Скачать 205.94 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ Уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 050100 «Педагогической образование» Профиль(и) «География-безопасность жизнедеятельности» Форма обучения очная (очная, очно-заочная , заочная) Срок освоения ООП нормативный (нормативный или сокращенный срок обучения) Факультет Естественно-географический Кафедра Химии и химического образования Декан факультета М.А.Картавых Заведующий кафедрой В.М.Макаров Нижний Новгород 2011 При подготовке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1) ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогической образование» , утвержденный Министерством образования и науки РФ « 22 »декабря 2009 года. 2) Учебный план профиля (профилей) «География-безопасность жизнедеятельности» , одобрен Ученым советом ГОУВПО «НГПУ» от «_____» ____________20___г. Протокол № _____ Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры химии и химического образования от «_____» ___________20___г. Протокол № _____ Заведующий кафедрой В.М.Макаров Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Советом факультета ЕГФ от «_____» ____________20___г. Протокол № _____ Председатель Совета факультета М.А.Картавых Разработчики: 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: усвоение научных знаний в области химии, овладение химическим практикумом. Задачи: ознакомление с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека;
формирование необходимых в повседневной жизни навыков безопасного обращения с веществами. 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Место дисциплины (модуля) «Химия (общая и неорганическая)», в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Химия (общая и неорганическая)» относится к базовой части Математического и естественнонаучного цикла (Б2). Для освоения дисциплины «Химия (общая и неорганическая)» обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения предмета «Химия» в общеобразовательной школе. Дисциплина «Химия (общая и неорганическая)» является базовой для последующего изучения других дисциплин вариативной части профессионального цикла (Аналитическая химия с основами ФХМА, Физическая и коллоидная химия) и дисциплин по выбору (Химия окружающей среды, Экологическая химия). 3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих специальных компетенций:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 4.1. Структура дисциплины и виды учебной работы
Основные требования к уровню усвоения содержания дисциплины В результате освоения содержания дисциплины студенты должны иметь представление:
- современную формулировку периодического закона, физический смысл порядкового номера; структуру периодической таблицы; связь между положением элемента в периодической таблице и электронным строением атома; - периодически и непериодически изменяющиеся свойства, причины пе риодичности; - закономерности изменения атомных радиусов, энергии ионизации, сродства к электрону, электроотрицательности в периодах и группах;
- определять положение элемента в периодической системе на основании его электронной формулы; сопоставлять различные свойства элементов, ру ководствуясь их положением в периодической системе;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература Основная литература
Дополнительная литература
5. Фримантл М. Химия в действии.- М: Мир, 1991. Средства обеспечения освоения дисциплины «Химия»
ЧАСТЬ П. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» Содержание разделов дисциплины Введение Предмет химии. Краткая история химии. Практическое значение химии. Раздел 1. Основные химические понятия и законы Атомно-молекулярное учение, его значение для современной химии. Работы М.В. Ломоносова. Атомы и молекулы как дискретные частицы. Размеры и массы атомов и молекул. Относительные атомные и молекулярные массы. Единица количества вещества - моль. Число Авогадро. Относительная молекулярная масса вещества. Закон Авогадро. Молярный объем вещества в газообразном состоянии. Химический элемент. Изотопы. Простые вещества как форма существования элемента в свободном состоянии. Сложные вещества как форма существования элементов в химических соединениях. Закон постоянства состава вещества. Химическая формула как отражение закона постоянства состава. Простейшие и истинные формулы вещества. Расчеты по химическим формулам. Структурные формулы. Границы применимости закона постоянства состава. Понятие о бертоллидах. Закон сохранения массы и энергии при химических реакциях. Понятие о взаимосвязи массы и энергии. Уравнение химической реакции как отражение закона сохранения массы вещества. Расчеты по химическим уравнениям. Весовые отношения реагирующих и образующихся веществ. Объемные отношения реагирующих и образующихся веществ. Объемные отношения реагирующих и образующихся газообразных веществ. Раздел 2. Строение вещества. Квантово-механическая модель атома. Квантовые числа. Атомные орби-тали. Принцип Паули. Правила и порядок заполнения атомных орбиталей. Строение многоэлектронных атомов. Электронные формулы атомов. Количественные характеристики основных свойств атомов: энергия ионизации, энергия сродства к электрону. Относительная электроотрицательность элементов. Твердое состояние вещества. Атомные, ионные и молекулярные кристаллические решетки. Свойства веществ с различным типом решетки. Раздел 3. Химическая связь Общие сведения о химической связи. Основные типы химической связи: ионная, ковалентная (полярная и неполярная), металлическая. Ионная связь, механизм ее образования. Механизмы образования ковалентной связи. Характеристики химической связи: длина связи, энергия связи, валентный угол. Полярность связи, полярность молекул. Электрический дипольный момент связи и молекулы в целом. Метод валентных связей, понятие о методе молекулярных орбиталей. Межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь. Раздел 4. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Открытие периодического закона Д.И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона. Периодичность свойств элементов как проявление периодичности изменения электронных конфигураций атомов. Периодическая система элементов. Периоды и группы. Подгруппы. Связь между номерами периода, группами периодической системы и элек- тронным строением атомов. Особенности электронных конфигураций атомов элементов в главных и побочных подгруппах. Элементы s-, p-, d-, f- семейств. Изменение атомных радиусов, энергии ионизации и энергии сродства к электрону в группах и периодах. Периодичность в изменении свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов. Раздел 5. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Понятие о скорости химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, катализаторы. Константа скорости реакции. Гомогенный катализ. Цепные реакции. Гомогенный катализ. Гетерогенный катализ. Необратимые и обратимые химические процессы. Химическое равновесие. Константа химического равновесия. Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ, давления и температуры. Принцип Ле Шателье. Раздел 6. Химическая термодинамика Энергетические эффекты химических реакций. Внутренняя энергия и энтальпия. Термохимия. Законы Гесса. Энтальпия образования химических соединений. Энтропия и ее изменения при химических процессах. Энергия Гиббса. Условия самопроизвольного протекания химических реакций. Раздел 7. Вода. Растворы Электронное строение молекул воды. Ассоциация молекул воды. Понятие о водородной связи. Физические и химические свойства воды. Роль воды в природе. Дисперсные системы, их классификация. Истинные растворы. Механизм процесса растворения. Тепловой эффект процесса растворения. Гид-ратная теория Д.И. Менделеева. Растворы неэлектролитов. Способы выражения концентрации растворов. Раздел 8. Теория электролитической диссоциации. Гидролиз Основные положения теории электролитической диссоциации. Работы С. Аррениуса. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Гидратация ионов в растворах. Образование иона гидроксония. Степень диссоциации электролитов. Сильные и слабые электролиты. Зависимость степени диссоциации от концентрации растворенного вещества, природы растворенного вещества и растворителя. Равновесие в растворах слабых электролитов. Константа диссоциации слабых электролитов. Кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации. Амфотерные гидрокси-ды. Ступенчатая диссоциация многоосновных гидроксидов. Диссоциация кислых и основных солей. Реакции обмена в растворах электролитов. Направленность реакций обмена в растворах электролитов. Произведение растворимости. Аналитические методы определения важнейших катионов и анионов. Гидролиз солей в водных растворах. Случаи гидролиза. Смещение равновесия гидролиза. Роль гидролиза в химических процессах и процессах выветривания минералов и горных пород. Раздел 9. Окислительно-восстановительные процессы Реакции, идущие с изменением степени окисления атомов элементов. Окислители и восстановители. Классификация окислительно-восстанови- тельных реакций. Правила составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Роль среды в протекании окислительно-восстановительных реакций. Взаимодействие металлов с кислотами и солями в водных растворах как окислительно-восстановительный процесс. Раздел 10. Электрохимические процессы Предмет электрохимии. Получение электрического тока при химической реакции. Понятие о гальваническом элементе. Направленность окислительно-восстановительных реакций. Ряд напряжений металлов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Законы электролиза. Электролиз расплавов и водных растворов кислот, оснований, солей и его практическое использование. Самостоятельная работа студентов Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста учителя географии предусматривает блок самостоятельной работы, который включен в общий объем трудоемкости по дисциплине и составляет от 30 до 60 %. Самостоятельная работа студентов всецело направлена на достижение требований к усвоению знаний по дисциплине. Система самостоятельной работы студентов Специальность 020401 и 050103
Оценка результатов усвоения Оценка результатов усвоения программного материала осуществляется систематически в ходе текущей и промежуточной аттестации студентов. Текущий контроль проводится в форме оценки устных, письменных ответов на практических занятиях (письменный ответ у доски, письменная проверочная работа). Промежуточная аттестация осуществляется на коллоквиумах, которые проходят в первом семестре. Итоговый контроль: зачет |
Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной... Цели освоения дисциплины: овладение базовыми знаниями фундаментальных разделов химии |
Рабочая программа учебной дисциплины введение в математику уровень... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа учебной дисциплины геометрия уровень основной образовательной... Цель дисциплины «Геометрия»: формирование систематизированных знаний в области геометрии и ее основных методов |
Рабочая программа учебной дисциплины алгебра уровень основной образовательной... Целью освоения дисциплины «Алгебра» является формирование систематизированных знаний в области алгебры и ее методов |
||
Рабочая программа учебной дисциплины алгебра и геометрия уровень... ... |
Учебно-методический комплекс управление проектами Уровень основной... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Отечественная история Направление... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа дисциплины статистичекая обработка зоологического... Целями освоения дисциплины «Статистическая обработка зоологического материала» являются |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |