английского, - М.: Мир, 1998.

Справочные пособия:

1. Лидин Р.А. Справочник по неорганической химии / Р.А.Лидин,
Л.Л.Андреева, В.А.Молочко, - М.: Химия, 1987.

2. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии / Р.А.Лидин,
- М.: Просвещение: Учебная литература, 1997.

Вопросы по курсу общей химии для студентов I курса биология-химия I семестр

  1. Предмет химии. Связь ее с другими естественными науками. Основной за­кон химии. Понятие о материи, ее виды, формы существования и движения. Химическая форма движения материи. Краткий исторический очерк разви­тия химии.

  2. Основные понятия и законы химии. Основной закон химии. Законы: сохра­нения массы веществ, постоянства состава, кратных отношений, объемных отношений, Авогадро, эквивалентов.

  3. Химический элемент. Изотопы, изобары. Простые вещества. Аллотропия. Аллотропные модификации. Сложные вещества как форма существования элементов в соединениях. Физические и химические свойства веществ. Яв-ления физические и химические. Распространенность и распределение эле­ментов в земной коре и в биосфере.

  4. Абсолютные и относительные массы атомов и молекул (ma, Ar, Mr). Моль. Молярная масса (М). Молярная масса эквивалента. Химический эквивалент вещества. Относительность величины эквивалента. Фактор эквивалентности. Эквивалентное число. Значение эквивалента в химии.

  5. Понятие о химической реакции как форма движения материи. Реагенты. Продукты реакции. Стехиометрия в уравнениях реакций. Основные типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена, окисли­тельно-восстановительные, диспропорционирования, внутреннего превра­щения. Непревращаемость элементов друг в друга при химических реакци­ях. Тепловой эффект реакции. Закон сохранения! массы при химических ре­акциях.

  6. Основные классы неорганических соединений. Классификация простых и сложных веществ по составу. Аллотропия. Аллотропные модификации. Ме­таллы и неметаллы. Бинарные соединения: оксиды, пероксиды, суперокси­ды, гидриды, халькогениды, галогениды, нитриды, карбиды и т.д. Номенкла­тура бинарных соединений. Трехэлементные соединения: гидроксиды, ки­слоты, соли. Классификация сложных веществ по функциональным призна­кам: оксиды солеобразующие и несолеобразующие, кислотные и основные. Амфотерные соединения. Соли: средние, кислые, основные, смешанные, двойные, комплексные. Номенклатура солей.

  7. Краткая история развития представлений о строении атома. Катодные лучи. Открытие элементарных частиц. Радиоактивность. Ядерные реакции.

  8. Модель атома Томсона и опыты Э.Резерфорда. Атомные спектры. Квантовая теория света. Опыты М.Планка. Фотоэффект.

  9. Периодический закон и периодическая система химических элементов (ПСЭ) Д.И.Менделеева. История открытия. Принцип построения естествен­ной системы элементов. Структура ПСЭ. Периоды, группы, подгруппы. Связь положения элемента с электронным строением его атома. Физический смысл порядкового номера. Особенности электронных конфигураций ато­мов элементов главных и побочных подгрупп. Элементы s-, p-, d-,f-ceмейств.

  10. 14.Периодический закон и периодическая система химических элементов (ПСЭ) Д.И.Менделеева. Периодичность изменения свойств элементов как проявление периодичности изменения электронных конфигураций атомов. Связь свойств элементов с их положением в ПСЭ. Периодически и неперио­дически изменяющиеся свойства элементов. Изменение величин радиусов, энергий ионизации, сродства к электрону и электроотрицательности атомов элементов с ростом зарядов их ядер. Значение периодического закона.

  11. 15.Химическая связь. Молекулы. Теория химического строения. Образование химической связи. Механизм образования связи. Понятие о валентности. Виды химической связи. Характеристика химической связи.

  12. 16.Образование химической связи. Понятие о квантовой химии. Основные по­ложения метода валентных связей (ВС) и метода молекулярных орбиталей (ММО). Достоинства и недостатки каждого метода.

  13. 17.Полярность и поляризуемость связи. Дипольный момент. Диэлектрическая проницаемость. Понятие о валентности и электровалентности. Металличе­ская связь.

  14. 18.Виды химической связи и типы кристаллических решеток. Молекулярные, ионные, атомные кристаллические решетки. Взаимосвязь физических свойств веществ и типа кристаллической решетки. Рассмотреть на примерах. Металлическая связь.

  15. 19.Межмолекулярные взаимодействия. Силы Ван-дер-Ваальса: ориентацион-ные, индукционные и дисперсионные силы притяжения и силы отталкива­ния. Их составляющие. Специфические межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь.

  16. 20.Первое начало термодинамики. Закрытые системы. Внутренняя энергия. Эн­тальпия. Превращение энергии при химических реакциях. Термохимия.
    Термохимические уравнения химических реакций. Закон Г.И.Гесса и след­
    ствия из него. Принцип Бертло-Томсона.

  17. 21.Второе начало термодинамики. Изолированные системы. Понятие энтропии. Энтропийный фактор как критерий самопроизвольного протекания химиче­ских процессов.

  18. 22.Третье начало термодинамики. Свободная энергия Гиббса. AG°P. - как фактор самопроизвольного протекания процесса. Расчет AG°298 для реакций. Взаи­мосвязь энергии Гиббса с константой равновесия.

  19. 23.Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов. Закон Вант-Гоффа. Закон действующих масс. Физи­ческий смысл константы скорости. Порядок и молекулярность реакции.

  20. 24. Принцип Ле-Шателье. Катализ. Механизм действия катализато­ра. Энергия активации. Уравнение Аррениуса. Ферменты как биологические катализаторы.

  21. 25.Растворы. Классификация. Способы выражения концентрации. Термодина­мика процесса растворения. Растворимость. Механизм процесса растворе­ния.

  22. 26.Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Кажущаяся и истинная степень диссоциации. Константы диссоциации. За­кон разбавления Оствальда. Диссоциация кислот, основания и солей в вод­ных растворах.

  23. 27.На основании термодинамических расчетов определите может ли реакция, схема которой приведена: Zn + Al2(S04)3 -> Al + ZnS04 идти слева на право при стандартных условиях. Если нет, то осуществима ли данная реакция при каких-либо другие условиях?

  24. 28.Определите как изменится скорость прямой реакции 2СО(г.) + 02 ±i 2С02 (г.) при а) увеличении концентрации оксида углерода (II) в 3 раза?; б) повы­шении давления в 2 раза?

  25. 29.Вычислите количество вещества и количество эквивалентов вещества в за­данной массе вещества: а) 0,49 г H2S04; ,0 16,0 г NaOH; в) 39,0 г Na2S; г) 53,0 г Na2C03.

  26. 30.

  27. 31.Какую массу глауберовой соли (Na2S0410Н2О) и воды необходимо взять для получения 500 г раствора с массовой долей сульфата натрия (Na2S04) в нем 5%?

  28. Сколько молекул диоксида углерода находится в 1 л воздуха, если объемное содержание С02 составляет 0,03% (н.у.)?

  29. При сжигании углеводорода массой 8,8 г образовалось 26,4 г оксида угле­рода (IV). Плотность углеводорода при н.у. 1,96 г/л. Найдите его молеку­лярную формулу.

  30. Газообразное соединение азота с водородом содержит 12,5% (по массе) во­дорода. Плотность соединения по водороду равна 16. Найти молекулярную формулу соединения.

  31. Выразите в граммах массу одной молекулы диоксида серы


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconРабочая программа учебной дисциплины химия уровень основной образовательной...
Цель дисциплины: усвоение научных знаний в области химии, овладе­ние химическим практикумом

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconРабочая программа учебной дисциплины введение в математику уровень...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconРабочая программа учебной дисциплины геометрия уровень основной образовательной...
Цель дисциплины «Геометрия»: формирование систематизированных знаний в области геометрии и ее основных методов

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconРабочая программа учебной дисциплины алгебра уровень основной образовательной...
Целью освоения дисциплины «Алгебра» является формирование систематизированных знаний в области алгебры и ее методов

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconРабочая программа учебной дисциплины алгебра и геометрия уровень...
...

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconУчебно-методический комплекс управление проектами Уровень основной...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Отечественная история Направление...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconРабочая программа дисциплины статистичекая обработка зоологического...
Целями освоения дисциплины «Статистическая обработка зоологического материала» являются

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции